Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Инструментальное исполнение (Обучение игре на гитаре, г. Троицк Челябинская область, МБОУ СОШ № 10)


Раздел 1 Результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Инструментальное исполнение»
1 год обучения
Личностные результаты: воспитывать чувство гордости за свою Родину, осознавать свою национальную принадлежность. на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов. Уметь ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участвовать в музыкальной жизни школы
Метапредметные результаты: осваивать способами решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; уметь продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач.
Предметные результаты: обучающиеся должны знать основы музыкальной грамоты, средства выразительного исполнения, элементарные приемы дирижерской техники; должны уметь ориентироваться в нотных записях, определять длительности нот, правильно следовать дирижерским жестам.
Раздел II Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Инструментальное исполнение»
1 год обучения
№ п/пНазвание раздела и его содержание Форма организации Характеристика видов деятельности
1 Вводное занятие
Включение, выключение света, безопасная натяжка струн. Безопасное обращение с музыкальными инструментами (акустическими и электрическими).
Правила поведения на занятиях. Беседа Включать и выключать свет в кабинете. Натягивать струны на музыкальном инструменте.
Запись в тетрадь правил поведения.
2 Основы музыкальной грамоты
Высота звука. Семь основных знаков. Нотная запись.
Длительность нот. Такт. Счет.
Понятие мажора и минора Комбинированный урок Писать в нотной тетради семь основных нот (первая и вторая октавы). Определять высоту звука на нотном стане. Определять и писать длительности нот, отстукивать различные ритмы. Определять по музыкальным фрагментам окраску произведения (мажор/ минор).
3 Знакомство с инструментом
Посадка, постановка рук.
Приемы игры. Аппликатура.
Штрихи. Беседа
Презентация Правильно сидеть за инструментом и правильно ставить пальцы на грифе. Применять различные приемы игры, соблюдая аппликатуру. Знать и применять штрихи при игре на инструменте.
4 Работа над репертуаром
Разбор партитуры.
Знакомство со своей партией. Урок введения в тему
Урок чтения с листа
Комбинированный урок
Урок музицированияУрок творчества
Викторина Вычленять из партитуры партию своего инструмента. Самостоятельно разбирать свою партию на инструменте. Играть в «ансамбле». Работать над музыкой (фразировка, штрихи, динамика).
5 Знакомство со средствами выразительного исполнения Форте и пиано.
Громко и тихо.
Техника фразировки. Презентация
Викторина Записывать динамические оттенки в нотную тетрадь , применять их при игре на инструменте.
Видеть в произведении фразы, правильно их исполнять.
6 Освоение основных элементов дирижерской техники
Начальный ауфтакт.
Темп в дирижировании. Презентация Показывать начальный ауфтакт и темп произведения.
7 Концертная деятельность
Культура поведения в общественных местах. Беседа Рассказывать о правилах поведения в общественных местах и на сцене. Отрабатывать правильный выход на сцену, поклон.
8 Контрольные занятия
Терминологический диктант
Ппроверка исполняемого репертуара. Диктант
Концерт Записать в нотную тетрадь семь основных знаков. Исполнить на инструменте весь репертуар, проговаривая его вслух.
Раздел III Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
№ п/пДата Тема Количество часов Представление результата Причина корректи-
ровкиПлан Факт План Факт Раздел 1: Вводное занятие
1. Вводное занятие: техника безопасности на занятии
Обучение безопасному обращению с электроинструментами 1 Включение и выключение света. Безопасная натяжка струн на музыкальные инструменты. Настройка акустических и электроинструментов. Раздел 2: Основы музыкальной грамоты
2 Высота звука 1
1 Нотная запись семи нот.
Упражнения для запоминания нот на инструменте.
Нотная запись длительностей.
Игра упражнений различными длительностями. Запись различных темпов в тетради.
Запись в тетрадь определений мажора и минора
3 Длительности нот 1
1 4 Темп в музыке 1
1 5 Понятие мажора и минора 1 Раздел 3: Знакомство с инструментом
6 Посадка, постановка рук 1
1
1
1 Упражнения для правильной постановки рук.
Упражнения для правильного закрепления приемов игры.
Упражнения, способствующие закреплению правильной аппликатуры.
