Рабочая программа факультативного курса по русскому языку Искусство владеть словом для обучающихся 11 класса


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
Заседание МО учителей
гуманитарных предметов
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № 1
от « 1 » сентября 2014 г.
Руководитель МО Молоцило Л.Н. СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № 14
от « 3 »сентября 2014 г.
Зам. директора по УВР
Казакова Л.В. УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 45
от «4»сентября 2014г.
Директор МКОУ «Боровская СОШ»
МО «Братский район»
Непомнящая Т.Е
Рабочая программа
факультативного курса «Искусство владеть словом»
для учащихся 11 класса
на 2014-2015 учебный год
Образовательная область: « филология»
Разработала:
Молоцило Людмила Николаевна
учитель русского языка и литературы второй
квалификационной категории.
п.Боровской2014 г
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа учебного предмета «русский язык» факультативного курса «Искусство владеть словом» для учащихся 11 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы «Русский язык. 10-11 классы: элективный курс «Искусство владеть словом» /автор-составитель Н.В. Васильченко.- Волгоград: Учитель, 2008 в соответствии с Федеральными компонентом государственного образовательного стандарта и основной образовательной программой ОУ.
Образовательная область– филология, предмет изучения-русский язык. Функции данного курса: формирование коммуникативных компетентностей: языковых, лингвистических, учебно-познавательных. Факультатив имеет практическую направленность.
Цель факультативного курса-раскрытие творческого потенциала обучающихся, уход от шаблонности высказывания, обретение определённого набора качеств, которыми должен владеть каждый выпускник, развитие личности обучающихся.
Задачи курса:
-освоить культуру устной и письменной речи;
-раскрыть особенности текста;
-расширить знания обучающихся о различных жанрах сочинений;
-научить старшеклассников понимать особенности газетных жанров сочинений, определять пригодность того или иного жанра к данной теме;
-привить обучающимся авторское достоинство, воспитывать ответственность за творческую работу.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 10-11 классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенция.
Рабочая программа для 11 класса составлена из расчета 1 час в неделю. Таким образом, за 34-недельный учебный год согласно рабочей программе- 34 часа. Школьный компонент части ОП ОУ. Срок реализации программы 1 учебный год
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Разделы, темы Всего часов Формы организации учебной деятельности Формы контроля
По программе По рабочей программе 1 Введение. Текст как речевое произведение 1 1 Урок-лекция Комплексный анализ текста
2 Сочинение-это тоже текст 1 1 Урок-практическая работа Письменная работа
3 Реферат как вид текста. 2 2 Урок-лекция,
урок-семинар
Реферат.
.
4 У каждого сочинения-свой жанр 1 1 Урок-лекция Устное сообщение по плану
5 Репортаж 4 4 Урок-лекция
урок-консультация
урок-практическая работа Сочинение-репортаж
6 Интервью 1 1 Лекция,беседа, Сообщение по теме.
7 Портретный очерк 2 2 Лекция,практикумСочинение-очерк
8 Путевой очерк 3 3 Лекция, сочинение Сочинение в жанре путевого очерка
9 Статья. 2 3 Лекция, урок-консультация, урок-практическая работа. Сочинение в жанре литературно-критической сатьи10 Эссе 4 5 Лекция, урок-семинар, урок- практическая работа. Сочинение в жанре эссе.
11 Рецензия. 4 4 Лекция, урок-практическая работа, урок-консультация. Сочинение по литературному произведению
12 Дневниковые записи 3 3 Урок-практикум, урок-консультация. Сочинение-дневник
13 Сочинение -письмо 2 2 Урок-консультация, урок-практикум. Сочинение-письмо
14 Итоговые занятия 2 2 Урок-практическая работа, урок-семинар. Подбор материла к сочинению.
15 Резервные уроки 2 16 Итоговое сочинение 1 Урок-практическая работа, Сочинение.
17 Итого 34 34 Содержание программы
Введение. Текст как речевое произведение .( Повторение).
Текст. Тема и основная мысль. Способы связи между предложениями. Смысловая и композиционная целостность текста. Стилистические возможности языковых средств. Главные признаки текста.
Сочинение-это тоже текст.
