Игра по природоведению рассказ-небылица Случай на отдыхе (6 класс). Первый урок нового учебного года.
Первый урок нового учебного года. Каким он должен быть?
Первый урок нового учебного года. Каким он должен быть? Конечно, интересным, эмоционально ярким, но, вместе с тем, дающим серьёзную установку на приобретение знаний в предстоящем году. Позади беззаботное лето, с массой впечатлений, воспоминаниями об отдыхе. Нужно поддержать настроение ребят, восстановить тёплые эмоционально-психологические взаимоотношения учителя и учащихся класса, непринужденно вовлечь в активный мыслительный процесс, сосредоточить внимание на интересных фактах из соответствующих наук или сфер социально-культурной практики, обеспечить преемственность между новым и пройденным в прошлом году учебным курсом. Уместны в данном случае будут различные игровые ситуации и моменты.
В качестве примера хочу привести используемую мною игру «Рассказ-небылица» на первом уроке природоведения после летних каникул в 6 классе.
Учитель обращается к ребятам: «Знакомство с миром природы, его законами и порядками мы продолжим и в 6 классе. Но для приобретения новых знаний нам нужен фундамент из знаний, умений, норм и ценностей, заложенный в 5 классе. Проверим, все ли имеют крепкий фундамент для возведения новых стен познания тайн природы. Попробуем разобраться в перипетиях приключений героев из рассказа «Случай на отдыхе». Вам задание: найти в рассказе фактические и логические ошибки, исправить их и дать пояснения».
Ремарка. Ученики слушают текст.
Случай на отдыхе
Брат мой, Лёшка,– первоклашка, а я – зовут меня Вова – перешёл уже в 6 класс, поэтому пользуюсь у него очень большим авторитетом. Но, на мою беду, он часто задаёт вопросы: почему да почему, почему то, почему это. Я вопросы без ответов не оставляю. Хочу рассказать вам случай, который произошёл с нами летом, когда мы отдыхали у бабушки в деревне.
В жаркие летние дни мы ходили на речку купаться. Река была не далеко, но путь лежал через лес. И пока мы идём, весело болтаем, понемногу и обо всём, но без вопросов брата не обходится – и мне приходится отвечать, ведь я уже много знаю.
В тот день всё предвещало хорошую погоду: с утра на траве не было росы, ели в лесу опустили ветви, а клевер на лугу склонил головки соцветий в ожидании жаркого дня. Мы с братом отправились на речку. По пути нас встретил лес зелёною прохладой. Ветерок шумел вверху, перебирая иголками макушек сосен и заставляя трепетать серебристо-белые листья осины. Под ногами был ажурный ковёр из листьев земляники. Иногда взлетали потревоженные нами из травы комары, жужжали мухи. И тут вдруг Лёшка меня спросил: «Почему комар, когда летит, пищит, а муха – жужжит?» – «У комара тоненький голос, а у мухи голосовые связки колеблются с меньшей частотой, чем у комара, поэтому голоса их по высоте разные», – ответил я, гордый собой. «А растения почему зелёные?» – не унимался брат. «Понимаешь, свет состоит из волн разной длины, которые определяют какой-то цвет и все вместе, смешиваясь, дают ощущение белого цвета. Предметы могут поглощать и отражать разные цвета. Растения зелёные, потому что они поглощают волны зелёного цвета и отражают все остальные», – снова не спасовал я.
Вышли к реке. Только успели искупаться, как началась гроза. Небо потемнело в мгновение ока! Тьму осветила яркая вспышка, послышался гром. Мы с Лёшкой решили спрятаться под большим раскидистым деревом, которое росло неподалёку. Грозу переждали благополучно, я даже успел ответить на вопрос брата о том, почему мы сначала видим молнию, а потом слышим гром. А вы знаете? После сильного, но непродолжительного дождя над рекой, как коромысло, повисла радуга. «Почему радуга появляется после дождя?» – снова полез ко мне с расспросами Лёшка. «После дождя в воздухе ещё много мелких капелек воды, – поспешил с ответом я, – которые разлаживают солнечный свет на 6 цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой и фиолетовый». Какое-то время мы любовались красотой радуги. Постепенно она становилась бледнее и, наконец, исчезла. Нужно было возвращаться домой. Мы были мокрые, дрожали от холода и путь назад решили сократить: пойти малознакомой, но более короткой дорогой. Проходя через лес и торопясь, мы не заметили, как заблудились. Лёшка стал хныкать. «Не бойся, – сказал я, – дорогу мы отыщем. Нам нужно идти на север. Определять стороны горизонта по местным признакам нас учили в школе. Да вот и свежий сруб! По пеньку легко определить стороны горизонта, нужно только внимательно рассмотреть годичные кольца» Наверное, я что-то напутал, потому что мы с братом ещё долго бродили, пока не вышли на дорогу, ведущую к бабушкиному дому. Если бы ночью пришлось искать дорогу, я бы быстро сориентировался по звёздному небу! Ведь Полярная звезда всегда показывает на север, а находится она на конце хвоста Большой Медведицы.
Завтра будет новый день и новые вопросы брата, на которые у меня всегда есть ответы.
Кирьянова Ирина Васильевна,
учитель биологии высшей категории
Харцызской общеобразовательной школы №24,
Донецкая область.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15