Рабочая программа кружка Юный химик
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Великотопальская средняя общеобразовательная школа имени Героя России О.В. ВорожанинаКлинцовского района Брянской области
Принята
на заседании педсовета:
№1 от 29.08.2016г. Проверено
Зам. Директора по ВР
1.09.2016г.Л.В. ШелемехУтверждено
Директор школы:
_________/Сидоренко О.Р./
Приказ №77 от1.09.2016г.
Программа кружка
по предмету «химия», 8 класс
«Юный химик»
на 2016– 2017 учебный год
Возраст детей 14-15 лет
Срок реализации программы: 1год
Разработчик:
Батынкова Галина Александровна,
учитель химии
Пояснительная записка
Программа кружка «Юный химик» объемом 35 часов ориентирована на учащихся 8-х классов.
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, веществами, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т. п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.
Цели и задачи программы:
расширение и углубление знаний учащихся по химии;
развитие познавательных интересов и способностей, повышение творческой активности, расширение кругозора знаний об окружающем мире;
формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении практических работ;
изучить характеристику веществ, используемых человеком, их классификацию, происхождение, номенклатуру, получение, применение, свойства;
научить грамотно и безопасно обращаться с веществами;
научно обосновать важность ведения здорового образа жизни, развивать интерес к предмету;
развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии.
В программе используются следующие формы организации образовательного процесса: проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание презентаций, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей химии, биологии, физики, экологии.
Содержание программы
Вводное занятие (1 ч.)
Цели и назначение кружка, знакомство с оборудованием рабочего места.
Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление об основном методе науки – эксперименте.
Тема 1. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (1 ч.)
Основные требования к учащимся (ТБ). Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
Базовые понятия: правила техники безопасности.
Базовые умения: оказание первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (1 ч.)
Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.
Базовые понятия: лабораторное оборудование.
Базовые умения: навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, использование по назначению химического лабораторного оборудования.
Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (6 ч.)
Вода в масштабе планеты. Физические свойства, парадоксы воды. Строение молекулы. Круговорот воды в природе. Экологическая проблема чистой воды. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.
Базовые понятия: раствор, насыщенные и перенасыщенные растворы.
Базовые умения: приготовление растворов и использование их в жизни.
Демонстрации: 1.образцы солей. 2. Просмотр фрагмента фильма ВВС «Тайна живой воды».
Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости.
Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде.
Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (2 ч.)
Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе помочь при отравлении солями тяжелых металлов.
Базовые понятия: ядовитые соли (цианид, соли кадмия и т.д.).
Базовые умения: первая помощь при отравлениях ядовитыми солями.
Демонстрации: образцы солей.
Практическая работа №3. Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов.
Тема5. Химия и пища (6 ч.)
Поваренная соль. Роль NaCl в обмене веществ, солевой баланс. Очистка NaCl от примесей. «Продуктовая этикетка», пищевые добавки, нитраты в пище человека. Значение возможных загрязнителей пищи. Как правильно соблюдать диету? Влияние на организм белков, жиров, углеводов. Витамины: как грамотно их принимать. «В здоровом теле – здоровый дух».
Базовые понятия: краситель, консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы, актифламинги; обмен веществ в организме, диета.
Базовые умения: расшифровывать коды веществ, классифицировать их, записать формулы; выявлять продукты с запрещенными в РФ добавками; определять безопасность продуктов (по нитратам); выбрать полезный витаминный комплекс в аптеке; рассчитать суточный рацион питания, познакомить с мерами профилактики загрязнения пищевых продуктов.
Демонстрации: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности, разложение карбоната аммония, денатурация белка.
Практическая работа №4. Гашение соды.
Практическая работа №5.Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной соли.
Тема 6. Химия в быту(8 ч.)
Ознакомление с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир. Разновидности моющих средств. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки.
Спички. История изобретения спичек.
Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней.
Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной обработки стекла.
Керамика. Виды керамики. История фарфора.
Базовые понятия: детергенты, гидрофильная и гидрофобная части ПАВ, оптические отбеливатели, парфюмерная добавка.
Базовые умения: расшифровка международных символов, обозначающих условия по уходу за текстильными изделиями; экспертиза зубной пасты «Бленд-а-мед», чистящего порошка «Комет», чистящего средства «Окноль».
