Классный час Великая Отечественная война — в истории моей семьи
Классный час «Великая Отечественная война – в истории моей семьи»
Цель: создание условий для воспитания патриотических чувств обучающихся.
Задачи:
Воспитывать гордость за свою страну, за соотечественников, за родных людей.
Формировать уважительное отношение к истории, к старшему поколению, к семье.
Начать знакомство с историей нашей страны в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; с историей семьи в годы Вов.
Развивать навыки исследовательской, проектной деятельности обучающихся.
Развивать коммуникативные навыки речевого взаимодействия пятиклассников.
Внести свой вклад, принять участие в общероссийской Акции «Бессмертный батальон».
Форма урока: Презентация материала с использованием информационно – коммуникативных технологий.
Оборудование: выставка книг, посвященных Великой Отечественной Войне, интерактивная доска, компьютер, плакаты, карта и фотографии героев и солдат Вов (родственников обучающихся), «КНИГА ПАМЯТИ 5 «А» класса», воздушные (гелевые) шары (по количеству звезд на стенде «Бессмертный батальон»).Длительность: долгосрочныйУчастники:
обучающиеся 5 «А» класса,
учителя;
родители, гости праздника.
Ожидаемый результат:
формирование чувства самоуважения и уважения к людям;
выпуск «КНИГИ ПАМЯТИ 5 «А» класса»;
Участие в общероссийской Акции «Бессмертный батальон».
Подготовительная работа:
Оформление стенда для проведения Акции «Бессмертный батальон» и изготовление звезд, на которых, в дальнейшем учениками класса, классным руководителем и всеми желающими, будут написаны имена Героев-участников Вов, их родных. Звезды будут закреплены на стенде, который будет размещен в классной комнате. (начало апреля)
Сбор материала, фото родных детей, участников Вов. (апрель)
Создание презентаций о родственниках детей, которые испытали страшное лихолетье войны. (апрель)
Оформление КНИГИ ПАМЯТИ класса. (апрель-май)
Приготовить карту боевых действий Вов.
Источник информации:
Сборник стихов Петра Давыдова (http://www.vampodarok.com/stihi.php?stih)
Ход классного часа
Тихо звучит мелодия песни «Журавли».
Показ слайдов из приложения.
1 ученик: (1 слайд)
Был летний воскресный день 22 июня 1941 года. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом камыши. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещало беды. И вдруг …
Звучит голос Левитана – сообщение о начале войны. (слайды 2-6)
Звучит песня «Священная война». (слайды7-11)
Музыка стихает.
2 ученик:(слайды12-17)
70 лет назад отгремели последние оружейные залпы. Годы, отделяющие нас от победного дня – срок, равный жизни зрелого человека. За это время возмужали, утвердились во взрослости не только те, кто встретил войну мальчишками, но и те, кто родился во время грозного лихолетья, и даже те, кому довелось родиться на свет во вторую половину сороковых годов.
Но всех их объединяет ПАМЯТЬ… (пауза)
Память, память, за собою позови
В те далекие промчавшиеся дни.
Ты друзей моих ушедших оживи,
А друзьям живущим молодость верни.
Память…Память!
Ты же можешь, ты должна
На мгновенье эти стрелки повернуть.
Я хочу не просто вспомнить имена.
Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть.
Память… Память… Память!
Учитель (слайд 18)
Минута величья и славы,
Минута признанья и слез…
Пусть будут ушедшие правы,
Пусть хватит им праздничных звезд!
В молчании много печали.
У каждого счеты свои.
Мы помнить про Вас не устали!
Примите признанья в любви…
Прошу всех встать. Почтим память участников Вов не вернувшихся …и…ушедших…МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ.
Всё дальше и дальше от нас годы войны. Прошло много лет с тех пор, как отгремели последние залпы. Путь к Победе был трудным и долгим. Тысяча четыреста восемнадцать дней и ночей. И каждый из них - это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель сынов и дочерей нашей Родины, радость больших и малых побед.
Наше поколение родилось под мирным небом. И о войне мы знаем понаслышке: от дедушек, мам, да ещё из книг и фильмов.
