Статья Формирование гендерных кадетских классов в общеобразовательных школах Санкт-Петербурга


ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ В ШКОЛАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
В. Е. ВацураГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 294 Центрального района Санкт-Петербурга
Актуальность создания в Санкт-Петербурге кадетских классов в общеобразовательных школах:
Санкт-Петербург занимает ведущую позицию по количеству военных училищ и ВУЗов
Большинство военных училищ принимает детей только с 5-го класса, период обучения в начальном общеобразовательном звене практически не захватывается
Кадетское (военно-патриотическое) воспитание и образование лучше начинать с 1-го класса. При таком подходе детям легче адаптироваться в учебно-воспитательном пространстве ОУ
Гендерное воспитание и образование соответствует историческим традициям России, более плодотворны с точки зрения психологического, медицинского и валеологического развития детей, показывает лучшие результаты по мониторингам качества образования
Повышение статуса общеобразовательных школ
Развитие преемственности общеобразовательных школ, военных училищ и ВУЗов Санкт-Петербурга
Раннее духовно-нравственное, патриотическое развитие и воспитания детей с внедрением военизированной (кадетской) модели воспитания дает лучшие результаты социализации и гражданственности подрастающего поколения, снижает риски ассоциального и девиантного поведения несовершеннолетних, закладывает прочную структуру нравственного и патриотического стержня личности ребенка, повышает уровень социальной ответственности и т. д.
Развитие здоровьесозидающей среды ОУ через систему валеологического, гендерного развития и образования несовершеннолетних.
Правительство России сегодня внедряет в жизнь обновлённую стратегию образования. Меняются и требования к ученику. Выпускник должен быть не только знающим, но и умеющим, творчески мыслящим, коммуникабельным, креативным и т.д. Современный социальный заказ в сфере образования требует от школы создания условий для формирования у ребёнка способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества.
Половая принадлежность ребенка – важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение.
Гендер – это не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности. Термин «гендер» был включен в научный контекст, прежде всего, для того, что подчеркнуть не природную, а социокультурную причину межполовых различий.
Состояние психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения [1], особенно в нашей стране, ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны. В этом свете вызывает большой интерес гендерный подход (специализированный по признаку пола) в учебной и воспитательной практике как способ возможной профилактики феномена нарастающей умственной и физической дисфункциональности, так называемой болезни цивилизации [2], наблюдаемой в детском населении разных возрастов. 
В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, нейропсихологов, педагогов, врачей. В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении. Специальные исследования направлены на выявление природы этих различий, которые, по мнению тех или иных авторов, являются отражением либо универсально- биологических, либо биосоциальных закономерностей. Состояние психофизизического здоровья подрастающего поколения оставляет желать лучшего, поэтому необходимы новые методы его охраны.
В настоящее время активно разрабатывается направление, связывающее особенности развития личностной и познавательной сфер мальчиков и девочек с функционированием полушарий головного мозга. Особенности межполушарной ассиметрии зависят от генетических, биологических и врожденных факторов, заложенных еще до рождения ребенка. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов мозг мальчиков и мозг девочек устроены, и работают по-разному. На ранних этапах развития (до 7 лет) девочки в своем интеллектуальном развитии  опережают мальчиков, у них лучше развит вербальный интеллект, раньше формируется речь. У мальчиков в этом возрасте более развиты зрительно-пространственные и математические способности. У ребят преобладающим является одно из полушарий мозга с четкой ассиметрией их деятельности. Причем в правополушарном варианте преобладает интуитивный, объемный, пространственный и синтетический приём восприятия информации, в левополушарном – логический и аналитический. Во многих работах можно встретить информацию о том, что ребенок появляется на свет с полностью созревшими подкорковыми структурами, корковые же поля формируются прижизненно, не одновременно и при определенных социальных условиях, оказывающих стимулирующее и формообразующее действие на мозг.
По утверждению Л. С. Выгодского, для любого нормального развития необходимы нормальные условия жизнедеятельности. Поэтому всё более актуальным становится положение о том, что средовые влияния являются необходимым условием реализации врожденных программ.
Цель создания гендерного класса (специализированного по признаку пола) - создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков, отвечающих гендерным психофизическим особенностям, психологически более комфортных, способствующих гармоничному личностному развитию учащихся. А это требует не просто изменений, но и разработки новых способов обучения, которые отличаются по качеству, способам организации учебного процесса и темпам. В образовательном и воспитательном процессе гендерного обучения пол ребёнка должен учитываться не только на уроках, но и во внеклассных мероприятиях, секциях, быту и т.д. Весь учебно-воспитательный процесс должен строиться с учетом психологических особенностей мальчиков. Как показывают нейропсихологические исследования, мальчики мыслят и принимают решения быстрее, повторное объяснение материала необязательно, поэтому часто анализируя их ответы, учитель вступает в диалог. Экспериментальный кадетский класс мальчиков наряду с основными дисциплинами должен изучать информатику, основы начальной военной подготовки, валеологию, символику России, основы православной культуры, заниматься физической культурой с повышенными нагрузками. Для мальчиков является обязательным посещение секций по интересам.
Развитие кадетских классов в общеобразовательных школах на начальной ступени основного образования заложит хороший фундамент в систему здоровьесозидающей образовательной среды ОУ, расширит модель духовно-нравственного и патриотического развития и воспитания учащихся на основе позиционирования идеологии военной службы в РФ и величия истории и современности родной страны.
Список литературы:
Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
Бужигеева. М.Ю. "Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения" Педагогика. №8. 2002