Методика Утреннего Сбора на уроках в общеобразовательных школах


Для полноценного развития ребенка необходима соответствующая среда. В дошкольных учреждениях этим вопросом уделяется особое внимание. Так, организованная образовательная деятельность, направленная на речевое развитие, призвана обогащать речь дошкольников. Педагоги проводят работу по расширению словарного запаса детей, развитие звуковой культуры и связности речи, грамматического строя и т. д.
Особое значение для формирования речевых навыков имеет свободное общение. Общаясь со взрослыми, ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако усвоенные слова могут остаться у дошкольника в пассиве. Чтобы пассивные потенциальные знания стали активными, нужна жизненная потребность, которая возникает у ребенка, когда он общается со сверстниками.
Разговаривая со взрослым, дошкольник не перекладывает особых усилий для, того чтобы его поняли. Взрослые всегда постараются найти с ним общий язык. Другое дело – сверстники. Они не будут пытаться угадывать желания и настроение друг друга. Детям очень хочется общаться. Поэтому они стараются связно и четко выражать свои намерения, мысли и желания. Именно потребность быть услышанным делает речь дошкольников более понятной.
В ходе организации режима пребывания детей в группе дошкольного учреждения, педагог использует разнообразные методы и формы, включая всех детей в совместную деятельность. Прежде всего это касается создания условий и способов организации режимных моментов, сюжетно-ролевой игры, театрализованной деятельности, продуктивных видов деятельности, которые являются прекрасным средством освоения дошкольниками образовательной области «Коммуникация».
Одной из форм организации образовательного процесса в совместной деятельности с детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего сбора как важного режимного момента.
Цели и задачи утреннего сбора:
-Создать эмоциональный настрой на весь день - “задать тон”.
Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
Развивать навыки (общения, планирования собственной деятельности и т. п.) .Учить объяснять словами свое эмоциональное состояние.
Развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т. п.) .Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
Выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
Учить делать выбор, а также планировать собственную деятельность.
Групповой сбор или утренний круг это время, когда мы собираемся вместе.
Утренний сбор для дошкольников - это прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.
Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к профессиональному мастерству педагога – это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.
Основные этапы утреннего сбора:
приветствие;
обмен информацией;
групповая деятельность;
ежедневные новости.
Утренний сбор начинается с приветствия.
Используются самые разнообразные их формы:
Обратив внимание на стенд "Здравствуйте, я пришел", "Уголок именинника, "Звезда дня», "Мое настроение".
Также стихотворные, песенные приветствия; здороваемся ладошками, плечиками, дарим разнообразные пожелания, комплименты, в общем, игры которые создают эмоционально - положительный настрой на весь день. В группе имеется картотека с играми - приветствиями например «Давай поздороваемся», «Опиши друга», «Настроение» и др.
Обмен информацией
– второй этап утреннего сбора, основной темой является «Добрые дела». Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, что, просится на язык – домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Так, например, один из воспитанников сообщил, какое они доброе дело они с папой сделали для птиц зимой: смастерили кормушки и развесили их в парке. Затем педагог организует обсуждение. Дети принимают в нем участие, т. е. задают вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. Новости принимаются как факт. А если время ограничено, используем некоторые хитрости, например: сегодня новостями делятся только мальчики, или, те, у кого имена начинаются с гласных звуков. И, конечно предлагаем детям самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях.
Следующий этап утреннего сбора – групповая деятельность
. На этом этапе проводятся игры:
пальчиковые игры («Домик», «Кошка и мышка», «Гроза») ;словесные игры («Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Найди рифму», «Закончи предложение») ;игры-фантазии («Творческая ошибка», «Оживление предметов», «Конструирование загадки») ;игры-цепочки и т. д. При этом из рук в руки передается мягкая игрушка, и каждый ребенок имеет возможность принять участие в игре. Всё то, что помогает детям почувствовать себя комфортно, легко и весело.
Ежедневные новости
– четвертый этап утреннего сбора – настраивает детей на активное общение между собой, как вербальное, так и невербальное. В ходе этого этапа педагог сообщает воспитанникам информацию:
о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды;особом событии – дне рождения одного (или нескольких) из воспитанников.
о плане деятельности на текущий день - выбор детьми центров активности. Проводится презентация центров, сообщается детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагается подумать и решить, в какой центр они пойдут, и чем будут заниматься сегодня.
Иногда в процессе занятий в центрах активности возникают проблемы поведенческого характера, и тогда на утреннем сборе возникает необходимость привлечь детей к выработке определённых правил, в которых даётся способ их выполнения.
Участие детей в выработке правил позволяет им в дальнейшем осуществлять самоконтроль за своим поведением, а так же заставляет требовать выполнение правил другими детьми.
Таким образом, утренний сбор – один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется из словарный запас.
У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, толерантность, формируется нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей, формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно – образовательном процессе в целом.
Проводя утренний сбор, мы реализуем образовательные задачи области «коммуникация».
