Элективный курс по химии для 11 класса Решение задач по органической химии

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Левженская средняя общеобразовательная школа»
Рузаевского муниципального района.


«Утверждено»
Решение педсовета
от «__»_____20___ г.
Протокол № ___
Приказ № ____
От «___»______20___г.
Директор школы

_________ / Л.Я. Кузьмина/

«Согласовано»
Заседание Метод. совета
Протокол № ___
От «___»_______20___ г.
Зам. директора по УВР

_________ /О.Ф. Яушева /

«Рассмотрено»
на заседании МО
Протокол № _____
от «___»________ 20____г.

________ /Л.И. Мокшина/







РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ХИМИИ

«Решение задач по органической химии».

на 2015 - 2016 учебный год

в 10 - ом классе







Составитель:
Святкина Ирина Владимировна,
учитель биологии и химии








с. Левжа 2015г.

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ.
«Решение задач по органической химии».

Пояснительная записка.
Курс «Подготовка к ЕГЭ по химии. Решение задач по органической химии» рассчитан на 17 часов. Умение решать расчетные задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины и полноты усвоения ими учебного материала, наличие навыков применения приобретенных знаний в новых ситуациях. Проблема формирования умения решать задачи не сводится лишь к решению большого числа задач, тем более, что невозможно перерешать все их виды. Решение этой проблемы сводится к тому, чтобы научиться такому подходу к задаче, при котором она выступает как объект тщательного изучения, а ее решение – объект конструирования и изобретения. Только тогда, логически размышляя, можно творчески применять теоретические знания и не теряться в неожиданных ситуациях. Упорной самостоятельной работой можно достичь умения решать расчетные задачи по химии большинства типов.
Цель курса: привить интерес к предмету; развить познавательную активность и самостоятельность у учащихся.
Основные задачи курса:
1) Способствовать формированию у учащихся навыков оформления задач;
2) Начинать решение с глубокого и всестороннего анализа задачи.
3) Поиск способа решения, т.е. составление плана решения на основании знания общих правил и методов; развитие умения грамотного использования различных способов рассуждения при решении.
4) Грамотно использовать имеющиеся знания по математике и физике при решении расчетных задач по химии.
5) Подготовить учащихся к городской олимпиаде.
Курс предназначен для учащихся профильных классов средних школ, гимназий естественнонаучного и медико-биологического направления, а также учащихся, проявляющих интерес к изучению химии.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
1. Качественные реакции на органические вещества.
2. Способы получения и свойства органических веществ.
Учащиеся должны уметь:
– составлять формулы веществ по названиям; определять названия веществ по их формулам; уметь составлять формулы изомеров органических веществ;
– производить расчеты по химическим формулам; производить расчеты по уравнениям реакций; производить вычисления состава растворов с использованием массовой доли растворенного вещества, молярной концентрации, растворимости;
Литература.
1. Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 10-11 класс.
2. Хомченко Г.П. Сборник задач по химии.
3. Рудзитис Г.Е. Химия -10.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ
«Решение задач по органической химии».
Содержание курса. (17 ч.)

Занятие 1. Составление формул веществ по их названиям.
Составление структурных формул веществ разветвленного строения.(1ч)
Цель: выяснить особенности составление формул веществ по их названиям. ( групповое и индивидуальное самостоятельное выполнение заданий)
Занятие 2. Определение названий веществ по их формулам.
Определение названий предельных углеводородов с разветвленным и неразветвленным углеродным скелетом. (1ч)
Цель: научиться определять названия веществ по их формулам. ( групповое и индивидуальное самостоятельное выполнение заданий).
Занятие 3. Изомерия. Виды изомерии. Составление формул изомеров. (1ч) Цель: выяснить особенности разных видов изомерии, научиться составлять формулы изомеров ( групповое и индивидуальное самостоятельное выполнение заданий).
Занятие 4.Решение задач на нахождение молекулярной формулы углеводорода. (1ч)
Цель: научиться решать расчетные задачи на нахождение молекулярной формулы углеводорода. (фронтальный разбор способов решения новых типов задач)
Занятие 5. Решение задач по теме «Углеводороды». (1ч)
Цель: научиться решать расчетные задачи по теме «Углеводороды»( групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач).
Занятие 6-8. Решение задач по теме «Спирты и фенолы». (3ч)
Цель: научиться решать расчетные задачи по теме «Спирты и фенолы»( ( групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач).
Занятие 9. Вычисление массы продукта реакции, если известны массы исходных веществ, одно из которых взято в избытке. (1ч)
Цель: научиться решать расчетные задачи на вычисление массы продукта реакции
( групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач).
Занятие 10-12. Решение задач разных типов.
Цель: научиться решать расчетные задачи разных типов.
(3ч) (групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач).
Занятие 13-14. Решение задач по теме «Углеводы». (2ч)
Цель: научиться решать расчетные задачи по теме «Углеводы»( групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач).
Занятие 15-16. Решение задач по теме «Азотосодержащие органические соединения». (2ч)
Цель: научиться решать расчетные задачи по теме «Азотсодержащие органические соединения» (групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач).
Занятие 17. Конференция по теме «Решение задач по неорганической химии».
Цель: определение степени усвоения знаний, выработке умений и навыков в решении задач. (1ч) (Защита рефератов).
Литература.
1.Гольдфарб Я.Л.Сборник задачи упражнений по химии. – М.: Просвещение, 1987.
2. Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач по химии. – М.: Высшая школа, 1988.
3. Нечаев А.П. Органическая химия. – М.: Высшая школа, 1988.
4. Петров А.А. Органическая химия. – М.: Высшая школа, 1989.
5. Потапов В.М. Органическая химия. – М.: Химия, 1980.

