Урок музыки во 2 классе О России петь — что стремиться в храм Тема урока: С Рождеством Христовым!

Урок музыки во 2 классе "О России петь - что стремиться в храм"
Тема урока: С Рождеством Христовым!

Цель урока: - познакомить учащихся:
с музыкой Рождества;
с понятиями «тропарь», «вертеп», «коляда», «колядка», «ладан», «смирна»;
- научить песнопению;
- способствовать духовному развитию учащихся.
Задачи урока: Способность музыки воплощать художественный образ.
Познакомить учащихся с творчеством композиторов – классиков русской и западной музыкальной культуры;
Познакомить с иллюстрациями картин русских художников.
Познакомить со стихами поэтов серебряного века посвященными русской природе.
Дать определение : «Новый год», «Рождество»
Выявить особенности проведения рождественских дней в русской культуре
Тип урока:  комбинированнный.
УУД, которые формируются в ходе урока :
Регулятивные: самостоятельное выразительное исполнение произведений  в соответствии с поставленной задачей, в условиях концертного исполнения;
Познавательные: осознанное эмоциональное исполнение произведений в соответствии с заданным поэтическим образом и иллюстрациями художественных полотен.
Коммуникативные : умение внимательно слушать исполнение произведений своих одноклассников, участвовать в совместном исполнении концертной программы, самостоятельно анализировать степень выразительности прозвучавших произведений, определяя принадлежность музыки к виду ( солист, ансамбль,хор) и типу (фортепиано – соло, фортепиано – ансамбль, флейта – соло, хор – в сопровождении фортепиано и детских  инструментов, вокальный ансамбль – пение a, cappella, соло в сопровождении фортепиано.)
Личностные: Личностное отношение при прослушивании музыки и исполнении произведений- проявление эмоциональной отзывчивости.
Методы:
Традиционные (словесные, практические, наглядные)
Метод сравнения, метод обобщения, метод контрастных сопоставлений.
Метапредметные связи данного урока: музыка, изобразительное искусство, художественное слово;
Форма организации учебной деятельности : индивидуальная, фронтальная, групповая .
Виды  деятельности: концертное выступление  хора, солистов,
Инструментальный  ансамбль,  фортепианные  дуэты.
Оборудование :
компьютер;
инструмент фортепиано; инструмент – флейта;
детские ударные инструменты;
Материалы :
слайдовая презентация в программе Power Point; видеофрагменты;нотный материал;
Ход   урока.
I. Орг. момент.
Звучат колокола.
Перекличка (учитель – ученик)
- Во Вифлееме - Во Вифлееме
- Весела новина! - Весела новина!
- Пречистая дева! - Пречистая дева!
- Породила сына! - Породила сына!
- Христос родился! - Бог воплотился!
- Ангелы спевают, - Царие витают,
- Поклоны отдают, - Пастыри играют,
Вместе: Чудо, чудо поведают!
Создание проблемы: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Какую тему мы должны изучить?
Тема сегодняшнего урока «Музыка Рождества».
- Ребята, какова цель урока? (познакомиться с музыкой Рождества, узнать рождественскую историю)
II.Введение в тему:
- Когда встречают в России Рождество? ( 7 января)
- А в других странах? (25 декабря)
- Что означает слово «рождество»? (Рождение)
- Кто из вас знает рождественскую историю? ( Давным-давно в старинном городе Назарете жила девушка Мария. Она была обручена с плотником Иосифом. Однажды явился Марии ангел и возвестил её о том, что она должна будет родить сына Божьего и назвать его Иисус, потому что он спасёт людей от грехов их)
- Почему «Рождество» стало большим событием? (Эта тайна Боговоплощения: Бог стал человеком.)
- Кто родился в этот день? (Иисус, потом его стали называть Христос, что значит Царь, помазанник.)
- Ребята, где происходили события?
Над горной пещерой сверкала звезда,
И спал Вифлеем в тишине сладких грёз,
Великое счастье свершилось тогда –
Родился Спаситель для мира – Христос!
Просмотр иконы Рождество Христово.
Икона (от греч. – образ) – в православии и католицизме изображение бога и святых, которому приписывается священное значение.
- Что рассказывает нам икона Рождество Христово? (В пещере, в которой находился скот, родился Иисус Христос.) (Показ картины “Поклонение пастухов” Доменико Гирландайо)
Кудина Лиза читает стихотворение (Саша Черный. Рождественское)
В яслях спал на свежем сене Тихий крошечный Христос. Месяц, вынырнув из тени, Гладил лен Его волос...
Бык дохнул в лицо Младенца И, соломою шурша, На упругое коленце Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише, Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке, Полизал ее тайком. Всех уютней было кошке В яслях греть Дитя бочком...
Присмиревший белый козлик На чело Его дышал, Только глупый серый ослик Всех беспомощно толкал:
“Посмотреть бы на Ребенка Хоть минуточку и мне!” И заплакал звонко-звонко В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки, Вдруг раздвинул круг зверей И с улыбкой, полной ласки, Прошептал: “Смотри скорей!”.
- Кого вы видите? (Ангелов, волхвов)
- Когда родился Христос? (Более 2 тысяч лет тому назад.)
- Почему для людей рождение Христа было важно? (Народы договорились вести счёт годам, начиная с этого события. День рождения Иисуса Христа отмечают во всём мире. В церквях идут празднества.)
III. Знакомство и исполнение Рождественской молитвы
(Тропарь. Глас 4)
- Ребята, кто из вас был в нашем храме на службе Рождества Христова? (Ответы уч-ся)
- Какие песнопения звучали?
Главная молитва праздника – это тропарь Рождества Христова. Мы с вами его послушаем.
- Кто нашёл значение этого термина?
* Тропарь (церк.) – песнопения в честь какого-либо православного праздника или святого. (С.И. Ожегов)

