Проект по технологии Роспись платка (батик)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Борисоглебского городского округа Борисоглебская средняя образовательная школа №4
ПРОЕКТ
ПО ТЕХНОЛОГИИ
Борисоглебский городской округ 2013
Тема: «От всей души»
(Батик)
46355323215Выполнила:
ученица 10 «А» класса
Копылова Евгения
Руководитель:
учитель технологии ВКК
Власова Татьяна Викторовна
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………………………………………...3
Звёздочка обдумывания …………………………………………………………………………………………………...4
Поиск идей……………………………………………………………………………......................................................................5
Батик………………………………………………………………………………….…………………………………………………6
Из истории батика…………………………………………………………........................................................….6
Из истории росписи ...…………………………………………………………………………………………….7
Инструменты и материалы………………………………………………………………………………....13
Цветовое решение………………………………………………………………………………………………..19
Композиция………………………………………………………………….………………………….…………….20
Цветовая композиция…………………………………………………………………………..………………23
Организация рабочего места…………………………….………………………………………………………….27
Технология изготовления батика…………………………………..………….....................................................28
Экономический расчет…………………………………………………………………….………….………….........34
Проведение направленного эксперимента…………………………………………….……………......35
Реклама……………………………………………………………………...……………………………………………..….....36
Экологическое обоснование………………………………………………………………..…………..…….…..37
Самоанализ………………………………………………………………………………………………….……..…………38
Используемая литература………………………………………………………………………..…………..…....39
Приложение………………………………………………………………………………………………………..…………40
Введение
Мне очень нравиться мастерить, особенно – рисовать. Этому меня учат не только в школе, где я учусь, но и в художественной школе. Очень люблю участвовать в различных творческих конкурсах, на которых можно полюбоваться работами других участников и показать свои картины. Например, в прошлом году, моя картина «Зимний лес», выполненная в технике «батик», заняла первое место в конкурсе творческих работ, который проводили педагоги «Центра внешкольной работы», где я провела мастер-класс по росписи ткани в технике «батик» для всех желающих ребят. Очень часто в нашей школе проводятся творческие мастерские, и мои коллекции могут посмотреть ребята, педагоги и родители.
Женский день 8 Марта самый любимый мой праздник. Я всегда радую маму какими-нибудь подарками, сделанными своими руками. В этот раз я решила подарить маме платок, расписанный в технике «батик».
Звёздочка обдумывания
Композиция
Из истории росписи
Технология выполнения батика
Платок
Материалы и инструменты
Поиск идей
Батик
Самоанализ
Литература
Экологическое обоснование
Экономический расчет
расчет
Организация рабочего места
Проведение направленного эксперимента
Реклама
Из истории батика
Цветовое решение
Поиск идей
Приближается праздник всех женщин 8 Марта и маме я решила сделать подарок своими руками. Для этого мне пришлось оценить свои финансовые и технологические возможности. Я умею шить, вязать, вышивать, рисовать. Сначала я думала связать игрушку, но мне показалось это очень просто и скучно, затем вышить картину, но материал для этого стоит очень дорого, поэтому моим окончательным вариантом был платок, расписанный в технике «батик».
292798581280
ИДЕЯ
4286250107950148590106045
-978535213995
Батик
Из истории батика.
Большинство людей под словом «батик» понимают расписанную от руки ткань. В более профессиональном узком смысле батик - это конкретная технология окрашивания ткани или обобщённое название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приёмов лежит принцип резервирования, то есть нанесение состава, не пропускающего краску на те места ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор.
В Большой Советской Энциклопедии говорится, что «батик основан на сочетании рисунка, наносимого на ткань непроницаемым для краски составом (при горячем батике – разогретый воск, при холодном батике – резиновый клей), с последующим окрашиванием в баке или тампонами…».
Итак, более характерная особенность батика – это резервирование, т.е. нанесение определённого состава на ткань с целью сохранить и выделить цвета узора или фона. Но сейчас под этим термином подразумевают не только восковую технологию, но и жгутовую, и японскую многоцветную высокохудожественную роспись по шёлковой ткани, и китайскую сине-белую окраску шёлка. Причём в современной художественной среде именно последняя технология является самой популярной. И всё это батик – древнее, удивительно многообразное искусство, которое сейчас занимает достойно место среди других видов декоративного искусства.
Батик объединил в себе особенности и художественные приёмы многих изобразительных искусств, таких как графика, акварель, витраж, пастель, мозаика и другие. Интересно и то, что значительное упрощение приёмов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяют расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шёлке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.
Из истории росписи
Своими корнями батик уходит в далёкое прошлое. Удивительно, что искусство росписи тканей, которое столь популярно в наши дни, зародилось свыше двух тысяч лет назад. Родиной этого прикладного искусства считается Юго-Восточная Азия.
Индонезия
В Европу искусство батика пришло из Индонезии, где в некоторых областях Центральной Явы и на прилегающих к ней островах роспись ткани была неотъемлемой частью ритуала поклонения богам, раджам и т.д. Здесь реальность и миф объединились в единое целое. Считается, что каждое полотно древних мастеров Индонезии, причем исключительно женщин, наделено волшебной силой, а узоры на их полотнах имеют свою особую символику. Одним из основных символов индонезийской культуры, наиболее часто изображаемых в батике, является крис — древнейшее оружие яванцев.
565152171065Многие традиционные символические орнаменты в конце XVIII века были запрещены для изображения на одежде простолюдинов. И носить одежду с изображением многих орнаментов дозволялось только членам княжеской семьи и лицам, которые были особенно приближенными к султану. К таким орнаментам относились, например, язычок пламени, изображение мифической птицы с распушенным хвостом, спиральная полоса, схематичное изображение старинного меча, штрихи, напоминающие дождик, мотив изображения священной горы на белом фоне. Символическое значение узоров возвышало и служило магическим оберегом для носителей. Национальной одеждой местных жителей были саронги — прототип современной юбки. Роспись на одеянии, как правило, изображала окружающую природу. Символическое значение батика проявлялось не только в форме узоров, но и в традиционной сине-коричневой цветовой гамме, которая передавала особенный национальный колорит. Индонезийский классический батик малоцветен. В гамме присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и самая яркая краска — индиго (синий). Рецепты изготовления синей краски и самих рисунков были величайшей тайной каждой семьи мастеров. Резервом для создания узоров служила специально приготовленная рисовая паста, которой пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани.
