Программа кружковой работы Юный химик


Пояснительная записка.
 
Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Кружок “Юный химик” организован по принципу добровольности. В нем могут заниматься как сильные, так и слабые ученики. Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможности, в соответствии с уровнем подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов, и их применение.
 Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике. Занятия в кружке тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования.
 В реализации программы данного кружка необходимо сочетать беседы преподавателя и выступления кружковцев, проведение викторин с экскурсиями в аптеку, химические лаборатории, в институты, чтение рефератов с проведением эксперимента.
Члены кружка могут практически использовать свои знания в школе на уроках химии и в быту.
Программа кружка “ Юный химик ” рассчитана на учащихся 8-9 классов (70 занятий по 2 часа в неделю).
По годовому календарному плану – графику 70 часов.
Тематика занятий
Ознакомление с кабинетом химии, изучение правил техники безопасности.
Хранение материалов, реактивов в химической лаборатории. Химическая посуда. ТБ во время работы с пробирками, колбами, химическими стаканами и др.
Нагревательные приборы (спиртовка, плитка, водяная баня), пользование ими. Нагревание и прокаливание.
Фильтрование и перегонка. Выпаривание и кристаллизация.
Основные приемы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
Растворы. Кристаллогидраты.
Лабораторные способы получения неорганических веществ.
Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».
Занимательные опыты по теме: «Химия в природе».
Химия и человек.
Химия и медицина.
Профориентация.Химия в быту.
 Общий смотр знаний. Заключительная игра «Что? Где? Когда?».
Основные цели кружка:
 
Формирование ученического актива, расширение и углубление знаний учащихся, развитие познавательных интересов и способностей, формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении лабораторных и практических работ; формирование информационной культуры.
 
Основные методы:
 
Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание стендов и выпуск стенных газет, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию.
 
Основные формы:
 
Лекции, беседы, дискуссии, лабораторные работы, викторины, игры, химические вечера, экскурсии.
 
 
Тематическое и поурочное планирование
 
№ Тема занятия Дата
1 Вводное занятие.    
2.09
2-3
  Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. 2.09
9.09
 4 -5      Знакомство с лабораторным оборудованием
9.09
16.09
 6-7 Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории 16.09
23.09
 8
  Нагревательные приборы и  пользование ими. Нагревание и прокаливание
23.09
 
9-10   
  Взвешивание, фильтрование и перегонка
30.09
30.09
 11-12 Выпаривание и  кристаллизация
7.10
7.10
 13-14
  Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ.   14.10
14.10
 15-16 
  Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту.    
        21.10
21.10
17-18 
  Кристаллогидраты.  28.10
28.10
19-20-21             Химия и медицина. 11.11
11.11
18.11
22-23 -24-25           
  Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас». 18.11
25.11
25.11
2.12
26- 27
  Подготовка к декаде естественных наук. Игра «Счастливый случай». 2.12
9.12
 28-29-30
Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-9 классов членами кружка.
9.12
16.12
16.12
31-32 Химия и человек. Чтение докладов и рефератов. 23.12
23.12
33-34 Проведение дидактических игр: Кто внимательнее?
Кто быстрее и лучше узнай вещество; узнай явление. 13.01
13.01
35-36
Профориентационная лекция.
20.01
20.01
37-38-39 -40
Химия в быту. 27.01
27.01
3.02
3.02
41-42-43-44 Волшебница химия в продуктах питания 10.02
10.02
17.02
17.02
45-46-47-48 Химия как поделочный материал 24.02
24.02
3.03
3.03
49-50-51-52 Экскурсия в химическую лабораторию 10.03
10.03
17.03
17.03
53-54 Химия для модниц (косметические средства)
 
  31.03
31.03
55-56-57-58 Ядовитые и опасные вещества 7.04
7.04
14.04
14.04
59-60 Чудесные свойства воды
21.04
21.04
61-62  Занимательные опыты в домашних условиях
28.04
28.04
63-64 Химия в борьбе с вредителями, грызунами. 5.05
5.05
65-66 Экскурсия в аптеку 12.05
12.05
67-68 Самые простые из лекарств 19.05
19.05
69-70 Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?”
 
26.05
26.05
Программа
 
1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок “Юный химик”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.
2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.[14] Игра по технике безопасности.[4] ,[13] 
3. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов).[9], [13] 
Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде. 
4. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории [8],[13],[14] 
Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.[14] 
5. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание. [13]. 
Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала. 
6. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки.Очистка веществ от примесей 
Практическая работа.
Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.
Перегонка воды. [11] 
7. Выпаривание и кристаллизация 
Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли . [11]
8. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. 
Лабораторные способы получения неорганических веществ.
 Демонстрация фильма.
Практическая работа. Опыты. иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами. 
Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка. 
Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты.
 
9. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.
Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости.[11]
10. Кристаллогидраты. Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов.
Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы).[3]
 Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.[12]
 11. Химия и медицина. Формирование информационной культуры учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов. 
Устный журнал на тему химия и медицина.[1] 
Экскурсии в аптеку. 
12. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас. Показ демонстрационных опытов.
“Вулкан” на столе, [5]
 “Зелёный огонь”, [5]
 “Вода-катализатор”, [5]
 «Звездный дождь» [4]
 Разноцветное пламя [4]
 Вода зажигает бумагу [4] 
13. Подготовка к декаде естественных наук Игра «Счастливый случай». 
Подготовка учащихся к проведению декады естественных наук. Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами.[1] ,[6] 
Игра. «Счастливый случай»
 14. Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-9 классов членами кружка. Составление кроссвордов, ребусов, проведение игр:
 “Химическая эстафета”[4] “Третий лишний”. [4] 
15. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе». 
Демонстрация опытов:
Химические водоросли [5]
Тёмно-серая змея. [5]
Оригинальное яйцо [6]
 Минеральный «хамелеон» [4]
16. Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.
  Ваше питание и здоровье [9] 
 Химические реакции внутри нас [3] 
17. Проведение дидактических игр 
 Проведение конкурсов и дидактических игр:
 кто внимательнее [1]
 кто быстрее и лучше
 узнай вещество
 узнай явление [1]
18. Занятие по профориентации.
19. Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир. 
Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.[2]  Наглядные средства: плакаты, таблицы, образцы моющих средств.
Экскурсия в химическую лабораторию. 
20. Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?”
 
Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов и т.д. 
Проведение заключительной игры. 
Игра. « Что? Где? Когда?»
 
Ожидаемые результаты
 
 На занятиях учащиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. Кроме того, кружковые занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.
 
 
 
 
 
 
 
Литература
Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.
Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.
Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.
В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.
И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.
Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.
Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.
Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.
Оборудование
Интерактивная доска SMART Board
Компьютер