1) Запишите в тетрадь.
2) Послушаем тропарь Рождества Христова.

Тропарь. Глас 4
Рождество Твое, Христе Боже наш,/ возсия мирови свет разума: /
В нем бо звездам служащии, / звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды, \ и Тебе ведети с высоты Востока; //
Господи, слава Тебе.
Физминутка.
Мы сейчас с вами поиграем в рождественскую игру «Собери слово».
(Работа по группам: нужно собрать «Рождество», «тропарь», «Вифлеем», «Вертеп», «Колядка»).
- А что обозначает слово «вертеп»?
- Запишите это слово в тетрадь.
IV. Объяснение термина «вертеп», показ его.
Во многих странах принято устраивать вертепы.
Так называется изображение пещеры, внутри которой икона и маленький Иисус в яслях. Сверху горит Вифлеемская звезда, которая зажглась на небе, возвещая о рождении Спасителя Мира.

* Вертеп – 1) пещера; 2) убежище, притон; 3) распространённый в старину передвижной кукольный театр для представления пьес религиозного и светского содержания. (С.И. Ожегов)
На Рождество ходили с детьми, носили с собой вертеп, показывая представления на евангельские сюжеты.
- Когда же Иисус родился, через пустыню пришли поклониться маленькому Христу-Спасителю волхвы с востока и принесли ему дары.
Ясли тихо светят взору.
Озарён Марии лик;
Звёздный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.
И над ним горит высоко
Та звезда далёких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ливан.
( А. Фет)
V. (Каждый волхв говорит значение даров)
Каждый из даров имел определённое каноническое значение и служил знаком признания Христа:
золото – символ царской власти;
ладан (ливан) – признание его божественности;
смирна – признание его человеческого начала.
* Ладан – душистое вещество, получаемое из коры белого дерева в Индии и Аравии. Используется для духов, благовоний, входит в состав фимиама (церковные благовония).
* Смирна – драгоценное масло, бальзам, употребляется для помазания

VI. Объяснение термина «коляда». Исполнение колядки..
Как мы уже с вами говорили, народ поёт и веселиться, то есть колядует.
- Что такое коляда? (Ответ)
* Коляда – старинный рождественский и новогодний обряд, сопровождающийся обходом соседей с обрядовой песней (С.И. Ожегов)
-А как называется обрядовая песня? (Ответ)

* Колядка – старинная рождественская и новогодняя обрядовая песня.
(С.И. Ожегов)
- Колядование – это славянский языческий обряд. Корни этой традиции уходят в глубокую древность. В конце декабря славяне праздновали день рождения Солнца. С этого праздника начинался солнечный год. В этот день зажигали костры, пели, плясали, скатывали с горы горящее колесо. Праздник длился несколько дней. И все эти дни по домам ходили ряженые и колядовали. Колядовщики обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья, желали здоровья и благополучия хозяевам.
После принятия Христианства зимний языческий праздник совпал с Рождеством Христовым. И колядовщики стали петь рождественские колядки, прославляющие Иисуса Христа.
Таким образом, колядовать – значит петь на праздничной рождественской неделе.
В день перед Рождеством, 6 января, запрещено вкушать пищу. Только после появления на небе первой звезды можно есть сочиво – кашу с сушеными ягодами и мёдом, или кутью. Поэтому и день этот накануне Рождества называется Сочельник. В этот вечер на Руси начинали колядовать.
1) Запишите в тетрадь.
Колядки поют, заходя с поздравлением в каждый дом, желая здоровья, хорошего будущего урожая, богатства, лада и мира в семье. Колядующих одаривают подарками, угощениями. В этот вечер люди не скупились, ведь от щедрости хозяев зависело счастье их семьи на весь год. Оттого и вечер этот называли «щедрым». Денег, правда, давать было не принято. А вот пряников, конфет, пирогов собирали целые мешки.

