Реализация модульно – компетентностного подхода на примере проведения лабораторных и практических занятий по профессии Мастер общестроительных работ
Лютинская Ирина Сергеевна,
преподаватель дисциплин профессионального цикла
Реализация модульно – компетентностного подхода на примере проведения лабораторных и практических занятий по профессии«Мастер общестроительных работ»
Одна из проблем профессиональной подготовки специалистов связана с противоречием между теоретическим и предметным характером обучения и практическим метапредметным характером реальной профессиональной деятельности. Анализ качества подготовленности специалистов свидетельствует о том, что выпускники средних учебных заведений не всегда способны перенести теоретические знания в практическую деятельность.
Качество подготовки рабочих и специалистов в учреждениях среднего профессионального образования зависит от множества факторов: материально-технических условий, экономических стимулов, личностных качеств педагогов, их профессиональной компетентности, организационной культуры в педагогическом коллективе и т. д.
Среди этих факторов важное место занимает учебное занятие - основная форма организации педагогического процесса в учреждении среднего профессионального образования.
Одними из эффективных видов учебных занятий являются те, в которых доминирует практическая деятельность студентов, которая осуществляется на основе специально разработанных заданий в условиях лаборатории или специально оборудованного кабинета, к ним относятся лабораторные и практические занятия.
Качество организации лабораторных и практических занятий одно из основных условий формирования общих и профессиональных компетенций студентов.
Лабораторно-практические работы занимают промежуточное положение между теоретическим обучением и учебной практикой и являются важным средством связи теории и практики. Это в значительной степени влияет на определение вида, тематики и содержание лабораторно-практических работ, сроков их проведения, методов и приемов руководства деятельностью студентов.
Лабораторные и практические занятия способствуют интеграции мыслительной и практической деятельности студентов, развитию коммуникативных способностей, профессиональной самостоятельности и мобильности.
Лабораторные и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Занятия, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями.
Занятия, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий. Студенты самостоятельно должны подобрать оборудование, выбрать способы выполнения заданий на основе инструктивной и справочной литературы и др.
Занятия, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся теоретические знания и практические умения.
Основными видами лабораторно-практических работ на уроках профессионального цикла, в частности, по профессии «Мастер общестроительных работ» являются:
изучение, наблюдение и анализ (описание) различных явлений, процессов, предметов труда (свойства материалов, определение сырья, конечного продукта), например:«Определение вида вяжущего по внешним признакам»,
«Расчёт компонентов для приготовления кладочного раствора заданной марки»,
«Определение нормальной густоты цементного раствора»,
«Выполнение каменной кладки стены из кирпича толщиной в 1,5 кирпича (на макетах кирпича)»,
«Декоративная готическая кладка (на макетах кирпича)»;
наблюдение и анализ (описание) устройства и работы орудий и средств труда (машин, механизмов, приборов, аппаратов, инструментов и др.), например: «Изучение устройства и работы бетономешалки»,
исследование количественных и качественных зависимостей между техническими и технологическими явлениями, параметрами, характеристиками; определение оптимальных значений этих зависимостей, например:
«Подбор марки цемента в зависимости от вида и назначения раствора»);изучение устройства и способов пользования контрольно-измерительными средствами, например:
«Контроль вертикальности и горизонтальности кладки, углов кладки (на макетах кирпича)»;
изучение дефектов, причин ремонта, способов и последовательности работ по восстановлению каменной кладки, например:
«Составление инструкционно-технологической карты причин, влияющих на деформацию стен и их повреждение»,
«Составление таблицы дефектов кирпичной кладки и причин ее повреждения»,
«Составление последовательности работ по ремонту кирпичных стен».
Руководство лабораторно-практическими работами осуществляется преподавателем соответствующего предмета в форме инструктирования, которое подразделяется на вводное, текущее, заключительное.
При вводном инструктировании я раскрываю цель работы, определяю план ее проведения, даю необходимые инструктивные указания об организации работы студентов, обращение с приборами и оборудованием, о ведении текущих записей, выполнении необходимых расчетов и подготовки материалов для отчета. Либо можно провести письменное инструктирование в виде заданий-инструкций.
Текущее инструктирование в процессе обхода рабочих мест. При этом контролирую ход работы, помогаю справиться с возникшими затруднениями, отвечаю на вопросы студентов, сама задаю вопросы, чтобы проверить насколько осознанно, студенты выполняют работу. Если у студентов возникли затруднения, то путем наводящих вопросов стараюсь добиться, чтобы он сам понял причины затруднения и определил их пути устранения и предупреждения.
В процессе заключительного инструктирования подводятся итоги. Каждый студент или старший группы представляет сделанные записи и расчеты и если они правильны, то работа считается оконченной и ставится оценка.
Оценки за лабораторные практические работы выставляю с учетом текущих наблюдений за студентами и качества предоставленного отчета.
Проведение лабораторных и практических занятий имеет ряд несомненных преимуществ, позволяющих осуществлять качественную подготовку рабочих по профессии:
обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин профессионального цикла;
формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива;
повышение мотивации и познавательного интереса к учению и овладению профессии.