Известный исследователь Индонезии Г.П. Рофайер полагает, что батик как способ окрашивания ткани зародился в Индии. Однако нельзя говорить о прямом его заимствовании из Индии. Скорее, индийцы совершенствовали давно знакомые индонезийцам техники крашения. Индийские набивные ткани были предметом активного экспорта на Суматру и Яву в средние века. Яванцы, чтобы воспроизвести понравившиеся узоры в собственной технике, придумали маленький медный сосуд с тонкой загнутой трубочкой - чантинг. Сосуд наполнялся расплавленным воском и по мере застывания разогревался на огне. Это приспособление позволило наносить на ткань тонкие линии, штрихи и точки, которые вместе составляли сложный узop — характерную особенность индонезийского батика. У некоторых чантингов было по два или четыре носика, что ускоряло процесс росписи. Еще одним толчком, который повлиял на развитие росписи ткани различными узорами, было появление особенно тонкого гладкого хлопка, привозимого из Индии. Приобретать данный материал могли лишь богатые женщины из городов и жители кротонов — княжеских домов Явы.
В 1811 году Яву оккупировали англичане.
В планы завоевателей входило распространение английских хлопчатобумажных ситцев во всем юго-азиатском регионе. Но оказалось, что качество окраски местного батика было гораздо выше европейской: растительные красители не линяли при стирке, как это происходило с английскими ситцами, окрашенными анилином. Так местная традиция не потеряла, а наоборот, укрепила свои позиции. Постепенно разрушился стереотип того, что батиком должны заниматься только женщины. Связано это было, прежде всего с тем, что произошел переход к технике нанесения узора медным штампом. Так, мужчины, работающие по найму в мастерских, стали брать на себя изготовление штампов. Открытие технологии повторения рисунка штампом не привело к исчезновению росписей, сделанных вручную: изготовление ткани с помощью медного штампа было достаточно дорогим и даже рискованным делом. Затраты на изготовление целой партии были большими, а созданный узор не сразу находил своего потребителя. Поэтому мастерские для меньшего риска продолжали разрисовывать ткани вручную. Что в конечном итоге сохранило художественные навыки мастеров, качество изделий и богатство вариаций в орнаментации.
Индия
4298315174625В средние века индийские мастера наносили рисунок двумя способами: при помощи кистей или используя деревянный штамп. Наиболее длительным и трудоемким считался процесс росписи с помощью кистей. Некоторые индийские исследователи, например, такие как Дж. Ирвин и П.Шварц утверждали, что «раскрашенные кистями ткани гораздо ближе к искусству, чем к ремеслу». Технологии и техники росписи тканей в Индии были достаточно разнообразными. Например, техника под названием «каламкари», которая сохранилась в основном в Тамилнаде и Короманделе, предполагала изготовление для местной клиентуры балдахинов, на которых изображались мифологические сценки и портреты, а также портьер для храмов и т.д. Спрос на такие вещи особенно возрос в 18 веке в связи с колонизацией Индии англичанами. Также в Индии была очень развита техника узелковой окраски ткани – так называемая бандана, при которой узор на ткани выглядит составленным из мелких неровных пятнышек. Данная техника росписи т и в наши дни остается излюбленной для многих художников, т.к. она проста в исполнении и дает эффектные и необычно красивые узоры. К тому же здесь можно легко экспериментировать, получая интересные результаты. Еще одна древняя техника росписи ткани, которая распространена в Гуджарате, называется «лахерия».
Заключается она в том, что ткань свивают, плотно обматывают жгутом те места, где должны быть полосы, затем материю погружают в краску. После развязывания на месте свивки остается непрокрас. Постепенно методы росписи тканей в Индии совершенствовались, появился метод набойки. Он не просто стал популярным в самой Индии, а, можно сказать, покорил Европу в 17-18 веков. Европейцам настолько понравились индийские ситцы, что они быстро переняли технологию изготовления. Постепенно, из-за большего спроса, индийские набойки совершенно вытеснили ручное изготовление ткани в Индии. Современные исследования подтверждают лишь то, насколько высоко были развиты техники производства, окраски и росписи ткани.
Китай
Именно китайцы подарили миру такой прекрасный материал, как шелк, который идеально подошел для батика. В танский период в Китае существовали три различных метода нанесения узоров: восковой, блоковый и узелковый. Самым древним и традиционным из них считается метод лацзе (в переводе «узоры воском»), при котором жидкий воск по узору накладывается на ткань, после остывания погружается в красильный чан. После того как ткань прокрасилась, воск удаляли. Таким образом, места, закрытые воском, оставались неокрашенными. При необходимости последовательность была обратной: ткань окрашивали, затем по заданному рисунку на материал наносили воск, после этого ткань помещали в щелочной раствор, и краска, за исключением закрытых мест, смывалась. Если была необходима двухцветная окраска, то операция повторялась. Очень редко ткань красилась в три цвета, это доказывают не многие образцы, дошедшие до нас. Такая окраска считалась техническим пределом, т.к. при наложении четвертого слоя ткань делалась почти черной.
Япония
В Японию технологии украшения ткани, скорее всего, пришли из Китая или из Индии. На японском языке батик называется «рокэти». Японцы нашли свой путь в развитии этого искусства: они смогли соединить полученные знания с собственным национальным наследием и тем самым получить уникальной красоты изделия с традиционными сюжетами. Все это было обусловлено географической изоляцией Японии, ее самодостаточностью и своеобразием культуры. В основном японцы использовали разрисованные ткани для изготовления ширм и одежды. VIII век для 4402455693420Японии стал золотым веком художественного ткацкого производства. Появилось множество различных техник росписи тканей, например, таких как восковая набойка — сури-мон, а также техника узоров по трафарету — кок и т.д. К X—XI векам японский костюм стал очень зрелищным. Несмотря на это, предпочтения японцев со временем менялись. Постоянно чередовалась цветовая гамма и размещение узора на одежде. В XIII веке в Японии стала очень популярна орнаментация гербами.В конце XVI века на первое место вышло сюжетное значение узора. Очень часто на кимоно и ширмы переносился не просто какой-либо мотив рисунка,
а целые картины. В конце XVII века была разработана техника рисунка с помощью рисовой пасты — юдзен. Скорее всего, этот способ был привезен и; Нидерландов. В начале XIX века изготовление тканей и узоров достигло совершенства. В этот период творчество мастеров отходи' на второй план, орнаментика начинает вытесняться штамповкой.
