Рабочая программа по физике. 10 класс (Мякишев, Буховцев)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. БАКАЛДИНСКОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА АРХАНГЕЛЬСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РАССМОТРЕНОСОГЛАСОВАНОУТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМОзам. директора по УВРДиректор школы
руководитель ШМО______Клокова М.А.______Сиргажин Р.Г.
______Гребенникова Т.И.от ____________2015г.Приказ №__от _____2015г.
Протокол № от ________2015 г.
Рабочая программа
по физике
на 2015-2016 учебный год
10 класс
уровень обучения базовый
Программа составлена на основе: авторской программы П.Г. Саенко по физике для 10 класса базового уровня //Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы /Авторы: П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова, Н.В. Шаронова, Е.П. Левитан, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов – М.: Просвещение, 2009 г;
Составитель: учитель математики первой квалификационной категории
Нигамов Рифкат Алсынбаевичс. Бакалдинское - 2015
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по физике в 10 классе общеобразовательной школы составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004г;
- программы среднего (полного) общего образования по физике к комплекту учебников «Физика, 10-11» авторов Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского – базовый и профильный уровни /Авторы: П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова, Н.В. Шаронова, Е.П. Левитан, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов //Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы – М.: Просвещение, 2009 г;
- авторской программы П.Г.Саенко по физике для 10 класса базового уровня.
Теоретические основы построения курса физики 10 класса
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Изучение физики в 10—11-м классах на базовом уровне знакомит учащихся с основами физики и её применением, влияющим на развитие цивилизации. Понимание основных законов природы и влияние науки на развитие общества — важнейший элемент общей культуры.
Физика как учебный предмет важна и для формирования научного мышления: на примере физических открытий учащиеся постигают основы научного метода познания. При этом целью обучения должно быть не заучивание фактов и формулировок, а понимание основных физических явлений и их связей с окружающим миром.
Эффективное изучение учебного предмета предполагает преемственность, когда постоянно привлекаются полученные ранее знания, устанавливаются новые связи в изучаемом материале. Это особенно важно учитывать при изучении физики в старших классах, поскольку многие из изучаемых вопросов уже знакомы учащимся по курсу физики основной школы. Следует учитывать, однако, что среди старшеклассников, выбравших изучение физики на базовом уровне, есть и такие, у кого были трудности при изучении физики в основной школе. Поэтому в данной программе предусмотрено повторение и углубление основных идей и понятий, изучавшихся в курсе физики основной школы.
Главное отличие курса физики старших классов от курса физики основной школы состоит в том, что в основной школе изучались физические явления, а в 10—11-м классах изучаются основы физических теорий и важнейшие их применения. При изучении каждой учебной темы надо сфокусировать внимание учащихся на центральной идее темы и её практическом применении. Только в этом случае будет достигнуто понимание темы и осознана её ценность — как познавательная, так и практическая. Во всех учебных темах необходимо обращать внимание на взаимосвязь теории и практики.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
При реализации данной программы выполняются следующие задачи:
развивать мышление учащихся, формировать у них умение самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
помочь школьникам овладеть знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
способствовать усвоению идеи единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, пониманию роли практики в познании физических явлений и законов;
формировать у обучающихся познавательный интерес к физике и технике, развивать творческие способности, осознанные мотивы учения; подготовить учеников к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
• использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и для экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
• владение монологической и диалогической речью, способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий:
• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения физики на базовом уровне в 10 классе ученик должен
знать и понимать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты;смысл физических законов: классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии и импульса, термодинамики;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников, свойства газов, жидкостей и твердых тел;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснить известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики и термодинамики в энергетике;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального использования и защиты окружающей среды.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в 10 и 11 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа составлена с учетом разнородности контингента учащихся непрофилированной средней школы. Поэтому она ориентирована на изучение физики в средней школе на уровне требований обязательного минимума содержания образования и, в то же время, дает возможность ученикам, интересующимся физикой, развивать свои способности при изучении данного предмета. Увеличение часов направлено на усиление общеобразовательной подготовки, для закрепления теоретических знаний практическими умениями применять полученные знания на практике (решение задач на применение физических законов) и расширения спектра образования интересов учащихся.
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. В основной материал 10 класса входят: механика, молекулярная физика, термодинамика. В основной материал также входят важнейшие следствия из законов и теорий, их практическое применение.
