Выступление на тему Формы работы методического объединения учителей начальной школы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32»
Формы работы методического объединения начальной школы в целях повышения профессиональной компетентности педагогов
Подготовила: Пахомова Светлана Геннадьевна,
руководитель МО учителей начальных классов
г. Нижневартовск, 2014
Формы работы методического объединения начальной школы в целях повышения профессиональной компетентности педагогов
Слайд 1
В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Центральное место занимает поддержка процессов развития образования, нацеленная на развитие образовательного учреждения и профессионализма участников образовательного процесса, осваивающих новые модели обучения и воспитания. А педагог – ключевая фигура реформирования образования.
Слайд 2
Новой школе нужен новый учитель, мобильный, готовый к восприятию инноваций и умеющий действовать по-новому. Профессиональный стандарт учителя предъявляет требования к современному педагогу: «Новый преподаватель – это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов».
Слайд 3
Педагог, реализующий основную образовательную программу начального общего образования, должен
обладать ключевыми профессиональными компетентностями,
знать философию образования, возрастную и педагогическую психологию, принципы организации образовательной среды, сущность современных педагогических технологий и методик,
уметь организовывать взаимодействие с детьми, осуществлять профессиональную рефлексию;
владеть современными технологиями и конкретными методиками психолого-педагогической диагностики.
Слайд 4
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства педагогов является методическое пространство.
Методическое пространство, как отмечает профессор, доктор педагогических наук, М. М. Поташник, — «это целостная система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, что в конечном счете и есть повышение качества и эффективности образовательного процесса».
Методическое пространство в образовательном учреждении может быть представлено методическими объединениями. Есть разные принципы и способы формирования методического объединения, из которых наиболее частыми являются предметные. МО начальных классов – это часть школьной методической работы.
Слайд 5
Цель МО - совершенствование преподавания учебных предметов и проведение мероприятий по повышению педагогического мастерства учителей. По отношению к учителю работа МО выполняет важные функции:
способствует решению проблемы профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу;
помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям;
Слайд 6
В деятельности МО существует 4 основных направлениях: 1. Аналитическая деятельность
сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы через мониторинги: мониторинг учителя, мониторинг классного руководителя и педагогический мониторинг.
изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. За последние 3 года 80% учителей обобщили свой опыт через аттестацию, через городские мероприятия.2. Информационная деятельность
ознакомление педагогических работников с опытом инновационной деятельности, с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы
Очень нужным и современным в работе учителя является создание медиатеки современных учебно-методических материалов. К её созданию привлекаются и родители.
3. Организационно-методическая деятельность:
организация взаимодействия с другими методическими объединениями. В нашей школе постоянно проводятся МО по преемственности с другими МО (в частности МО русского языка , литературы и математики), МО по вопросам внутришкольного контроля.
участие в разработке программы развития образовательного учреждения; Была создана рабочая группа из учителей начальной школы, которая отрабатывала метопредметные и личностные результаты обучения.
подготовка и проведение различных форм работы с обучающими и педагогами
разработка дидактических и методических материалов.
4. Консультационная деятельность:
организация консультационной работы для педагогических работников по вопросам методики преподавания и воспитания;
Слайд 7
На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной.
Методическая работа, конечно, способствует профессиональному самосовершенствованию педагогов, но только тех, кто заинтересован в своем профессиональном росте. И наоборот, если учителю интересно творить и делиться с коллегами своими находками, открытиями и педагогическим мастерством, то результат такой методической работы будет достаточно высоким.
Многообразие функций, задач, направлений методической работы, постоянно обновляющийся характер ее содержания, а также конкретные особенности образовательного учреждения требуют от методических объединений повышения эффективности традиционных и применения новых форм методической работы.