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ

«Решение задач по органической химии».

Тематическое планирование (17 часов).


Тема занятия, форма работы.
Количество часов
дата

1.
Составление формул веществ по их названиям. Составление структурных формул веществ разветвленного строения.
( групповое и индивидуальное самостоятельное выполнение заданий)
1


2.
Определение названий веществ по их формулам.
Определение названий предельных углеводородов с неразветвленным углеродным скелетом. Определение названий предельных углеводородов с разветвленным углеродным скелетом. ( групповое и индивидуальное самостоятельное выполнение заданий).
1


3.
Изомерия. Виды изомерии. Составление формул изомеров. ( групповое и индивидуальное самостоятельное выполнение заданий).
1


4.
Решение расчетных задач на нахождение молекулярной формулы углеводорода. (фронтальный разбор способов решения новых типов задач)
1


5.
Решение задач по теме «Углеводороды». ( групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач).
1


6-8.
Решение задач по теме «Спирты и фенолы». ( групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач).
3


9.
Вычисление массы продукта реакции, если известны массы исходных веществ, одно из которых взято в избытке. ( групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач).
1


10-12
Решение задач разных типов. (групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач).
3


13-14.
Решение задач по теме «Углеводы». ( групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач).
2


15-16.
Решение задач по теме «Азотосодержащие органические соединения». ( групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач).
2


17.
Конференция по теме «Решение задач по органической химии». (Защита рефератов).
1




Рецензия
на программу элективного курса по химии
«Решение задач по органической химии»
для учащихся 11 класса,
составленную Святкиной И.В.,
учителем первой квалификационной категории.

Курс органической химии имеет единую теоретическую основу и отражает естественную систему развития органических веществ по принципу усложнения их строения от простого к сложному. Основной целью контроля является выявление результатов усвоения этой системы учащимися. Это и определяет главные направления контроля: усвоение теории строения органических веществ; строения, свойств, получения и применения веществ различных классов.
Кроме того, органическая химия, изучение которой происходит на старшей ступени школы, вносит свой вклад в решение задачи развития логического мышления учащихся. Поэтому необходимо систематически контролировать умения учащихся пользоваться сравнением, анализом и синтезом, систематизацией и обобщением на учебном материале органической химии.
В процессе изучения химических реакций с органическими веществами происходит совершенствования умения учащихся решать расчетные задачи. Усвоение количественной характеристики химических процессов важно проконтролировать, уделив при этом особое внимание проверке умений учащихся определять молекулярную формулу газообразного органического вещества на основании его плотности, относительной плотности по водороду или по воздуху и массовой доле элемента, а также по массе, объему или количеству вещества – продуктов его сгорания. Эти умения выделяются потому, что они впервые формируются на материале органической химии.
Умение решать задачи – это один из показателей уровня развития химического мышления школьников, наличие навыков применения знаний в новых ситуациях.
Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, материал адаптирован к учебникам химии разных авторов. Представленное планирование элективного курса предлагает задачи разного уровня, поэтому подходит для учащихся с разным уровнем подготовленности.
Наряду с решением задач разных типов, программа предусматривает разработку и защиту творческих проектов.
Содержание курса спланировано таким образом, что оно является важным дополнением к основному материалу школьной программы.

Зам. директора по УВР
Адмакина Т.А. _________



Рецензия
на программу элективного курса по химии
«Решение задач по органической химии»
для учащихся 11 класса,
составленную Святкиной И.В.,
учителем первой квалификационной категории.

Курс органической химии имеет единую теоретическую основу и отражает естественную систему развития органических веществ по принципу усложнения их строения от простого к сложному. Основной целью контроля является выявление результатов усвоения этой системы учащимися.
В процессе изучения химических реакций с органическими веществами происходит совершенствования умения учащихся решать расчетные задачи. Усвоение количественной характеристики химических процессов важно проконтролировать, уделив при этом особое внимание проверке умений учащихся определять молекулярную формулу газообразного органического вещества на основании его плотности, относительной плотности по водороду или по воздуху и массовой доле элемента, а также по массе, объему или количеству вещества – продуктов его сгорания. Эти умения выделяются потому, что они впервые формируются на материале органической химии.
Решение задач по химии позволяет провести объективную независимую оценку уровня обученности учащихся в соответствии с едиными образовательными требованиями. Умение решать задачи – это один из показателей уровня развития химического мышления школьников, наличия навыков применения знаний в новых ситуациях.
При изучении курса используются различные формы проведения занятий: лекции, беседы, семинары, групповое и индивидуальное решение задач, уроки-конференции. Все эти формы занятий направлены на совершенствование навыков и умений конспектировать лекции, анализировать литературу, готовить доклады, отчеты, рефераты, публично выступать с ними и отстаивать свою точку зрения в ходе дискуссий.
Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, материал адаптирован к учебникам химии разных авторов. Данное тематическое планирование можно использовать для ведения курса как в общеобразовательном, так и в профильном классе, т.к. кроме задач, предусмотренных учебной программой, сюда включены задачи повышенной сложности. Содержание курса спланировано таким образом, что оно является важным дополнением к основному материалу школьной программы.

Учитель химии МБОУ Лицей № 4
Кузина И.Н._________________





15