В рабочую программу включены элементы учебной информации по темам и классам, перечень демонстраций и фронтальных лабораторных работ, необходимых для формирования умений, указанных в требованиях к уровню подготовки учащихся старшей школы.
Программа рассчитана на 68 часов в год, по 2 часа в неделю.
Количество контрольных работ – 5
Количество лабораторных работ – 5
Формы контроля – самостоятельные работы, лабораторные работы, контрольные работы, тестирование, физические диктанты.
Структура программы «Физика. 10 класс»
№ п/п Название темы Число лабораторных работ Часы на решение задач Часы на контрольные работы Всего часов
Механика 4 4 3 42
1 Основы кинематики 1 1 1 13
2 Основы динамики 3 1 1 17
3 Законы сохранения 0 2 1 12
4 Механические колебания и волны 0 0 0 0
Молекулярная физика 1 5 2 22
1 Основы молекулярно-кинетической теории 1 3 1 14
2 Основы термодинамики 0 2 1 8
Использовано 5 9 5 64
Резерв учителя 4
По программе 68
Материал для обязательного изучения на базовом уровне при 2 и 3 ч в неделю набран прямым шрифтом. Материал, выделенный в программе курсивом, не включается в «Требования к уровню подготовки выпускников». Этот материал полностью изучается только при 3 ч в неделю, но часть его изучается в ознакомительном плане и при 2 ч в неделю.
Механика (42 ч)
Основы кинематики (13 ч)
Механическое движение. Относительность движения. Относительность покоя. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Мгновенная скорость. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Уравнения прямолинейного равноускоренного движения.
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.
Равномерное движение по окружности. Период обращения (вращения). Частота обращения (вращения). Линейная скорость. Центростремительное ускорение.
Фронтальная лабораторная работа
Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.
Демонстрации
Относительность движения.
Прямолинейное и криволинейное движение.
Сложение перемещений.
Направление скорости при движении по окружности.
Основы динамики (17 ч)
Взаимодействие тел. Первый закон Ньютона. Инерциальная и неинерциальная системы отсчета. Равноправие инерциальных систем отсчета. Принцип относительности Галилея. Пространство и время в классической механике.
Масса. Сила. Сложение сил. Равнодействующая сила. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения.
Сила тяжести, центр тяжести. Объяснение зависимости силы тяжести от высоты над планетой. Свободное падение. Ускорение свободного падения.
Движение искусственных спутников. Первая и вторая космические скорости.
Силы упругости. Закон Гука.
Вес тела. Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали. Невесомость.
Силы трения, коэффициент трения скольжения.
Условия равновесия твердого тела. Плечо силы. Момент силы. Правило моментов. Виды равновесия.
Фронтальные лабораторные работы
2. Определение центростремительного ускорения.
3. Определение центра тяжести плоской криволинейной пластины.
4. Измерение жесткости пружины.
Демонстрации
1. Взаимодействие тел.
2. Проявление инерции
3. Сравнение масс тел.
4. Второй закон Ньютона.
5. Измерение сил.
6. Сложение сил, действующих на тело под углом друг к другу.
7. Третий закон Ньютона.
8. Центр тяжести тела.
9. Вес тела при ускоренном подъеме и падении.
10. Невесомость.
11. Зависимость силы упругости при деформации пружины.
12. Силы трения качения и скольжения.
3. Законы сохранения (12 ч)
Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Механическая работа. Потенциальная и кинетическая энергии. Потенциальная энергия и виды равновесия. Закон сохранения энергии в механике.
Демонстрации
1. Закон сохранения импульса.
2. Реактивное движение.
3. Изменение энергии тела при совершении работы
4. Переход потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно.
Молекулярная физика (22 ч)
1. Основы молекулярно-кинетической теории (14 ч)
Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование. Свойства газов, жидкостей и твердых тел. Диффузия. Броуновское движение. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Молярная масса. Масса и размеры молекул.
Идеальный газ — упрощенная модель реального газа. Границы применимости модели идеального газа. Средняя кинетическая энергия поступательного движения молекул. Давление газа. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул.
Изопроцессы в газах. Знакомство с эмпирическим законом Шарля. Абсолютная температура. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь средней кинетической энергии поступательного движения частиц вещества и абсолютной температуры. Средняя квадратичная скорость молекул газа. Опыты Штерна. Зависимость давления от абсолютной температуры и концентрации молекул.
Уравнение Менделеева — Клапейрона. Его применение к изопроцессам. Графики изопроцессов в различных координатах.