Демонстрация: образцы средств ухода за зубами, декоративной косметики.
Практическая работа №6. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.
Тема 7. Химия лекарств (5 ч.)
Лекарства и яды в древности. Антибиотики и сильнодействующие лекарственные препараты. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против. Исследование лекарственных препаратов (антидепрессанты). Понятие о фитотерапии.
Базовые понятия: лекарственный препарат, антибиотики; антидепрессанты и их влияние на организм человека; дозировка, показания, противопоказания, качественная реакция, профилактика гриппа и ОРЗ.
Базовые умения: экспериментально определять качественный состав седативных препаратов.
Демонстрации: образцы лекарственных препаратов, в том числе сильнодействующих и седативных.
Практическая работа №7. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость).
Тема 8. Влияние вредных привычек на организм человека (4 ч.)
Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить! Наркомания – опасное пристрастие.
Базовые понятия: наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение, отравления, разрушение организма, денатурация белка.
Базовые умения: поставить лабораторный эксперимент по токсическому действию этанола на белок; моделировать последствия токсического действия веществ на организм, орган, ткань, клетку.
Практическая работа №8. Действие этанола на белок.
Итоговое занятие (1ч.)
Учебно-тематический план
№
п/п наименование темы количество часов из них Форма контроля
теория практика 1 Вводное занятие 1 1 - 2 Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности 1 1 - Лаб. Раб.
3 Знакомство с лабораторным оборудованием 1 1 - Лаб. Раб.
4 Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту 6 4 2 Практич. Раб.
5 Ядовитые соли и работа с ними 2 1 1 Исслед. Раб.
6 Химия и пища 6 4 2 Исслед. Раб.
7 Химия в быту 8 7 1 ВШК
ОВР
8 Химия лекарств 5 4 1 Практич. Раб.
9 Влияние вредных привычек на организм человека 4 3 1 Практич. Раб.
10 Итоговое занятие 1 1 - ВШК
ОВР
Итого: 35 ч 27ч 8ч Требования к уровню подготовки учащихся
В ходе освоения курса учащиеся должны
знать/понимать:
правила безопасной работы в кабинете химии;
правила обращения с веществами;
правила работы с лабораторным оборудованием;
порядок организации рабочего места.
уметь:
выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами;
оказывать меры первой помощи;
определять цель, выделять объект исследования;
наблюдать и изучать явления и свойства;
описывать результаты наблюдений;
создавать необходимые приборы;
представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;
составлять отчет;
делать выводы;
обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;
осуществлять проектную деятельность.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
для объяснения химических явлений, происходящих в природе и быту;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами,лабораторным оборудованием;
формирования высокой культуры отношения к природе;
критической оценки достоверности химической информации,поступающей из разных источников.
Планируемые результаты
При изучении химии обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
1. Личностные:
формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;
понимание особенности жизни и труда в условиях информатизации общества;
формирование творческого отношения к проблемам;
умение управлять своей познавательной деятельностью;
умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и игровой деятельности;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями;
развитие готовности к решению творческих задач; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности
формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения.
2. Метапредметные:
навык самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Всемирной сети Интернет; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение воспринимать, систематизировать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудивизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
умение свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать свое мнение к фактам и явлениям окружающей действительности; к прочитанному, увиденному, услышанному;
способность организовывать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, принципах социального взаимодействия;
способность оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
умение взаимодействовать с людьми
3. Предметные:
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
проводить химический эксперимент, обращаться с веществами, используемыми в экспериментальном познании химии и в повседневной жизни, в соответствии с правилами техники безопасности;
описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
классифицировать изученные объекты и явления;
овладевать предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
делать выводы и умозаключения из наблюдений изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из др. источников;
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Критерии оценивания результатов
Показатели и критерии оценки результатов соотнесены с основными задачами кружка.
Знание областей применения химии в быту и окружающей жизни
Знает 5 областей применения химии в быту и окружающей жизни и может подтвердить химическими формулами – 4балла;
Знает 3-4 области применения химии в быту и окружающей жизни и может подтвердить химическими формулами – 3балла;
Знает 1-2 области применения химии в быту и окружающей жизни и может подтвердить химическими формулами – 2 балла;
Знает 4-5 областей применения химии в быту и окружающей жизни , но не может подтвердить химическими формулами – 1 балла;
Знает 2-3 области применения химии в быту и окружающей жизни без примеров– 1 балла;
Не знает области применения химии – 0 баллов.
