Система дошкольного образования в Турции


Система образования Турции в ее нынешнем виде начала складываться после провозглашения республики в 1923 году. С этого времени реформы в образовании проводились в 4-х основных сферах: унификация образования, организация образования, совершенствование качества образования, распространение образования. В 1961 году, с появлением нового Закона об образовании открыто заговорили о важности развития системы раннего воспитания детей в рамках деятельности Министерства национального образования. В 1992 году в структуре Министерства появилось Главное управление дошкольного образования. Это управление несет основную ответственность за регулирование, контроль и продвижение программ дошкольного развития детей в Турции. Систему образования составляют два основных подразделения, называемых "формальным" и "неформальным" образованием. Формальное образование- это "дошкольное образование", "начальное образование", "среднее образование", и "высшее образование". "Неформальное" образование - это остальное образование, спонсируемое министерством и не входящее в систему формального. Центры образования, торговые школы, государственные центры обучения, технические школы для взрослых - все это относится к "неформальному" образованию. Современная система дошкольного образования в Турции представлена достаточно многочисленными формами. В том или ином виде подготовка детей в возрасте от 3-х до 5-ти лет к школе проводится в детских садах, подготовительных классах, яслях, домах дневного ухода. Предусмотрены и такие формы, как посещение специалистами детей на дому и обучение родителей основам воспитания детей. Однако Министерство национального образования страны ответственно лишь за деятельность таких учреждений, как детские сады (Ana Okullari), посещаемые детьми в возрасте от 3-х до 6-ти лет, подготовительные классы (Ana Siniflari) для обучения детей в возрасте от 5-ти до 6-ти лет, “практические” подготовительные классы (Uygulamali Anasinrflari), также посещаемые детьми в возрасте от 3-х до 6-ти лет. В настоящее время система частного образования представлена всеми типами учебных заведений на всех уровнях образования, в том числе, и детскими садами. Их деятельность регулируется Законом о частных учебных заведениях от 8 июня 1965 г. Факультативные платные формы и программы дошкольного образования впервые появились в стране в 1953 году, но даже несколько десятилетий спустя очевидно, что определенную популярность они получили лишь в крупных городах. Дошкольное образование (от 1 до 6 лет) является подготовительной ступенью ко всей образовательной системе и ее интегральной частью. Большинство дошкольных учреждений являются частными, хотя некоторые имеют связь с государственными начальными школами. Такие учреждения в основном сконцентрированы в больших городах, что отвечает потребностям роста количества работающих мам. Современная программа дошкольного образования, реализуемая как в государственных, так и в частных детских садах Турции, направлена на подготовку малышей к обучению к школе. Дошкольное образование в Турции не носит обязательный характер. Между тем, оно является обязательным для детей, имеющих физические или психические недостатки. Каждый такой ребенок имеет индивидуальный учебно-воспитательный план, при этом родители работают с педагогами на каждом этапе развития малыша. Учебно-воспитательные программы в турецких дошкольных учреждениях весьма разнообразны и достаточно богаты по содержанию. Помимо занятий по музыке, грамоте и чтению, много внимания уделяется организации игр малышей, походам в театр и кино, проведению костюмированных мероприятий и тематических вечеров. Однако в программах современных детских садов Турции не предусмотрено изучение конкретных учебных дисциплин. Программы пребывания в различных дошкольных учреждениях отличаются друг от друга (предусмотрены как группы полного дня, так и группы кратковременного пребывания, в практику внедрены почасовые занятия и игры). В ряде учреждений предусмотрено совместное пребывание матери и ребенка. Государственные садики выглядят проще частных, детей туда берут только с трех лет, и по закону эти садики являются вроде как бесплатными, но на самом деле оплата варьируется от 200 до 350 лир в месяц. График работы с 8ч до 16ч. Попасть в государственный сад достаточно сложно, на 50 свободных мест – 500 желающих. Здесь важную роль играют связи и подарок директору, который еще надо суметь вручить. С частными садиками все обстоит иначе. Режим работы у них обычно с 8ч до 18ч. Детей берут с двух лет, хотя могут и полуторагодовалых взять, все зависит от определенного сада. Оплата в месяц составляет от 600 до 1300 лир и это без сервиса. Преимущества частного сада - красивый интерьер, а в некоторых и наличие бассейна, много всяких интересных игрушек, трех разовое питание, плюс по две воспитательницы в группе, а так же наличие развивающих занятий – рисование, грамматика, изучение иностранных языков, йога, балет, хореография и многое другое, а так же наличие детской площадки на улице.  Наполняемость групп в современных детских садах Турции составляет 10-12 детей, в государственных эта цифра может достигать 25-ти малышей. Персонал турецких детских садов представлен в основном педагогами, которые обязательно являются выпускниками вузов в сфере детского развития или дошкольного образования; в штат сотрудников также включены водитель, врач, повар, охранник, технический специалист. Последние несколько лет руководством страны предпринимаются попытки развивать и совершенствовать систему дошкольного просвещения. В связи с этим в последние годы все более важную роль в развитии сферы раннего развития детей в Турции играют неправительственные и международные организации. Ведущее место среди них занимает Фонд поддержки просвещения матери и ребенка.. Современная программа дошкольного образования, реализуемая как в государственных, так и в частных детских садах Турции, направлена на подготовку малышей к обучению к школе. Дошкольное образование в Турции не носит обязательный характер. Между тем, оно является обязательным для детей, имеющих физические или психические недостатки. Каждый такой ребенок имеет индивидуальный учебно-воспитательный план, при этом родители работают с педагогами на каждом этапе развития малыша. Но, несмотря на все (чаще всего, экономические) сложности, система дошкольного образования в Турции (в основном, пока только в крупных городах) активно развивается. Так, в Анталии уже сейчас открыто достаточное количество детских садов, однако, почти все они представлены частными учреждениями, которые принимают детей вне зависимости от возраста, национальности и гражданства. Где находятся садики в Анталии В каждом районе Анталии имеются несколько частных садов, а государственных в несколько раз меньше. В государственный сад требуют справку прививок и от доктора по состоянию здоровья. В частные садики бывает, требуют справку о прививках, а бывает, не требуют. Так же и по состоянию здоровья, могут спросить, а могут не спросить, все зависит от конкретного садика. Иностранцев берут без проблем, но обычно требуют наличие икамета (ВНЖ).  Во всех садах, как в прочем и в школах, можно заказать сервис для ребенка. То есть, утром учеников собирает специальный автобус, где кроме водителя присутствует один из преподавателей, а после занятий, всех развозят по домам. Стоит сервис примерно от 100 до 200 лир, в зависимости от удаленности детского сада или школы. Сервис для детей – очень удобная услуга, к тому же, экономит и время, и деньги. Как показывает анализ, развитие сферы дошкольного образования детей тормозят не только экономические трудности, переживаемые страной, но и целый ряд других факторов. К их числу относится нехватка педагогических кадров, несмотря на то, что за последние 10 лет число практикующих учителей в стране удвоилось. В заключение нельзя не отметить, что развитие системы дошкольного образования имеет для Турции общенациональное значение, не ограничивающееся лишь образовательными или воспитательными целями. Одной из задач совершенствования просвещения малышей дошкольного возраста является создание благоприятной образовательной среды для детей из бедных семей. СПАСИСИБО ЗА ВНИМАНИЕ