Европейские страны
Голландцы первыми в Европе батик начали применять при изготовлении декоративных тканей в первой половине XIX века. Но уже с середины XIX века они потеряли свое влияние на европейский рынок и развили предпринимательскую деятельность на Яве. Таким образом, открывались целые мануфактуры по производству батика, которые следили за господствующими направлениями, чувствовали дух времени и умели угодить самому взыскательному вкусу. В то же время английская хлопчатобумажная промышленность, опираясь на высокую технологию ситцевой набойки, постепенно обгоняет нидерландскую и выходит на лидирующие позиции. Это повлияло на то, что уже наработанным технологиям батика стало грозить забвение. И именно немцам мир обязан сохранением технологических процессов изготовления батика в Европе: они впервые поставили изготовление батика на поток. И сегодня немцы делают все возможное для популяризации этого прекрасного искусства, как среди любителей, так и среди профессионалов.
Россия
Большую часть XX века Россия оставалась за «железным занавесом», поэтому почти все россияне, которые не выезжали за рубеж, были оторваны от мировых тенденций и в области росписи ткани. В нашей стране батик появился в начале XX века; это совпало с всеобщим увлечением стилем «модерн». Именно тогда и был изобретен резервирующий состав, который не требовал нагревания. Поэтому Россию с уверенностью можно назвать родиной холодного батика. Но, несмотря на столь значительное открытие, развитие батика проходило здесь очень медленно, можно сказать, что его пут в России был труден и тернист. Художникам чаще приходилось не творить, а приспосабливаться. Во времена нэпа был значительный спрос на платья с асимметричны рисунком, шелковые шали с изысканным орнаментом в восточном стиле. Это на некоторое время обеспечило художников работой и подстегнуло их фантазию. Но постепенно мода на шали прошла, и мастерам пришлось искать новые источники заказов. В основном батик распространен был в больших городах, таких как Москва и Ленинград. Несмотря на отсутствие литературы, и опыта, художники увлеклись росписью штор, шалей, платков. Для обмена хоть какими-либо знаниями, опытом и получения заказов художники объединялись в артели. Сюжеты росписей того времени часто диктовала сложная политическая ситуация в стране. В основном поощрялась советская символика, которая изображалась на флагах, вымпелах; декорированные серпами и молотами театральные занавеси сопровождали выступление любой агитбригады. Главным был символ изображения, а не материал или технология изображения. В 1970-е годы появилось новое поколение художников-текстильщиков, получивших образование в Строгановском и Мухинском училищах, в текстильном или в технологическом институтах. Они сознательно выбирали тернистый путь художника, занимающегося исключительно «авторским батиком», выставочными работами и материально существующего благодаря редким, но крупным заказам по оформлению интерьеров общественных зданий, театральных и эстрадных сценических занавесей и т.д. Постепенно в Москве сложилась целая цепочка организаций, так или иначе содействующих развитию батика, или, как чаще говорили, росписи ткани. Именно с этого времени батик стал полноправным «участником» всех художественных выставок как всесоюзного, так и международного масштаба. Древний и удивительно многообразный батик сейчас занимает достойное место среди других прикладных видов декоративного искусства. Современный батик отличается многообразием приемов и техник, количество которых все возрастает благодаря все усиливающемуся неподдельному интересу к данному искусству, большому количеству доступной информации и организации множества выставок. Сегодня все больше людей выбирают батик в качестве своего хобби или профессии. От современного художника по ткани занятие батиком требует много времени, совершенствования мастерства, создания особой атмосферы духовной гармони и концентрации.
Инструменты и материалы
Для росписи по ткани вам не потребуется большое количество инструментов. Кое-какие из них вы наверняка найдете в своем доме. Итак, для того чтобы приступить к работе, вам потребуются соответствующие инструменты и материалы.
Кисть— важнейший рабочий инструмент художника, от которого во многом зависят качество, свойства и результат конечной работы. Как гласит старинная китайская пословица: «Кисть — мать живописи». Следовательно, на кистях не стоит экономить. Использование дешевой кисти не принесет желаемого результата. Как правило, она плохо держит краску и быстро лохматится. Хорошие кисти довольно дороги, но для начала вам потребуется всего две-три штуки. Впрочем не каждая, даже дорогостоящая, кисть годится для занятий батиком. Важным критерием качества кисти является то, как она берет и отдает краску. Для кисти очень важна форма. Например, круглая кисть, смоченная в воде, должна формировать острый кончик. Если говорить о размере круглых кистей, то здесь также существует своя специфика. Так, например, кистями с международными номерами 10—12 хорошо расписывать небольшие и средней величины детали и участки работы. А тонким кончиком таких кистей вполне можно рисовать тонкие и четкие линии. К тонким кистям, которыми можно прорабатывать мелкие детали и рисунки, относятся кисти с номерами 3—5. Для закрашивания больших участков работы подойдут кисти с номером 14 и далее по возрастанию. Плоская кисть также подходит для батика. Часто она используется для крупных участков. Веерная кисть наносит краску тонкими, плотно прилегающими друг к другу мазками. С ее помощью можно создавать интересные эффекты и структуры на ткани. Качество материала, из которого изготовлена собственно кисть, также имеет большое значение.
Куний мех. Кисти из меха красной куницы отличаются высоким качеством и являются отличным инструментом для росписи по шелку. Они отлично держат краску и равномерно отдают ее материалу, что исключает неожиданные растекание или разбрызгивание краски. К тому же кисть из куньего меха дает возможность работать свободными мазками, что выводит работу на качественно новый уровень.
Беличий мех. Кисти из меха белки являются наиболее распространенными в рядах, как профессионалов батика, так и любителей. Они недороги, хорошо держат краску, эластичны, гибки и достаточно мягки на ощупь. Благодаря этим свойствам идеально подходят для росписи ткани.
Колонковый мех. Кисти из меха колонка очень удобны в применении и, как правило, исправно служат владельцу очень долгое время, даже если пользоваться ими постоянно.
Вытянутые полиамиды. Данные волокна с недавнего времени применяются для изготовления кистей. Несмотря на то, что полиамиды получены искусственным путем, они хорошо себя зарекомендовали. По техническим свойствам очень схожи с куньим мехом. Полученные искусственным путем, полиамиды эластичны, гладки и очень прочны.
После того, как вы определились с качеством и количеством кистей, переходим к правилам ухода за ними, ведь грамотное обращение надолго продлит время их службы.
•Во-первых, не оставляйте кисть в воде ворсом вниз.• Во-вторых, не ставьте сушить мокрую кисть ворсом вверх. Дайте время, чтобы она высохла. • В-третьих, мойте кисть сразу же после завершения работы.