Умение анализировать и делать выводы по химическому эксперименту
Умеет анализировать и делать выводы по химическому эксперименту – 5баллов;
Не умеет анализировать и делать выводы по химическому эксперименту – 0 баллов;
Умение работать в команде
Ученик удерживает внимание членов команды, говорит убедительно и спокойно, тактично, умеет слушать других -5 баллов;
Ученик удерживает внимание членов команды, говорит убедительно и спокойно, тактично, но других не слушает -3 баллов;
Ученик удерживает внимание членов команды, но при этом нервничает, может не тактично обратиться к другим , но умеет выслушать другое мнение -1 баллов;
Ученик не удерживает внимание членов команды, может не тактично обратиться к другим , не умеет выслушать другое мнение -0 баллов;
Продуктом работы кружка планируется выступление на школьной научно- практической конференции с научно-исследовательской работой. По окончании работы кружка дети получат сертификаты с занесением дополнительной отличной оценки в журнал
Учебно-методическое обеспечение
Список литературы для учащихся:
Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999г.
Здешнева Г.Ф., Мирзабекова М.А., Прус Н.Н. Классификация неорганических соединений, 8 класс.- М.: Чистые пруды, 2006г.
Муллинс Т. Химия загрязнения воды//Химия окружающей среды. М.: Химия,1982. С.276-345.
для учителя:
Валединская О.Р. Экологическая химия азота. – М.: Чистые пруды, 2006.- 36с.
Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов.- Л.: Химия, 1985г
Пак М. Алгоритмы в обучении химии: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 76с.
Муллинс Т. Химия загрязнения воды//Химия окружающей среды. М.: Химия,1982. С.276-345.
Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь. Европедия. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2004.- 1168с., ил
Ресурсы интернета: http://school-collection.edu.ru/http://www.xumuk.ru/http://www.openclass.ru/http://www.vokrugsveta.ru/http://ru.wikipedia.org/wiki/
Календарно-тематический план
№ п/п Месяц Число Время проведения Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
Вводное занятие (1 ч.)
1 Сентябрь 7 15:00 Лекция 1 Химические знания в повседневной жизни человека ОУ Тема 1. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (1 ч.)
2 Сентябрь 14 15:00 Лабораторная работа 1 Изучение правил техники безопасности ОУ Тест
Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (1 ч.)
3 Сентябрь 21 15:00 Лабораторная работа 1 Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ. ОУ Лаб. раб
Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (6 ч.)
4 Сентябрь 28 15:00 Лекция 1 Вода в масштабе планеты. ОУ Тест
5 Октябрь 5 15:00 Лекция 1 Экологическая проблема чистой воды. ОУ Тест
6 Октябрь 12 15:00 Практическая работа 1 Растворение ОУ Практ. раб
7 Октябрь 19 15:00 Исследовательская работа 1 Роль растворов в природе и жизни человека ОУ Защита исслед. Раб
8 Октябрь 26 15:00 Практическая работа 1 Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов.
Составление и использование графиков растворимости. ОУ Практ. раб
9 Ноябрь 2 15:00 Практическая работа 1 Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде. ОУ Практ. раб
Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (2 ч.)
10 Ноябрь 16 15:00 Исследовательская работа 1 Ядовитые вещества в жизни человека ОУ Защита исследоват. раб
11 Ноябрь 23 15:00 Практическая работа 1 Практическая работа №3.
Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов. ОУ Практич. раб
Тема5. Химия и пища (6 ч.)
12 Ноябрь 30 15:00 Практическая работа 1 Поваренная соль, ее роль в обмене веществ; солевой баланс. ОУ Практич. Раб
13 Декабрь 7 15:00 Исследовательская работа 1 Влияние на организм белков, жиров, углеводов. ОУ Защита исслед. раб
14 Декабрь 14 15:00 Исследовательская работа 1 Витамины: как грамотно их принимать ОУ Защита исслед. раб
15 Декабрь 21 15:00 Практическая работа 1 Практическая работа №4.
Гашение соды. ОУ Практич. раб
16 Декабрь 28 15:00 Практическая работа 1 Практическая работа №5.
Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной соли. ОУ Практич. раб
17 Январь 18 15:00 Зачет 1 Зачет №1 (по темам 1-5) ОУ Зачет
Тема 6. Химия в быту (8 ч.)
18 Январь 25 15:00 Лекция 1 Виды бытовых химикатов ОУ Тест
19 Февраль 1 15:00 Лекция 1 Разновидности моющих средств ОУ Тест
20 Февраль 8 15:00 Защита рефератов 1 Спички и бумага: от истории изобретения до наших дней ОУ Защита рефератов
21 Февраль 15 15:00 Лекция 1 История стеклоделия. ОУ Тест
22 Февраль 22 15:00 Лекция 1 Керамика: от истории изобретения до наших дней ОУ Тест
23 Март 1 15:00 Исследовательская работа 1 Химия и косметические средства ОУ Защита исслед. раб
24 Март 7 15:00 Практическая работа 1 Практическая работа №6.
Выведение пятен ржавчины, чернил, жира ОУ Практич. Раб.
25 Март 15 15:00 Зачет 1 Зачет №2 (по теме 6) ОУ Зачет
Тема 7. Химия лекарств (5 ч.)
26 Март 22 15:00 Презентация 1 Лекарства и яды в древности Аптека Тест
27 Апрель 5 15:00 Лекция Аспирин: за и против. Аптека Тест
28 Апрель 12 15:00 Лекция 1 Понятие о фитотерапии Аптека Тест
29 Апрель 19 15:00 Практическая работа Практическая работа №7. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость). Аптека Практич. раб
30 Апрель 26 15:00 Зачет 1 Зачет №3 (по теме 7) ОУ Зачет
Тема 8. Влияние вредных привычек на организм человека (4 ч.)
31 Май 3 15:00 Презентация 1 Курить – здоровью вредить! ОУ Тест
32 Май 10 15:00 Презентация 1 Наркомания – опасное пристрастие. ОУ Тест
33 Май 17 15:00 Практическая работа 1 Практическая работа №8.
Действие этанола на белок. ОУ Практич. раб
34 Май 24 15:00 Зачет 1 Зачет№4 (по теме 8) ОУ Зачет
Итоговое занятие (1 час)
35 Май 31 15:00 Исследовательская работа 1 Защита исследовательских работ ОУ ВШК
ОВР
Итого: 35 часов
№
п/п тематика занятий час планируемые результаты
Месяц Число Вводное занятие (1 ч.)
1 07.09 Химические знания в повседневной жизни человека 1 Познакомиться с целями и назначением кружка, оборудованием рабочего места. Обсудить значимость химических знаний в повседневной жизни человека, иметь представление об основном методе науки – эксперименте.
Тема 1. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (1 ч.)
2 14.09 Изучение правил техники безопасности 1 Изучить правила по технике безопасности при работе в кабинете химии
Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (1 ч.)
3 21.09 Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ. 1 Знать виды лабораторного оборудования для выполнения практических работ по химии
Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (6 ч.)
4 28.09 Вода в масштабе планеты. 1 Иметь представление о значении воды для жизни на планете Земля; уметь описывать круговорот воды в природе
5 05.10 Экологическая проблема чистой воды. 1 Иметь представление о проблеме чистой воды как глобальной проблеме человечества. Знать о свойствах и «аномалиях» воды
6 12.10 Растворение 1 Знать и понимать сущность процессов растворения веществ в воде. Понимать роль воды как универсального растворителя
7 19.10 Роль растворов в природе и жизни человека 1 Знать и понимать значение растворов в природе и жизни человека. Знать основные типы растворов
8 26.10 Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов.
Составление и использование графиков растворимости. 1 Закреплять практические навыки. Уметь приготавливатьнасыщенные и перенасыщенные растворы,
составлять графиков растворимости и использовать их при решении задач
9 02.11 Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде. 1 Закреплять практические навыки. Уметь доказывать свойство воды как универсального растворителя на примере растворения оконного стекла
Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (2 ч.)
10 16.11 Ядовитые вещества в жизни человека 1 Знать примеры ядовитых веществ, иметь представлениеоб оказании мер первой помощи при отравлении солями тяжелых металлов.
11 23.11 Практическая работа №3.
Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов. 1 Закреплять практические навыки. Иметь представление об ионах тяжелых металлов и уметь проводить опыты по их осаждению
Тема5. Химия и пища (6 ч.)
