Тема:А.М.Волков. «Волшебник Изумрудного города».
Тема:А.М.Волков. «Волшебник Изумрудного города».
3 классУмербекова Ж.З.,
учитель начальных классов
КГУ «Карасорской СОШ».
Цель урока: познакомить с главой из произведения А.М.Волкова «Последнее волшебство Бастинды», вызвать интерес к чтению, побудить к доброте, дружбе и взаимовыручке.
Задачи:
1.Проверить умение различать жанры литературы (уточнить понятие сказочная повесть), расширить знания отворчестве А. М. Волкова.
2. Развивать устойчивое внимание, умение сосредоточиться на деятельности как можно дольше, умение держать в поле внимания сразу несколько предметов и действий.
Развивать умение заучивать нужную информацию. Развивать воображение. Развивать логичность высказываний, точность в передаче фактов, выразительность и ясность речи, хорошую дикцию и умение выразительно читать, слушать и говорить, развивать умение выделять в тексте фрагменты и соответствующие строки.
3.Воспитывать чувства благородства, великодушия, доброжелательности. Формировать умение видеть прекрасное в человеческих отношениях, воспитывать умение общения с друзьями.
Вид урока: комбинированный.
Метод: работа с книгой, беседа, иллюстрированный.
Прием: чтение по ролям, выборочное чтение, комбинированное чтение.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Поприветствуем гостей! Сейчас у нас урок литературного чтения. Сегодня на уроке наш класс продолжит путешествие по Волшебной стране Александра Волкова. Путешествуя, мы попадем в Изумрудный город и будем участниками неравного сражения со злой волшебницей Бастиндой.
А передвигаться мы будем не на поезде, не на пароходе, а в небольшом фургоне, кружась в ураганной круговерти.
2.Проверка знаний.
Плывут угрюмые века,
Плывут, как в небе облака,
Спешат, бегут за годом год,
А сказка, на тебе! — живет!
Попасть в волшебную страну поможет только чудо. Появляется фея: Я помогу вам попасть в сказку, если вы безошибочно исполните три моих желания. Бамбара, чуфара, скорики, морики, турабо, фурабо, лорики, ерики, помогите ученикам из 3 «Б» исполнить три заветных желания.
1.Желание «Литературное».
Я желаю, чтобы вы ответили на вопрос: «К какому жанру литературы можно отнести произведение А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»?
Это сказочная повесть. Это литературное произведение, в котором в отличие от рассказа изображается не одно, а несколько событий из жизни героя. В повести больше, чем в рассказе действующих лиц, шире и подробнее показана жизнь.
А почему сказочная?
Молодцы! Мое первое желание исполнено!
Волшебная страна,
Когда и кто ее сложим
В своей избушке где-то
И самый старый старожил
Не даст тебе ответа.
2.А второе желание таково! Желание «Библиотечное». Расскажите, как появилось на свет произведение «Волшебник Изумрудного города»?
Создал его человек по имени Александр Милентьевич Волков. Он знал четыре иностранных языка и однажды, уже будучи сорокалетним преподавателем математики, решил выучить еще один — английский. А для практики попробовал переводить сказку американского писателя Фрэнка Баума «Мудрец из страны Оз». Баум тоже не был профессиональным писателем: он просто придумывал истории для своих сыновей, а потом решил их записать и издать. Его сказка напечатана в 1900 году, переиздавалась много раз и переиздается до сих пор. Она стала одной из самых любимых сказок американских детей.
Александр Волков переводит «Мудреца из страны Оз». Книжка Волкову понравилась очень. Так, что он начал рассказывать ее и своим детям, при этом кое-что переделывая, кое-что добавляя. Девочку стали звать не Дороти, а Элли. Мудрец приобрел имя Гудвин и титул «Великий и Ужасный». А когда перевод, а вернее пересказ, завершился, то выяснилось, что это уже не Баумовский «Мудрец». А позже, после издания книги, к нему стали приходить письма с одной единственной просьбой: продолжить полюбившуюся историю.
Фея: Второе желание вам по плечу!
3.Желание «Географическое».
Назовите все части волшебной страны (Голубая страна, Желтая, а в центре— Изумрудный город, Фиолетовая страна. Розовая страна.)- Большое спасибо, фея. Вот мы и в волшебной стране. А дальше нам поможет волшебница Книга.
- В какую страну приземлился домик Элли? (в Голубую)- Какая колдунья правила Голубой страной? (Гингема, злая колдунья)
- Кто дал Элли совет, как вернуться домой к маме и папе? (Вилина, добрая волшебница из Желтой страны)
Что должна была сделать Элл и для того, чтобы вернуться в Канзас, к маме и папе? (Выполнить самые заветные желания трех существ)
По загадкам угадайте их:
1.Это существо, сшитое из соломы, было спутником девочки Элли в волшебной стране. Кто это? (Страшила)
2. Шел он в город Изумрудный
По дороге зимней трудной.
Из железа он навек.
То — железный ... (Дровосек)
3. Это животное называют царем зверей, но в повести ему не хватало очень важной вещи - смелости. (Трусливый лев)
В древности слагались небылицы
И сейчас рождаются они.
Вот книжные герои сходят со страницы
Прямо к нам в сегодняшние дни.
Какова была цель путешествия у каждого из них?
3.Проверка домашнего задания.
- Кто должен был выполнить их желания? (Гудвин)
-А теперь давайте посмотрим, исполнил их желания Гудвин? (Проблемный вопрос)
Домашнее задание: в учебн. нужно прочитать по ролям диалог Гудвина и Элли.
Ответьте на вопрос. (Гудвин желание Элли и ее друзей не исполнил)
Что приказал Гудвин? (Освободить Фиолетовую страну от власти злой волшебницы)
Добро и зло в стране чудес, как везде, встречаются,
Но только здесь они живут на разных берегах.
Здесь по дорогам разные истории скитаются И бегают на тоненьких ногах.
4. Новый материал:
а)Новое мы узнаем в следующей главе произведения «Волшебник Изумрудного города» «Последнее волшебство Бастинды».
б)Словарная работа: Но прежде чем познакомиться с этой частью, прочитайте трудные слова, новые, которые встретятся в тексте:
Предводитель — т.е. главный, вожак.
Кухарка - работница на кухне.
Упряжка - специальное изделие из кожи для запрягания лошади.
Провизия — корзина с продуктами.
в)Комбинированное чтение — знакомство с частью хрестоматии.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без воды.
г)Анализ.
Кто из героев повести боялся воды? (злая волшебница Бастинда)
А еще чего боялась Бастинда?
Сколько препятствий было у наших друзей?
Итог урока: Справились ли они с ними?
Какова тема этого произведения?
а)Попробуем определить идею этой сказочной повести. А поможет нам в этом письмо А. М. Волкова, обращенное к вам, детям: «В своей сказке я старался показать, что самое лучшее, самое дорогое на свете — это дружба и взаимовыручка».
б)Какие пословицы и поговорки больше всего подходят к этой повести?
Домашнее задание: выразительное чтение.