Краски
Выбор специализированных красок для росписи по шелку достаточно велик. Разделить красители можно по способу разведения. Так, одни краски разводятся только спиртом, другие — разбавляются водой. Здесь нет каких-либо особых рекомендаций. Следует отметить лишь, что качественные краски, разводимые водой, не имеют неприятного запаха, характеризуются чистотой цвета и высокой светоустоичивостью. Данные краски не влияют на эластичность шелка, сохраняют его неподражаемый переливающийся блеск. Классифицировать красящие вещества можно и по способу закрепления. Так, одни краски закрепляются с помощью утюга, другие — с помощью горячего воздуха, влаги или пара. Краска, которая закрепляется с помощью утюга, создает на ткани перламутровую поверхность, что, безусловно, делает работу более яркой и необычной. К положительным качествам этой краски можно отнести и то, что с ее помощью можно маркировать недостатки, а также расписывать детали уже готового изделия. Самую большую популярность и распространение получили краски жидкой консистенции, которые закрепляются с помощью горячего воздуха, влаги или пара, т.к. с их помощью можно добиться необычных эффектов и они дают безграничные возможности для раскрытия любой задумки художника. Для техники узелкового батика часто используются краски сухой консистенции. Как правило, такие краски продаются в небольших пакетиках.Просто и достаточно интересно ткань можно оформить с помощью специальной цветной копировальной бумаги, рисунок с которой легко переводится на ткань.
Ткань
Ткань, независимо от выбранной вами техники, должна быть из натуральных волокон. На искусственном материале краски закрепляются плохо или не закрепляются совсем. Для первых опытов и для тренировок лучше использовать тонкие хлопчатобумажные ткани: мадаполам, маркизет, батист. Белое простынное полотно, ситец, бязь используются для «горячего» и узелкового батика. На натуральный шелк лучше переходить, когда вы достаточно овладели техникой росписи. Но если вы решили учиться расписывать сразу по шелковой ткани, то лучше всего выбирать шелк, если можно так выразиться, средней тяжести: на таком материале краска будет ложиться легко, и расписывать такую ткань гораздо легче, чем плотный и тяжелый шелк. Уже после того, как вы приобретете достаточно навыков и почувствуете большую уверенность в своих силах, можете переходить к другим видам шелковых тканей: мягким, струящимся (таким, например, как крепдешин), используемым для пошива платьев, блузок и платков. Подойдут и немного матовый шелк, воздушно-нежный шифон, а также тяжелый шелк. Приобрести шелк можно в магазине. Ткань продается различным метражом, а также в виде уже готовых платков или шарфов. Чтобы определить, подходит ли выбранная вами ткань для росписи, капните чистой водой на ее край. Если вода беспрепятственно вошла в ткань, то это значит, что она не содержит синтетических примесей и идеально подойдет для росписи. Если же вода с трудом проникает в ткань, это свидетельствует о том, что ткань не годится для росписи и вы не сможете сделать на ней качественную роспись. Чтобы краска на ткань легла равномерно, необходимо выполнить одно условие. После того как вы приобрели ткань требуемого качества и в нужном количестве, материал нужно выстирать и прогладить, чтобы предотвратить усадку и удалить аппретуру, которой, как правило, пропитан новый материал. При стирке ткани лучше всего использовать не порошок, а хозяйственное мыло, т.к. стиральный порошок, не выполосканный из ткани, может изменить цвет краски. Следует запомнить, что шелк нужно стирать в теплой воде, а хлопок — в горячей. После стирки ткань нужно отжать не выкручивая, подсушить и прогладить еще влажной. Теперь ткань готова к закреплению на раме.
Раздвижные рамы, подрамники и пяльцы.
Одни из самых необходимых предметов в росписи тканей — раздвижные рамы и подрамники. Первые небольшие работы можно делать на больших пяльцах для вышивания или закрепив ткань на деревянном подрамнике, который художники используют для натягивания ткани. Шелк закрепить сложно, т.к. на материале могут появиться стрелки и дырки, так что будьте аккуратны и используйте кнопки с длинным тонким острием или специальные трехзубчатые кнопки для батика. 4436110545465Постепенно можно перейти на деревянные подрамники с бортиком по внешнему краю. Они вполне подходят для росписи: расписанную ткань с них можно не снимать, а сразу вставить в рамку. Существует 1936752209800и несколько различных профессиональных конструкций рам, которые обеспечат ткани тугое натяжение. Так называемые рамы для батика могут иметь различные размеры. Существует раздвижная ступенчатая конструкция рамы, которая позволяет раздвигать рейки и скреплять их на различных определенных интервалах (ступенях). Данная конструкция рамы довольно 46132754369435проста в обращении. Единственный недостаток заключается в том, что закрепленные на ней платки часто не подходят по размеру. Конструкция рамы без ступенчатой раздвижки не имеет этого недостатка, с помощью гаек ее можно подогнать под любой размер. Перед натягиванием ткани на любую раму, если вы хотите ее использовать многократно, обклейте верхнюю сторону скотчем или клейкой бумажной лентой. Благодаря этому дерево не впитает в себя краску и не испортит следующую работу. После окончания работы лента удаляется.
Инструменты и материалы.
Резервирующим составом, или резервом, называют состав, который применяется для создания резервирующей линии, которая служит барьером для красителя в процессе росписи. Покрытые резервирующим составом участки шелка перестают впитывать краску и сохраняют первоначальный цвет ткани. Это качество резерва позволяет создавать по заданному шаблону замкнутые «витражные» пространства, различные по цвету и тону. В отдельных случаях для получения особого эффекта применяются золотой, серебряный или цветной резервирующий составы.
Воск применяется в горячем батике в качестве резервирующего вещества. Он служит барьером для красителя и позволяет создавать многослойные композиции. Наносится воск на ткань в жидком виде с помощью, как правило, жесткой кисти или чантинга. Используется для создания на ткани кракелирования. Для получения жидкого воска достаточно лишь растопить восковые свечи.
Чантинг - это инструмент для нанесения жидкой восковой массы на ткань.
Стеклянная трубочка - это инструмент, который применяется для качественного нанесения на ткань резервирующей линии по заданному рисунку в технике холодного батика. Трубочка изготавливается из стекла, имеет загнутый конец и резервуар в нижней трети. Резерв помещается в трубочку и выдувается с помощью спринцовки с мягким кончиком.
Разбавитель резервирующего состава дает возможность получить нужную консистенцию контурного состава, которая бы соответствовала конкретному виду шелка. Запомните, чем тоньше ткань, тем гуще должен быть контурный состав и, наоборот, чем плотнее шелк, тем более жидким должен быть состав.