- Ребята, а кто из вас колядовал на Рождество?
- Вы можете спеть такие колядки? (Да)
(Ученик объявляет: колядка «Рождество Христово»)
2) Исполнение.
Рождество Христово
колядка
1. Рождество Христово – Ангел прилетел,
Он летел по небу, людям песню пел:
«Вы, люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,
Днесь Христово Рождество!»
(исполняет Синицкая Александра)
2. Пастыри в пещеру первыми пришли
И Младенца Бога с Матерью нашли.
Стояли, молились, Христу поклонились.
Днесь Христово Рождество.
(исполняет Горобец Дарья)
VII. Работа с учебником с.48-51
- Мы сейчас разучим с вами рождественские колядки с листа (поём по нотам, дирижируем)

VIII Знакомство с европейской колядкой.
Ребята, мы с вами говорили, что рождество празднуют во всех странах мира.
Послушайте европейскую колядку.
(Кудина Лиза – исполнение на флейте музыкального фрагмента)
IX.Итог урока.
Наш урок подходит к концу.
Рассказывая о музыке Рождества, мы познакомились с песнопениями. На уроке звучала духовная музыка, в которой воплощены высокие мысли и чувства.
А как вы усвоили сегодняшний материал, покажут ответы на тест.
1.Объяснение.
В левом столбце вы записали термины сегодняшнего урока, а в правом вы должны составить соответствие между термином и его определением, правильно приклеив значение данного слова в тетрадь (работа в парах).

тропарь пещера
вертеп песнопение в честь какого-либо православного праздника или святого
колядка душистое вещество
ладан старинная рождественская и новогодняя обрядовая песня.
смирна драгоценное масло

Начинаем работу, по звону колокольчика заканчиваем выполнение.
2.Выполнение теста.
3. Проведём взаимопроверку.
Возвращаем ответы авторам. Посмотрите свои работы, кто не согласен с оценкой? (Ответы)
4. Издавна на Рождество было принято не только дарить подарки, но и творить милосердие. Вы тоже может готовить подарки, и не только для родных и близких, но и, например, для птичек.
Когда-то на Руси существовал такой обычай – устраивать рождественские “елки” для животных и птиц. Для зверей в лесу строили специальные ясли, в которые клали сено, овес. А для птиц на крышах изб втыкали шест и надевали на него необмолоченный сноп. Птицы слетались и клевали зерна. Ведь это так просто – устроить праздник для беззащитных созданий, которые нуждаются в нашей помощи.
Мы тоже найдем на школьном дворе небольшую елочку, повесим на нее кормушки с кусочками хлеба, сала, внизу, под елкой, насыплем зерна и крошек. И вскоре на нашу елочку слетятся маленькие гости – голуби, воробьи, синички.
И тогда здесь и сейчас на душе станет теплее и радостнее, и в нее тоже войдет свет Рождественской звезды, свет добра и милосердия.

X. Рефлексия. Нарисуйте свое настроение. Все ли вам понятно?
В заключении урока споём песню о Рождестве.
Рождество Христово (Во владеньях инея и снега...)
Слова и музыка П. Синявского.
XI. Домашнее задание.
А кто знает, почему именно ёлку наряжают игрушками, гирляндами в праздник Рождества Христова?
Есть предание о том, почему именно ёлка стала Рождественским деревом. Попробуйте найти ответ на этот вопрос. Это будет вашим домашним заданием.
7. Дополнительный материал.
Ель - символ бессмертия и вечной жизни, возрождения, не увядания, здоровья, долголетия, верности, цельности, честности, терпения.
Древние люди считали, что в деревьях обитают духи, которых нужно умилостивить подарками. Вечнозеленая ель занимала особое место среди деревьев. На ней ежегодно, в конце декабря (когда начинался солнечный год) люди развешивали разные подарки для духов. Древние германцы украшали ель лентами, амулетами, яблоками, яйцами; у подножия зажигали свечи – так задабривали лесных духов и молили богов даровать счастливый год. Со временем добавились и другие украшения, каждое из которых имело смысл. Лепешки из пресного теста символизировали причастие, фрукты - искупление, яблоки - плодородие, яйца - благополучие и гармонию, орехи - непостижимость Божественного Промысла. Верхушку елки украшали восьмиконечной звездой в память о звезде Вифлеемской, которая указала путь волхвам, шедшим поклониться новорожденному Спасителю. Колокольчики на елке напоминали о тех, что подвешивали пастухи своим овцам. Свечи и фонарики были символами звезд и костров, освещавших путь пастухов в ту Святую ночь.