Упражнения - гаммы и этюды определенными штрихами для их закрепления. 7 Приемы игры: тирандо, апояндо1
1
1
1 8 Аппликатура 1
1
1
1 9 Штрихи: легато, стакатто, деташе. 1
1
1
1 Раздел 4: Работа над репертуаром
10 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента,
Разбор произведения «Восьмое марта» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра произведения «с листа».
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. 11 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Восьмое марта» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 12 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Восьмое марта» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 13 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Восьмое марта» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть. Игра произведения «с листа».
Игра в ансамбле. 14 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Разбор произведения «Полька» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 15 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Полька» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 16 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Полька» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 17 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Полька» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 18 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Разбор произведения «Во саду ли в огороде» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 19 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Во саду ли в огороде» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 20 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Во саду ли в огороде» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 21 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Во саду ли в огороде» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 22 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Разбор произведения «Полька» Кабалевского1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 23 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Полька» Кабалевского1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 24 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Полька» Кабалевского1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 25 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Полька» Кабалевского1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 26 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Разбор произведения «Савка и Гришка» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 27 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Савка и Гришка» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 28 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Савка и Гришка» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». Раздел 5: Знакомство со средствами выразительного исполнения
29 Знакомство со средствами выразительного исполнения 1 Упражнения для закрепления динамики: p, pp, f, mf, mp. Игра произведений определенной динамикой, упражнения на эффективность динамики.
Игра фраз: крещендо, диминуэндо. 30 Знакомство со средствами выразительного исполнения 1 Упражнения для закрепления динамики: p, pp, f, mf, mp. Игра произведений определенной динамикой, упражнения на эффективность динамики.
Игра фраз: крещендо, диминуэндо. Раздел 6: Освоение основных элементов дирижерской техники
31 Освоение основных элементов дирижерской техники 1 Начальный ауфтакт – упражнения на постановку рук.
Упражнения на передачу темпа.
Раздел 7: Концертная деятельность
32 Концертная деятельность 1 Игра концертного произведения целиком.
Выход и уход со сцены, поклон. 33 Концертная деятельность 1 Игра концертного произведения целиком.
Выход и уход со сцены, поклон. 34 Концертная деятельность 1 Игра концертного произведения целиком.
Выход и уход со сцены, поклон. Раздел 8: Контрольные занятия
35 Контрольные занятия 1 Запись в нотную тетрадь музыкальных терминов.
Игра упражнений и музыкальных произведений. 36 Контрольные занятия 1 Запись в нотную тетрадь музыкальных терминов.
Игра упражнений и музыкальных произведений. Раздел 1 Результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Инструментальное исполнение»
2 год обучения
Личностные результаты: воспитывать чувство гордости за свою Родину, осознавать свою национальную принадлежность на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов. Уметь ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участвовать в музыкальной жизни школы. Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов. Овладевать навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.
Метапредметные результаты: осваивать способами решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; уметь продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач. Учиться реально и позитивно оценивать свои музыкально-творческие способности.
Предметные результаты: обучающиеся должны знать основы музыкальной грамоты, средства выразительного исполнения, элементарные приемы дирижерской техники; должны уметь ориентироваться в нотных записях, определять длительности нот, правильно следовать дирижерским жестам. Должны уметь играть в ансамбле, аккомпанируя солисту, писать итальянские термины.
Раздел II Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Инструментальное исполнение»
2 год обучения
№ п/пНазвание раздела и его содержание Форма организации Характеристика видов деятельности
1 Повторение основ музыкальной грамоты
Включение, выключение света, безопасная натяжка струн. Безопасное обращение с музыкальными инструментами (акустическими и электрическими). Правила поведения на занятиях.
Высота звука. Семь основных знаков. Нотная запись.
Длительность нот. Такт. Счет.
Понятие мажора и минора Урок – беседа
Комбинированный урок
Викторина Включать и выключать свет в кабинете. Натягивать струны на музыкальном инструменте.
Писать в нотной тетради семь основных нот (первая и вторая октавы). Определять высоту звука на нотном стане. Определять и писать длительности нот, отстукивать различные ритмы. Определять по музыкальным фрагментам окраску произведения (мажор/ минор).