Аннотация:
В данной работе рассматривается методика проведения утреннего сбора.
Данная методическая разработка может быть использована в работе педагогов-психологов в мотивировании педагогических кадров по внедрению элемента программы «Югорский трамплин» - «Утренний сбор», для воспитателей в организации и проведения Утреннего сбора.
«Утренний сбор - шаг к созданию условий психолого-педагогического сопровождения ребёнка в ДОУ»
Наш детский сад второй год является экспериментальной площадкой по апробации образовательной программы дошкольного возраста – «Югорский трамплин».  Ценности этой программы в том, что они ориентированы на ребёнка и совпадают с ценностями личностно-ориентированной педагогики, лежащей в основе реформы образования в России, отвечают на все запросы российской педагогики и российского образования. Сущность психолого-педагогического сопровождения в условиях нового ФГОС в том, что деятельность педагога-психолога и воспитателя ДОУ должна быть направлена, с одной стороны, на создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте, а с другой, на содействие становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды. Утренний сбор группы детского сада - чувство общности, интерес детей и взрослых друг к другу, обучение навыкам эффективной коммуникации,  становление ключевых компетентностей. Хороший утренний сбор, как одно мгновение – проводится быстро, легко и непринуждённо. И хотелось бы пожелать таких мгновений воспитателям в их нелёгком, но важном труде.
Мастер-класс для педагогов ДОУ
Цель – мотивация педагогических кадров для работы по внедрению элемента программы «Югорский трамплин» - «Утренний сбор».
Задачи:                                                          
     1.            Ознакомить со структурными элементами утреннего сбора.     2.            Обратить внимание на важность создания воспитателем психолого-педагогических условий во время проведения утреннего сбора.     3.            Оказать помощь и поддержку воспитателям в организации и проведении утреннего сбора.
Одним из основных принципов организации образовательного процесса в ДОУ, которые предъявлялись к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, но является актуальным и в условиях введения ФГОС – принцип интеграции.
Интеграция – объединение и в образовательном процессе ДОУ рассматривает ряд таких форм работы и видов деятельности педагогов с детьми, которые затрагивают развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей в одной форме работы. 
Принцип развивающего образования, в условиях нового ФГОС предполагает, что образовательное содержание предъявляется ребёнку с учётом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учётом его интересов, что способствует развитию, т.е. реализации как явных, так и скрытых возможностей.
Цели и задачи, а также структура утреннего сбора и содержание практических материалов в центрах показывают наглядно, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребёнку в условиях ФГОС.
Утренний сбор включает в себя несколько структурных элементов.
Позывные для утреннего сбора. 
Для начала группа выбирает для себя – собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: весёлая музыка, звон колокольчика, речёвка. Позывные возможно связать с требуемой темой.
Организация круга. 
Сбор проходит в виде круга, где дети вместе с взрослыми сидят на стульчиках, на подушках и так далее. Каждая группа сама вправе определить традицию организации круга и порядок расположения детей в кругу может меняться. Круг – это открытость, внимание детей друг к другу и чувство единства в коллективе.
Приветствие. 
Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников и хотят чувствовать себя частью группы, поэтому приветствие должно быть адресовано каждому, кто находится в круге. Начиная приветствие, покажите, как это делается. Существует много способов приветствия, которое может быть вербальным и невербальным. Дружеская атмосфера устанавливается тогда, когда спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Есть много весёлых, занимательных, уважительных приветствий, которые могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речёвки, формы приветствий разных народов. Приветствия также могут содержать эпитеты, комплименты. Дети, усвоив процедуру, могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Используются различные предметы (любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон), которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие.
Новости.
Один из любимых частей утреннего сбора – обмен новостями, так как предоставляет возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут носить различный характер. Чтобы избежать проблем по поводу, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей, предлагается коллегиально решить, какое количество и кого сегодня выслушать. Важно, что дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас, развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.
Новости принимаются как факт, поэтому не регламентируются (только по одной короткой новости), не селекционируются (только хорошие новости), не вытягиваются (мы еще не слышали твоих новостей), не запрещаются (об этом мы не говорим).
На утреннем сборе происходил общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует/ сколько дней осталось до ближайшего дня рождения/что сегодня нам предстоит/что интересного заметили в группе). Здесь очень важно вводить различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня и следить, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.
Динамическая пауза.
Динамическую паузу лучше проводить также в соответствии с тематическим проектом.
Проблемные ситуации.
Когда мы организуем детей в круг, мы способствуем активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Важно создавать такие ситуации для размышления, высказывания своего мнения по вопросу, чтобы дети могли сообща подумать над разрешением ситуации.
Игры по теме проекта. 
Этот компонент утреннего сбора направлен на расширение информационного поля тематического проекта, так как здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Приветствуются различные презентации какой-либо части проекта детьми из старших групп, ребенком совместно с родителем, либо сам ребенок представляет сообщение (например, по теме «Семья» ребенок показывает и рассказывает родословное древо своей семьи).
