Элективный курс по химии для 11 класса Решение задач по неорганической химии

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Левженская средняя общеобразовательная школа»
Рузаевского муниципального района.


«Утверждено»
Решение педсовета
от «__»_____20___ г.
Протокол № ___
Приказ № ____
От «___»______20___г.
Директор школы

_________ / Л.Я. Кузьмина/

«Согласовано»
Заседание Метод. совета
Протокол № ___
От «___»_______20___ г.
Зам. директора по УВР

_________ /О.Ф. Яушева /

«Рассмотрено»
на заседании МО
Протокол № _____
от «___»________ 20____г.

________ /Л.И. Мокшина/







РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ХИМИИ

«Решение задач
по неорганической химии».

на 2015 - 2016 учебный год

в 11 - ом классе







Составитель:
Святкина Ирина Владимировна,
учитель биологии и химии






с. Левжа 2015г.


ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ.
«Решение задач по неорганической химии».
Пояснительная записка.
Курс «Подготовка к ЕГЭ по химии. Решение задач по неорганической химии» рассчитан на 34 часа.
Изучение школьного курса химии направлено на изучение химических процессов происходящих в природе и в технике, как с качественной, так и с количественной стороны. Поэтому на занятиях по химии, наряду с описанием явлений, фактов, теорий и законов, должны рассматриваться и их количественные закономерности, а это предусматривает включение в учебный процесс решение задач различного типа. В курсе по выбору представлены типы расчетных задач, которые рассматриваются в базовом курсе химии, а также приведены новые типы задач.
Курс «Подготовка к ЕГЭ по химии. Решение задач по неорганической химии» разделен на несколько блоков: расчеты по химическим формулам, количественные характеристики растворов, вычисления по химическим уравнениям и т.д. Работа по каждому типу начинается с теоретического введения, учитель знакомит учащихся с разными способами решения задач. В дальнейшем учащиеся самостоятельно определяют способ решения – главное, чтобы он был рациональным и логически последовательным. Решение задач способствует развитию логического мышления, прививает навык самостоятельной работы. Решение сложных задач – интересный и творческий процесс, результат его часто бывает оригинальным и нестандартным, таким образом, решение задач способствует самореализации ученика.
Курс предназначен для учащихся профильных классов средних школ, гимназий естественнонаучного и медико-биологического направления, а также учащихся, проявляющих интерес к изучению химии.
Задачи курса:
1. Углубить знания учащихся по химии, научить их решать задачи.
2. Дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к химии.
3. Предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу химии на повышенном уровне.
В данном элективном курсе предполагается использовать следующие методы: фронтальный разбор способов решения новых типов задач, групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач, коллективное обсуждение решения наиболее сложных и нестандартных задач, решение расчетно-практических задач, составление учащимися оригинальных задач, работа учащихся над творческими проектами. По окончании курса проводится защита учащимися разработанных проектов.
Учащиеся должны уметь:
– производить расчеты по химическим формулам; осуществлять превращения;
– производить вычисления состава растворов с использованием массовой доли растворенного вещества, молярной концентрации, растворимости;
– производить расчеты по уравнениям реакций; работать в группе.

