Технологическая карта урока истории России 9 класс. Российское общество в конце 19 — начале 20 века


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ
Тема урока Российское общество и государство в конце XIX — начале XX в.
Тип урока Урок открытия нового знания
Цель урока Сформировать представление о территориальной структуре Российской империи начала XX в. И многонациональном составе её населения; об особенностях российского варианта модернизации; о политическом строе и социальной структуре российского общества в начале XX в.
Образовательные ресурсы 1. Карта «Российская империя в начале XX в.». 2. Данилов А. А. История России. XX — начало XXI в.: учеб.: 9 кл. / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. — М., 2016. — § 1 (далее — учебник). 3. Данилов А. А. Рабочая тетрадь по истории России: XX — начало XXI в. / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М., 2016. — Ч. 1. — § 1 (далее — рабочая тетрадь). 4. Хрестоматия по истории России. XX в.: пособие для учащихся 9 кл. общеобразоват. учреждений / сост. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М., 1999. 5. Градскова Е. П. Школьный атлас по истории России / Е. П. Градскова, А. И. Самсонов. — М., 2016.
План урока 1. Территория и население Российской империи.
2. Особенности российской модернизации.
3. Политический строй. Государственные символы.
4. Российское общество и его структура.
5. Образ жизни.
Личностно значимая проблема Действительно ли Россия в начале ХХ века стояла на пороге создания индустриального общества и пыталась произвести модернизацию в стране?
методы и формы обучения Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Основные знания и понятия Территориальная структура Российской империи в начале XX в., количественная и качественная (этническая) характеристики её населения; характеристика политической системы Российской империи начала XX в.; особенности структуры российского общества; экономическое и политическое положение основных классов и социальных слоёв населения России.государственные символы, индустриальное общество, модернизация, образ жизни, социальная структура.
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.
Научатся давать характеристику геополитического положения России в начале XX в., используя информацию исторической карты; сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах; объяснять, в чём заключались особенности модернизации в России начала XX в.; характеризовать положение, образ жизни различных сословий и социальных групп России в начале XX в. (в том числе на материале истории своего края).Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Ознакомиться с процессом становления территориальной структуры Российской империи начала XX в. И многонациональном составе её населения; об особенностях российского варианта модернизации; о политическом строе и социальной структуре российского общества в начале XX в.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
Работа с исторической картой: показать на карте «Российская империя в начале XX в.» национальные территории, входившие в этот период в состав Российской империи.
Работа с историческими источниками: чтение и комментирование выдержки из «Свода основных Государственных законов Российской империи 1892 г.» (учебник, с. 7), отрывка из воспоминаний княгини Л. Л. Васильчиковой («Каждое из высших сословий жило в Москве собственной жизнью…» — хрестоматия, с. 8—9), отрывка из мемуаров члена ЦК конституционно-демократической партии 7 В. А. Оболенского («Большинство помещиков дичало в глуши…» — хрестоматия, с. 6—8).ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока
Время
Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность
учащихся Формы организации взаимодействия Универсальные
учебные действия
(УУД) Формы
контроля
I.
Мотивация
к учеб-
ной
деятельности 2 Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
Фронтальная
работа
Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения II.
Актуализация
знаний
7 Беседа по изученному материалу.
Изучение нового материала целесообразно начать с повторения пройденного в 8 классе: вспомните и покажите на карте, какие территории были включены в состав Российской империи в XIX в. Какие народы населяли эти территории?
Действительно ли Россия в начале ХХ века стояла на пороге создания индустриального общества и пыталась произвести модернизацию в стране? Отвечают на вопросы, отмечают на карте территории России, определяют народы, проживающие на данной территории
Пытаются спрогнозировать ответ на поставленную проблему Фронтальная работа.
Индивидуальная работа Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы 1. Устные ответы
III.
Изучение
нового
материала
17 Коллективное обсуждение
Работа с текстом учебника
Рассказ учителя и заполнение схемы
Работа с историческим документом и картой
Рассказ учителя и работа с документом
Работа в парах
Беседа и анализ исторического документа
Беседа
Самостоятельная работа в парах Затем можно организовать коллективное обсуждение и заполнение таблицы «Территория и население Российской империи».
2. Изучение второго вопроса можно организовать путём самостоятельного чтения учебника и выполнения помещённых в нём заданий. Затем учитель предлагает ответить на вопрос 3 в конце параграфа.
3. Учитель рассказывает «Центральное управление Российской империей до 1906 г.».
Учитель предлагает прочитать документ из «Свода основных Государственных законов Российской империи 1892 г.» и ответить на вопросы к нему.
Затем учитель предлагает дать характеристику политической системы Российской империи начала XX в.
Рассказ об особенностях политического строя России учитель дополняет следующими документами: «Самодержавная власть Царя весьма подходит России (Из передовой статьи английской газеты «Times». 30/18 января 1895 г.)».
4. Приступая к изучению вопроса, учитель просит учащихся дать определение понятия «социальная структура». Учащиеся должны также вспомнить определения понятий «сословия» и «классы», назвать основные классы феодального (традиционного) и капиталистического общества.
Меценатская деятельности как своеобразном психологическом феномен.