Предоставление права выбора центра активности. 
Завершающий элемент структуры утреннего сбора – презентация педагогом деятельности в центрах активности, а дети делают выбор центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети должны закрепить карточкой на доске выбора, а педагог может использовать этот момент и как образовательный.
У детей формируется познавательный интерес, так необходимый для дальнейшего обучения в школе. Утренний сбор, объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, и способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.
Утренний сбор (практическая часть).
Один из методов и приемов сбора детей – звуковой сигнал (колокольчик).
Дети (педагоги) берут стульчики, ставят их по кругу и садятся (могут сесть на ковёр).
Минутка вхождения или установление сопричастности, общности детей и взрослых группы:
В нашей группе
УТРО В ДЕТСКОМ САДУ... Приветствие
Встанем (сядем) рядышком, по кругу,
Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!!!
Упражнение «Приветствие»: Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа, передает игрушку и приветствует его (ее): «Доброе утро, Маша! Я рада, что ты сегодня с нами».
«Новости выходного дня» (ты катись веселый мячик быстро, быстро по рукам; у кого веселый мячик, тот сейчас расскажет нам).
- Дети, я очень хочу поделиться с вами своей (радостной) новостью: «У меня дома, вчера расцвёл очень красивый цветок и мне он нравится. А какие новости у вас?
Обмен информацией.
- Что же у нас за окном? Какой мелкий, моросящий дождик. Серые и низко проплывающие тучи. Сегодня среда, 8 октября. Октябрь – это осенний месяц.
- Сколько сегодня нас в группе? Девочек? Мальчиков?
Динамическая пауза.
Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом,
И как раз вместо глаз,
Угольки нашлись у нас.
Зайка вышел как живой.
Он с хвостом и головой!
За усы не тяни, из соломинок они!
Длинные, блестящие, словно настоящие!
Проблемная ситуация. «Дети пришли в гости поиграть с другими детьми, игрушки разбросали и не прибирают».
Игра по теме проекта (дети повторяют слова и движения)
Сорока – белобока кашку варила, деток кормила.
Каких деток кормила? Кто любит трудиться, и ей помогали!
Дрова рубили, воду носили, пол подметали, печку топили, тесто месили.
Вместе потрудились, вместе покушали! Вместе скажем друг другу «спасибо»!
Ход семинара
Организационный момент
Уважаемые педагоги, внедряя  проектный метод в свою работу, какие трудности вы испытываете? (высказывание молодых специалистов)
Теоретическая часть «Групповой сбор»
Проведение проекта можно разделить на этапы. Сегодня мы с вами поговорим об организации и проведения группового сбора.
Групповой сбор – это часть ежедневного распорядка. Проводится в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют самостоятельную и совместную деятельность
Задачи группового сбора:
формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки, сотрудничества, общего положительного эмоционального фона;
обмен информацией, выявление детских интересов;
решение некоторых обучающих задач
формирование мотивации к предстоящей деятельности
представление информации о материалах в центрах активности и планирование деятельности в центрах
осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей
Продолжительность группового сбора:
I младшая группа – 5-10 мин
II младшая группа – 10 мин
Средняя, старшая, подготовительная группы – 15 мин
Групповой сбор можно разделить на: утренний сбор и вечерний;  «Утро радостный встреч» и   итоговый тематически сбор, презентация.
 
Структура 1 утреннегоПриветствие
Обмен информацией
Решение обучающих задач
Презентация центров активности
Выбор центров активности и планирование деятельности
«Утро радостный встреч» проводиться в начале проекта. На мотивационной основе детям предлагают модель трёх вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что сделать,  чтобы узнать?
Ответы и будут основой будущего недельного проекта. Все высказывания детей записываются на листочках. Высказывание взрослых (воспитателя и родителей) фиксируются там же только другим цветом.
Ежедневной утренний сбор может быть как часть НОД, сюрпризного момента, организационного этапа и т.д. Что можно обсуждать на ежедневном  утреннем сборе:
Обмен новостями, планирован деятельности на день (работа в уголках: дежурства,    природном уголке, обсуждение режима дня, планирование игр и т.д.)
Вечерний сбор – это итог дня рефлексия: что сделали, что не успели, что узнали нового, как
прошёл день, планирование деятельности на следующий день.
Итоговый тематически сбор, презентация – это результаты проведенного проекта. Что хотели сделать и сделали, что получилось, какими встретись трудности и почему? Это демонстрация личных достижений детей и получение оценок от сверстников. Это твозможность ребёнку самоутведиться и приорести опыт. (ЭкскурсияВыставка-презентация
Интервью
Фотовыставка
Составление картографа
Приемы приглашения детей на групповой сбор - любимая песня группы, сюрпризный момент, дидактическая  игра, любимая игра, звуковые сигналы, подвижная игра, ребенок-дежурный