Календарно-тематическое планирование Физика Г.Мякишев Б.Буховцев (10 класс)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, авторской программы по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (Базовый уровень) В.С. Данюшенкова, О.В. Коршуновой (Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. – М.: «Просвещение», 2009.) в соответствии с образовательной программой школы, учитывая расчасовку по Учебному плану и реализуемая через учебно-методический комплект Г.Я. Мякишева, учебник Физика.10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: базовый уровень/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. Н.А. Парфентьевой. – М.: Просвещение, 2014.
Цели изучения физики
усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; о методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации, необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач; воспитание уважительного отношения к мнению оппонента, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды..Задачи изучения физики
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о тепловых, электромагнитных явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Место и роль учебного предмета
Школьный курс физики – системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 10 классах 68 учебных за учебный год из расчета 2 учебных часа в неделю.
Объем программы
Количество часов на год Количество часов по полугодиям 1 2 Общая трудоемкость 68 15 недель х 2 часа в неделю 19 недель х 2 часа в неделю
Основное содержание
Основные особенности физического метода исследования (1 час)
Кинематика (7 часов)
Основные понятия кинематики.Скорость. Равномерное прямолинейное движение.Относительность механического движения. Принцип относительности в механике.Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения.Свободное падение тел – частный случай.Равномерное движение точки по окружности .Контрольная работа № 1: Кинематика
Динамика и силы в природе (8 часов)
Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение. Решение задач на законы Ньютона.Силы в механике. Гравитационные силы.Сила тяжести и вес.Силы упругости – силы электромагнитной природы.Лабораторная работа № 1: Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.Силы трения.Контрольная работа № 2: Динамика. Силы в природе
Закон сохранения в механике. Статика (7 часов)
Закон сохранения импульс.Реактивное движение.Работа силы (механическая работа).Теоремы об изменении кинематической и потенциальной энергии.Закон сохранения энергии в механике.Лабораторная работа № 2: Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии.Контрольная работа № 3: Законы сохранения.
Основы МКТ (9 часов)
Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) и их опытное обоснование.Решение задач на характеристики молекул и их систем.Идеальный газ.Основное уравнение МКТ идеального газа.Температура.Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клапейрона).Газовые законы.Решение задач на уравнение Менделеева-Клапейрона и газовые законы.Лабораторная работа № 3: Опытная проверка закона Гей-Люссака.Контрольная работа № 4: Основы МКТ
Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела (4 часа)
Реальный газ. Воздух. Пар.Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости.Твердое состояние вещества.Решение задач по теме «Жидкие и твердые тела»
Термодинамика (8 часов)
Термодинамика как фундаментальная физическая теория.Работа в термодинамике.Решение задач на расчет работы термодинамической системы.Теплопередача. Количество теплоты.Первый закон (начало) термодинамики.Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики.Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.Контрольная работа № 5: Термодинамика
Электростатика (8 часов)
Введение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика как фундаментальная физическая теория.Закон Кулона.Электрическое поле. Напряженность. Идея близкодействия.Решение задач на расчет напряженности электрического поля и принцип суперпозиции.Проводники и диэлектрики в электрическом поле
Энергетические характеристики электростатического поля.Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.Контрольная работа № 6: Электростатика
Постоянный электрический ток (7 часов)
Стационарное электрическое поле.Схемы электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи.Решение задач на расчет электрических цепей
Лабораторная работа № 4: Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.Работа и мощность постоянного тока.Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.Лабораторная работа № 5: Изучение последовательного и параллельного соединений проводников.