Изменение агрегатных состояний вещества. Ненасыщенные и насыщенные пары. Давление насыщенного пара. Условие кипения жидкости при данной температуре. Зависимость температуры кипения жидкости от давления. Влажность воздуха.
Кристаллические и аморфные тела. Механические свойства твердых тел. Деформации.
Фронтальные лабораторные работы
5. Оценка массы воздуха в классной комнате посредством необходимых измерений и вычислений.
Демонстрации
1. Кипение воды при пониженном давлении.
2. Устройство и принцип действия психрометра.
3. Рост кристаллов.
2. Основы термодинамики (8 ч)
Основные понятия термодинамики. Внутренняя энергия идеального одноатомного газа. Количество теплоты. Работа газа при изобарном процессе. Графическая интерпретация работы газа. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Уравнение теплового баланса. Адиабатный процесс.
Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики. Его статистическое истолкование. Принцип действия тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Направления в усовершенствовании тепловых двигателей и повышении их КПД. Роль тепловых двигателей в народном хозяйстве. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Резерв учителя (4 ч)
Критерии оценивания по физике
Оценка устных ответов учащихся по физике
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» - если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка письменных контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Перечень ошибок
Грубые ошибки
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.
Неумение выделить в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показание измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочёты
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
Перечень учебно-методического обеспечения и литература
Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни /Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 336 с.
Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни /Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 399 с.
Программы среднего (полного) общего образования «Физика, 10-11» авторов Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского – базовый и профильный уровни /Авторы: П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова, Н.В. Шаронова, Е.П. Левитан, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов //Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы – М.: Просвещение, 2009. –160 с.
Авторская программа П.Г.Саенко по физике для 10 класса базового уровня //Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы – М.: Просвещение, 2009. –160 с.
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике: для 9-11 кл. средней школы. – М.: Просвещение, 1994. – 224 с.
Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч.1. Механика, молекулярная физика, электродинамика. Под ред. А.А. Покровского. –М.: Просвещение, 1978, -- 351с
Сборник задач по физике: для 9-11 кл. общобразоват. учрежедний /Сост. Г.Н. Степанова. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 1998. – 256 с.
Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: дидактический материал /О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина и др. – М.: Просвещение, 1995. – 223 с.
Задания для контроля знаний учащихся по физике для средних школ: дидактический материал. Пособие для учителя /О.Ф. Кабардин и др. – М.: Просвещение, 1983. – 142 с.
Контрольные работы по физике в 7-11 классах средней школы: дидактический материал /Н.К. Гладышева, А.Т. Глазунов, Е.М. Гутник и др.: Под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаша. – М.: Просвещение, 1991. – 208 с.
Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Физика. Тесты. 10-11 классы: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 1999. – 96 с.
Электронные ресурсы:
http://www.fizika.ru - электронные учебники по физике;
http://class-fizika.narod.ru- интересные материалы к урокам физики;
http://fizika-class.narod.ru - видеоопыты на уроках;
http://www.openclass.ru-цифровые образовательные ресурсы;
http://www.proshkolu.ru-библиотека – всё по предмету «Физика»;
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru;
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК): http://school-collection.edu.ru;
Цифровые образовательные ресурсы учителя (презентации, иллюстрации и др.)
Оборудование и приборы.
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.
Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.