Формулировка темы сочинения. О некоторых правилах цитирования( как сделать цитату частью текста. Разнообразие тематических сочинений. Объём сочинений.
Реферат как вид текста.
Цель реферата. Требования к реферату.
У каждого сочинения-свой жанр(обзор).
Единство и содержание формы. Источник материала сочинений .Жанры малой формы. Публицистические жанры информационного и аналитического характера. Жанры, используемые в научной работе. От чего зависит выбор жанра?
Репортаж.
Репортаж-один из жанров публицистики.. содержание репортажа. Различие между репортажем и информационной заметкой. Правила построения репортажа. Языковые средства в репортаже. Формы выражения авторского «я».
Интервью.
Интервью как информационный жанр. Цель интервью. Разновидности интервью. Интервью не просто беседа. Своеобразие языка интервью. Речевая ситуация.
Портретный очерк.
Очерк документальный и недокументальный. Очерк проблемный и конкретный. Сходство и их различие. Способы выражения авторской позиции. Портретный очерк- один из видов очерка публицистического стиля. Герой портретного очерка. Составные части портретного очерка. Этапы работы над очерком.
Путевой очерк ( путевые заметки).
Путевой очерк и путевые заметки. Сходство и их различие. Путевые заметки как жанр художественной публицистики. Содержание путевых заметок. Назначение путевых заметок. Типы речи путевых заметок.
Статья.
Статья- объясняющий жанр публицистики. Задача статьи. Языковые особенности статьи.
Эссе.
Эссе как разновидность очерка научного исторического, критического, публицистического характера. Жанровые особенности эссе. Языковые средства, характерные для жанра эссе. Требования к эссе. Виды эссе с точки зрения тематики. Жанры эссе.
Рецензия.
Рецензия как разновидность критической статьи. Стили речи рецензии. Типы речи в рецензии. Отличие рецензии от отзыва и эссе. Требования к форме рецензии. Языковые средства в рецензии. Как строится научная рецензия. Формы рецензии.
Дневниковые записи.
Дневники великих людей. Дневник- литературная форма изложения мыслей. Композиция дневника. Типы речи в дневниковых записях. Особенности текста дневника.
Сочинение-письмо.
Виды сочинения-письма. Обязательные условия сочинения- письма. письма великих людей. Языковые особенности сочинения-письма. Речевые формулы.
Планируемы результаты обучения
В результате изучения курса обучающиеся должны
знать:
- особенности текста;
-жанры сочинения;
-специфические особенности газетных жанров;
уметь:
-писать сочинения в газетных жанрах;
-отбирать фактический и языковой материал для сочинения того или иного жанра;
-редактировать тексты сочинений;
-владеть навыками стилистической правки текста;
-активно владеть жанрами сочинений.
Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки
Текущий контроль: анализ текста, составление таблиц, написание сочинений разных жанровИтоговый контроль: сочинения разных жанров. Оценка: «зачтено», « не зачтено».
Оценка «зачтено» выставляется при условии выполнения всех итоговых работ, оценка «не зачтено» выставляется, если итоговые работы не выполнены
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно- и учебно-методическое обеспечение рабочей программы:
1.Русский язык. 10-11 кл. Искусство владеть словом. Н.В. Васильченко .Волгоград:Учитель, 2008
2.Е.Полтавец «Обучение написанию сочинения», М.: Экзамен, 2005
3. Г.А.Обернихина. Сочинение на литературную тему. Методическое пособие. М.: Аркти, 1999
Технические средства обучения (средства ИКТ)
-компьютеры
-принтеры
-сканеры
–мультимедиа
Календарно-тематическое планирование.
№ уроков Разделы/Тема Кол-во часов Календарные сроки Планируемые результаты (базовые понятия) Вид
контроля
план факт 1 Введение. Текст как речевое произведение( повторение) 1 Текст. Тема и основная мысль. Способы связи между предложениями. Смысловая и композиционная целостность текста. Стилистические возможности языковых средств. Главные признаки текста.
Устное сочинение. Комплексный анализ текста.
2 Сочинение-это тоже текст 1 Формулировка темы сочинения. О некоторых правилах цитирования( как сделать цитату частью текста).
Разнообразие тематических сочинений. Объём сочинений Практикум.