Электрический ток в различных средах (6 часов)
Вводное занятие по теме «Электрический ток в различных средах».Электрический ток в металлах.Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках.Закономерности протекания тока в вакууме.Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях.Решение задач по теме «Электрический ток в различных средах»
Резерв (3 часа)
Требования к уровню подготовки обучающихсяВ результате изучения физики 10 класса ученик должен
знать/понимать: смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная; смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд; смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь: описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект; отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Тематический план

п/п Наименование тем и разделов Всего часов В том числе на:
уроки лабораторно-практические работы контрольные работы
1 Основные особенности физического метода исследования 1 1 0 0
2 Кинематика 7 6 0 1
3 Динамика и силы в природе 8 6 1 1
4 Закон сохранения в механике. Статика. 7 5 1 1
5 Основы МКТ 9 7 1 1
6 Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела 4 4 0 0
7 Термодинамика 8 7 0 1
8 Электростатика 8 7 0 1
9 Постоянный электрический ток 7 5 2 0
10 Электрический ток в различных средах 6 6 0 0
11 Резервное время 3 3 0 0
Итого 68 57 5 6

Календарно-тематическое планирование по физике для 10-х классов
№ п/п № урока Наименование разделов и тем Ко-во
часов Календарные
сроки Фактические
сроки Примечание
(причины корректировки дат)
1.Основные особенности физического метода исследования 1 1 1 Физика и познание мира. 1 2. Кинематика 7 2 1 Основные понятия кинематики 1 3 2 Скорость. Равномерное прямолинейное движение 1 4 3 Относительность механического движения. Принцип относительности в механике 1 5 4 Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения 1 6 5 Свободное падение тел – частный случай 1 7 6 Равномерное движение точки по окружности 1 8 7 Контрольная работа № 1: Кинематика 1 3. Динамика и силы в природе 8 9 1 Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение. 1 10 2 Решение задач на законы Ньютона 1 11 3 Силы в механике. Гравитационные силы 1 12 4 Сила тяжести и вес. 1 13 5 Силы упругости – силы электромагнитной природы 1 14 6 Лабораторная работа № 1: Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести 1 15 7 Силы трения. 1 16 8 Контрольная работа № 2: Динамика. Силы в природе 1 4. Закон сохранения в механике. Статика. 7 17 1 Закон сохранения импульса 1 18 2 Реактивное движение 1 19 3 Работа силы (механическая работа) 1 20 4 Теоремы об изменении кинематической и потенциальной энергии 1 21 5 Закон сохранения энергии в механике. 1 22 6 Лабораторная работа № 2: Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии 1 23 7 Контрольная работа № 3: Законы сохранения 1 5. Основы МКТ 9 24 1 Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) и их опытное обоснование 1 25 2 Решение задач на характеристики молекул и их систем 1 26 3 Идеальный газ.Основное уравнение МКТ идеального газа. 1 27 4 Температура 1 28 5 Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клапейрона) 1 29 6 Газовые законы 1 30 7 Решение задач на уравнение Менделеева-Клапейрона и газовые законы 1 31 8 Лабораторная работа № 3: Опытная проверка закона Гей-Люссака 1 32 9 Контрольная работа № 4: Основы МКТ 1 6. Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела 4 33 1 Реальный газ. Воздух. Пар. 1 34 2 Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости 1 35 3 Твердое состояние вещества 1 36 4 Решение задач по теме «Жидкие и твердые тела» 1 7. Термодинамика 8 37 1 Термодинамика как фундаментальная физическая теория 1 38 2 Работа в термодинамике 1 39 3 Решение задач на расчет работы термодинамической системы 1 40 4 Теплопередача. Количество теплоты 1 41 5 Первый закон (начало) термодинамики 1 42 6 Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики 1 43 7 Тепловые двигатели и охрана окружающей среды 1 44 8 Контрольная работа № 5: Термодинамика 1 8. Электростатика 8 45 1 Введение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика как фундаментальная физическая теория 1 46 2 Закон Кулона 1 47 3 Электрическое поле. Напряженность. Идея близкодействия. 1 48 4 Решение задач на расчет напряженности электрического поля и принцип суперпозиции 1 49 5 Проводники и диэлектрики в электрическом поле 1 50 6 Энергетические характеристики электростатического поля 1 51 7 Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора 1 52 8 Контрольная работа № 6: Электростатика 1 9. Постоянный электрический ток 7 53 1 Стационарное электрическое поле 1 54 2 Схемы электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи 1 55 3 Решение задач на расчет электрических цепей 1 56 4 Лабораторная работа № 4: Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока 1 57 5 Работа и мощность постоянного тока 1 58 6 Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи 1 59 7 Лабораторная работа № 5: Изучение последовательного и параллельного соединений проводников 1 10. Электрический ток в различных средах 6 60 1 Вводное занятие по теме «Электрический ток в различных средах» 1 61 2 Электрический ток в металлах 1 62 3 Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках 1 63 4 Закономерности протекания тока в вакууме 1 64 5 Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях 1 65 6 Решение задач по теме «Электрический ток в различных средах» 1 Резерв 3 66 1 Повторение. Решение задач 1 67
-68 2 Повторение. Решение задач 2 Учебно-методический комплект:
Кирик Л.А. Физика-10. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. М.: ИЛЕКСА, 2009.
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.
Программы и примерное поурочное планирование для общеобразовательных учреждений. Физика. 7 – 11 классы / (авт.-сост. Л.Э. Генденштейн, В.И. Зинковский). – М.: Мнемозина, 2010.
Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. – М.: «Просвещение», 2009.
Учебно-методическое обеспечение:
Основная литература по физике:
для учителя:
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.
Программы и примерное поурочное планирование для общеобразовательных учреждений. Физика. 7 – 11 классы / (авт.-сост. Л.Э. Генденштейн, В.И. Зинковский). – М.: Мнемозина, 2010.
Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. – М.: «Просвещение», 2009.
для учащихся:
учебник Физика.10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: базовый уровень/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. Н.А. Парфентьевой. – М.: Просвещение, 2014.
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.
Дополнительная литература по физике:
для учащихся:
Кирик Л.А. Физика-10. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. М.: ИЛЕКСА, 2009.