Презентация для заместителей директора по учебной работе
ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК И ЕГО ПРОЕКТИРОВАНИЕЧеловека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в себе самом. Г.ГалилейУМЕТЬ, ПОНЯТЬ, ЗНАТЬ, РЕШИТЬ
Эффективный – тот, что делает нужную работу.Эффективный – тот, кто достигает максимальных результатов с минимально необходимыми затратами ресурсов.
Как Вы относитесь к этой теме?Что Вы знаете по этой теме?Что Вы хотите узнать по этой теме?Запишите 4 признака эффективного урока
Ключевые вопросыЕсть ли дополнительные возможности, чтобы сделать урок в нашей школе эффективнее? От чего это зависит?Зачем мы говорим об эффективном уроке?
ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭФФЕКТИВНОМ УРОКЕЧТО ВЫ БУДЕТЕ ЗНАТЬ:1. Может ли результативный урок быть неэффективным? 2. Что отличает эффективный урок от неэффективного?3. В каком виде лучше оформить свой урок? В конце лекции Вы приведёте 4 отличия эффективного и неэффективного урока?
Приобретение знанийПервичный опыт и мотивацияТренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекцияКонтрольКак сформировать у ребенка умение переходить через дорогу?
Что в первую очередь отличает эффективный урок от неэффективного?УРОКЗДРЗНАНИЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬРЕЗУЛЬТАТ
Структура деятельностистимулымотивыдействиярезультатыСаморегуляцияпланирование
Структура деятельностистимулымотивыцелеполаганиедействиярезультатыпотребностиоценкакритерииСаморегуляцияпланирование
Чем в первую очередь отличается эффективный урок от неэффективного? 1. - НА ЭФФЕКТИВНОМ УРОКЕ РАБОТАЮТ УЧАЩИЕСЯ
Делаю САМ!
Чем ещё отличается эффективный урок от неэффективного?Эффективный урок имеет системный характер - строгая, единая внутренняя логика, определенная дидактическими целями, средствами, методами и приемами обучения.
Урок – система С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ЭТА СИСТЕМА?цельСодерж.Деят.Ф, м, сучительучащиесярезультат
Почему иногда хорошие методы преподавания, хорошо спланированные уроки не гарантируют качественные результаты обучения?На уроках должна быть особая среда, которая способствует учению школьников!!!КАКОВЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭТОЙ СРЕДЫ?
УЧИТЕЛЬ ДЕМОНСТРИРУЕТ ИМ СВОИ БОЛЬШИЕ ОЖИДАНИЯ ( ты можешь, у тебя есть, у тебя хорошо получается)Учитель УКРЕПЛЯЕТ достоинство учащихсяУЧИТЕЛЬ СВЯЗЫВАЕТ ОБУЧЕНИЕ С ЖИЗНЬЮ (Интерес к изучению предметов: не более 20 % готовы изучать абстрактный материал, не связанный с интересующими детей проблемами 80 % -- интересно то, что касается их лично и их семей)УЧАЩИЕСЯ ВИДЯТ ПРОГРЕСС В СВОИХ РЕЗУЛЬТАТАХУЧАЩИЕСЯ ЧЁТКО ПРЕДСТАВЛЯЮТ, ЧЕГО ОТ НИХ ХОТЯТ, ЧТО БУДЕТ ОЦЕНИВАТЬСЯ И ПРОВЕРЯТЬСЯЕсть условия для сотрудничестваУчитель опирается на потребности учащихсяУЧАЩИЕСЯ ПОНИМАЮТ САМ ПРОЦЕСС И ОСОЗНАЮТ СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОПРЕДЕЛИМ 4-е отличие эффективного урока от неэффективногоНа эффективном уроке есть сильная обратная связь!- анализ процесса и результатаОС- ЧТО ЭТО?Воздействие хода и результатов функционирования системы на характер этого функционированияОС может и должна быть: Учителю от учащихсяУчащимся от учителяУчащимся от одноклассниковУчащимся от родителейРодителям от учащихсяУчителю от родителейРодителям от учителя
Образовательный процесс без обратной связиОбщая цельКонкретная цельОбучение Контроль ЗУН