2 Освоение итальянской терминологии
Основные итальянские термины – аллегро, модерато, анданте.
Обозначение нот итальянскими буквами Презентация Писать в нотной тетради основные итальянские термины (аллегро, модерато, анданте).
Игра упражнений различными темпами.
3 Работа над репертуаром
Разбор партитуры. Знакомство со своей партией. Чтение с листа. Урок введения в тему
Урок чтения с листа
Комбинированный урок
Урок музицированияУрок творчества
Викторина Вычленять из партитуры партию своего инструмента. Самостоятельно разбирать свою партию на инструменте. Играть в «ансамбле». Работать над музыкой (фразировка, штрихи, динамика). Игра произведения наизусть. Читать незнакомые произведения с листа.
4 Лекции об оркестрах, о солистах-инструменталистах – рассказ-беседа о существовавших ранее и о существующих сейчас оркестрах, об гастролирующих солистах-инструменталистах. Лекция
Презентация Записать в тетрадь информацию об оркестрах «Малахит», оркестр имени Осипова, русский народный оркестр Челябинского института искусств и культуры, о солистах инструменталистах – Кочетова Т., Шмидт А., Колеватова Н., Грехов В. Слушать музыку в их исполнении.
5 Работа над аккомпанементом
Разбор партитуры, вычленение партии своего инструмента, игра с солистом. Работа над ансамблем. Урок чтения с листа
Комбинированный урок
Урок музицированияУрок творчества
Викторина Записать свою партию в нотную тетрадь, самостоятельно разобрать произведение, выучить наизусть, работать над ансамблем (слаженностью звучания).
7 Концертная деятельность
Культура поведения в общественных местах.
Работа над концертным исполнением Обобщающий урок-концерт Рассказать о правилах поведения в общественных местах и на сцене. Отрабатывать правильный выход на сцену, поклон. Работать над концертным исполнением.
8 Контрольные занятия
Терминологический диктант, проверка исполняемого репертуара. Отчетный концерт Записать в нотную тетрадь семь основных знаков. Исполнить на инструменте весь репертуар, проговаривая его вслух.
Раздел III Календарно-тематическое планирование
2 год обучения
№ п/пДата Тема Количество часов Представление результата Причина корректи-
ровкиПлан Факт План Факт Раздел 1: Повторение основ музыкальной грамоты
1. Вводное занятие: техника безопасности на занятии, обучение безопасному обращению с электроинструментами.
Повтор основ музыкальной грамоты 1
1
1
1
1
1
1
1 Включение и выключение света. Безопасная натяжка струн на музыкальные инструменты. Настройка акустических и электроинструментов.
Нотная запись семи нот.
Упражнения для запоминания нот на инструменте.
Нотная запись длительностей.
Игра упражнений различными длительностями. Запись различных темпов в тетради.
Запись в тетрадь определений мажора и минора Раздел 2: Освоение итальянской терминологии
2 Основные итальянские термины 1
1 Запись в нотную тетрадь итальянских терминов
Игра упражнений различными темпами (аллегро, модерато, анданте) Раздел 3: Работа над репертуаром
3 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Разбор произведения «Полька» Калинина 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра произведения «с листа».
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. 4 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Полька» Калинина 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 5 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Полька» Калинина 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 6 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Разбор произведения «Ночь такая лунная» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть. Игра произведения «с листа».