Календарно-тематическое планирование
Тема урока Кол-во часов Дата проведения Примечание
по плану фактически РАЗДЕЛ 1. МЕХАНИКА (42 ч)
ТЕМА 1. Основы кинематики (13 ч)
1/1 Инструктаж по Т.Б. Введение 1 02.09 2/2 Механическое движение. Система отсчета. Материальная точка 1 07.09 3/3 Траектория. Путь. Перемещение 1 09.09 4/4 Равномерное прямолинейное движение. Скорость 1 14.09 5/5 Относительность движения 1 16.09 6/6 Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение 1 21.09 7/7 Графики зависимости мгновенной скорости от времени при равномерном и равноускоренном движении 1 23.09 8/8 Перемещение и пройденный путь при прямолинейном равномерном и равноускоренном движении 1 28.09 9/9 Решение задач по теме «Прямолинейное неравномерное движение» 1 30.09 10/10 Лабораторная работа 1. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении. Инструктаж по Т.Б. 1 05.10 11/11 Центростремительное ускорение 1 07.10 12/12 Повторительно-обобщающий урок по теме «Основы кинематики» 1 12.10 13/13 Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики» 1 14.10 ТЕМА 2. Основы динамики (17 ч)
14/1 Анализ контрольной работы. Первый закон Ньютона 1 19.10 15/2 Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Равноправие инерциальных систем отсчета. Принцип относительности Галилея. 1 21.10 16/3 Масса 1 26.10 17/4 Сила. Сложение сил 1 28.10 18/5 Второй закон Ньютона 1 09.11 19/6 Третий закон Ньютона 1 11.11 20/7 Решение задач по теме «Законы Ньютона» 1 16.11 21/8 Лабораторная работа 2. Определение центростремительного ускорения. Инструктаж по Т.Б. 1 18.11 22/9 Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения 1 23.11 23/10 Сила тяжести. Свободное падение. Центр тяжести 1 25.11 24/11 Лабораторная работа 3. Определение центра тяжести плоской криволинейной пластины. Инструктаж по Т.Б. 1 30.11 25/12 Свободное падение вблизи поверхности Земли 1 02.12 26/13 Движение искусственных спутников. Первая и вторая космические скорости. Предсказательная сила законов классической механики 1 07.12 27/14 Силы упругости. Закон Гука 1 09.12 28/15 Лабораторная работа 4. Измерение жесткости пружины. Инструктаж по Т.Б. 1 14.12 29/16 Повторительно-обобщающий урок по теме «Основы динамики» 1 16.12 30/17 Контрольная работа №2 по теме «Основы динамики» 1 21.12 ТЕМА 3. Законы сохранения (12 ч)
31/1 Анализ контрольной работы. Импульс тела. Закон сохранения импульса 1 23.12 32/2 Реактивное движение. Достижения механики в изучении движения небесных тел и развитии космонавтики 1 28.12 33/3 Решение задач по теме «Закон сохранения импульса» 1 18.01 34/4 Механическая работа 1 20.01 35/5 Мощность и КПД 1 25.01 36/6 Потенциальная энергия. Потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью Земли 1 27.01 37/7 Потенциальная энергия деформированной пружины 1 01.02 38/8 Кинетическая энергия 1 03.02 39/9 Закон сохранения энергии 1 08.02 40/10 Решение задач по теме «Закон сохранения энергии» 1 10.02 41/11 Повторительно-обобщающий урок по теме «Законы сохранения» 1 15.02 42/12 Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения» 1 17.02 РАЗДЕЛ 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА (22 ч)
ТЕМА 1. Основы молекулярно-кинетической теории (14 ч)
43/1 Анализ контрольной работы. Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование. Свойства газов, жидкостей и твердых тел 1 22.02 44/2 Количество вещества и масса молекул 1 24.02 45/3 Решение задач по теме «Количество вещества. Масса молекулы» 1 29.02 46/4 Модель идеального газа. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул 1 02.03 47/5 Изопроцессы в газах. Абсолютная температура 1 07.03 48/6 Измерение температуры. Температура — мера средней кинетической энергии 1 09.03 49/7 Решение задач по теме «Изопроцессы. Абсолютная температура» 1 14.03 50/8 Уравнение Менделеева — Клапейрона и его применение к изопроцессам1 16.03 51/9 Решение задач по теме «Уравнение Менделеева-Клапейрона» 1 21.03 52/10 Лабораторная работа 5. Оценка массы воздуха в классной комнате посредством необходимых измерений и вычислений. Инструктаж по Т.Б. 1 23.03 53/11 Изменение агрегатных состояний вещества. Кипение. Условие кипения жидкости при данной температуре. Зависимость температуры кипения от давления 1 04.04 54/12 Кристаллические и аморфные тела. Изменение агрегатных состояний вещества 1 06.04 55/13 Повторительно-обобщающий урок по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» 1 11.04 56/14 Контрольная работа №4 по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» 1 13.04 ТЕМА 2. Основы термодинамики (8 ч)
57/1 Анализ контрольной работы. Основные понятия термодинамики 1 18.04 58/2 Решение задач по теме «Термодинамика» 1 20.04 59/3 Первый закон термодинамики. Уравнение теплового баланса 1 25.04 60/4 Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики 1 27.04 61/5 Решение задач по теме «Законы термодинамики» 1 02.05 62/6 Тепловые двигатели и охрана окружающей природы 1 04.05 63/7 Повторительно-обобщающий урок по теме «Основы термодинамики» 1 11.05 64/8 Контрольная работа №5 по теме «Основы термодинамики» 1 16.05 65—68 Резерв учителя (4 ч) 4