Урок музыки во 2 классе тема урока звуки музыки расскажут…
2 класс
1семестр «Мир музыкальных историй»
Тема урока: «Звуки музыки расскажут…»
Цель урока: познакомить учащихся с интонационным разнообразием в музыке, формировать нравственно-эстетическое восприятие музыки, развивать эмоционально-чувственное восприятие, обучать умению воспринимать музыкальные образы, развивать образное мышление, представление, творческие способности; продолжить работу по развитию вокально-певческих навыков.
Задачи образовательные: способствовать формированию навыков хорового, ансамблевого пения, формирование активного восприятия музыкального произведения, исполнительской культуры.
Развивающие: продолжить работу над развитием ладо-высотного ощущения, ритма, музыкального и эмоционального восприятия муз. материала.
Воспитательные: воспитывать активность, аккуратность, внимательность.
Тип урока: урок углубления темы, комбинированный.
Оборудование: баян, магнитофон, интерактивная доска, портрет Д.Б.Кабалевского, иллюстрации к упражнениям.
ХОД УРОКА
Вход учащихся под песню композитора Шаинского «Вместе весело шагать»
Орг. Момент.
Музыкально-ритмическое приветствие.
Актуализация знаний.
Сегодня к нам придут необычные гости -музыкальные. Ну а к встрече гостей нам нужно подготовиться. И сейчас вместе вспомним - Что же мы знаем о музыке?
- ребята, а звуки мы видим или слышим? Закройте сейчас газа (учитель изображает шум. звуки)
- Что сейчас слышали? ( Звуки)
- Какие?(шумовые)
- А какие ещё существуют звуки? (ответ детей – музыкальные)
- Я сейчас закрою глаза, а вы изобразите музыкальные звуки. ( дети пропевают)
- Чем отличаются музыкальные звуки от шумовых?
- Музыкальные звуки имеют высоту звучания. Давайте изобразим высоту звука голосом от низкого и до высокого звучания и покажем движением рук высоту звука. ( Упр. «Чайка»)
- А как называются знаки, которыми записывается музыка?
( Ноты)
( На доске карточки)
- На доске ошибка. Исправить, убрать не муз. знаки.
- Как называются? Что обозначает этот знак? (пауза – знак молчания или перерыв в звучании )- Вот и мы сделаем пазу, т.е. перерыв в нашей работе.
- Нам нужно завести наши музыкальные часики. Встаньте. Напоминаю: мальчики – большие колёсики в часиках и ходят «Тик»,
девочки - маленькие колёсики и ходят «Тик – так»
(Упражнение «Часики» )
- Ребята, а какие интонации вы услышали в моей речи?
- А по интонации в речи мы можем догадаться какое настроение у человека?
- А какие интонации вы знаете?
- Интонации в голосе украшают нашу речь?
- Украшают нашу речь, делают её выразительной.
- Ребята, а как называется человек, который сочиняет музыку? (композитор).
Сейчас, ребята, я покажу вам фотографию композитора. Это Д.Б.Кабалевский. Д.Б.Кабалевский очень любил музыку и детей. Д.Б. написал много вокальной и инструментальной музыки.
- Вокальная музыка – это какая музыка? (Там где поют)
- Инструментальная – это какая музыка? (Там, где звучат одни муз. инструменты).
- Ребята, мы с вами одинаковые или разные?
- А какое бывает у нас настроение? (доброе, весёлое, злое. Разное.)Вот Д.Б.Кабалевский наблюдал за проявлением разных по настроению детей и сочинил, нарисовал музыкальный портрет трёх девочек. «Три подружки» - так называется произведение. «Три подружки» - инструментальное произведение. Если это инструментальное пр-е, будут ли петь в нём?
Будет звучать одна музыка.
А как же мы поймём какие девочки к нам придут, если музыкальный портрет без слов?
Ребята, посмотрите, а ведь тема сегодняшнего урока называется «Звуки музыки расскажут».
Звуки музыки расскажут о трёх подружках. Или точнее – музыкальные интонации подскажут нам характер и настроение каждой из подружек.
Мы продолжаем учиться слушать и понимать инструментальную музыку.
- Готовы учиться? Тогда сядьте удобно. К нам идут гости – «Три подружки». Слушайте внимательно интонации, о чём вам сейчас расскажут звуки музыки? Какое настроение у подружек?