Чем отличается контроль ЗУН от диагностики ЗУН?Образовательный процесс с обратной связьюОбщая цельКонкретныецелиОбучение Диагностика ЗУН
СРЕДСТВА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ: Диагностичная постановка цели ( ? тест)Постановка цели на языке учащихсяКритерии оценки ( на что надо обратить внимание при выполнении задания)Выходной контроль, самоконтрольВзаимооценка , самооценка Опрос учащихсяРефлексияСветофорКонтрольно-измерительные материалыПисьменные и устные комментарии учителя относительно работ учащихся
1. Диагностичная постановка цели урока Что же такое цель?Praktikum po celepolaganiyu.pptx СФОРМУЛИРУЙТЕ КЛИШЕ ЦЕЛЕЙ УРОКАНЕМНОГО ЛИРИКИ
Критерии диагностичности цели:Отвечает ли она понятию «цели»?Возможно ли осуществить выходной контроль достижения?Не формально ли она поставлена (лишь бы написать)?Будет ли такая цель организовывать учащихся на деятельность?Достижимо ли то, что занисано?
Задание: определите диагностично поставленные целиВвести понятие текстового редактора.Обучить конструированию линейных алгоритмов.Проверить умения редактирования текста.Формировать первичное представление о векторной графике. Обучение решению задач на языке программирования.Сформировать умение объяснить причины возникновения ветра. Показать зональное распределение атмосферного давления на земной поверхности.Раскрыть особенности понятия ветер.Сформировать умение показывать строение сердца человека на модели сердца и таблицах.Познакомить учащихся с особенностями строения кровеносной системы человека.
Задание: определите диагностично поставленные целиВвести понятие текстового редактора.Обучить конструированию линейных алгоритмов.Проверить умения редактирования текста.Формировать первичное представление о векторной графике. Обучить решению задач на языке программирования.Сформировать умение объяснить причины возникновения ветра. Показать зональное распределение атмосферного давления на земной поверхности.Раскрыть особенности понятия ветер.Сформировать умение показывать строение сердца человека на модели сердца и таблицах.Познакомить учащихся с особенностями строения кровеносной системы человека.
Постановка обучающей цели учителемНаправленная на конечный продукт:- разработатьПеречислитьАргументироватьСоставитьУстановитьСравнитьНайтиВыполнить исследованиеНаучитьсяОписать
К уроку по теме “Корень слова” я поставила следующие цели:учащиеся познакомятся с основной морфемой, в которой заключено ядро лексического значения слова, — корнем научатся находить корень слова, подбирать однокоренные слова смогут определять общее лексическое значение всех однокоренных слов как одной, так и разных частей речи научатся разграничивать однокоренные слова и формы одного слова
Хорошие способы постановки образовательных целейпланируется, что к окончанию урока учащиесябудут знать:...; уметь:...Смогут: назвать и объяснить не менее трёх причин ...; сравнить ... по следующим критериям... ;выполнить тест (далее сам тест или ссылка на него); доказать…объяснить смысл терминов (перечисляются)обосновать... и т.д.правильно записать слова (перечисляются)- правильно ответить на ключевой вопрос- будут владеть способом...
Почему эти цели хорошие?123
Ученик не должен догадываться, что у него спросит учитель. Ученик имеет право знать, что от него будут требовать. Когда учитель определяется с критериями оценки, тогда он может осознать какие знания и умения будет оценивать в процессе проверки. У учащегося на уроке должна быть цель! Как она может появиться?
