Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [С] в начале слова.
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по автоматизации звука [С] в начале слова.
Тема: автоматизации звука [С] в начале слова.
Задачи:
Закрепление правильного произношения звука [С] в начале слова.
Закрепление умения выполнять комплекс артикуляторных упражнений, необходимых для постановки звука [С].
Формирование правильного диафрагмального типа физиологического дыхания.
Развитие фонематического анализа, фонематических представлений.
Развитие общей, мелкой моторики.
Оборудование: игрушка-сова, лабиринт картинок: сайка, салют, сом, санки, сарай, сахар, самокат, самолет, сапоги; предметные картинки: самовар, сухари, сани, сапог, сабля, сундук, сок, палатки, сундука, сока, булавки, лимона, лаптя, сабли, мыла, одеяла, лука, котла, мела.; картинка с изображением самолета, выложенного из палочек; схема, для обозначения звука в начале слова; счетные палочки.1.Организационный момент.
Здравствуй! Сегодня мы полетим в гости к мудрой Сове. У нее в гостях мы повторим знакомый нам звук [С].
2.Артикуляционная гимнастика.
Что бы хорошо произносить звук [С] давай подготовим наш язычок.
Логопед просит ребенка под счет выполнить упражнения: «Улыбка», «Трубочка», «Улыбка-трубочка», «Лопаточка», «Качели», «Мостик».
Под счет логопеда ребенок растянем губы до предела, и удерживает это положение.
Под счет логопеда ребенок вытягивает губы трубочкой: губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат, удерживает это положение в течение 3-5 секунд.
Под счет логопеда ребенок растянем губы до предела, и удерживает это положение, вытягивает губы слегка вперед «трубочкой» попеременно.
Под счет логопеда ребенок кладет широкий кончик языка на нижнюю губу, поднимает на верхнюю губу. Повтор 4-5 раз.
Ребенок кладет широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.
Ребенок улыбается, показывает зубы, открывает рот, опускает кончик языка за нижние резцы, выдвигает среднюю часть спинки языка вперед.
3.Дыхательное упражнение.
В гости мы полетим на самолете. Но что бы он полетел, нам нужен сильный ветер. Давай встанем и подуем. Сделаем глубокий - глубокий вдох, что бы наши ручки разомкнулись. Выдох. Еще раз!
Логопед учит ребенка выполнять упражнение правильно: на вдох мышцы ребер и передней стенки живота двигаются вверх и в стороны, на выдохе живот втягивается.
Логопед делает упражнение, руки ребенка находятся на диафрагме. Логопед контролирует движение диафрагмы ребенка на вдохе и выдохе. Выполняется стоя, ноги – на ширине плеч, руки на диафрагме.
По команде логопеда ребенок выполняет глубокий вдох, не поднимая плеч, затем выдох.
Ребенок выполняет упражнение самостоятельно по инструкции.
Давай вспомним, какой он звук [С]?
Если ребенок затрудняется в ответе, логопед помогает ему, акцентируя его внимание на положение губ, языка при произнесении звука [C], на работу голосовых складок. Ребенок характеризует положение губ, языка при нормальной артикуляции звука [С].
4.Игра «Вещи в самолет».
Мы с тобой почти готовы лететь в гости к мудрой Сове.
Давай соберем вещи в полет. Но, помни, в полет мы можем взять только те вещи, в названии которых есть звук [С].
Логопед показывает ребенку картинки с изображением сапога, палатки, сундука, сока, булавки, лимона, лаптя, сабли, мыла, одеяла, лука, котла, мела, самовара, сухарей, саней.5.Игра «Эхо».
Молодчина, мы собрали все вещи, которые нам понадобятся. Можем лететь.
Прилетели мы к Мудрой сове. У совы дома огромный лабиринт, в котором хорошо слышно эхо.
Давай мы поиграем в игру «Эхо». Я буду говорить слова, а запомни их и повтори в том же порядке, как и я.
Логопед называет слова
сайка, санки, сарай;
сахар, сапоги, самолет;
салют, сом, самокат.
Игра «Живое - неживое».
Посмотри на картинки в лабиринте совы и сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а затем — неживые предметы.
7. Игра «Угадай».
Давай поиграем в игру «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему соответствующее слово-предмет.
Логопед называет глаголы: плавает, летает, едет.
8. Физкультурная пауза
А ты знаешь, что совы ночью не спят, а охраняют лес. Давай присоединимся к совам.
Встань прямо, слушай внимательно и выполняй движения:
На одной ноге постой -ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ну, смелее подними,
Да гляди — не упади.
А сейчас постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
9. Игра «Придумай слово».
Мудрая Сова дала нам задание. Нам нужно придумать слова со звуком [С] вот к этой схеме.
Логопед показывает схему слова с позицией звука в начале слова.
10. Полетим обратно домой. Собери, пожалуйста, самолет по этой картинке.
Логопед показывает ребенку картинку с изображением самолета, выложенного из палочек. Ребенок называет слова:
сайка, санки, сарай;
сахар, сапоги, самолет;
салют, сом, самокат.
Ребенок называет слова:
сайка, сом;
салют, санки, сарай, сахар, самокат, самолет, сапоги.
Ребенок подбирает слова:
сайка, сом;
самолет;
санки, самокат.
Выполняется стоя, ноги - на ширине плеч, руки на поясе.
По команде логопеда ребенок выполняет движения: стоит на правой ноге; стоит на левой ноге; поднимает правую ногу (прямую) перед собой; разводит руки в стороны; качаться на правой ноге в левую сторону, в правую сторону; качаться на левой ноге в левую сторону, в правую сторону.
Ребенок подбирает слова.
Ребенок складывает по образцу самолет из счетных палочек.
11.Итог занятия. Оценка деятельности.
Тебе понравилось занятие?
Что мы сегодня делали?
Логопед дает оценку деятельности ребенка на занятии, сравнивает результаты с результатами прошлого занятия. Ребенок рассказывает о своих впечатлениях.