Доклад на педчтения ««Повышение качества знаний учащихся на уроках истории и права через использование ТКМЧП»
Автор: Раструбина Н.Н., учитель русского языка и литературы, истории гуманитарно-экономической школы-лицея им. Н. Островского с ДМЦ, г. Саркан.
Описание работы: предлагаю описание методической работы по повышению качества знаний учащихся на уроках истории и права через использование ТРКМЧП. Данный материал будет полезен учителям общественных дисциплин, работающих в средних и старших классах. В работе отражены приемы ТКМЧП, их использование на разных этапах урока и достижения образовательных результатов у школьников.
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ПРАВА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Сегодня вопрос о повышении качества знаний учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников большие возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Трудно себе представить сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна.
Чтобы повысить качество знаний учащихся по истории, необходимо научить их мыслить более продуктивно. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.
Работая с детьми среднего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Я считаю, что если систематически использовать методы и приёмы ТРКМ, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся и выработать:
умение ставить вопросы;
умение выделять главное;
умение делать сравнение;
умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;
умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.
Развивая способность к самостоятельному мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности. Поэтому за основу построения этапов работы я взяла технологию развития критического мышления, использую в своей работе седьмой год. Те приёмы учебной работы, которые существуют в технологии, являются важным средством развития критического мышления. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы технологии развития критического мышления формируют самостоятельность мышления.
Уроки истории в технологии критического мышления я строю по схеме: «вызов – осмысление содержания – рефлексия». Это базовая модель РКМЧП, состоящая из трех фаз:
Фаза вызова (evocation).
Фаза реализации смысла (realization of meaning).
Фаза рефлексии (reflection).
Первая фаза (вызова) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие обучаемых в образовательном процессе активизируется. Ребенок ставит перед собой вопрос, что я знаю по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает ,что хочет узнать?
Главными задачами второй фазы (реализация смысла) являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Под руководством учителя и с помощью своих товарищей ребенок ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии.
Третья фаза (рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы.
Базовая модель ("Вызов – Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность, а также способы сочетания конкретных методических приемов.
Следование структуре урока, прохождение по трем стадиям мыслительной деятельности и учителем, и учеником кардинально влияет на склад ума обеих сторон. Приемы технологии развивают умение воспринимать информацию, прогнозировать, работать с текстом, задавать вопросы и творчески интерпретировать информацию.
Систематически использую такой тип урока, как работа с информационным текстом. Приёмы и стратегии работы применяю при изучении новой темы, повторения и для обобщения изученного по теме Мотивационная функция стадии вызова - это побуждение и стимулирование интереса к теме урока. Информационная функция – выявить имеющиеся знания по теме. С этой целью я использую следующие приёмы:
рассказ- предположение по ключевым словам;
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки;.
синквейн.
Учащиеся вспоминают всё, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, задают вопросы, на которые хотят получить ответы.
С целью краткого сообщения уже имеющихся знаний учащиеся составляют «синквейн» (стихотворение из пяти строк). Можно предложить написать синквейн до изучения новой темы и после получения новых знаний. В результате качественно меняется восприятие изучаемого материала. Так, на уроке в 5 классе по теме «Материальная культура казахского народа» предлагаю составить учащимся синквейн (пятистишие) на тему «Одежда». Что же получилось у учащихся?
На этапе вызова: На этапе рефлексии:
1.Одежда 1.Одежда
2.Теплая, красивая 2.Необходимая, национальная
3.Носят, одеваются, согревает 3.Шили, украшали, хранили
4.Нужна,чтобы красиво выглядеть 4.Является гордостью казахского на5.Вещь. 5.Культура.
Данный приём обогащает словарный запас учащихся, его составление полезно в качестве инструмента для синтеза и обобщения сложной информации и в качестве средства творческого самовыражения.
Следующий приём - заполнение таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал». Такой приём развивает умение собирать воедино знания и строить новые. Заполняя таблицу, учащиеся отбирают ту информацию, которая соответствует их познавательным запросам, и приобретают новые знания осознанно. Тема: «Жизнь древнейших людей» 6 класс
ЗНАЮ
ХОЧУ УЗНАТЬ
УЗНАЛ
Первые люди жили стаей, затем общинами.
Чтобы добыть себе питание люди кочевали.
Где появились первые люди?
Как люди заселили нашу планету Земля?
Почему сейчас люди не кочуют?
Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока.
Если нет ответа на поставленный вопрос –работа продолжается дома.
