Технологическая карта по русскому языку 5 класс Повторение и обобщение по теме Лексика
Структура технологической карты урока
Тема урока: Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика Тип урока: урок обобщения и систематизации
Цели – ключевые задачи: планируемые результаты (с помощью глаголов наблюдаемого действия)
Предметные Метапредметные Личностные
- знает содержание понятий, изучаемых лексикологией и употребляет их в речи;
- умеет находить понятия в тексте;
-определяет слово по лексическому значению,
- толкует лексическое значение слова;
- правильно пишет слова с орфограммами, связанными с лексическим значением слова.
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- умение строить связный текст;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую - строить таблицу;
- осознание лексического богатства русского языка,
-стремление к речевому самосовершенствованию;
Межпредметные связи, жизненные задачи: литература
Ход урока:
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащихся
1.Ориентировочно – мотивационный этап (этап целеполагания)
Создаёт проблемную ситуацию. Организует повторение знаний, закрепление умений .Слова учителя:
- Перед вами словосочетания. В некоторых словах пропущена буква. Что нужно учитывать, вставляя пропущенную букву? Вставьте пропущенные буквы:
зап(е) вать песню - зап(и)вать водой;
скр(е)пить листочки - скр(и)петь от ветра;
прим(е)рять пальто - прим(и)рить друзей
Организует проверку.
- Что вы учитывали, когда вставляли пропущенную букву? Выполняют задание, определяя лексическое значение слов.
2.Операционно – исполнительский этап (этап решения задач урока)
1. Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного действия. Организовывает дифференцированную работу.
- Что такое лексическое значение слова?
Запишите термины, которые вы узнали по их лексическому значению, самостоятельно или воспользуйтесь подсказкой.
2. Организует выявление учащимися места затруднения. Организует работу в парах:
-Дайте устное определение известным вам терминам:
лексика - это..омонимы - это..синонимы - это..антонимы - это...
многозначное слово - это..однозначное слово - это..3.Организует процесс открытия новых знаний. Организует погружение в проблему, создаёт ситуацию разрыва:
-для чего нужно повторять полученные ранее сведения?
Слово учителя: перед вами рисунок шкатулки (табличка), из которой "выпали" все предметы и перемешались. Разложите предметы (слова) в нужные ящички (ячейки таблички)."Лишние" слова подчеркните.
Организует проверку.
4. Слова учителя: Мы часто сравниваем предметы, явления. При сравнении сопоставляем размер, цвет, материал, из которого сделан предмет, его назначение. Мы находим что-то общее, отмечаем различия. Опираясь на свои знания, сравните растения нашего региона по ряду признаков, используя в работе синонимы и антонимы.
Организует обсуждение различных вариантов, совместную деятельность. Вводит понятие "контекстуальные антонимы, синонимы".
Организует обсуждение.
5. Организует самостоятельное выполнение учащимися задания. Создаёт ситуацию успеха для каждого ученика.
Отвечают на вопросы учителя.
Заполняют таблицу самостоятельно или используя подсказку.
Воспроизводят известные им знания, осознают их.
Выстраивают устное высказывание; рассказывают правила, изученные ранее; выслушивают соседа по парте.
Формулируют тему урока. Ставят цель. Высказывают предположения.(Закрепить, пополнить, систематизировать сведения по изученной теме)
Пытаются решить задачу известным способом.
Фиксируют проблему.
Фиксируют в графической модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.
Проводят коллективное исследование.
Выполняют задание.
Анализируют тест.
Находят в тесте понятия.
3.Рефлексивно – оценочный этап
Организует оценивание учащимися собственной деятельности.
Закончите предложение.
Собирает работы. Продолжают предложенные учителем предложения:(на выбор)
Я понял, что...
Я узнал...
Теперь я могу...
Я научился...
4. Диагностика планируемых результатов
4.1 Достижения 4.2 Затруднения 4.3 Предложения
Домашнее задание (целесообразность, объем (минимализация), вариативность)
А) создать карту страны "Лексикология"самостоятельно или группой.(По желанию).
Б) создать кроссворд на тему «Лексикология»
В) создать тест на тему «Лексикология»
Г) выполнить упр.