Ученик 3.
Из прошлого, из вечности
Летит она сейчас…
Георгиевская ленточка,
Объединяя нас
Уже закончились погони…
Весенним облаком накрыт,
Зажав оружие в ладони,
Солдат Победы сладко спит.
Из майских облаков портниха
Пошила мягкую кровать
И стало необычно тихо…
И можно было просто спать.
Оливковая веточка
Укажет мирный путь…
Георгиевская ленточка:
«Я помню! Я горжусь!»
Колодец памяти – бездонный.
И души павших – где-то там…
Давайте вспомним поименно,
Кто подарил Победу нам!
Идет демонстрация презентации, слайды которой являются результатом исследовательской деятельности обучающихся. Дети представляют (озвучивают) страницу своего Героя – участника Вов своей семьи (фоном являются композиции военной тематики, в руках у пятиклассника портрет). Слайды посвящены родным-участникам Вов, вернувшимся с войны с Победой!
В ходе подготовительной работы пятиклассниками при содействии родителей, классного руководителя создается АЛЬБОМ «КНИГА ПАМЯТИ 5 «А» класса». Дети после представления своего Героя, помещают портрет своего родственника-участника Вов в Альбом, где уже размещены рассказы – представления детей о своих родных.
На карте, которая размещена на классной доске, красными флажками отмечают места героического подвига родных людей в годы ВОВ.
Учитель. Чтобы ощутить масштабы Отечественной войны 1941-1945 гг. и значимость вклада боевого, трудового каждого участника страшного лихолетья, мы с вами, ребята, отметим на карте красными флажками места героического подвига наших родных, о которых упомянули в своих рассказах.
Звучит песня на стихи Петра Давыдова
Мы понимаем, что когда-то
Придут совсем другие даты.
Не будет больше ветеранов.
Их не останется в живых.
Ни рядовых, ни офицеров,
Ни покалеченных, ни целых,
Ни благородных генералов,
Ни бывших зеков рот штрафных.
Кто им потом придет на смену?
Кого придется звать на сцену
Чтоб окружить своей заботой
Когда нагрянет юбилей?
Подряд уходят ветераны.
Им обдувает ветер раны,
Их ордена лежат забыты,
А имена горят сильней.
А, может, это всё логично?
Но очень больно, если лично
Ты с этим связан был и даже
Не понимал тогда всего.
Мне раньше искренне казалось,
Что папе много жить осталось,
Но уж который День Победы
Мы отмечаем без него.
Учитель. Давайте в эти майские дни просто вспомним о тех, кто подарил нам Победу и скажем, хоть немного о войне!
И не надо стесняться своих чувств, слов благодарности и светлых слез памяти.
Начальный период войны показал, что наш многонациональный народ в час смертельной опасности способен забыть многие обиды и ошибки властей, мобилизовать все силы и проявить свои лучшие качества. Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу.
Угроза захвата немцами наиболее развитых промышленных районов страны потребовала организовать вывоз наиболее ценного оборудования, созданного трудом советских людей в первые годы пятилеток. Началась грандиозная эвакуация на Восток заводов и фабрик, оборудования, МТС,
Предстояло в короткий срок под налётами авиации вывезти тысячи предприятий и миллионы людей. Такой практики мировая история ещё не знала. Для организации этой колоссальной работы был создан Совет по эвакуации. Уже за первые 5 месяцев войны удалось направить из прифронтовых восточных районов страны более 2 тысяч крупных предприятий и свыше 12 млн. человек
Порой станки и оборудование монтировались прямо под открытым небом для того, чтобы срочно обеспечить выпуск так необходимых фронту оружия и боеприпасов. К станкам, вместо ушедших на фронт мужчин, встали женщины и дети. Работали дети 12 – 13 лет по 11, 12 часов в сутки. Порой дети не дотягивались до станков и им под ноги ставили ящики.
Героические усилия советских людей не пропали даром. К середине 1942 года завершился переход экономики на военный лад, а выпуск военной продукции предприятиями страны превзошёл по объёму германский.
Вся тяжесть в эти грозные годы легла на плечи женщин и детей Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись нашей истории.