Игра в ансамбле. 7 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Ночь такая лунная» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 8 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Ночь такая лунная» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 9 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Ночь такая лунная» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 10 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Разбор произведения «Катюша» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 11 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Катюша» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 12 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Катюша» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 13 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Разбор произведения «Индейцы» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 14 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Индейцы» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 15 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Индейцы» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 16 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Разбор произведения «Полька» Козлова 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 17 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Полька» Козлова 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 18 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Полька» Козлова 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 19 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Полька» Козлова 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». Раздел 4: Лекции об оркестрах, солистах-инструменталистах
20 Лекции об оркестрах,
солистах-инструменталистах1
1 Запись в тетрадь информации об оркестрах «Малахит», оркестр имени Осипова, русский народный оркестр Челябинского института искусств и культуры, о солистах инструменталистах – Кочетова Т., Шмидт А., Колеватова Н., Грехов В. Раздел 5: Работа над аккомпанементом
21 Работа над аккомпанементом:
Разбор и работа над произведением «Коробейники» 1
1
1
1 Запись в нотную тетрадь партии своего инструмента, чтение с листа произведения небольшими отрезками, исполнение произведения вместе с солистом 22 Работа над аккомпанементом
Разбор и работа над произведением «Калинка» 1
1
1
1 Запись в нотную тетрадь партии своего инструмента, чтение с листа произведения небольшими отрезками, исполнение произведения вместе с солистом 23 Работа над аккомпанементом
Разбор и работа над произведением «Старинное банджо» 1
1
1
1 Запись в нотную тетрадь партии своего инструмента, чтение с листа произведения небольшими отрезками, исполнение произведения вместе с солистом 24 Работа над аккомпанементом
Разбор и работа над произведением «Канцона» 1
1
1
1 Запись в нотную тетрадь партии своего инструмента, чтение с листа произведения небольшими отрезками, исполнение произведения вместе с солистом Раздел 6: Концертная деятельность
25 Концертная деятельность 1 Игра концертного произведения целиком.
Выход и уход со сцены, поклон.
Выступление на концерте 26 Концертная деятельность 1 Игра концертного произведения целиком.
Выход и уход со сцены, поклон. 27 Концертная деятельность 1 Игра концертного произведения целиком.
Выход и уход со сцены, поклон. 28 Концертная деятельность 1 Выступление на концерте Раздел 7: Контрольные занятия
29 Контрольные занятия 1
1 Запись в нотную тетрадь музыкальных терминов.
Игра упражнений и музыкальных произведений. 30 Контрольные занятия 1
1 Запись в нотную тетрадь музыкальных терминов.
Игра упражнений и музыкальных произведений. Раздел 1 Результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Инструментальное исполнение»
3 год обучения
Личностные результаты: воспитывать чувство гордости за свою Родину, осознавать свою национальную принадлежность на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов. Уметь ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участвовать в музыкальной жизни школы. Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов. Овладевать навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.
Метапредметные результаты: осваивать способами решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; уметь продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач. Учиться реально и позитивно оценивать свои музыкально-творческие способности.
Предметные результаты: обучающиеся должны знать основы музыкальной грамоты, средства выразительного исполнения, элементарные приемы дирижерской техники, итальянские термины; должны уметь ориентироваться в нотных записях, определять длительности нот, правильно следовать дирижерским жестам, исполнять мелодии на фортепиано, пользоваться метрономом.
Раздел II Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Инструментальное исполнение»
3 год обучения
№ п/пНазвание раздела и его содержание Форма организации Характеристика видов деятельности
1 Повтор музыкальной грамоты
Высота звука. Семь основных знаков. Нотная запись.
Длительность нот. Такт. Счет.
Понятие мажора и минора Урок – беседа
Комбинированный урок
Викторина Писать в нотной тетради семь основных нот (первая и вторая октавы). Определять высоту звука на нотном стане. Определять и писать длительности нот, отстукивать различные ритмы. Определять по музыкальным фрагментам окраску произведения (мажор/ минор).
2 Знакомство и работа с метрономом
Разбор итальянских терминов, изображенных на шкале метронома. Игра упражнений и произведений под включенный метроном.
Презентация
Викторина Писать в нотной тетради итальянские термины,
Играть упражнения и музыкальные произведения под включенный метроном.
4 Работа над репертуаром
Разбор партитуры. Знакомство со своей партией. Чтение с листа. Урок чтения с листа
Комбинированный урок
Урок музицированияУрок творчества
Викторина Вычленять из партитуры партию своего инструмента. Самостоятельно разбирать свою партию на инструменте. Играть в «ансамбле». Работать над музыкой (фразировка, штрихи, динамика). Читать с листа небольшие произведения.
5 Лекции об оркестрах, знакомство и работа с фортепиано
Лекция о видах оркестров. Слушание музыки в исполнении различных оркестров. Знакомство с фортепиано, игра гаммы До-мажор, небольших несложных произведений. Лекция-беседа
Презентация Записать в тетрадь информацию о различных видах оркестров: оркестр имени Осипова, большой симфонический оркестр имени Чайковского, ансамбль имени Александрова. Прослушать музыкальных записи в исполнении этих оркестров.