Клише для цели учащегося:Вы научитесь…Вы сможете…Вы будете знать…Если в конце урока кто-то сделает ……., то получит 10, если…., то получит 8 и т.д.-----------------------------------------------------------Я смогу…Я научусь…Я буду уметь…Я успешно выполню… В итоговой работе у меня уже не будет ошибок на ( тема)…
Доведение целей до учащихсяЕсть ли смысл записывать цели на доске?ДА! НО два условия:запись цели на языке учащегося на протяжении урока несколько раз возвращаемя к целям ( что вы уже умеете делать, что будете делать дальше, а как)
Как привлечь учащихся к постановке целей?В начале урока учитель обращает внимание учащихся на запись темы урока на доске и предлагает сказать ,как они к концу урока узнают, что тему усвоили. Их предложения становятся целью деятельности на уроке( как вы узнаете, что тема урока усвоена? Демонстрируется тест, который будет в конце урока, или ключевой вопрос. Учащиеся приходят к выводу, что для решения теста надо знать и уметь)Учащиеся отмечают в таблице, что они уже знают по новой теме, а что пока нет, а потом на этой основе формулируют цель урока
Педагог заранее записывает на доске тему и цель и предлагает учащимся внести какие –нибудь коррективыУчительзаписывает несколько вариантов цели, которые отличаются уровнем усвоения: на 6, на 8, на 10 баллов и предлагает каждому учащемуся выбрать свой уровеньУчитель создаёт проблемную ситуацию. Учащиеся приходят к выводу, что для её решения необходимо что-то знать… и уметь ,это что-то называют сами учащиеся.
Тема: разряды прилагательных К концу урока я буду знать:Что такое разряды прилагательныхКакие бывают разряды Буду уметь:-определять разряд прилагательныхПойму -почему прилагательное относится именно к этому разряду- Случаи употребления прилагательных в другом разряде
Беларуская мова. 6 класТэма: Лічэбнік як часціна мовыМэта ўрока мовай вучня: у канцы ўрока вы зможаце пазнаваць лічэбнікі ў тэксце, вызначыць, колькасны гэта ці парадкавы лічэбнік; якім членам сказа з’яўляецца лічэбнік.
Математика, 5 кластема урока“Наименьшее общее кратное”Цель урока языком учащегося:Будете знать: Что такое НОК двух и более чисел, для чего надо НОК и где им пользуютсяНаучитесь:Находить НОК двух и более чисел, решать примеры и задачи, связанные с НОК чисел.
Тема: Славяне в раннем средневековье цели урока В конце урока я буду знать: - на какиегруппы делятся славяне; - кто из славян первыми создали государство ; пойму: - что ускорило создание государств.
цели образовательные (когнетивные)Личностного развития
Цели личностного развития учащихся(воспитательная, развивающая)Видите ли вы тут проблему трудности в их определении?
Можно ли на 45 минут поставить воспитательную или развивающую цель? Критерии диагностичности:Отвечает ли понятию “цель”?Возможно ли продиагностировать? Не формально она поставлена ?Будет ли такая цель побуждать учащихся к деятельности?Достижимая ли эта цель?
Проблема в том, чтоОни недостижимы: можно ли за урок обеспечить формирование определённой компетенции, моральных качеств????Нельзя к концу урока измерить, оценить, насколько учащиеся стали более воспитанными или развитыми ЧТО ДЕЛАТЬ???????????????
Цель в аспекте личностного развития учащихся формулируется На ступень или на весь период обучения в школеОна представляет собой идеальное представление об учащемся определённого возраста-это компетентностная модель выпускника (КМВ), которая включает, кроме знаний, умения и ценностного отношения к объектам обучения, отношений, общества и т.д. В учебных программах 2015 и 2016 г.г.