Далее начинаем работать над кластером. Составление кластера важно для развития мышления и помогает систематизировать материал до знакомства с текстом. Мысли, возникающие при обсуждении темы ,располагаются в определённом порядке, эти заголовки находятся вокруг основной темы. От каждого заголовка могут идти ответвления, формирующие «гроздь».Например, по теме «Республика Казахстан и ее место в мире» в 10 классе учащиеся работают над созданием кластера и представляют результаты работы на основе данного приёма . В ходе урока предлагаю назвать проблемы развития Казахстана. Приём «мозговая атака» способствует созданию большего количества «гроздьев».. Чем больше идей выскажут ученики, тем выше будет интерес к изучаемой теме:
1 Не отлажена система создания законов по переходу на рыночную экономику.
2. Отстаёт от мировых стандартов система образования.
3. СНГ не может составить стратегию развития сообщества, не имеет
конкретного плана действий дальнейшего сотрудничества.
4. Экономическое развитие Республики требует более тесного сотрудничест-
ва с государствами мира.
5. Медленно решаются вопросы помощи экологически опасным районам.
6. Рост цен опережает доходы граждан.
7. Государство уделяет недостаточно внимания детям сиротам, некоторых
усыновляют иностранные граждане.
8. Не достаточно срабатывает государство в вопросах молодежной политики.
9.СМИ не могут достаточно открыто говорить о недостатках правительственной политики государства.
Информационная функция стадии осмысления содержания – это получение новой информации по теме. На этом этапе происходит классификация полученной информации по категориям знаний. Для осмысления содержания текста материале используются приемы «Чтение с остановками», «Чтение с пометками INSERT», «Дневник двойной записи » (ДДЗ). При чтении с остановками чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для прогнозирования, эмпатии, целостного видения исторического события.
Регулярно применяю такой приём, как чтение с пометками. Учащиеся читают текст и ставят на полях соответствующие знаки. Такая работа позволяет лучше проработать и осмыслить материал, расширить знания, разрешить противоречия, которые возникли на предыдущем этапе. Необходимо делать следующие пометки в тексте:
«
· »- отмечают подтверждение идеи, которую учащиеся уже знают,
«-» - отмечают текст, который противоречит тому, что знали,
«+» - отмечают абзацы с интересной информацией,
«?» - отмечают абзац, который непонятен или неоходимо узнать больше об этом. Далее отмеченные факты заносятся в концептуальную таблицу. Например, по теме «Великие географические открытия» в 7 классе учащиеся составили таблицу по тексту «Марко Поло».
+
-
?
Он отправился из Италии в Китай
Путешествовал со своими дядьями
Я всегда думал, что он отправился один
Почему другие не совершили это путешествие?
Он встретился с императором Китая
Служил у императора Китая
Я думал, что ему приходилось сражаться во время своего пути
Почему император доверял иностранцу?
Он отправился в 13 веке
Отправился в путешествие в 1271 г.и вернулся в1295г. обратно
Я думал, что он отправился в 15 веке
Какая была продолжительность жизни людей в то время?
Колумб читал его журнальные записи
Он писал свой дневник путешествий в тюрьме
Я думал, что люди не поверили бы его рассказу
Как бы вы себе представили жизнь в такие времена открыто?
На этом этапе организуется работа по формулированию вопросов на установление причинно – следственных связей, оценочных вопросов. Учащиеся учатся распознавать типы вопросов и их корректировать. Каждый тип вопроса актуализирует, вовлекает в работу определённую сторону мышления. Приём работы с таблицей «Плюс, минус, интересно» формирует навыки анализирования и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.
Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов, я использую приём «ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки Работа велась над составлением таких типов вопросов :
простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию,
интерпретационные (уточняющие) вопросы обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей,
оценочные вопросы – вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов,
творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.
Так, на уроке «Основные моральные категории» по предмету «Человек.Общество.Право.» в 9 классе учащимися были составлены следующие вопросы:
почему категории морали состоят из противоположных оценочных понятий? (Интерпретационный вопрос);
каково влияние этих понятий на поведение человека?(Оценочный вопрос);
как вы можете охарактеризовать злых людей? (Оценочный вопрос);
Всегда ли добро поощряется в нашей жизни? (Творческий вопрос);
какие отрицательные черты сейчас чаще всего встречаются в людях?(Простой вопрос).
При составлении вопросов ребята учатся применять в спорах аргументы, смотреть на старые идеи с новой точки зрения, отличать факты от предположений, различать обоснованные и необоснованные оценки, выделять причинно-следственные связи, оценивать, обобщать изучаемый материал.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация полученных сведений.