Советский тыл был прочным на протяжении всей войны.
Он обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора. Родина высоко оценила подвиг тружеников тыла, 199 тысячи из них было присвоено звание героев Советского Союза, более 204 тыс. награждены орденами и медалями
Специальной медалью за добросовестный труд в ВОВ было награждено 16 млн.рабочих, колхозников, представителей интеллигенции.
Призыв компартии «Всё для фронта, всё для победы!» был активно поддержан всем советским народом.
Демонстрация видеоролика. Внук, Петров Алексей, берет интервью у своей прапрабабушки-труженицы тыла, которой исполнилось 100 лет и она по состоянию здоровья не может прийти к нам в гости на праздник.
Идет демонстрация презентации, слайды которой являются результатом исследовательской деятельности обучающихся. Дети представляют (озвучивают) страницу своего Героя – участника Вов своей семьи (фоном являются композиции военной тематики, в руках у пятиклассника портрет). Слайды посвящены родным-участникам Вов, Труженикам тыла!
Ученик 4.
Братские могилы
В. Высоцкий
На братских могилах не ставят крестов
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов —
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?..
Идет демонстрация презентации, слайды которой являются результатом исследовательской деятельности обучающихся. Дети представляют (озвучивают) страницу своего Героя – участника Вов своей семьи (фоном являются композиции военной тематики, в руках у пятиклассника портрет). Слайды посвящены родным-участникам Вов, которые не вернулись с войны!
Ученик 5.
А мой дед не пришел с войны,
И могилы его – нет…
Так всю жизнь и живем одни,
И не можем найти след.
Неизвестно в какой стране
Завершился его путь?
Нам хватило бы знать, вполне –
Дату, место, хоть что-нибудь…
Уходя, обещал: «Вернусь».
И жене говорил, и всем.
И живет в моем сердце грусть,
Что не знал я его совсем.
Он на фото тех лет – не дед,
А еще молодой такой.
И военный кровавый цвет
Не пролился - на голубой.
Я хотел бы попасть туда –
В тот последний и страшный бой.
Пролететь через все года.
И его заслонить собой.
И кричу я ему: «Беда!
Осторожнее, слышишь, дед?»
Но уходит он в никуда…
В пустоту…
И могилы – нет…(24.03.2015)
Идет демонстрация презентации, слайды которой являются результатом исследовательской деятельности обучающихся. Дети представляют (озвучивают) страницу своего Героя – участника Вов своей семьи (фоном являются композиции военной тематики, в руках у пятиклассника портрет). Слайды посвящены родным-участникам Вов, которые пропали без вести…
Учитель. Вот мы и перелистали страницы АЛЬБОМА «КНИГА ПАМЯТИ 5 «А» класса». Думаю, разные чувства переполняют нас сейчас, глядя на карту, которая пестрит красными флажками…. Тысячи километров прошагали в боях наши Герои… Сотни бессонных ночей наших Тружеников…. Миллионы жизней…И все… за Победу!
РОССИИ НЕ НУЖНА ВОЙНА! К 70-летию Победы
Промчится непростое время –
России снова сильной быть!
Чтобы в нее не только верить,
Но и гордиться, и любить!
Есть в мире истина одна –
России – не нужна война!
В тяжелых, побывав, сраженьях,
Храня их в памяти своей,
Россия хочет уваженья,
Чтоб этот мир считался с ней…
Такой большой была цена…
России - не нужна война!
Пройдя сквозь годы непогоды,
Россия стала лишь сильней!
Как прежде разные народы
Надежды связывают с ней!
О прошлом помнит вся страна –
Война России не нужна!
Опять налево и направо
Готовы это повторять!
Россия – мирная держава,
Но своего не даст забрать!
А истина – всего одна:
России – не нужна война!(22.03.2014)
АЛЬБОМ «КНИГА ПАМЯТИ 5 «А» класса» торжественно передается в Музей ШИ.
В заключении, все участники мероприятия выходят на улицу и отпускают в небо шары, к которым закреплены звезды с именами родственников пятиклассников, участников ВОВ 1941-1945 гг.