Слушание «Три подружки» Д.Б.Кабалевского.
- Сколько пришло подружек?
- Одинаковое ли было настроение у подружек?
- Какое?
- А как вы поняли, кто нам об этом рассказал? (Ведь слов не было.)
- Нам о подружках рассказала музыка.
- А какая была музыка? Какие интонации вы слышали?
- А если бы вы были артистами, как бы движениями рук изобразили весёлую девочку? А плаксу? А злюку? А кто хочет голосом изобразить настроение девочек? (на слог «ля-ля»)
- Ребята, а если бы вы были художниками, какими красками вы бы нарисовали весёлую девочку? А плаксу? А злюку?
- Я знаю, вы добрые и весёлые ребята.
- А вот домашнее задание:
Нарисовать подружек, которые приходили к нам в гости на урок. Нарисовать подружек какими вы их представили, увидели в своём воображении, когда звучала музыка Д.Б.Кабалевского «Три подружки».
- Ребята, а чём нам рассказывает это инструментальное произведение?
«Полёт шмеля» Р.-Корсаков (слушают отрывок)
- Как оно называется? (ответ детей)
- Мы будем сейчас маленькими шмелями и полетаем по всей лужайке, с окончанием музыки всем вернуться в свои домики. Напоминаю: летаем тихо, чтобы было слышно звучание музыки из оперы композитора Р.-Корсакова «Сказка о царе Султане».
Под музыку «Полёт шмеля» Р.-Корсакова дети изображают полёт шмеля.
- А кто помнит, что такое «опера»?
- Там, где все участники поют. Вот и мы сейчас переходим к вокальной работе.
- А перед распевкой мы всегда учимся дышать правильно во время пения.
(дыхательное упражнение)
Повторить слова распевки всем классом
Распевка «Я могу считать до 100-а
1,2,3, 4 –стоп –
Вот и вся считалка.
- Стоп – мы останавливаемся. а как называется музыкальный знак, который показывает, что нужно остановиться, как называется этот знак? (Пауза)
Пропевают.
- Распевка «Ступеньки» -с показом рукой направление движения мелодии.
(работа над вокально-хоровыми навыками, чистотой интонирования)
- а теперь музыкальная загадка: кто поёт эту песню?
(Звучит мелодия песни «Неприятность эту мы переживём»)
Ответы детей.
Ребята, а какой кот по характеру в мультфильме? (Добрый)
- А какие интонации слышатся в мелодии? (Добрые,спокойные, ласковые)
- Значит с какими интонациями мы будем исполнять песню? ( Ответ детей)
(Исполнение песни с солистами)
- Продолжение изучения 3-го куплета по фразам (прикрыть ушко)
- Закрепим слова и мелодию песни на следующем уроке.
- Ну а теперь мне нужны настоящие артисты для исполнения роли бабушки. Кто хочет играть роль бабушки? (выходят желающие)
Кто хочет играть роль гусей? (выходят желающие)
Инсценировка песни «Весёлые гуси»
(анализ исполнения песни)
- Дети, а какую песню вы хотите спеть?
( Напомнить о хар-ре исполнения куплета Тревожно, собрано, и припева – светло, радосно)
«Солнечный круг» муз. Островского.
Гимн - это торжественная песня.
Мы любим нашу школу, учителей. Вы дружные, добрые дети. Скоро, на школьной линейке, лучшим ученикам директор нашей школы Галина Фёдоровна будет вручать грамоты. Мы рады успехам лучших учеников и сами будем стараться учиться хорошо.
«Гимн школы» - напомнить: петь торжественно.
Итог урока.
Наш урок подходит к концу. Сегодня все были молодцы. Вы были хорошими артистами, справились с ролью и «бабушки» и «гусей», отвечали на все мои вопросы, солисты пели эмоционально, чисто интонируя мелодию. Ну остался у меня к вам один, последний вопрос. Готовы ответить?
- Так кто приходил к нам в гости?
- А как фамилия композитора, который сочинил «Три подружки»?
Мне осталось напомнить домашнее задание: нарисовать любую девочку-гостью. На этом мы прощаемся на музыкальном языке.
Пропеваем в миноре: до свидания.
Под музыку выходят из класса.