На урок не цели , а задачи: Компетенции (умения) из КМВ или из УП РЕАЛЬНОСТЬ Содействовать …Создать условия…Способствовать …Создать ситуацию…Обеспечить …Задача –это то, что необходимо сделать для достижения цели (шаги):ИСХОДИМ ИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Алгоритм формулировки задач:Обращаемся к КМВ или УП, выбираем качество личности, умение, на которые будем на уроке работать. Для выбора 1) исследуем, чего не хватает в воспитании и развитии учащихся, 2) Оцениваем возможности учебного материала.Формулируем педагогическую задачуНаходим, придумываем средство, ситуацию для решения задачи Компетентносто-ориентированное задание: присвоение знаний, аргументация, личная позиция (например, тексты PISA)
На урокеУчитель напоминает учащимся, что на уроке они не только достигнут своей учебной цели, но и смогут усовершенствовать определенную компетенцию, которая важна для их жизни... На соответствующем этапе урока создает развивающую, воспитательную ситуацию для решения задачи В конце урока возможно оценка учащимися того, как они развивали свое умение...
3. НаШтоБуЗу (на што буду звяртаць увагу) Набор критериев для оценки учащимся правильности достижения цели и решения задач: должны узнать, назвать, найти.ДЗ: буду обращать внимание : знаете ли вы…, сможете ли показать…, найти…. объяснить….
Тема. “Деньги”НаШтоБуЗу:Деятельность на уроке будет успешной, если ВЫ: 1. Сможете назвать основные исторические формы денег и приводить примеры (минимум 3)2. Будете знать 2 основных вида денег, сможете приводить примеры3. Сможете назвать 5 основных функций денег4. Сможете дать определения терминам: деньги, цена, ценные бумаги, инфляция
1. Дзе гнёт быў большы – у Рэчы Паспалітай (да падзелаў) ці на тэрыторыі Беларусі ў складзе Расійскай Імперыі?Наштобузу: 1772, 1793, 1795, Падушны падатак, рэкрутчына, мяжа яўрэйскай аседласці, новы адміністрацыйны падзел.2. На чыім баку былі беларусы ў вайне 1812 г. і чаму? Наштобузу: Напалеон, Аляксандр 1, Міхал Клеафанс Агінскія, план Агінскага, тактыка выпаленай зямлі, 11 лістапада 1812 г., пераправа цераз Бярэзіну.3. Ці спрабавалі беларусы вырвацца з Расійскай няволі?Наштобузу: 1794 г., Т. Касцюшка, 1817 г., філаматы, філарэты, І. Лялевель, Т. Зан, Я. Чачот, І. Дамейка, шляхецкае паўстанне, таварыства Ф. Савіча.
4. Ці варта было падымаць паўстанне 1830 – 1831 гг.? Наштобузу: удзельнікі, прычыны, ход, вынікі, прычына паражэння, рэпрэсіі.5. Ці палегчыла жыццё сялян рэформа Кісялёва?Наштобузу: прычыны, сутнасць( інвентарызацыя), вынікі.6. Якія асаблівасці развіцця прамысловасці Беларусі?Наштобузу: феадальныя перажыткі, рысы капіталізму, мануфактура, фабрыкі і заводы.7. Культура гэтага перыяду “працавала” на нашу нацыю?Наштобузу: браты Тышкевічы, П. Шпілеўскі, Я. Чачот, А. Міцкевіч, У. Сыракомля, Я. Баршчэўскі, В. Дунін- Марцынкевіч, П. Багрым, С. Манюшка, І. Хруцкі, В. Ваньковіч.
“НаШтоБуЗу дисциплинирует и учителя: во-первых, он более внимательно относится к целей и содержания обучения, кропотливо отбирает материал к уроку; во-вторых, он должен следовать при проверке определенным критериям.”
Отношение учащихсяЭто Классно! Знаю, что точно делать!Я более уверена. Знаю, что повторить перед проверочной.Трудновато самим придумать. С вами легче.Так я знаю, что и на какую оценку делать! Мне нравится, что я точно знаю, что должна сделать, чтобы хорошо усвоить предложенную тему и получить высокую отметку.
