Конспект урока «Проблема вступления Турции в ЕС в к. ХХ- н. ХХI вв.»
МБОУ «СОШ» № 226
г. Заречный Пензенская область
Проблема вступления Турции в ЕС в к. ХХ- н. ХХI вв.
Учитель истории и обществознания
Мурылев Илья Валерьевич
Проблема вступления Турции в ЕС в к. ХХ- н. ХХI вв.
Россия сейчас находится в непростой международной ситуации. США продолжают вести свою политику борьбы за однополярный мир. Рычагами этой политики в Европе являются ЕС и НАТО, созданные с целью «держать и непущать» СССР, а позже Россию, в Европу. Турция является с одной стороны членом НАТО и кандидатом в члены ЕС, с другой нашим соседом на Юге, крупнейшим экономическим и политическим партнером, и поэтому вступление Турции в ЕС не может не волновать Россию. Тем более, что взаимоотношения между Турцией и Россией в последнее время значительно улучшились.
Но вернемся к Турции и её взаимоотношениям с единой Европой. Ещё в 1978-79 гг. Европейское экономическое сообщество, предшественник ЕС, приглашало вступить Турцию в единое европейское экономическое пространство, но Турция, как известно, отказалась. В настоящее время Турция сама стремится в ЕС, но многие европейские политики не хотят видеть Турецкую республику в рядах этой организации. Возникают вопросы, что заставило Турцию изменить свою позицию по сравнению с предыдущим периодом? А изменилась в первую очередь сама Турция. Если в 70-е гг. Турция относительно европейских стран была слаборазвитой в экономическом плане, то в настоящий момент показатели экономического роста Турции перекрывают показатели ряда стран Евросоюза. Сейчас ЕС боится того, что турецкие, более дешевые товары, составят конкуренцию товарам европейских стран уже на европейском рынке.
Актуальность этой темы для России очевидна. В настоящий момент меду Россией и Турцией существует ряд стратегических проектов, в том числе в нефтегазовой сфере, помимо этого российско-турецкие отношения вплотную соприкасаются в черноморском регионе и на Кавказе.
Таким образом, с вступление Турции в Евросоюз, в экономическом и политическом плане изменит положение Турции, а это однозначно затронет интересы России.
В настоящей статье мы постараемся выявить особенности проблемы вступления Турции в Европейский Союз.
Как уже говорилось, в конце ХХв. в турецкой экономике произошли серьезные изменения, в том числе затронувшие и сельское хозяйство.
Говоря о турецком сельском хозяйстве надо отметить, что оно достигло больших успехов. И хотя доля сельхозпродукции за последние десятилетия сократилась, но она всё ещё составляет не менее 22-25 % от всего турецкого экспорта. 57 % самодеятельного населения вовлечены в данную отрасль. Ведущую роль в сельском хозяйстве играют зерновые культуры (82 % от всех посевных площадей). При этом Турция одновременно выступает на мировом рынке и как экспортер зерна, и как его импортер. Экспорт зерна является не регулярным и вынужденным (либо в период высоких урожаев, либо когда стране крайне нужна иностранная валюта).
Технические культуры возделываются на относительно небольших площадях (менее 12% от всех посевных площадей), но их роль велика, так как они обеспечивают сырьем национальную промышленность и идут на экспорт. Производство технических культур основано на передовых технологиях: применение механизации, современных методов агрокультуры, искусственного орошения, авансирование земледельцев. Среди технических культур особое место занимает табак. Турция наряду с Болгарией и Грецией, является основным производителем и экспортеров восточного табака. Новой для турецкого сельского хозяйства культурой является чай. Чайные плантации обеспечивают своей продукцией как внутренний, так и внешний рынок. Редкой для Европы технической культурой является подсолнечник. Он используется в местном маслобойном производстве и идет на экспорт. Таким образом, производство растительной продукции является одной из основных статей сельскохозяйственного производства и производства продовольственных товаров в Турции (1).
Кроме растениеводства важной отраслью экономики является выращивание овощей и фруктов. Разнообразные климатические условия позволяют выращивать в стране до 80 различных видов фруктов и овощей.
Турция входит в пятерку ведущих производителей винограда в мире. В год Турция производит около 300 тыс. тонн изюма. На экспорт поставляется порядка 70% от общего производства изюма. Турция является крупнейшим производителем цитрусовых. Другой важной составляющей рынка продовольствия является производство сухофруктов (кураги, инжира). В основном, импортерами овощей и фруктов являются страны ЕС. Другим важным сектором производства и экспорта продовольствия является свежемороженые овощи и фрукты(1).
