Актуальные особенности подготовки пианиста ДШИ к публичному выступлению
Сальникова Людмила Анатольевна
Актуальные особенности подготовки пианиста ДШИ к публичному выступлению
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению процесса подготовки сольного выступления учащегося по классу фортепиано, способствующего реализации творческих способностей одаренного ребенка и его интеллектуального и эмоционального потенциала.
Ключевые слова
Дополнительное образование, школа искусств, фортепиано, работа с учеником, сольное выступление.
В свете современного подхода к выявлению одаренных детей, их поддержке и развитию, созданию ФГТ следует уделять особое внимание сольным, публичным выступлениям учащихся.
Дети, обучающиеся по классу фортепиано, должны знать, что они будут постигать азы музыкального искусства не только в классе, при подготовке домашнего задания, но и проявлять свои исполнительские способности на экзаменах, зачетах, публичных концертах, где нужно раскрыть все лучшие черты своей художественной натуры, суметь завладеть аудиторией и донести до нее свои замыслы. Выступление – это серьезное и ответственное дело, это праздник, лучшие минуты жизни, когда пианист может реализовать замысел автора, очаровать слушателя, получив громадное художественное удовлетворение.
Любому концертному выступлению предшествует титаническая работа педагога и ученика. Важно поведение на эстраде, самочувствие во время игры, психологический настрой. Наибольшую сложность представляет подготовка сольного концерта ученика. Здесь уже нужно исполнять ни одно – два произведения, а целую концертную программу из 10 и более произведений. Очень сложно, чтобы все пьесы одновременно находились в готовности к требуемому сроку. Трудные номера должны быть подготовлены заранее. Это относится к сочинениям полифонического склада, крупной формы.
Так при подготовке к сольному концерту ученицы 6 класса Яхеевой Екатерины в первую очередь мы очень много внимания уделяли работе над первой частью Концерта для фортепиано и симфонического оркестра И. Гайдна D – dur. Работа была трудоемкой. Нужно было проработать каждое место, сыграть его в ансамбле, продумать нюансировку, добиться создания единого целого. А так, как первая часть концерта звучит 10 – 12 минут, то одного урока явно было недостаточно, приходилось встречаться через день, а иногда и ежедневно, и заниматься по 2 – 3 часа, оттачивая каждое произведение. Кроме концерта, в программе была «Соната» Чимарозы, «Музыкальный момент» Р. Шуберта, «Багатель» Л. Бетховена, «Подснежник» П. Чайковского, «Кузнечик и стрекозы» из балета «Золушка» Прокофьева, «Пирушка» Шопена и два сложных ансамбля современных авторов. При подготовке требовалось устойчивость внимания, физическая выдержка. Готовясь к выступлению, необходимо было так распределить свои силы, чтобы их хватило до конца выступления. Исполнитель должен научиться целостно охватывать программу.
В ученике надо воспитывать уверенность, что он достаточно подготовлен к выступлению. Эта уверенность создается не только словами педагога. Большую роль здесь играют удачные выступления ученика на концертах: классных, отделенческих, школьных. Перед своим сольным концертом Катя успешно выступила на международных конкурсах: «Звездный континент», «Сияние талантов», «Серебряный пассаж», и в конкурсе «Волга в сердце впадает мое» заняла первое место в номинации соло и второе в номинации ансамблевое исполнительство. Программа выступлений была разнообразной по стилю, жанру и эмоциональному воздействию. Наибольшую трудность представляла возможность сохранить выразительность исполнения на протяжении длительного времени подготовки к сольному концерту. Приходилось освежать в мозгу произведения, которые исполнялись не раз. Обдумывание замысла, приемов звукоизвлечения, применение художественно – ассоциативных форм воздействия – все эти средства помогли вызреванию музыкальных представлений, способствующих яркому, убедительному и эмоциональному выступлению юной пианистки. Если исполняемое произведение найдет отклик в личности исполнителя, то только в этом случае ученик сможет донести до слушателя конкретно поставленную перед ним художественно – звуковую задачу. А в сольном концерте исполняется множество произведений, и с каждым надо справиться и донести до слушателя стиль и эпоху, в которой творил автор. В нашем случае произведения охватывали западноевропейскую и русскую культуру, советскую эпоху и современных русских авторов. Интерпретация каждого произведения должна соответствовать данной эпохе и стилю. Глубокое проникновение во все подробности авторского текста, анализ произведения с позиции образно – содержательных, музыкально – теоретических, пианистических и психологических возможностей помогают беспрепятственно осуществлять свои художественные намерения на сцене.
В заключении следует сказать, что подготовить сольный концерт можно только с одаренными учениками, обладающими ярко выраженными творческими слуховыми способностями, большой работоспособностью и усидчивостью. Ежедневные занятия по 3 – 5 часов должны приносить ученику удовлетворение в достижении цели и желание поделиться своей игрой с окружающими. Огромное значение представляет влечение ученика к литературе, истории, живописи, скульптуре. Музыкальный рост не может быть отделен от многообразнейших сторон интеллектуального развития. Широкое проникновение в разные области культуры обогащает музыкальный кругозор ученика, его исполнительскую инициативу.
Литература
Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано изд. 3 дополненное. – М.: Музыка, 1978. – 288 с.
Бейлина С. В классе профессора В.Х. Разумовской. – Л.: Музыка, 1982. – 64 с.
Милич Б. Воспитание ученика - пианиста в 5 – 7 классах ДМШ. – К.: Муз. Украина, 1982. – 86 с.
15