Шаблон - это четкий и окончательный рисунок композиции, который в последующем будет перенесен на ткань. Обязательно следите за тем, чтобы рисунок был нарисован одной линией, т.к. в дальнейшем не должно быть исправлений при переносе композиции на ткань. Также нужно контролировать границы плоскостей композиции, чтобы краски в процессе росписи не растекались за пределы обозначенных границ, конечно же, если это не предусмотрено самим автором в качестве одного из эффектов.
Мягкий карандаш в батике используется для перенесения композиции на ткань.Фен для сушки волос часто используется в батике. С его помощью можно ускорить процесс высыхания краски. Однако пользоваться этим электроприбором нужно с большой осторожностью, чтобы избежать образования жестких контуров. В то же время существует специальный эффект, который предполагает образование жестких контуров и цветовые изменения.
Трехзубчатые кнопки и булавки будут необходимы для натягивания шелка на раму. Трехзубчатые кнопки рекомендуется использовать для натягивания шелка с необработанными краями, а для уже готовых платков и шарфов лучше использовать булавки, поскольку после их удаления остаются лишь маленькие проколы.
Дистиллированная вода необходима для разбавления или осветления жидкого красителя. Водой из-под крана пользоваться не стоит, т.к. даже незначительное содержание в ней извести может вызвать со временем нежелательные изменения в работе.
Цветовое решение
Цветовое решение, несмотря на внешнюю простоту, — явление достаточно сложное. Существует великое множество разнообразных теорий, систем, концепций и определений законов цветовых сочетаний. Человек, обладающий вкусом, интуитивно чувствует и подбирает гармоничные сочетания различных цветов. Но очень часто мы привязываемся к какой-то определенной цветовой гамме и не используем всех возможностей, которые открывает перед нами цвет. Поэтому поговорим о законах и моделях создания гармоничных сочетаний всей колористической гаммы в росписи тканей.
Цветовое решение — одно из основных средств создания определенного образа, настроения произведения. Люди, рассматривая произведения текстильного искусства, часто употребляют такие эпитеты: веселый, грустный солнечный, сдержанный, мрачный и т.д. Это не случайно, ведь каждая работа художника рождается в результате зрительного и эмоционального осознания им окружающего мира. В соответствии с этим ощущением художник использует ту или иную палитру красок.
В любой законченной работе основу произведения составляет глубокая внутренняя взаимосвязь между общим композиционным замыслом, орнаментальным ритмом и колористическим решением.
Но не стоит забывать, что проанализировать зрительные ощущения в зависимости от цветового решения произведения опытного художника и понять, насколько полно оно раскрывает художественную идею произведения, можно, только обладая богатым опытом и знанием закономерностей взаимоотношения цветов.
Цветовое решение при росписи тканей определяется совокупностью применяемых тонов, гармоничностью сочетаний колористической гаммы.
В зависимости от преобладания тех или иных цветов колорит работы может быть темным или светлым, холодным или теплым, может строиться на сочетании больших плоскостей насыщенных цветов или на тонких тональных сочетаниях, может быть спокойным или напряженным. Однако прежде всего цветовое решение характеризуется преобладающим в нем цветом - синим или желтым, фиолетовым или зеленым и т.д.
Когда художник выбирает основную цветовую гамму работы, а затем подчиняет ей общий колорит, это означает что он осмысленно подходит к вопросу колористического решения произведения. Поэтому недостаточно просто распределять цветовые пятна по плоскости изделия. Начинающему художнику в вопросах цвета необходимо научиться управлять безграничными возможностями цветовой палитры, которые дают любые имеющиеся под рукой краски. Цветовое решение работы можно сравнить с музыкальным произведением, в котором явно слышится основная мелодия, а уже на ее фоне читается сопровождение, которое нисколько не заглушает основную партию, а наоборот, дополняет и обогащает ее.
Цветовое решение композиций приобретает целостность и грамотность только в руках вдумчивого художника при осмысленном применении цвета.
Композиция
Композиция — это ритмически организованное членение плоскости произведения, когда все орнаментальные или изобразительные элементы выполнены в единых художественных и технических приемах и подчинены общему художественно-декоративному замыслу. Композиция — это основа любого художественного произведения, от того, насколько она будет проработана и осмыслена, будет зависеть общее впечатление от вашей конечной работы. Ведь если всевозможным техникам батика можно легко обучиться с помощью практики, то основы композиции нужно изучать или чувствовать. Поэтому, если вы начинающий художник, не стоит пренебрегать основами композиции.
Создание произведения декоративно-прикладного искусства — это сложный творческий процесс, где художник воплощает свой замысел, свою художественную идею с помощью средств, предоставленных данным видом искусства. Хорошо построенная и продуманная композиционная схема — основа создания художественного произведения. Работа художника над композицией начинается с подбора материала по заданной теме, зарисовок. На данном этапе особенно важна не только информация, которая содержится в изображаемых элементах, но и тот декоративный образ и эмоциональное настроение, которые художник стремится передать с помощью различных художественных средств. Постепенно продумываются тоновое, графическое и цветовое решения композиции. При разработке декора необходимо определить, какая часть работы будет нести основную орнаментальную или цветовую нагрузку. Используя разнообразные художественные и технические приемы, работе можно придать различные настроения как орнаментальными, так и колористическими средствами: весеннюю свежесть, бурное движение или спокойную уравновешенность.
В процессе создания работы необходимо следить за ее форматом, чтобы не замельчить изображение или, наоборот, чтобы оно не смотрелось слишком крупным. Может быть, вы решите выполнить композицию в квадрате или композицию, вытянутую вверх.
В значительной степени характер композиции определяется ее ритмом.Ритм — это одно из средств создания произведения декоративно-прикладного искусства, которое способствует достижению ясности и выразительности композиции, четкости ее восприятия. Это закономерное чередование соизмеримых элементов рисунка.
С примерами ритма можно столкнуться, наблюдая природные явления: это чередование волн, круги, расходящиеся по воде от брошенного камня, естественное распределение листьев на стеблях растений и многое другое.Грамотно использовать ритм — это значит умело и последовательно распределять части композиции, увеличивать или уменьшать расстояния между ними, изменять плотность заполнения узором к краям или к середине изделия, в общем, умело варьировать движения частей композиции в определенном, заранее продуманном ритме.Ритмического построения композиции можно достичь различными приемами.