7 Концертная деятельность
Культура поведения в общественных местах. Работа над концертным исполнением. Обобщающий урок-концерт Рассказать о правилах поведения в общественных местах и на сцене. Отработать правильный выход на сцену, поклон. Играть произведения целиком (концертное исполнение)
8 Контрольные занятия
Терминологический диктант, проверка исполняемого репертуара. Диктант
Концерт Записать в нотную тетрадь семь основных знаков. Исполнить на инструменте весь репертуар, проговаривая его вслух. Исполнить произведение целиком, без помарок.
Раздел III Календарно-тематическое планирование
3 год обучения
№ п/пДата Тема Количество часов Представление результата Причина корректи-
ровкиПлан Факт План Факт Раздел 1: Повтор музыкальной грамоты
1. Повтор музыкальной грамоты 1
1
1
1
1
1 Нотная запись семи нот.
Упражнения для запоминания нот на инструменте.
Нотная запись длительностей.
Игра упражнений различными длительностями. Запись различных темпов в тетради.
Запись в тетрадь определений мажора и минора
Раздел 2: Знакомство и работа с метрономом
2 Знакомство и работа с метрономом 1
1
1
1
1
1 Запись в нотных тетрадях темпов, записанных на шкале метронома.
Игра упражнений и произведений под включенный метроном.
Раздел 3: Работа над репертуаром
3 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента.
Разбор и работа над произведениями
«Город золотой», «Восточная мелодия» 1
1
1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра произведения «с листа».
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. 4 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Разбор и работа над произведениями
«Город золотой», «Восточная мелодия» 1
1
1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа»
Игра произведений в концертном исполнении 5 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Разбор и работа над произведениями «Генералы песчаных карьеров», «Цыганочка». 1
1
1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 6 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Разбор и работа над произведениями «Генералы песчаных карьеров», «Цыганочка». 1
1
1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть. Игра произведения «с листа».
Игра в ансамбле.
Игра произведений в концертном исполнении 7 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Разбор и работа над произведениями»Мы желаем счастья вам», «Испанские волны» 1
1
1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 8 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Разбор и работа над произведениями»Мы желаем счастья вам», «Испанские волны» 1
1
1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 9 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Разбор и работа над произведениями «Мы желаем счастья вам», «Испанские волны» 1
1
1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа»
Игра произведений в концертном исполнении 10 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Разбор и работа над произведениями «Менуэт», «Танец сеньориты гитары» 1
1
1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 11 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Разбор и работа над произведениями «Менуэт», «Танец сеньориты гитары» 1
1
1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 12 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Разбор и работа над произведениями «Менуэт», «Танец сеньориты гитары» 1
1
1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 13 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Разбор и работа над произведениями «Менуэт», «Танец сеньориты гитары» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа»
Игра произведений в концертном исполнении Раздел 4: Лекции об оркестрах, знакомство и работа с фортепиано
14 Лекции о видах оркестров 1
1 Запись в тетрадь информации о различных видах оркестров: оркестр имени Осипова, большой симфонический оркестр имени Чайковского, ансамбль имени Александрова. Прослушивание музыкальных записей в исполнении оркестров.
15 Знакомство и работа с фортепиано 1
1 Запись в нотную тетрадь изображение клавиатуры фортепиано. Игра гаммы До-мажор, Игра простых мелодий. Раздел 5: Концертная деятельность
16 Концертная деятельность 1
1 Игра концертного произведения целиком.
Выход и уход со сцены, поклон. 17 Концертная деятельность 1
1 Игра концертного произведения целиком.
Выход и уход со сцены, поклон. 18 Концертная деятельность 1
1 Игра концертного произведения целиком.
Выход и уход со сцены, поклон. 19 Концертная деятельность 1
1 Выступление на отчетном концерте. Раздел 8: Контрольные занятия
20 Контрольные занятия 1
1 Запись в нотную тетрадь музыкальных терминов.
Игра упражнений и музыкальных произведений. 21 Контрольные занятия 1
1 Запись в нотную тетрадь музыкальных терминов.
Игра упражнений и музыкальных произведений.