Учащиеся отвечают на вопросы: что такое
меценатство? Что вам известно о меценатской и благотворительной деятельности русского купечества? Как вы думаете, в чём заключались причины широкого распространения меценатской и благотворительной деятельности в русском обществе начала XX в.?
В процессе работы можно использовать отрывок из воспоминаний княгини Л. Л. Васильчиковой («Каждое из высших сословий жило в Москве собственной жизнью…»).
Положение пролетариата. Желательно начать с обсуждения: что вы знаете об условиях жизни российского пролетариата в начале XX в.? Из каких произведений литературы и искусства можно узнать о жизни, быте и настроениях рабочих дореволюционной России?
Изучение вопроса о положении дворянства проводится путём выполнения задания 4. Учащиеся отвечают на вопрос: в каких произведениях русской литературы показана судьба разоряющегося дворянства?
Изучение вопроса о положении крестьянства рекомендуем провести в форме беседы. Учитель предлагает учащимся прочитать в учебнике соответствующий материал, а также отрывок из мемуаров В. А. Оболенского.
Кого в русских деревнях называли кулаками?
5. Пятый вопрос учащиеся могут изучить самостоятельно, читая соответствующий раздел § 1 учебника. Обсуждают территории и население Российской империи, заполняют таблицу, помещённую в рабочей тетради (§ 1, задание 1).
Самостоятельно читают пункт учебника (раздел параграфа «Особенности российской модернизации»). Отвечают на вопрос 3.
Слушают рассказ учителя с заполняют схему «Центральное управление Российской империей до 1906 г.».
Читают документ, отвечают на вопросы к нему
Дают характеристику политической системы Российской империи начала XX в.
Работают с документом. Анализируют его и делают устные выводы.
Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задание 3 к § 1 в рабочей тетради.
Социальная структура (в пер. с лат. — общественное строение) — совокупность классов и социальных групп общества.
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Работают с документом «отрывок из воспоминаний княгини Л. Л. Васильчиковой («Каждое из высших сословий жило в Москве собственной жизнью…»), помещённый в хрестоматии на с. 8—9.»: анализируют. В заключение делают вывод о внутренней разобщённости и слабой организации российской буржуазии.
Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задания 4 к § 1 в рабочей тетради. В дополнение материала учебника читают отрывок из мемуаров члена ЦК конституционно-демократической партии В. А. Оболенского, помещённый в хрестоматии на с. 6—8 («Большинство помещиков дичало в глуши…»).
Читают материал учебника о положении крестьян и отрывок из мемуаров В. А. Оболенского, помещённый в хрестоматии на с. 5—6 («Крестьяне жили по-разному…»). Отвечают на вопросы.
Читают материал параграфа и записывают в тетрадь основные моменты образа жизни Фронтальная
работа.
Индивидуальная работа.
Индивидуальная работа.
Фронтальная работа
Фронтальная работа
Индивидуальная работа.
Работа в парах
Индивидуальная работа.
Индивидуальная работа. Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.
Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы
Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.
Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное Записи в тетради.
Устные ответы.
Записи в тетради
Устное задание
Устные ответы и записи в тетради.
Устные ответы
Записи в тетради
Устные ответы и записи в тетради
Устные ответы и записи в тетради
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного7 Работа в парах - Дайте характеристику политической системы Российской империи начала XX в.
- Как вы думаете, в чём заключались причины широкого распространения меценатской и благотворительной деятельности в русском обществе начала XX в.?
- расскажите о жизни, быте и настроениях рабочих дореволюционной России?
- Какие процессы происходили в крестьянской среде?
- Кого в русских деревнях называли кулаками? Фронтальная работа Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетрадиПроверка выполнения заданий в рабочейтетради
V. Итоги урока. Рефлексия 5 Обобщение полученных на уроке сведений Проводит беседу по вопросам:
– Какие проблемы, стоящие перед страной вы считаете самыми важными?
- Что такое модернизация? Каковы ее особенности в России в начале ХХ века?
- Какие новые задачи стояли перед страной в начале ХХ века? Отвечают на вопросы. Фронтальная работа
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Оценивание учащихся за работу на уроке
Домашнее задание 2 Конкретизирует домашнее задание
§ 1, выучить основные понятия и термины, вопросы и задания. Темы докладов и сообщений: 1. Система управления Российской империей до 1906 г. 2. Меценатская и благотворительная деятельность русского купечества. 3. Рабочий вопрос в России и странах Западной Европы. 4. Мой город (село, посёлок) в начале ХХ в.: образ жизни. Записывают домашнее задание Индивидуальная работа Приложение № 1
Самодержавная власть Царя весьма подходит России
(Из передовой статьи английской газеты «Times». 30/18 января 1895 г.)
О русских учреждениях не следует судить с западной точки зрения, и было бы не чем иным, как дерзостью, осуждать их за несоответствие идеям, возникшим из совершенно иных обстоятельств и из совершенно иной истории. Судя по всем обычным признакам национального преуспеяния, самодержавная власть Царя весьма подходит России; и не иностранцам, во всяком случае, подобает утверждать, что ей лучше подошло бы что-нибудь другое. Тот образ правления, о котором только что Царь высказал свою решимость сохранить его, может во всяком случае развернуть историю таких достижений в государственном строительстве, с которым его соперники не могут и претендовать сравняться. В России во всяком случае он должен быть в настоящее время признан как основоположный факт.