Раппортное повторение рисунка, при котором элементы композиции равномерно чередуются на плоскости работы на основе сеток различного типа. Это может быть сетка на основе квадратов, треугольников, ромбов.
Расположение элементов по убывающему или нарастающему ритму. Этот прием часто встречается на старинных образцах народного искусства, где встречается необычайное богатство ритмических сочетаний орнаментальных полос. Так, например, в Простейших композициях из полос часто создается зрительное впечатление постепенного вытеснения одного цвета другим.
Симметричное построение рисунка, которое может быть зеркальным повторением рисунка относительно вертикальной или горизонтальной оси. Также рисунок может строиться в диагональном направлении или иметь произвольный наклон. Часто ритмическую организацию рисунка понимают только как симметричное двух или четырехкратное повторение какого-либо мотива. Из всех возможных симметричных построений очень интересна обратная симметрия, когда орнаментальная группа повторяется относительно оси симметрии в перевернутом на 180° изображении. Главным условием симметричного построения рисунка является то, что он должен логически развиваться в соответствии с задуманным решением.
Свободное распределение орнамента по всей плоскости композиции. В этом случае элементы, расположенные на противоположных краях изделия, уравновешены — они сходны по величине и общему силуэту. Это не исключает и таких решений, при которых рисунком может быть заполнен только один угол или одна сторона работы. Равновесие композиции в этом случае достигается благодаря цветовому решению.
По схеме построения и характеру трактовки орнамента решения композиции бывают двух видов: статичные и динамичные. Статичные (неподвижные) композиционные схемы чаще всего симметричны и требуют строгой трактовки орнамента. Они передают состояние покоя и уравновешенности. Сюда можно отнести линейные рисунки (полосы, клетки), композиции с геометрическим орнаментом и некоторые произведения с растительным узором. Орнамент располагается в основном по прямоугольной сетке, все элементы лёжа на вертикальных или горизонтальных осях, перпендикулярных иди параллельных краям изделия. Изобразительные элементы даны фронтально, они устойчивы, и место их в композиционной схеме четко определено.
В динамичных (подвижных) по решениям композициях элементы могут свободно распределяться на плоскости работы, также они могут располагаться по диагональным осям. Здесь возможно смелое нарушение симметрии, в этих работах ярче выражено движение. Цветовое решение в динамических композициях также может быть более ярким, необычным и своеобразным. Постепенно композиция приобретает очертания будущей работы. Если у вас не получается выстроить композицию, вы можете поэкспериментировать с набором пятен — силуэтами отдельных элементов, которые можно компоновать до достижения необходимого эффекта. Также важно, чтобы все элементы композиции были связаны чем-либо воедино — стилем живописи, монохромностью, размерами и т.д.Создавая свою композицию, помните, что в искусстве нет жестких границ и неоспоримых правил композиции, которые нельзя нарушать. Не исключайте в своих работах импровизаций, ведь они всегда дают толчок к чему-то новому и интересному.
Цветовая композиция
Основа работы при создании художественного изделия - гармоничный подбор цвета красок.
Все цвета делятся на ахроматические (белый, серый, черный) и хроматические - остальные цвета цветового спектра.
Основные цвета - красный, желтый, синий. В цветовом круге они соединены треугольником основных цветов.
1651635210185От смешения основных цветов образуются производные: красный + желтый = оранжевый красный + синий = фиолетовый желтый + синий = зеленый
Производные цвета объединены треугольником производных цветов.
По окружности цветового круга между основными и производными цветами располагается бесконечное множество промежуточных цветов и оттенков, естественно переходящих от одного к другому.
Группа коричневых цветов получается при смешении всех цветов цветового круга. Эти цвета не подчиняются строгим законам шестичленного цветового круга, поэтому не будем включать их в круг, а поговорим о них отдельно.
Расстояние по дуге окружности цветового круга между соседними вершинами треугольников основных и производных цветов называют сектором цветового круга.
У любого цвета или его оттенка три характерных признака, отличающих его от других цветов и оттенков:
Тон цвета - принадлежность его к определенному основному или производному цвету. Например, с первого взгляда мы определяем: это - синий цвет, а это - красный. Для сложных оттенков обычно указывают принадлежность к определенному сектору цветового круга: это – сине-зеленый, а это - оранжево-красный.
Насыщенность цвета - проще говоря, сколько белой или черной краски добавлено к определенному по тону цвету. По этому признаку различаются, например, светло-сиреневый и темно-фиолетовый цвета. «Разводить» или, наоборот, «сгущать» можно любой оттенок цветового круга: для этого при окраске ткани изменяют концентрацию раствора красителя.
Яркость (светлота) цвета - самая сложная и относительная характеристика. По яркости цвета цветового круга делятся на две группы: более яркие (красный, оранжевый, желтый) - их называют активными или теплыми; менее яркие (зеленый, синий, фиолетовый) - их называют пассивными или холодными. Яркость цвета убывает по дуге цветового круга от оранжевого (самого теплого) до синего (самого холодного).
Для художника, создающего лоскутные изделия, чрезвычайно важно уметь сочетать цвета тканей в одном произведении. Гармоничность цветовых сочетаний зависит от расположения цветов в цветовом круге.
Различают два основных типа гармоний по цветам: родственные и контрастные.
Родственные цвета - это все цвета и оттенки в пределах двух соседних секторов цветового круга.
Гармонии родственных цветов делятся на три группы.
Одноцветная гармония - сочетание оттенков цвета в пределах одного сектора цветового круга, различающихся по насыщенности (светлее-темнее).
Смежная гармония - сочетание цветов, располагающихся в двух соседних секторах цветового круга, достаточно близко к границе между ними.
Тональная гармония - сочетание чистого цвета и его же с примесью другого цвета или тона (например, желтого с табачным или голубого с пепельно-голубым). В лоскутной технике эффекта тональной гармонии достигают сочетанием однотонного цветного лоскута и лоскута, у которого по фону того же оттенка нанесен цветной набивной рисунок.
Контрастные цвета - это цвета, лежащие в цветовом круге друг против друга.
Различают две группы гармоний контрастных цветов.
Парная, или дополнительная гармония - сочетание любой пары цветов, расположенных на концах диаметра цветового круга. Вращая диаметр вокруг центра круга, получают гармоничные сочетания пар различных оттенков, на которые укажут концы диаметра. Можно немного «смягчить» жесткую контрастность сочетания, взяв один оттенок точно с конца диаметра, а другой - на небольшом удалении по дуге от другого конца диаметра. Например, гармонируют цвета синий с красно-оранжевым или желто-оранжевым.