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ
«Решение задач по неорганической химии».
Содержание курса. (34 ч.)
Занятие 1. Основные понятия и законы химии. (1ч)
Цель: изучить основные химические понятия и законы. ( групповое и индивидуальное решение задач)
Занятие 2-3. Вывод химических формул. (2ч)
Цель: научиться решать задачи на вывод химических формул (фронтальный разбор способов решения новых типов задач)
Занятие 4-6. Расчеты по формулам. Вычисление массовой доли элемента. Вычисление отношения масс элементов в сложном веществе. Вычисление массы элемента в заданной массе сложного вещества. Комбинированные задачи. (3ч)
Цель: научиться производить расчеты по формулам. ( групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач).
Занятие 7-11. Расчеты по химическим уравнениям. Вычисление массы вступающих в химическую реакцию веществ или получающихся в результате реакции. Вычисление объемов реагирующих газов и газообразных продуктов реакции. Вычисление продукта реакции по известной массе исходного вещества, содержащую определенную массовую долю примесей. Вычисление массы продукта реакции при условии, что одно из исходных веществ взято в избытке. Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты по термохимическим уравнениям. (5ч)
Цель: научиться производить расчеты по химическим формулам (фронтальный разбор способов решения новых типов задач)
Занятие 12-17. Растворы, растворимость.
Расчеты, связанные с понятием «массовая доля». Нахождение масс растворенного вещества и растворителя, необходимых для приготовления заданной массы раствора с указанной массовой долей растворенного вещества. Нахождение массовой доли растворенного вещества по известным массам растворенного вещества и растворителя. Вычисление массовой доли растворенного вещества при условии, что исходным веществом является кристаллогидрат. Вычисление масс раствора и растворителя по заданной массовой доле растворенного вещества и его массе. Вычисления, связанные со смешением и разбавлением растворов. Вычисления с использованием плотности растворов. Вычисление объемной доли растворенного вещества. Молярная концентрация растворов. Переход от одних форм выражения состава растворов к другим. Растворимость. (6ч)
Цель: выяснить особенности решения задач по теме «Растворы, растворимость».( решение задач).
Занятие 18-20. Комбинированные задачи. (3ч)
Цель: познакомить учащихся с решением комбинированных задач. ( групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач).
Занятие 21-23. Решение задач с использованием стехиометрических схем.(3 ч)
Цель: познакомить учащихся с решением задач с использованием стехиометрических схем.(3ч) ( групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач).
Занятие 24-26. Вычисление состава смесей. (3ч)
Цель: познакомить учащихся с решением задач на вычисление состава смесей
(групповое и индивидуальное решение задач).
Занятие 27-29. Расчеты по уравнениям, в основе которых лежит реакция замещения. (3ч)
Цель: познакомить учащихся с правилами ведения расчетов по уравнениям, в основе которых лежит реакция замещения одного металла другим.
( групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач).
Занятие 30-33. Решение задач по теме «Электролиз». (4ч)
Цель: научиться решать задачи по теме «Электролиз»( групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач).
Занятие 34. Конференция по теме «Решение задач по неорганической химии»
Цель: определение степени усвоения знаний, выработке умений и навыков в решении задач. (Защита рефератов).
Литература.
1.Васюченко С.И.Сборник задач и упражнений по химии. – М.: Просвещение, 1987.
2.Веденяпин А.Я.Решение расчетных задач по химии. – М.: Просвещение, 1992.
3.Гольдфарб Я.Л.Сборник задачи упражнений по химии. – М.: Просвещение, 1987.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ
«Решение задач по неорганической химии».
Тематическое планирование (34 часа).

Тема занятия, форма работы.
Колич часов
да-та

1.
Основные понятия и законы химии.
(Разбор образцов задач по теме, самостоятельное решение задач.)
1


2-3.
Вывод химических формул.
(фронтальный разбор способов решения новых типов задач)
2


4-6.
Расчеты по формулам. Вычисление массовой доли элемента. Вычисление отношения масс элементов в сложном веществе. Вычисление массы элемента в заданной массе сложного вещества. Комбинированные задачи. ( групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач).
3


7-11.
Расчеты по химическим уравнениям. Вычисление массы вступающих в химическую реакцию веществ или получающихся в результате реакции. Вычисление объемов реагирующих газов и газообразных продуктов реакции. Вычисление продукта реакции по известной массе исходного вещества, содержащую определенную массовую долю примесей. Вычисление массы продукта реакции при условии, что одно из исходных веществ взято в избытке. Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты по термохимическим уравнениям. ( разбор способов решения новых типов задач)
5


12-17.
Растворы, растворимость. Расчеты, связанные с понятием «массовая доля». Нахождение масс растворенного вещества и растворителя, необходимых для приготовления заданной массы раствора с указанной массовой долей растворенного вещества. Вычисление массовой доли растворенного вещества при условии, что исходным веществом является кристаллогидрат. Вычисление масс раствора и растворителя по заданной массовой доле растворенного вещества и его массе. Вычисления, связанные со смешением и разбавлением растворов. Вычисления с использованием плотности растворов. Вычисление объемной доли растворенного вещества. (групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач).
6


18-20.
Комбинированные задачи. ( групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач).
3


21-23.
Решение задач с использованием стехиометрических схем.
( групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач).
3


24-26.
Вычисление состава смесей.
( самостоятельное решение задач).
3


27-29.
Расчеты по уравнениям, в основе которых лежит реакция замещения одного металла другим. ( решение задач).
3


30-33.
Решение задач по теме «Электролиз». ( групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач).
4


34.
Конференция по теме «Решение задач по неорганической химии». (Защита рефератов).
1



Рецензия
на программу элективного курса по химии
«Решение задач по неорганической химии»
для учащихся 11 класса,
составленную Святкиной И.В.,
учителем первой квалификационной категории.

