Подготовка обучающихся к концертному выступлению


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного образования Ханты-Мансийского района «Детская музыкальная школа»
Подготовка учащихся ДМШ к концертному выступлению (методическая разработка)
Выполнила: преподаватель Е.Н.
п. Кедровый
2014 г.
Подготовка учащихся ДМШ к концертному выступлению
В работе рассматривается проблема преодоления сценического волнения Учащихся ДМШ в концертном исполнении. Обосновывается необходимость поиска оптимальных психолого-педагогических условий для формирования эмоционально-волевых качеств обучающихся во время выступлений.
Цель:
Преодоление негативных форм сценического волнения обучающихся и повышение психологической устойчивости на сцене.
Задачи:
Изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме. Определить виды и формы сценического волнения обучающихся и методы их преодоления;
Корректировать проблемы сценического волнения с помощью различных методов и приемов.
программе обучающихся ДМШ концертные пьесы занимают особое место. Они дают возможность проявлять свой темперамент, воображение,
позволяют почувствовать себя настоящим артистом.
Выходна сцену – это публичный показ проделанной работы.
Проанализировав выступления на сцене своих обучающихся, я пришла к выводу, что излишнее волнение мешает им показать себя с лучшей стороны на сцене. И передо мной встала задача вовремя заметить и распознать проблемы, ведущие к некачественной игре на сцене и скорректировать их с помощью различных методов. Игра на сцене – это очень ответственно,
вызывает волнение и тревогу. Недоученное произведение исполнителя – это неуважение к слушателю, но и вызывает отрицательный комплекс неуверенности в себе. Поэтому главная задача преподавателя – достойно подготовить обучающегося к выступлению.
Самоконтроль у детей не развит, они не знают какими внутренними приёмами можно себя успокоить. Это может быть причиной волнения. В
подготовке к выступлению нужно устранить все, что может вызвать нервозность. У него не должно возникать сомнений в полном успехе.
Выступления надо ждать, как праздник.
Обычно преподаватели и сами обучающиеся большую часть времени тратят на подготовку технического аппарата, создание музыкального образа,
характера. Но меньше внимания обращают на психологическую подготовку к выступлению на сцене. Но все-таки большинство ждут общения с публикой.
Это в большей степени относится к обучающимся младших классов.
Эмоциональное волнение наблюдается у каждого исполнителя, независимо от возраста. Но волнение волнению – рознь. Приподнятость перед выступлением и во время выступления естественна. но есть еще волнение – паника, растерянность. Работа над собой – очень долгий и сложный процесс.
Ценные советы по психологической подготовке к концерту содержаться в книгах, статьях, методических разработках выдающихся музыкантов и педагогов: Л. Баренбойма, Г. Когана, Г. Нейгауза, С. Фейнберга и др. В них можно найти ответы на ряд вопросов как показать себя на сцене с положительной стороны
В основе профилактической работы лежит метод саморегуляции. На уроках помогают следующие упражнения:
Представь, что ты нырнул в воду. Можно ли в этот момент думать о чем-то прекрасном?. Только спастись поскорее, собрав всю силу воли. Также нужно учиться погружаться в исполнение произведения. Все мысли должны направляться только на качество исполняемого произведения.
Прислушиваться к себе. Представь, что вокруг никого нет, и полностью сосредоточься на своих ощущениях. Прислушайся к своему дыханию, к тому, как бьется твое сердце. Какое при этом настроение?
 Дыхательное упражнение: Надувание воображаемого шарика. Вдох
через нос, выдох через рот.
Есть определенны е пути и способы ослабления последствий сценического
волнения. Примеры:
Представь восхождение на гору – символизирует пути вверх, преодоление трудностей.
Ребенок зажат во время игры. Использовать символ реки. Спокойное внутреннее созерцание воды помогает успокоить.
Еще один из методов преодоления боязни сцены- метод самовнушения.
Педагогу нужно внушить уверенность в своих силах: « У тебя хорошее настроение, у тебя хорошо выученная программа, ты играешь с удовольствием и хочешь поделиться этим с публикой. Ученику следует повторять себе перед выходом на сцену:» Я с нетерпением жду концерта. Я
контролирую и слушаю свою игру. Я забываю о страхе, и все мысли направляю на осмысленное исполнение музыки.. Я эмоционально устойчив и верю в себя». Состояние готовности или установка на успех имеет большое значение.
Исполнитель должен игнорировать любой промах, допущенный при исполнении, иначе, разволновавшись можно загубить всю программу.
Преподаватель может посоветовать своему ученику игру перед воображаемой аудиторией: «Представь, что ты играешь на публике. Войди в это состояние, твоя главная задача - сосредоточиться на исполнении. Никто и ничто не должно тебя отвлекать».
Помогает видеозапись своего исполнения. Осознание того, что произведение записывают, заставляет сконцентрироваться на произведении и повышает самоконтроль.
Также помогает пропевание по нотам текста без инструмента, пропевание вместе с инструментом, пропевание «про себя».
Задача преподавателя помочь овладеть этими приемами своим ученикам..
Научить их контролировать свое состояние и уметь помочь себе в трудную минуту.
Незадолго до выхода на сцену педагогу надо прекратить все замечания. В
день концерта не нужно много заниматься. Полезно инрать программу в неторопливом движении. Хорошо выспаться. Съесть немного сахара или кусочек шоколада.. Сладкое уменьшает ощущение «ватных ног», «дрожание рук».
«Прежде, чем ваши пальцы коснуться клавиш, вы должны начать мысленно пьесу, определить в уме темп, характер, звуки первых нот до игры» -
советовал А. Рубинштейн .
Трудно вывести одинаковые рецепты психологической подготовки к публичному выступлению, каждый должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготовки к концертному выступлению.
В заключении хочется сказать о том, что любой музыкант- исполнитель должен помнить, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои мысли и силы направить к осмыслению той музыки, которая будет исходить из его рук. Показать лучшее, на что он способен.
Список литературы:
Л. Баренбойм Музыкальная педагогика и исполнительство М. 1976 г.
А. Гольденвейзер «Об исполнительстве» М. 1975 г.
И. Гофман «У врат мастерства» М. 1961 г.
В.В.Петрушевский «Музыкальная психология» изд. центр ВЛАДО/С 1997 г.
В. Петрушин «Артистизм – это тренировка» М. 1971 г.