Слайд 8
На современном этапе существует следующая структура форм методической работы:
Слайд 9
Формы методической работы, направленные на повышение профессионального мастерства
обучающие семинары;
теоретические и практико-ориентированные семинары
участие в работе сетевых сообществ Интернета;
научно-методические конференции;
круглые столы;
мастер-классы;
деловые игры;
единые методические дни по учебным дисциплинам;
методическое издание (буклеты, газеты, журналы и др.);
самообразовательная деятельность учителя по индивидуальной методической теме;
выполнение авторских разработок (образовательных, целевых комплексных программ и др.);
творческие отчеты, семинары-практикумы, фестивали творческой мысли и др;
Слайд 10
2. Формы методической работы, направленные на получение, обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности:
работа в творческих группах;
научно-практические конференции;
фестивали (например, педагогических технологий);
открытые уроки;
мастер-классы;
творческие отчёты;
конкурсы методических материалов и педагогического мастерства;
презентации авторских разработок (авторских, адаптированных программ, элективных курсов);
публикации авторских разработок, тезисов докладов, статей, конспектов уроков, сценариев мероприятий и др.;
Наиболее эффективными формами методической работы являются активные формы, которые стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов.
Слайд 11
С целью повышения качества образовательного процесса, уровня профессионального мастерства педагогов, включения их в творческий педагогический поиск, актуализации методической работы ежегодно в нашей школе проводятся методические дни. А в рамках этих дней проходят открытые уроки и внеурочные мероприятия. Открытые мероприятия решаются две задачи методической работы — обмен опытом и поиски новых педагогических методов.
Слайд 12
Семинары сегодня являются самой востребованной формой методической работы. Изначально семинар — это форма интерактивного обучения, которая хорошо дополняет лекцию. Обмен мнениями в течение всего семинара, открытый разговор между его участниками, то есть именно интерактивность — отличительная особенность этой формы. В зависимости от поставленных задач различают различные виды семинаров: консультация-семинар, семинар-практикум, проблемный семинар, методический семинар и др. В работе нашего МО интересно проходили проблемный семинар «Требования к личности современного учителя», семинар-практикум «Организация работы по совершенствованию профессиональной компетентности учителя».
Слайд 13
Одной из актуальных форм распространения эффективного педагогического опыта является мастер-класс. Эта форма работы позволяет учиться друг у друга, побуждает к взаимообмену профессиональным опытом. Нашими учителями были проведены следующие мастер – классы: «О возможностях использования интерактивной доски SMART Board в начальной школе»; «Создание аттестационного проекта»; мастер-классы по организации и ведению урока по новым ФГОС. Педагоги делились опытом организации деятельности учителя и детей на каждом этапе урока обучения грамоте по теме «Знакомство с буквой Ц»; был предложен стендовый урок окружающего мира по теме «Как из зерна получилась булка».
Слайд 14
Еще одной распространенной формой методической работы — круглый стол (или методический диалог). Здесь интерактивное общение проходит особенно интенсивно.
В этом учебном году очередное заседание МО проходило в форме круглого стола по теме «Формирование читательской деятельности учащихся на современном этапе». В ходе которого были выделены причины невыполнения отдельными учениками нормы чтения и созданы рекомендации по развитию навыка чтения.
Слайд 15
Одной из форм повышения профессиональной компетентности учителя является участие в работе сетевых сообществ Интернета. Из 15 педагогов начальной школы 12 зарегистрированы в различных педагогических сообществах. Главная цель— обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания. И ещё наши педагоги принимают активное участие в виртуальных педагогических и методических вебинарах.
Слайд 16
Рассмотренные некоторые формы методической работы не новые, так как существует много различной информации об активных формах методической работы. Но в своей работе я хотела показать практическое применение этих форм, подчеркнуть важность и необходимость совершенствования методической работы через разнообразие форм, отказ от рутины, стремление к профессиональному росту самих педагогов.
Сегодня 70% учителей начальной школы имеют высшую категорию, обобщили опыт своей работы на общероссийском сайте школы цифрового века.
Слайд 17
И в заключении: использование различных форм способствует проявлению самостоятельности, творческому поиску, выработке собственной позиции, развитию способности анализировать свою работу и работу коллег, принимать решения.