Таким образом, мы видим что, сельское хозяйство Турции удовлетворяет запросы внутреннего рынка и идет на экспорт, в первую очередь в страны ЕС. Продукции европейских сельхозпроизводителей, в связи со её высокой стоимостью по сравнению с товарами турок, будет трудно найдет свое место на турецком рынке. Кроме того, включение Турции в ЕС уберет какие-либо преграды для поступления продуктов на европейские рынки, следовательно, повысится их конкурентоспособность. Такая ситуация с одной стороны будет не выгодна европейским сельхозпроизводителям, с другой снижение цен обрадует европейских покупателей. Из этого следует то, что вопрос включения Турции в ЕС, усложняется отношением к этому вопросу различных социальных слоев европейского общества.
В конце ХХ в. Турция превратилась в промышленно развитую страну. Отдельно следует отметить легкую промышленность. Говоря о легкой промышленности Турции надо отметить в первую очередь текстильную и швейную, в развитие которой большой вклад внесли челноки из бывших республик СССР. За короткий период в стране резко возросло количество хлопкопрядильных фабрик, появилась масса предприятий, производящих трикотажные и швейные изделия. За первое десятилетие осуществления экспорториентированной политики экспорт готовой одежды возрос с 130 млн. долл. в 1980 году до 2,8 млрд. в 1990 году, то есть в 22 раза. В 90-х гг. основной упор был сделан на повышение качества экспортируемой текстильной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке. Это потребовало серьезных дополнительных вложений в техническую модернизацию текстильной отрасли. Турция занимает второе место после Китая среди экспортеров текстильных изделий в страны ЕС и пятое место в мире. В этой отрасли сложились крупные монополистические предприятия, так в списке крупнейших продуцентов текстиля европейских стран (с учетом Турции) на четвертом месте находится турецкий Sahinler Holding. Другая турецкая фирма "Erak Textil", являясь производителем джинсовой одежды марки "Mavi Jeans", экспортировала в 1999 г. в Германию продукции на сумму 76 млн. нем. м. (свыше 80% всего экспорта). Будучи производителем на заказ джинсовых брюк, рубашек и курток "Erak" поставляет их таким известным фирмам, как "Mustang", "Otto", "Calvin Klein", "Street One", "Super Rifle" и "Kaufhof"(1).
Таким образом, мы видим, что в текстильной отрасли появились транснациональные корпорации (далее ТНК). Именно они будут заинтересованы в дальнейшей интеграции Турции в ЕС.
Помимо легкой промышленности в Турции развивается тяжелая промышленность. В частности, определенных успехов достигла автомобильная промышленность. Легковые автомобили по лицензии Fiat начали собирать на заводе «Тофаш», а машины под руководством Renault с начала 80-х годов собираются на предприятии, получившем название «Ойак-Рено». Сегодня на территории Турции работают как собственные (турецкие) автомобилестроительные компании, так и предприятия, частично и полностью принадлежащие зарубежным владельцам. Однако и те и другие зависят от западных инвестиций и технологий. ТНК этой отрасли также будут заинтересованы в вступлении Турции в ЕС.
Также одной из важнейших отраслей турецкой экономики является Туризм. Чистый доход от туризма составляет 8,5 млрд. долл. В докладе "Туризм: Видение Европы в 2020 г." отмечается, что в 2020 г. Турция будет занимать 4-е место по развитию туризма после Франции, Испании и Италии, и ее доходы от туризма тогда вырастут до 40 млрд. долл. С вхождением Турции в Евросоюз отток европейских курортников на турецкие пляжи будет очевидным. Это не может не беспокоить нынешних членов ЕС (2).
Делая вывод об экономическом положении Турции можно сказать, что положение национальных монополий на внутреннем рынке достаточно уверенное, и после открытия турецкого рынка европейским монополиям будет весьма трудно здесь зацепиться. Однако в экономическом развитии Турции проявляются противоречия, этого говорит о том, что вхождение турецкой экономики в европейскую будет иметь как положительные так и отрицательные последствия для обеих сторон.
Подводя итоги обзора экономического развития Турции мы можем сказать что, возникшие в последние десятилетия в этих отраслях экономики монополии, теперь сами ищут рынки сбыта в Европе, и их интересы выражает находящаяся у власти Партия справедливости и развития (3).