Самое важное в работе с целями!цель – это представление о результате, которого мы (учитель и ученики) желаем достичь, а не декларация о намерениях учителяцель должна быть конкретной: точно определять те знания, умения, которыми, предполагается, овладеют учащиесяцель может быть конкретизирована наштобузуцель должна быть диагностичной – такой, что она сама может быть инструментом для измерения степени ее достижения, или однозначно определять определенный список контрольных вопросов и заданий – содержание выходного контроля
цель должна быть достижимой, должна соответствовать и учебной программе, и уровню учениковна урок формулируются задачи воспитания и развития и подбираются соответствующие средства, ситуации для их решенияцель должна быть не только у учителя, но и учеников! При этом они должны совпадатьчем раньше на уроке ученик узнает о своей цели, примет ее, тем лучше
цель до учащихся на понятном им языке может довести учитель; она может быть “выращена” самими учениками, для чего в начале урока должна быть создана соответствующая ситуация в течение урока и по его завершении нужно создавать для учащихся возможности, чтобы они видели, как приближаются к цели, что уже умеют, а чего пока нет. Успешное приближение к цели, способность правильно выполнить соответствующее цели задание – повод радоваться, ошибки – повод для коррекционной работывыходной контроль в конце урока должен давать учащимся и учителю информацию о том, как каждый усвоил материал результаты выходной диагностики должны влиять на содержание домашнего задания
Тема: разряды прилагательных К концу урока я буду знать:Что такое разряды прилагательныхКакие бывают разряды Буду уметь:-определять разряд прилагательныхПойму -почему прилагательное относится именно к этому разряду- Случаи употребления прилагательных в другом разряде
Задание выходного контроля (1 вариант)По целиВерно ли утверждениеРаспределить прилагательные по разрядамОпределить разряд прилагательных, употреблённых в переносном значенииВставить прилагательныеСоставить предложения с прилагательными в переносном смысле ….ДЗ исходя из результатов теста
УСТНЫЙ ОПРОСПравила постановки вопросов1) вопросы желательны открытые2) нужно давать время подумать и обсудить3) ученикам не разрешается поднимать руки4) учитель вызывает отвечать с помощью жеребьевки5) рекомендуется применять ключевые вопросыШКОЛА –ЭТО ТО МЕСТО, ГДЕ СПРАШИВАЮТ ТО, ЧТО ЗНАЮТ САМИ
Ответы учащихся на вопрос о том, нравится ли им вызывание по жребию А: Когда учитель для ответа использует полоски с именами, то это очень волнительно, и сразу начинаешь продумывать ответ, потому что ждешь, что сейчас вытянут именно твое имя.Б: Все нормально, даже интересно, только теперь всегда надо быть в теме.В: Раньше было так, что по месяцу меня учителя не поднимали, чтобы ответить на вопрос.Г: «А я и не ожидал, что получу такую высокую отметку! Вы почти что никогда меня не вызывали, потому что я руки не поднимал. А когда вытащили мое имя, мне пришлось отвечать»
Ключевые вопросыЭто вопросы, которые показывают ученикамболее широкий контекст темы;мотивируют выделять главную мысль, искать ответы;интересоваться учениемЧто? Где? Когда? Как? Почему? Какой?Какие виды…Какую роль…Как влияет…На что влияет…Что произойдёт , если… Почему?Что ты сделаешь, если….Можно ли считать окончательным, что…Почему получилось….Как изменить…..Что вы вкладываете в понятие…Как вы понимаете….Учащийся: А мне интересно было дождаться конца урока и узнать, совпадет ли мой вариант ответа на ключевой вопрос с мнением моих одноклассников и учителя.
Средства обратной связи-средства активной оценки ААГде читать про ААКнига Н.И. Запрудского “Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся”«Наст. Газета», 2 апреля2013 года; 26 апреля 2014 года, 20 октября 2015 года, 21 ноября 2015 года, 6 января 2016 года, 8 февраля 2016 года, 3 марта 2016 года, 2 апреля, ... мая, июня ...Народная асвета, 2016, № 2Сайт www.aacenka.by- книга «Актыўная ацэнка ў дзеянні:вопыт настаўнікаў Беларусі»Cайт www.nastaunik.info
ВзаимооценкаУченики оценивают работы друг друга на основе определенных заранее критериев. Учитель имеет право работать с учениками над: определением критериев оценки – (что?) возможностями представления учениками обратной информации – (как?)