Гармония триады - сочетание трех контрастных цветов или их оттенков, отличающихся по насыщенности и расположенных на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг. По этому типу гармонии сочетаются между собой все основные, а также производные цвета. Поворачивая равносторонний треугольник вокруг центра цветового круга, подбирают подходящие сочетания для любого из его оттенков. «Смягчать» контрастность сочетания по принципу «триады» нужно очень осторожно: возможность ошибки слишком велика.
Ахроматические цвета, не входящие в цветовой круг, гармонично сочетаются с любым хроматическим цветом, а также между собой. Однако в окраске тканей часто присутствуют ахроматические цвета с заметным теплым или холодным оттенком. Это обязательно нужно учитывать, подбирая оттенок ахроматического цвета в зависимости от его яркости (теплый черный к красному или оранжевому, а холодный белый - к синему или фиолетовому и т.п.).
Так же лучше работать и с коричневыми оттенками, сочетая теплые «земляные» оттенки с теплыми цветами цветового круга, а холодные «шоколадные» - с холодными оттенками.
Цветовая гамма - это объединение бесконечных переходов и оттенков однородных по тону цветов.
В цветовые гаммы входят оттенки нескольких соседних секторов цветового круга. Например, в сине-фиолетовую гамму могут входить цвета от зеленовато-синих до красно-фиолетовых. Основное условие - плавный, без больших скачков и разрывов, переход от одного тона к другому по цветовому кругу, через несколько промежуточных цветов и оттенков.
Работа в цветовой гамме сложна, она требует от художника большого вкуса и интуиции при подборе цветов и дает прекрасные результаты.
Организация рабочего места
Рабочее место должно быть хорошо освещено, причем свет должен падать на работу с левой стороны.
Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
Расстояние от глаз до работы не должно быть меньше 30…40 см, чтобы не развивать близорукость и в глаза не попадала жидкость.
Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы полотно оставалось всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц жидкости.
Для того чтобы в процессе росписи ткань не загрязнялась, советую сделать фуляр из ненужного материала.
По окончании работы все инструменты следует убирать в рабочую коробку.
Технология изготовления батика
I. Подготовка к работе.
1.Разработка эскиза.
Нужно нарисовать небольшой эскиз, при помощи карандаша, на листе плотной бумаги (на ватмане формата А5, А4 или А3). Раскрасить эскиз акварельными или гуашевыми красками, можно использовать тушь. В эскизе соблюдать композиционную уравновешенность. Важно не забыть про центр композиции. Раскрашивая эскиз, гармонично сочетать цвета.
43522905378452.Рисование кальки.
Затем нужно взять миллиметровку такого размера, какого Вы хотите сделать ваше изделие. Карандашом или маркером нарисуйте схему рисунка, исходя из готового эскиза. Изготовление кальки нужно для точного переведения задуманного рисунка на ткань. HYPERLINK "http://okgams-batik.narod.ru/batik.html" \l "s3"
3.Выбор ткани.
Для работы подойдут только 100% натуральные ткани, лучше шелковые, такие как: крепдешин, шифон, китайский шелк, эксцельсиор и т. п. Иначе не удаться зафиксировать краску на ткани и труд будет напрасен. Я взяла подкладочную ткань.
42373552432052530475181610786765181610
4.Подготовка ткани.Перед росписью ткань нужно подготовить: прополоскать в воде с шампунем или в специальном кондиционере для белья. Это нужно для лучшего растекания краски по ткани.
5.Натяжка ткани на пяльцы.3846830173355Подойдёт специальная раздвижная рама для росписи ткани (продают в художественном салоне) или сделанная своими руками (можно сколотить из деревянных планок по размеру изделия). Ткань на раму натягивают по часовой стрелке на специальные крючки или на обыкновенные кнопки. Натягивать ткань нужно туго, как "барабан", с сохранением перпендикулярности нитей. Неправильная натяжка приведет к искажению рисунка. HYPERLINK "http://okgams-batik.narod.ru/batik.html" \l "s6"
6.Перевод рисунка с кальки на ткань.
4718050400685Готовую кальку, при помощи иголочек с "ушками", подкалывают с изнаночной стороны на натянутую ткань. Просвечивающейся рисунок переводят с кальки, очень тонкой линией карандаша. Если рисунок просвечивается сквозь ткань плохо, то его можно перевести с помощью стеклянного стола, поставив под стол подсветку. При хорошем просвечивание, линии можно обводить сразу резервом. После окончания перевода рисунка кальку откалывают.
7.Приготовление резерва: Для холодного батика.
Для холодного батика используется специальный резервирующий состав, который можно купить в художественном салоне. Чтобы получить цветной резерв надо: на бумагу выдавить немного масленой краски нужного цвета и оставить на 2 часа для обезжиривания. Затем краску нужно перемешать с готовым резервом. Внимание! Все компоненты для приготовления резерва огнеопасны! При работе с резервом нужно соблюдайте технику безопасности! Обязательно проветривайте помещение!
Для горячего батика.Чтобы приготовить резерв для горячего батика нужно: воск или вощина - 100г; парафин - 400г. Все компоненты разогревают, до полного расплавления, на водяной бане, на электрической плитке. Ни в коем случае не разогревайте на открытом огне! Такой резерв готовят рядом с работой, иначе восковая смесь остынет.
4092575150495II. Роспись изделия.
1.Техника холодного батика.
В холодном батике, все формы рисунка, имеют замкнутую контурную обводку, которая препятствует растеканию краски. Работы, выполненные в этой технике, получаются графичными и декоративными.
Наведение резерва.
241301011555Резерв набирается, в специальную стеклянную трубочку, с помощью спринцовки, и наносится по видимому контуру рисунка. При наведении резерва, в начале линии, не должно быть капель. Линия должна быть ровной и четкой. Следите чтобы резерв пропитывал ткань. Зарезервированная плоскость должна быть замкнута, иначе краска вытечет за пределы плоскости. Если Вы хотите сделать наводку бесцветным резервом, то после высыхания она будет почти не видна. С такой наводкой, красить изделие, новичкам будет сложно. Наводка сохнет 1-2 часа. По окончании работы не забудьте проветрить помещение.
Роспись изделия красками.