Не менее важным вопросом в проблеме интеграции Турции с ЕС, является проблема турецких эмигрантов. Следствием высоких темпов развития экономики Турции, являлось улучшение жизни основной массы населения, а как следствие этого демографический рост. Но так как в Турции уровень жизни ниже европейского и уровень безработицы достаточно высок, многие турки «потянулись» за хорошей жизнью в страны ЕС(4). Учитываю тот фактор, что с вступлением Турции в Европейский союз, будут практически стерты преграды для турецких эмигрантов и их поток в Европу значительно усилится. Это не может не беспокоить ЕС, так как, вследствие мирового финансового кризиса у европейских государств хватает головной боли и со своими безработными(5).
Другим важным аспектом нашей темы является то, что Турция является мусульманской страной, а в Европе преобладают антимусульманские настроения. Большинство европейцев не желает смириться с тем фактом, что доминирование их христианской общности начинает уступать разнородному и многоэтническому населению, представленному в первую очередь мусульманами. Продолжающаяся иммиграция, в том числе и из Турции, ведет к тому, что в самом Евросоюзе коренные европейские народы могут в один прекрасный или не очень прекрасный день стать национальными меньшинствами. В настоящее время в Германии и Франции проживают примерно по 4 млн. мусульман, в Англии – почти 2 млн., в Нидерландах – свыше полумиллиона (6).
Аргументом сторонников вступления является то, что это вступление может удержать Анкару от сползания в радикальный исламизм. Кроме того они считают, что благодаря преимущественно мусульманскому населению и перспективам на Среднем Востоке эта страна в будущем сможет обеспечить действительно международную роль ЕС. Турция может стать стратегическим форпостом Европы в регионе, и ее пример вдохновит развитие мусульманских стран по пути западной демократии.
Но эти аргументы убедительны не для всех. В странах Европейского Союза все чаще слышны мнения, что членство Турции в этой организации будет неодолимым бременем для Европы. Население Евросоюза уже убедилось в том, что турки и особенно курды, переселившиеся в Европу, почти не поддаются ассимиляции и часто представляют собой источник для создания криминальных структур. Но главная проблема заключается в том, что для многих европейских политиков, особенно правого толка, появление в рядах ЕС исламской Турции означает крах самой европейской идеи. Ведь в результате 30% населения Евросоюза будут мусульманами.
На наш взгляд, «мусульманская проблема» является для Европы наиболее острой и опасной
Помимо всего выше перечисленного у Турции есть не решенные национальные вопросы с курдами, армянами, греками.
Особенно сложным является армянский вопрос. Как мы знаем отношения усложняются непризнанием Турцией геноцида армянского народа, который был признан большинством стран мира, в том числе ЕС. На наш взгляд, не признание Турцией геноцида зависит в первую очередь не из-за каких-то морально-этических соображений. Существует потенциальная угроза потери крупной территории (в том числе с чтимой армянами горой Арарат) и претензий по выплате крупных компенсаций родственникам жертв геноцида. Однако для Армении жизненно необходимы нормальные взаимоотношения с Турцией. Если смотреть на карту то можно увидеть, что Армения «зажата» не дружественными странами со всех сторон.
Следствием интересов обеих сторон является следующий факт: 10 октября 2009 года главы МИД Турции и Армении подписали в Цюрихе (Швейцария) «Протокол об установлении дипотношений» и «Протокол о развитии двусторонних отношений». Документы предусматривают создание совместной комиссии из «независимых историков» для изучения вопроса о геноциде армян 1915 года (7).
Таким образом, хотя в настоящий момент армяно-турецкие взаимоотношения только начинают нормализоваться, но это говорит о начинающем прогрессе в решении этой проблемы.
Не менее важным является проблема взаимоотношения Турции и членом ЕС - Кипрской республикой. Кипрская проблема, как и все национальные, является весьма запутанной. Как мы помним в 1974 г. произошла греко-турецкая война на острове Кипр. Многие киприоты, опасаясь геноцида, бежали в разные концы Кипра: греки на юг, а турки на север. При этом они бросали свои дома, а на новой территории вселялись в брошенные дома и присваивали чужое имущество. Это породило серьезную проблему недвижимости и выплат компенсаций, как со стороны греков на территории кипрской Республики, так и турок на территории Турецкой Республики Северного Кипра. Экономическая проблема осложнена также национальной: греки считают турок оккупантами, а турки помнят антитурецкий режим установившейся после мятежа в 1974г.
В настоящий момент Турция и Кипр ведут переговоры по решению этой проблемы (8). Но она ещё далека от решения. И поэтому вступление Турции в ЕС будет серьезно усложнено, так как одним из условий европейцев для принятия её в Евросоюз является решение кипрского вопроса.
