Дополнительная образовательная программа Почемучки (по экологии) (2-3 классы).


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
Г.УЗЛОВАЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ № 18
___________ Костюченко Е.Д.
« ___»_______________2014г.
Дополнительная образовательная программа
"Почемучки" (по экологии).
Направленность: познавательно-экологическая; исследовательско-экологическая.
Уровень: начального общего образования.
Возраст обучающихся: 8– 9 лет.
Срок реализации: 2 года.
Составитель: Сычева Надежда Васильевна,
первая квалификационная категория,
учитель начальных классов.
Год разработки – 2014
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучки" (по экологии) для 2–3-х классов "Жить – чтобы жить"
Сычева Надежда Васильевна, учитель начальных классов

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта II поколения, а так же особенностью организации учебного процесса в школе.
Рабочая программа внеурочной деятельности в 2-3 классах по ФГОС “Почемучки” составлена по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, пруд, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.
Цель программы: формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом, формирование экологической культуры.
Основные методы в образовательном процессе по реализации программы: методы экологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций, метод исследования и поисковой работы. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.
В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип преемственности. Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища. Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?
Программа рассчитана на 2 года (68 часов): 2 класс - 34 часа; 3 класс - 34 часа.
Программа составлена по двум направлениям: во 2 классе - познавательно-экологическое; в 3 классе - исследовательско-экологическое.
К концу изучения программы дети должны уметь:
- классифицировать природные тела на живые и неживые;
- выделять связи живого организма со средой обитания;
- устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого загрязнения;
- осознавать значение воды для человека;
- сравнивать морской водоём с пресным;
- обосновывать обитание птиц в наземно-воздушной среде;
- выделять связи птиц с жизнью человека;
- соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;
- изготавливать простейшие кормушки;
- обосновывать причины уменьшения числа хищных птиц;
- объяснять значение хищников в лесу;
- объяснять отрицательное влияние человека в лесу;
- сравнивать северных и южных животных;
- пояснять значение растений в жизни человека;
- находить связь условий жизни растений с его внешним видом;
- определить возраст деревьев по годичному кольцу;
- различать “съедобные” и “несъедобные” грибы;
- осознать роль “родного” в жизни человека.
Содержание программы для 2 класса
Здравствуй, чудо-природа!
2 класс
1 раздел – “Я и природа”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанного отношения к природе. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, потребляющий природу и по возможности восстанавливающий ее богатства.
Демонстрация: правила поведения на природе, картины русских художников о природе.
Практическая деятельность: экскурсия, наблюдение за живой и неживой природой.
2 раздел – “Братья наши меньшие”
Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать за братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.
Демонстрация: Н.Пожарицкая “Путешествие к домашним животным”
Практическая деятельность: уход за домашними питомцами.
3 раздел – “Пернатые друзья”
В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся в нашей местности. Отводится время на наблюдение за поведением птиц, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.
Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”, В.Бианки “Терентий – тетерев”. И.Рахимов “Иллюстрированный справочник по птицам”.
Практическая деятельность: экскурсия, изготовление кормушек для птиц, исследовательская работа “Синицы… “полезные” или “вредные” птицы?”. 4 раздел – “Путешествие в мир леса”
Наблюдения за растениями и животными. В лесу можно найти много примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.
Демонстрация: В.Бианки “Рассказы и сказки” М.Пришвин “Разговор деревьев”. А.Сладков “Азбука леса”.
Практическая деятельность: экскурсии в зимний лес.
5 раздел – “Экологическая тропа”
Дети изучают редкие и исчезающие виды растений и животных Тульского края, родники своей местности.
Демонстрация: Красная книга Тульского края.
Практическая деятельность: рисование.
Практическая деятельность: исследовательская работа “Наши родники. Топонимика”.
6 раздел – “Зимний сад на окне”
В народе говорят, что комнатные растения цветут только в том доме, где царит мир и любовь между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник в доме, в классе – это показатель хорошей атмосферы в помещении. Дети учатся выращивать и ухаживать за растениями. Проводят опыты и занимаются исследовательской работой о влиянии света на рост комнатных растений.
Демонстрация: ростки хлорофитума, горшки, земля.
Практическая деятельность: выращивание хлорофитумов.
7 раздел – “В мастерской художницы зимы”
Мы рисуем зиму.
Демонстрация: картина, альбом для рисования, цветные карандаши, акварельные краски.
Практическая деятельность: конкурс рисунков.
8 раздел – “Загадки животного мира”
Несколько лет подряд на нашем пруду проводят зиму дикие утки. В этом разделе дети понаблюдают за дикими утками, знакомятся с интересными фактами из жизни клестов.