3-4 Реферат как вид текста.
2 Цель реферата. Требования к реферату.
Написание реферата.
5 У каждого сочинения-свой жанр(обзор).
1 Единство и содержание формы. Источник материала сочинений Жанры малой формы. Публицистические жанры информационного и аналитического характера. Жанры, используемые в научной работе. От чего зависит выбор жанра?
Составление таблицы.
6-7 Репортаж.
2 Репортаж-один из жанров публицистики. Содержание репортажа. Различие между репортажем и информационной заметкой. Правила построения репортажа. Языковые средства в репортаже. Формы выражения авторского «я».
Составление памятки. Анализ статьи из газеты.
8-9 Сочинение-репортаж.Подготовка и написание. 2 Содержание репортажа. Различие между репортажем и информационной заметкой. Правила построения репортажа. Языковые средства в репортаже. Формы выражения авторского «я».
Сочинение- репортаж.
10 Интервью.
1 Интервью как информационный жанр. Цель интервью. Разновидности интервью. Интервью не просто беседа. Своеобразие языка интервью. Речевая ситуация.
Конкурс на лучшее интервью.
11-12 Портретный очерк.
2 Очерк документальный и недокументальный. Очерк проблемный и конкретный. Сходство и их различие. Способы выражения авторской позиции. Портретный очерк- один из видов очерка публицистического стиля. Герой портретного очерка. Составные части портретного очерка. Этапы работы над очерком Сообщение по теме.Сочинение-очерк.
13 Путевой очерк ( путевые заметки).
1 Путевой очерк и путевые заметки. Сходство и их различие. Путевые заметки как жанр художественной публицистики. Содержание путевых заметок. Назначение путевых заметок. Типы речи путевых заметок.
Анализ текста.
14-15 Сочинение по картине. Подготовка и написание. 2 Составление плана. подбор изобразительно-выразительны средств. Сочинение.
16-17 Статья.
2 Статья- объясняющий жанр публицистики. Задача статьи. Языковые особенности статьи. Анализ статьи.
18 Сочинение-статья. 1 Формулировка темы и основной мысли. Подбор заголовка к статье.Определение задачи речи. Совершенствование написанного.
Сочинение в жанре литературно-критической статьи.
19-20 Эссе.
2 Эссе как разновидность очерка научного исторического, критического, публицистического характера. Жанровые особенности эссе. Языковые средства, характерные для жанра эссе. Требования к эссе. Виды эссе с точки зрения тематики. Жанры эссе.
Конспект лекции.
21 Языковые средства, характерные для жанра эссе. 1 Языковые средства, характерные для жанра эссе. Требования к эссе. Виды эссе с точки зрения тематики. Жанры эссе.
Устное высказывание.
22-23 Сочинение в жанре эссе. Подготовка и написание. 1 Составление плана. Подбор языковых средств. Сочинение-эссе.
24-25 Рецензия. 2 Рецензия как разновидность критической статьи. Стили речи рецензии. Типы речи в рецензии. Отличие рецензии от отзыва и эссе. Требования к форме рецензии. Языковые средства в рецензии. Как строится научная рецензия. Формы рецензии.
Редактирование текста.
26-27 Сочинение-рецензия на литературное произведение. 2 Составление план рецензии, выделение композиционных частей и микротем сочинения. Сочинение.
28 Дневниковые записи. Дневники великих людей. Дневник- литературная форма изложения мыслей. Композиция дневника. Типы речи в дневниковых записях. Особенности текста дневника Практикум.
29-30 Сочинение-дневник. Подготовка и написание. 2 Подбор материала для сочинения, составление плана, написание черновика, редактирование. Сочинение-дневник.
31-32 Сочинение-письмо. 2 Виды сочинения-письма. Обязательные условия сочинения- письма. письма великих людей. Языковые особенности сочинения-письма. Речевые формулы.
Устное сочинение-раздумье о судьбе литературного героя. Сочинение-письмо.
33-34 Итоговые занятия. 2 Повторение видов текста, жанров сочинений. Комплексный анализ текста, сочинение различных жанров.
35 Итоговое сочинение 1 Повторение видов текста, жанров сочинений. Написание сочинения в одном из жанров