Не мене болезненным является курдский вопрос. Курды со второй половины 80-х в юго-восточной Турции заметно усилили повстанческое движение. Регулярно совершались нападения на полицейские участки, жандармские посты, военные базы (9). Появились курдские камикадзе. Организационная и пропагандистская деятельность курдов перешагнула турецкие границы, влияние Курдской рабочей партии распространилось на значительную часть сирийских курдов. Их активисты развернули широкую агитацию среди курдской диаспоры в Западной и Восточной Европе. В настоящий момент турецкое правительство сделало ряд уступок, в том числе появились курдская печать, радио и телевидение. Это говорит о том, что и в решении этой проблемы появились сдвиги (10).
Таким образом, мы можем видеть, что турецкое правительство целенаправленно пытается урегулировать национальные проблемы. Но все они далеки до решения. Это позволяет нам прогнозировать сложности, которые могут возникнуть в будущем у Турции в переговорах с Европой.
Важным аспектом взаимодействия Турции и ЕС является, членство Турции в НАТО и ее близкие отношение с США. Вхождение Турции в Европу выгодно сейчас Соединенным Штатам (иначе они не стали бы прикладывать столько усилий к этому). Вашингтон пользуется значительным влиянием на Анкару, и, таким образом, в ее лице он получит мощный рычаг влияния на строптивых европейцев. С учетом численности населения, Турция будет иметь наибольшее количество "голосов" в механизме принятия решений в Совете ЕС.
Как мы знаем, в последнее время намечается сближение Турции и России. Это сближение связано с проектами в сфере энергетической и газонефтяной сфере. Турция важна для России, так как Россия стремится оставаться главным поставщиком нефти и природного газа для Европейского Союза (11).
С другой стороны, Турция прилагает усилия, чтобы обеспечить прокладку по своей территории максимально возможного количества газопроводов и нефтепроводов, в том числе из России. Это приносит и будет приносить большие прибыли туркам за транзит по собственной территории. Подтверждением укрепления российско-турецкого сотрудничества говорит эксплуатация и дальнейшее строительство газопровода между Россией и Турцией: «Голубой поток». Помимо этого существует проект «Голубого потока 2» (12) Помимо этого между Россией и Турцией существуют проекты нефтепровода "Самсун-Джейхан" (13) и строительства российскими фирмами четырех крупных теплоэлектростанций (14).
Таким образом, экономические отношения, связывающие Турцию с Россией, крепнут и растут, и последствия такого роста будет очень трудно обратить вспять. Будет ли Турция дружить с Европой или с Россией, пойдет ли она по собственному пути? Этой стране придется решить данный вопрос на самом начальном этапе определения своих новых интересов и той стратегии, которую она примет для продвижения данных интересов. Фактически мы являемся свидетелями существенной стратегической перегруппировки сил, которая будет иметь огромные последствия для планов Запада по обеспечению безопасности.
Подводя итоги всему вышесказанному, можно сказать, что вступление Турции в ЕС имеет как положительные так и отрицательные стороны. Турецкому правительству надо провести большую работу, чтобы в политическом и социально-экономическом плане Турция могла соответствовать европейским критериям. Вступление Турции в ЕС является одним из ключевых вопросов, стоящих на геополитической повестке дня как для Турции и ЕС, так и для России.
Примечания
1. turkey-info.ru/business/economy//Экономика Турции
2. catalog.fmb.ru //Место Турции в международном разделении труда
3. Масумова Н. Турция: задача вступление в ЕС как фактор экономического развития// Азия и Африка сегодня. 2008. №7. с.40
4. www.turkeyforfriends.com//Безработица в Турции достигла рекордного уровня
5. Трегубенко Е. К вопросу о вступлении Турции в ЕС// Человек и труд. 2009. №11 с.47
6. www.islam.ru//Проблема принятия мусульманской Турции в ЕС
7. www.vesti.ru/doc.html// Вести.Ru: Армения и Турция договорились
8. www.iimes.ru/rus/ /Вступление Турции в ЕС и проблема Кипра
9. www.temadnya.ru// Турция и "курдский вопрос.
10. Джем И. Почему Турция опасается независимого Курдистана?// Азия и Африка сегодня. 2003. №6. с.12.
11.Султанов Ш. Факторы роста экономики Турции // Человек и труд. 2006. №. С 71.
12. www.rian.ru //РФ и Турция реализуют
13. www.vesti.ru//Путин и Эрдоган договорились о строительстве нефтепровода «Самсун – Джейхан»
14. www.kreditkareal.com//Россия примет участие в строительстве ТЭС в Турции.