Демонстрация: Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая деятельность: сбор информации о диких утках, клестах, оформление выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
9 раздел – “Секреты неживой природы”
Сколько интересного происходит с явлениями природы. Здесь дети раскроют секреты неживой природы.
Демонстрация: глобус, теллурий.
Практическая деятельность: игра “День и ночь”.
10 раздел – “Наш досуг”
Духовное наследие народа – это прекрасное, бесценное богатство. Мероприятия этого раздела позволяют в интересной форме познавать фольклорные праздники, формировать экологическую культуру детей.
Демонстрация: костюмы для праздников.
Практическая деятельность: праздники “Масленица”, “Рождество”.
Учебный план
№п/п Наименование раздела Всего часов В том числе занятия
Теорет. Теорет.
1 Я и природа 4 2 2
2 Братья наши меньшие 4 2 2
3 Пернатые друзья 3 1 2
4 Путешествие в мир леса 5 3 2
5 Экологическая тропа 2 1 1
6 Зимний сад на окне 2 1 1
7 В мастерской художницы Зимы 1   1
8 Загадки животного мира 3 2 1
9 Секреты неживой природы 3 2 1
10 Наш досуг 5 1 4
Итого: 33 15 18
Тематическое планирование занятий
№ п/пРаздел. Тема занятия Кол.часов Теорет. Практ. Экскурс. Дата
1 Я и природа 4 2 1 1 1/1 Сосновый бор.
Экологическая тропа осенней экскурсии 1 1/2 Как вести себя на природе 1 1/3 Природа в творчестве художников 1 1/4 Практическое занятие. Творческая мастерская. Осенняя гостиная 1 2 Братья наши меньшие 4 2 2 2/1 Домашние животные. Кроссворд “Кто есть кто?” 1 2/2 Чем мы кормим домашних животных 1 2/3 Как ухаживать за своим питомцем 1 2/4 Практическое занятие. Творческая мастерская. Объемное моделирование из природных материалов «Домашние животные». 1 3 Пернатые друзья 3 1 2 3/1 Местные виды птиц 1 3/2 Столовая для птиц. Изготовление кормушек 1 3/3 Синицы… “полезные” или “вредные” птицы? Исследовательская работа. 1 4 Путешествие в мир леса 5 3 1 1 4/1 Взаимосвязь растений и животных 1 4/2 Следы на снегу 1 4/3 Лес и наше здоровье. Дары леса 1 4/4 Природа – источник творческого вдохновения 1 4/5 Экскурсия в парк 1 5 Экологическая тропа 2 1 1 5/1 Редкие и исчезающие виды растений и животных Тульского края 1 5/2 Родники Узловского района. 1 6 Зимний сад на окне 2 1 1 6/1 Комнатные растения. 1 6/2 Влияние света на рост и развитие комнатных растений. Исследовательская работа 1 7 В мастерской художницы Зимы 1 1 7/1 “Красавица- Зима”. Конкурс рисунков 1 8 Загадки животного мира 3 2 1 8/1 Любопытные факты о живой природе 1 8/2 Это интересно! Сбор информации о клестах 1 8/3 Зимовье зверей 1 9 Секреты неживой природы 3 2 1 9/1 Смена дня и ночи 1 9/2 Смена времен года 1 9/3 Наш друг - эхо. Экскурсия в весенний лес 1 1 Наш досуг 5 1 1 1 Итого 33 15 11 7 Содержание программы для 3 класса
Прикосновение к прекрасному3 класс
1 раздел – “Войду в природу другом”
Природа – колыбель наша. У истоков природы.
Демонстрация: осенние приметы.
Практическая деятельность: экскурсия в природу.
2 раздел – “О чем поют птицы”
Какой же лес без гомона птиц? О чем же они поют? Почему в лесу нужно соблюдать тишину?
Демонстрация: аудиозапись “Голоса птиц”, И.Рахимов, А.Аринина “Птицы наших лесов”, Сказки-несказки. В.Бианки и Э.Шима.
Практическая деятельность: викторина “Птицы наши друзья”.
3 раздел – “О грибах и не только”
Удивительный мир грибов. Грибы на службе у человека. Что такое “тихая охота”?
Демонстрация: Н.Архипова “О грибах и не только”, стихи Е.Телегиной, В.Левановского, В.Лифшица, муляжи грибов.
Практическая деятельность: КВН “Грибы – это грибы”, составление альбома о грибах.
4 раздел – “Жизнь на водоемах”
Течет река, бежит ручей… Как зимуют, чем питаются рыбы, раки, бобры и другие обитатели водоемов?
Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”.
Практическая деятельность: видеофильм о бобрах.
5 раздел – “Удивительный мир бабочек”
Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее!
