Реализация компетентностного подхода на уроках математики


Реализация компетентностного подхода на уроках математики.
Л.В. Гундырева
с. Полноват
«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он не удобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики»
Л. Н. Толстой
Компетентностный подход – совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:
Смысл образования заключается в развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучающегося.
Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых уч-ся на определенном этапе обучения.
По концепции А.В.Хуторского выделяют семь ключевых компетенций ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личного самосовершенствования.
Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе внедрения, можно, например формировать такие элементарные общеучебные компетенции школьников, как:- извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;- точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;- исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;- сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;- планирование действий и времени;- оценка результатов своей деятельности и т.д.
Для реализации компетентностного подхода в обучении математики учителя на уроках применяют различные педагогические технологии: проектную деятельность; применение ИКТ; мозговой штурм; игровые технологии; модульное обучение и т.д.
Для формирования базовых, предметных компетенций на уроках я выбрала деятельностный подход обучения. При данном подходе у детей формируются навыки самообразования, процесс обучения строится на основе осознанного целеполагания. Обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий. Для этого я применяю на своих уроках различные педагогические технологии: • дифференцированного обучения • игровые технологии (урок Брэйн-ринг, урок-игра «Умники и умницы») • технологии контроля и оценки знаний. • для мотивации учащихся на уроках использую «компетентные задачи». Урок дифференцированного обучения – это урок изучения нового материала, на котором учащиеся делятся на три разноуровневые группы: «сильных», «средних», «слабых». Группа «сильных» учащихся изучает новый материал самостоятельно, выполняя лабораторную работу (группа получает карточки с заданиями, в процессе выполнения которых учащиеся находят закономерности, делают выводы). Тем самым используется эвристический метод обучения. На этом этапе происходит формирование социальных, аналитических, творческих компетенций и компетенций самосовершенствования. Группа « средних» учащихся изучает новый материал, используя репродуктивный метод – работу с книгой (учащиеся получают карточки с вопросами, с помощью учебника отвечают на них, делают вывод). Группа «слабых учащихся» изучает материал вместе с учителем. При работе с этой группой я использую информационно-рецептивный метод обучения. На таких уроках новый материал одновременно и быстро изучается всеми учащимися. Преимуществом дифференциального обучения является то, что на следующем этапе «Применения знаний» группа «слабых» учащихся на равном уровне с «сильными» применяют полученные знания. А преподаватель, создав ситуацию успеха, объективно, без снисхождения оценивает ответы. На этапе учащиеся выполняют самостоятельную работу с самопроверкой (работа дифференцирована по группам). Использование анимационных презентаций способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.В настоящее время обучающиеся проявляют большой интерес к учебным презентациям. Для детей очень важно увидеть услышанное и участвовать в процессе изучения нового, именно посредством нового. Во время презентации, какой – либо новой темы, дети сосредоточены и с огромным вниманием стараются вникнуть в суть проблемы. Применение презентаций на уроках математики повышает интерес обучающихся к предмету. Как и всё новое презентации вызывают огромный интерес, разнообразят и насыщают уроки, развивают внимательность и сообразительность. Не заменяя учебник, презентации дают новые возможности для усвоения нового материала, закрепления и проверки знаний. За счёт презентаций происходит увеличение объёма информации, представляемой в визуальной форме, использование таких методов обучения как наблюдение и эксперимент. А так же я использую задания типа: «С помощью Интернета найдите любую информацию о математиках». Затем, провести лекторий по теме «Великие математики», где дети смогут предоставить тот материал, который им удалось найти.Таким образом, главной компетентностной задачей будет не только изучение математиков, а становление (или совершенствование) умений работы с информационными ресурсами.Необязательно использовать ресурсы Интернет, ведь можно начинать и с газетных вырезок и статистических данных. Я проводила такую работу при изучении темы «Диаграммы»: учащимся было предложено изучить динамику рождаемости и смертности в городе (данные можно взять в ЗАГСе). Затем материал необходимо было обобщить с помощью графиков или диаграмм. Самостоятельное же составление задач расширяет кругозор детей, они для себя делают открытия в области истории и географии России и своего района, Главное соблюсти последовательность усложнения заданий от урока к уроку. Так же здесь важен и индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Необходимо учитывать его возможности, как физические, так и интеллектуальные.