Самооценка Когда ученик в состоянии оценить, сколько он уже знает, а сколько ему еще нужно изучить, чтобы достигнуть определенной цели, это помогает ему в образовательном процессе и делает его активным участником этого процесса.
Таким образом, эффективный урок отличается от неэффективного тем, чтоНа эффективном уроке работает обратная связь
Неэффективная обратная связьУчитель говорит:попробуй развить свою мысль;подойди к теме более детально;ты обязан больше стараться;надо было спросить у меня;хороший рассказ;хорошая работа;обращай внимание на ошибки;сконцентрируйся на теме;молодец;значительный прогресс;
Проверь эффективность обратной связиВысказывали ли вы в начале какую-либо похвалу в адрес ученика?Обращались ли вы к ученику по имени?Ваши замечания касались только работы ученика, а не его личности?В вашей оценке положительные моменты преобладают над отрицательными?К каждому ли критическому замечанию была дана подсказка как исправить?Получил ли ученик общий совет как ему в будущем улучшить результат?
7. Был ли задан ученику вопрос, который побуждает его к поиску ответа?8. Изложены ли замечания по поводу работы ученика на понятном ему языке?9. Все ли комментарии были достаточно подробными?10. Получил ли ученик совет в каком направлении работать? 11. Была ли предложена ученику ваша помощь в преодалении трудностей в работе?12. Предложили ли вы ученику обсудить ваши комментарии если у него есть вопросы?
Проектирование урокаплан, план-кансп., технол. карта, проект, урок, сценарий, модельПроектПланПлан-конспектСценарТех.картаУрокМодельПроект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта. Моде́ль — некоторый материальный или мысленно представляемый объект, являющийся упрощённой версией моделируемого объекта и в достаточной степени повторяющий свойства, существенные для целей конкретного моделирования.
В процессе разработки урока желательно1)проанализировать ситуацию 2)сформулировать образоват. цель 3) записать цель на языке учащегося4) возможно, определить КРИТЕРИИ5) определить содержание выходного контроля 6) сформулировать задачи воспитания и развития учащихся
7) придумать ключевой вопрос8) решить, что на каждом этапе будут делать ученики!!!!9) спрогнозировать домашнее задание10) составить выходной контроль11) Определить критерии выполнения домашнего задания
Вы готовы назвать 4 отличия эффективного урока в сравнении с неэффективным?
Эффективный урокНа нем работают все учащиеся.Он имеет системный характер.На таком уроке есть среда, которая способствует обучению.Есть сильная обратная связь.
Критерии эффективного урока1. Активная мыслительная деятельность каждого ученика течение всего урока.2.Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других.3. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.4. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.5. Прогнозирование результата урока.6. Разнообразие методов.
Компетентностный подход и ЛОТКомпетенцииТехнологииКоммуникативнаяКооперативное обучение, метод проектов, дебатыИсследовательская Технология исследовательской деятельности, метод проектовЧитательскаяТехнология критического мышления, кейс-стадиСпособность к самооценкеАктивная оценкаwww.aacenka.byУмение учитьсяМетод проектов, кейс-стади, дебаты и др.Cпособность делать выбор и принимать решениеТехнология исследовательской деятельности, проектное обучение и др.
Ключевые вопросыЕсть ли дополнительные возможности, чтобы сделать урок в нашей школе эффективнее? От чего это зависит?Зачем мы говорим об эффективном уроке?
1.Что вас зацепило? 2. Какие уроки вы из этого вынесли? 3. Что собираетесь с этим делать дальше?
СЧАСТЛИВОГО РОЖДЕСТВА видео открытка КРАСИВОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ С РОЖДЕСТВОМ !.mp4