Демонстрация: А.Ильясова, Т.Яковенко “Удивительный мир бабочек”.
Практическая деятельность: выставка рисунков.
6 раздел – “Явления природы”
Гремит гром, сверкает молния. А почему? Все хотим знать.
Демонстрация: справочное бюро “Почемучка”, Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая деятельность: экскурсия.
7 раздел – “Мы - юные садоводы”.
Труд кормит, а лень портит. Витаминная грядка. Искусство составления букетов.
Демонстрация: загадки об овощах, цветах.
Практическая деятельность: игра “Сложи овощ”, исследовательская.
Учебный план
№п/пНаименование раздела Всего часов В том числе занятия
теор. практ.
1 В гостях у природы 5 3 2
2 Пернатые наши друзья 9 6 3
3 О грибах и не только 4 3 1
4 Жизнь на водоемах 5 3 2
5 Удивительный мир насекомых 3 2 1
6 Явления природы 3 1 2
7 Мы юные садоводы 4 1 3
Тематическое планирование занятий
№п/пРаздел. Тема занятия Кол.часов Теорет. Практ. Экскурс. Дата
1 В гостях у природы 5 3 1 1  
1/1 Что такое “экология”? Путешествие в лесную школу 1        
1/2 Ель – кормилица. Лесной час 1        
1/3 Почемучкины книжки 1        
1/4 Умеешь ли ты видеть необычное в обычном. Поделки из природных материалов 1        
1/5 Джунгли зовут! Игровое занятие 1        
2 Пернатые – наши друзья 9 6 2 1  
2/1. Ястреб-тетеревятник – самый быстрый и грозный охотник леса 1        
2/2. Горлица – лесной голубок 1        
2/3. Филин – самый крупный из наших сов 1        
2/4. Кукушка – хитрая птица 1        
2/5. Лесной доктор – большой пестрый дятел. Экскурсия 1        
2/6. Клесту не страшен холод 1        
2/7. Приокский заповедник. Более 99 разновидностей птиц. 1        
2/8. КВН “Птицы наши друзья” 1        
2/9. Экологическая акция “Берегите птиц!” 1        
3 О грибах и не только 4 3 1    
3/1. Съедобные и несъедобные грибы 1        
3/2. Грибы, выращенные на грядке и растущие на деревьях 1        
3/3. Грибная угадай-ка 1        
3/4. Грибы на службе у человека. Составление альбома-справочника о грибах. Практическое занятие. 1        
4 Жизнь на водоемах 5 3 2    
4/1. Рыбы. Рыбий язык 1        
4/2. Аквариумные рыбки 1        
4/3. Неуклюжий рак. Где он зимуют? 1        
4/4. Чья это хатка? Видеофильм 1        
4/5. Оригами. “Рыбки в аквариуме” 1        
5 Удивительный мир насекомых 3 2 1    
5/1. Бабочки, занесенные в Красную книгу Тульского края 1        
5/2. Искусные строители: муравьи и пчелы. 1        
5/3. Природа и фантазия. Пр. занятие 1        
6 Хочу все знать. Об интересных явлениях природы 3 1 2    
6/1. Гроза… Гремит гром, сверкает молния. Как и почему? 1        
6/2. Снег. Лед. Вода. Их свойства. Причины загрязнения. Исследовательская работа. 1        
6/3. Экскурсия на реку. 1        
7 Мы юные садоводы 4 1 3    
7/1. Мы исследуем почву. Исследовательская работа. 1        
7/2. Искусство составления букетов. 1        
7/3. Все цвета радуги. Буклет о садовых цветах 1        
7/4. Работа на пришкольном участке 1        
  Итого: 33 19 14    
Ожидаемые результаты:
учащиеся должны знать:
- основы экологической культуры;
- некоторые особенности природы своего края;
- правила поведения в природе;
- некоторые охраняемые растения и животные своего края;
- знать свои права и обязанности;
учащиеся должны уметь:
- вести себя на природе;
- различать изученные растения, животных;
- вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка;
- подкармливать птиц в простейших кормушках;
- ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
- проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя.
Информационные ресурсы
Для педагога:
Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва. Изд. “Педагогика”. 1975.
Министерство экологии и природных ресурсов РТ АН. Красная книга РТК.: “Идел-пресс”, 2 Культура здоровой жизни. Спецвыпуск. 2003 г.
Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).
Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006.
Для учащихся:
Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.
Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.
Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2005.
Детские развивающие и познавательные журналы.
Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач. классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.
Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.: “Фолиантъ”, 2008.
Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, 1984.
Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература, 1982.
Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”, 2008.
Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.
Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература, 1982.
Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008
Светлова Инна. Атлас Земли. Москва. “Эксмо”. 2007.