Например, предлагаю учащимся продолжить размышление: «если бы человек не обладал способностью развивать память»
Ученик: «Если бы человек не мог запоминать, то ему очень тяжело бы пришлось в жизни. Ведь он не знал бы своих родственников и друзей, и каждый раз знакомился бы с ними заново. Человек не мог бы предвидеть опасности, не знал бы многого из окружающего мира».
В ходе применения данного приема дети учатся устанавливать причинно – следственные связи, отвечают на поставленные вопросы, пишут творческие работы и проводят мини- исследования, строят предположения.
Также на уроках истории я организую дискуссии.Часто использую прием «Займи позицию».При изучении темы «Завершение присоединения Казахстана к России» учащиеся 8 класса должны были не просто занять соответсвующую позицию треугольника, но и аргументированно объяснить свой выбор:
1 позиция :«Ориентация Казахстана на Россию была исторически необходима».
2 позиция :«В результате консолидации казахское общество могло бы защитить свою независимость».
3 позиция : «Казахские правители использовали фактор безопасности со стороны России, но в результате потеряли свою независимость».
В результате дискуссии учащиеся пришли к следующему выводу: «История, являясь социальной наукой о прошлом, оперирует такими понятиями, как историческая целесообразность, историческая необходимость, исторический выбор. И мы понимаем, что в той исторической обстановке политический выбор казахских правителей был итогом закономерного развития исторически сложившихся связей».
На своих уроках я учу детей творчески интерпретировать информацию.
Проблема недостаточности рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют приемы устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы:
· Что на уроке показалось вам интересным, необычным? Что вызвало затруднения?
· Какие предположения подтвердились?
· Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
Письменная рефлексия позволяет ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого). Это возможно с помощью приемов «Написание эссе», «Составление телеграммы», «Стихотворение по алгоритму», приема «Взаимопроверка по кругу». Последний использовался мной при организации повторения по разделу «Раннее средневековье» на уроке всемирной истории в 7 классе.
Учащиеся получили задание для работы в группе: « Прочитать текст, исправить ошибки в тексте, правильный ответ записать над ошибкой».
Такая работа с текстом развивает у учащихся внимание, способность подмечать и запоминать, казалось бы, мелкие детали.
Диапазон стратегий ТРКМЧП, которые я использую на своих уроках, очень велик:
Ассоциации Толстые и тонкие вопросы
Корзина идей Пересказ наперебой
РАФТ Чтение со стопом
Уголки Свободное письмо
Авторское кресло Эссе
Аквариум ДДЗ
Кластер Чтение с пометками
Синквейн Дискуссия
Таблица ЗХУ Прием «Нарисуй счатье» и др.
Я описала лишь некоторые из них.
ТРКМЧП на моих уроках истории направлена на достижение образовательных результатов:
умение самостоятельно работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
На уроке, построенном по технологии критического мышления, рефлексия работает на всех стадиях урока. Процесс рефлексии заключается в осознании своих мыслей и действий, в осознании мыслей и действий другого человека.
Таким образом, использование технологии развития критического мышления:
развивает мыслительную деятельность учащихся школы;
формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения;
Методы и приёмы технологии способствуют:
лучшему запоминанию изученного материала;
активизируют деятельность учащихся на уроке;
формулирование вопросов развивает познавательную деятельность.
Различные формы рефлексии развивают:
способность формулировать мысли;
помогают лучше понять причины явлений.
Использование ТРКМ на уроках способствует повышению производительности урока, актуализации познавательных интересов учащихся, развивает следующие качества учащихся:
готовность к планированию;
наблюдение за собственными действиями;
поиск компромиссных решений;
готовность исправлять свои ошибки;
настойчивость в достижении цели.
Данные качества необходимы не только в учебной деятельности, но и в различных жизненных ситуациях. Установка на критическое мышление формирует такие качества и у младших школьников.
Список литературы:
1. Богатенкова Н. В., Муштавинская И. В. «Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения», Санкт - Петербургский университет педагогического мастерства, 2001 г.
2. Загашев И. О., Заир – Бек С. И., Муштавинская И.В. «Учим детей мыс лить критически», Санкт – Петербург. Издательство «Альянс «Дельта», 2003 г.
3. Заир – Бек С. И., Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления на уроке»,г. Москва «Просвещение», 2004 г.
4. Халперн Д. «Психология критического мышления», г.Санкт – Петербург,2003 г.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Создание отлаженной социальной инфраструктуры.
Переход экономического сотрудничества РК на более высокий уровень. Вступление в ВТО.
Экологическую политику поставить во главу угла
Проблемы развития Казахстана в переходный период
Не отлажена законотворческая политика.
Проблемы создания стратегии отношений со странами СНГ.
Заголовок 215