В курсе химии изучаются химические процессы, происходящих в окружающем нас мире, как с качественной, так и с количественной стороны. Поэтому, наряду с описанием явлений, фактов, теорий, законов, учащиеся должны уметь рассматривать и их количественные закономерности, т.е. уметь решать задачи различного типа.
Необходимо отметить, что решение задач по химии – это только одно из педагогических средств в арсенале учителя. Устные ответы, самостоятельные работы, зачеты, контрольные работы, практические работы и другие формы контроля должны существовать наряду с задачами. У каждой из этих форм есть свои преимущества и недостатки.
Решение задач по химии позволяет провести объективную независимую оценку уровня обученности учащихся в соответствии с едиными образовательными требованиями. Умение решать задачи – это один из показателей уровня развития химического мышления школьников, наличия навыков применения знаний в новых ситуациях.
Основное назначение умения решать задачи по химии – закрепление и совершенствование знаний, а также формирование соответствующих умений (дополнение новых сведений, установление взаимосвязей между понятиями, между эмпирическими фактами и теоретическими представлениями, систематизация изученного материала и т.п.) успешное усвоение знаний и овладение необходимыми умениями предполагает активную работу учащихся с учебным материалом.
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа.
При изучении курса используются различные формы проведения занятий: лекции, беседы, семинары, групповое и индивидуальное решение задач, уроки-конференции. Все эти формы занятий направлены на совершенствование навыков и умений конспектировать лекции, анализировать литературу, готовить доклады, отчеты, рефераты, публично выступать с ними и отстаивать свою точку зрения в ходе дискуссий.
Данное тематическое планирование можно использовать для ведения курса как в общеобразовательном, так и в профильном классе, т.к. кроме задач, предусмотренных учебной программой, сюда включены задачи повышенной сложности.

Зам. директора по УВР
Адмакина Т.А. _________



Рецензия
на программу элективного курса по химии
« Решение задач по неорганической химии»
для учащихся 11 класса,
составленную Святкиной И.В.,
учителем первой квалификационной категории.

С тех пор как существует преподавание, существует и контроль уровня усвоения учебного материала. Каждому педагогу важно учитывать индивидуальные особенности, интересы и потребности, различия в уровне подготовки обучающихся на данный момент. Такой подход возможно реализовать благодаря профильному обучению, проведению элективных курсов.
Решение задач является важным показателем умения самостоятельно пользоваться знаниями по химии на практике. Чем разнообразнее тематика задач, тем активнее работает мысль и лучше осознается значение изучаемого материала. В зависимости от тематики и уровня сложности задач учитель предусматривает соответствующее время на их решение и организует ту или иную форму работы – фронтальную, групповую или индивидуальную. В некоторых случаях при групповой работе целесообразно организовать взаимопроверку, при которой оценку результатов решения задач проводят сами учащиеся.
Все эти формы занятий направлены на совершенствование навыков и умений конспектировать лекции, анализировать литературу, готовить доклады, отчеты, рефераты, публично выступать с ними и отстаивать свою точку зрения в ходе дискуссий.
Главное преимущество задач по химии в том, что они позволяют провести объективную независимую оценку уровня обученности учащихся в соответствии с едиными образовательными требованиями.
Данный элективный курс разработан для 11 классах базового уровня(1 час в неделю), он также может быть использован в качестве профильного элективного курса в 11классе. В зависимости от того, в каком классе будет проводиться этот элективный курс достаточно несложно адаптировать предложенное содержание с учетом возрастных особенностей учащихся. Курс рассчитан на 34 часа, материал адаптирован к учебникам химии разных авторов.
Можно использовать этот элективный курс не только в старших классах базового уровня, но и в классах естественно-научного профиля.

Учитель химии МБОУ Лицей № 4
Кузина И.Н._________________

15