12 30.11 Поваренная соль, ее роль в обмене веществ; солевой баланс. 1 Иметь представление о роли поваренной соли в обмене веществ живых организмов; знать последствия нарушения солевого баланса для живых клеток и организма в целом
13 07.12 Влияние на организм белков, жиров, углеводов. 1 Изучить влияние белков, жиров, углеводов на организм. Знать о последствиях нарушения баланса этих веществ в организме.
14 14.12 Витамины: как грамотно их принимать 1 Иметь представление о витаминах: классификацию, физиологическое действие. Знать и уметь объяснять понятия «гиповитаминоз» и «гипервитаминоз»
15 21.12 Практическая работа №4.
Гашение соды. 1 Закреплять практические навыки. Уметь проводить и комментировать процесс гашения соды
16 28.12 Практическая работа №5.
Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной соли. 1 Закреплять практические навыки. Знать способы разделения смесей, уметь применять эти знания для очистки поваренной соли
17 18.01 Зачет №1 (по темам 1-5) 1 Тема 6. Химия в быту (8 ч.)
18 25.01 Виды бытовых химикатов 1 Ознакомиться с видами бытовых химикатов; уметь характеризовать их с позиций пользы и вреда
19 01.02 Разновидности моющих средств 1 Знать классификацию моющих средств; иметь представление о действии СМС на окружающую среду
20 08.02 Спички и бумага: от истории изобретения до наших дней 1 Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания спичек и бумаги. Уметь характеризовать значение этих изобретений для жизни человека
21 15.02 История стеклоделия. 1 Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания стекла; виды декоративной обработки стекла.
22 22.02 Керамика: от истории изобретения до наших дней 1 Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания керамических изделий. Знать об истории фарфора.
23 01.03 Химия и косметические средства 1 Знать роль химии в создании косметических средств; уметь называть положительные и отрицательные аспекты этого вопроса
24 07.03 Практическая работа №6.
Выведение пятен ржавчины, чернил, жира 1 Закреплять практические навыки. Уметь проводить опыты по выведению пятен ржавчины, чернил, жира
25 15.03 Зачет №2 (по теме 6) Тема 7. Химия лекарств (5 ч.)
26 22.03 Лекарства и яды в древности 1 Иметь представление о способах применения лекарственных средств в древности, знать о способах их получения
27 05.04 Аспирин: за и против. 1 Уметь характеризовать физиологическое действие аспирина как лекарственного средства. Иметь представление о двояком действии на организм.
28 12.04 Понятие о фитотерапии 1 Иметь представление о фитотерапии; уметь характеризовать роль растений в получении лекарственных средств как альтернативе синтетических препаратов
29 19.04 Практическая работа №7. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость). 1 Закреплять практические навыки. Уметь исследовать лекарственные препараты методом «пятна» (вязкость).
30 26.04 Зачет №3 (по теме 7) 1 Тема 8. Влияние вредных привычек на организм человека (4 ч.)
31 03.05 Курить – здоровью вредить! 1 Иметь представление об истории появления табака в России. Знать о вреде курения
32 10.05 Наркомания – опасное пристрастие. 1 Иметь представление о физиологическом воздействии наркотических средств на организм, знать о вреде наркомании как опасном пристрастии
33 17.05 Практическая работа №8.
Действие этанола на белок. 1 Закреплять практические навыки. Иметь представление о денатурации белка. Уметь доказывать опытным путем действие этанола на белок.
34 24.05 Зачет№4 (по теме 8) 1 Итоговое занятие (1ч.)
35 31.05 Защита исследовательских работ 1 Подведение итогов курса, защита исследовательских работ
Итого: 35ч Приложение
Примерные темы для подготовки сообщений.
Чудесный мир бумаги.
Много ли соли в солонках страны?
«Соляные бунты» в России.
Физиологический раствор в медицинской практике.
Имеет ли вода память?
Влажность воздуха и самочувствие человека.
Выводим пятна со страниц книги.
Синтетическая бумага — альтернатива целлюлозной бумаге.
История бумажных денег.
Вода в космосе.
Примерные темы исследовательских работ (проектов, рефератов)
Очистные сооружения городского водоканала .История спички.
Экологические проблемы акватории Татарстана.
Бумага — материальный носитель различных видов искусства
(презентация в программе PowerPoint).