Для росписи Вам понадобится кисточка (колонок, синтетика или белка) подходящего размера (от №1 до №10.) Так же Вам понадобятся анилиновые краски для росписи ткани. Расписывать изделие красками, начинайте с более светлых тонов, стараясь не задевать резервные линии и другие плоскости. Если краситель протек сквозь резерв, то дождитесь высыхания краски, а за тем обведите резервом "пробивший" контур. Образовавшееся пятно разотрите водой при помощи твердой кисти (колонок) или закрасьте, плоскость с пятном, более темным тоном краски. Расписывайте изделие в соответствии с эскизом. Помните, что краситель после высыхания становится более светлым. Для точной подборки цветов, сделайте палитру (наведите резервом квадратики и раскрасьте их) не на рабочем куске ткани.
412877099060Дополнительные эффекты.
Очень красивых эффектов можно добиться, посыпав на влажную поверхность ткани: соль или мочевину (удобрение для огорода), или сухой анилиновый краситель.
165735667385
2.Техника горячего батика.
Работы выполненные в технике горячий батик получаются более живописные, без четкого контура. В качестве резерва, в горячем батике используется горячий воск.
Расписывание изделия воском и красками.
Для крашения ткани красками Вам понадобится кисточка (колонок, синтетика или белка) подходящего размера (от №1 до №10.), а так же анилиновые красители. Восковую смесь наносят с помощью натуральной кисти (щетина, белка). Сначала воском нужно покрыть самые светлые места. Резервирующее вещество должно быть горячим и пропитывать ткань. После того как нанесенный воск остынет, нанесите светлые тона краски. Так слоем за слоем утемняйте работу, пока не будет достигнут результат, в соответствии с эскизом. Воск на ткань можно наносить живописными мазками или брызгать с помощью щетинистой плоской кисточки.
Применение эффекта кракле.
4172585421640Вы можете применить эффект кракле. Для этого, всю работу нужно покрыть восковой смесью. Когда воск остынет, снимите готовую работу с рамы и подержите ее в холодном месте. Затем помните изделие, в тех местах, где Вы хотите сделать эффект трещинок. Кисточкой обезжирьте работу, используя мыльный раствор. Нанесите темную краску в места трещинок. Тряпочкой уберите излишки краски и дайте работе высохнуть. Перед запаркой удалите воск с работы, прогладив изделие через бумагу (газеты).
3. Закрепление краски на изделии.145415171450Запаривание изделия.
Чтобы закрепить краску, нужно запарить изделие. Для запарки, заверните изделие в чистую бумагу (можно в газеты), так чтобы ткань не соприкасалась сама с собой. Завернутую работу подвешивают в специальном баке, на дно которого кладутся камни и наливается вода, столько, чтобы при кипении, брызги воды не попали на ткань. Работа также не должна касаться стенок бака. Бак закрывают, сверху, подушкой с песком и крышкой. Процесс запаривания длится 40-60 минут.
4. Заключительный этап.
После запаривания разверните изделие из бумаги. Далее прополощите в воде с уксусом. Полоскать нужно для удаления лишней краски и для закрепления окрашенного. Высушите изделие, а затем отгладьте. Подшейте изделие, если это панно, то натяните его на декоративную раму. Вы можете декорировать изделие по своему вкусу и фантазии. Изделие готово!
Экономический расчет платка
№ Используемые материалы Количество Стоимость Затраты
1. Искусственный шелк белый 1*1 60руб 30руб
2. Набор для батика 1шт 360руб-6шт
(имелось в наличии) 10руб
3. Цветной контур для батика 2шт 80руб-6шт
(имелось в наличии) 4руб
4. Кружево 4,5м 15руб/м 67,50руб
5. Стразы 30шт Имелись в наличии 0руб
Итог 111,50руб
Проведение направленного эксперимента
После того, как у меня собралась целая коллекция картин и изделий, я решила провести ассоциативный эксперимент. На выставку я пригласила всех желающих. Мои картины и изделия посмотрели педагоги (15 чел.), учащиеся (28 чел.) и родители
(7 чел.). После просмотра всем предлагалось письменно ответить на вопрос : «Какие чувства (мысли) возникли у Вас при просмотре выставки?». После обработки результатов получилось следующее (самыми частыми ответами были):
20% - чувство радости;
23% -чувство гордости за изготовителя;
42% - восхищение;
15% - желание научиться.
Реклама
Батик - это утончённая ручная роспись по шелку.
Батик - это произведение искусства с превосходным дизайном и роскошной палитрой красок. Батик - это модные изделия: шарфы, косынки, платки, галстуки, накидки, палантины, панно, картины - бесконечное многообразие изделий.Батик - это изысканный подарок, сувенир, это украшение, это модный аксессуар, способный удовлетворить самый утонченный вкус. Изделия из батика ручной работы созданные на натуральном шёлке - это эксклюзивные авторские работы. Нет двух одинаковых работ! Всех желающих научу!
Экологическое обоснование
Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков или им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столько же необходима для его духовной, нравственной жизни.
Экология природы, экология культуры – это грани одной проблемы – сохранение в человеке человечности.
Мои картины и изделия способствуют нравственному воспитанию, воспитанию в человеке любви к родным и близким, к большой и малой Родине, к искусству, а процесс работы прививает трудолюбие и умение быть экономным, так как работы, сделанные своими руками намного дешевле. Я с удовольствием сделаю подарок маме на праздник. А ещё я с удовольствием дарю своим друзьям подарки-картины!
Самоанализ
Работа над проектом оказалась кропотливой и очень интересной. Выполнение его дало возможность реализовать мою идею – сделать подарок от всей души. Я узнала о батике новые сведения. Роспись в технике батик - очень увлекательное и полезное занятие. Те, кто любит роспись и знает эту технику , согласятся со мной, а тем, кто в этом сомневается, я могу сказать: попробуйте, не пожалеете! Я могу научить! Результаты такой работы просто восхищают. Только посмотрите на это изделие и эти картины - просто чудо! И времени на это надо не так много, как, скажем, на вязание пуловера или вышивание бисером. Я думаю, что моему подарку мама очень обрадуется.
Используемая литература:
Давыдов С.Г. «Батик» - Энциклопедия: Изд-во АСТ-ПРЕСС,2010
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BAhttp://www.batikworld.ru/articles/story/http://nhkt.narod.ru/batik.htm#3http://irenabatik.ru/category/batik-obucheniehttp://irenabatik.ru/category/batik-obuchenie/batik-texnikihttp://www.goodhouse.ru/tag/rospis-po-tkani/http://kam.ru/http://www.narodko.ru/http://moikompas.ru/compas/gzhel#contentПриложение
82550384810
Батик «Зимний лес»
Батик «Фантазия»
8572519050
Батик «Герб воронежского края»
8572566675
Батик «Ромашки»
-247658255