Программа элективного курса «Обществознание. Подготовка к итоговой аттестации» (10-11 классы)
Рассмотрено на заседании школьного МО учителей
обществоведческих дисциплин
от «12» мая 2015 г.
Протокол №___
Рассмотрено
муниципальным экспертным советом управления образования администрации Старооскольского городского округа
от «__» ___________ 2015 г.
Протокол № ___
Программа элективного курса
«Обществознание.
Подготовка к итоговой аттестации»
(10-11 классы)
Составитель программы:
Колесникова О.М.,
учитель истории и обществознания
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №21»
Старый Оскол, 2015
Пояснительная записка
Обществознание в школе – это интегрированный курс о человеке, его месте в обществе и взаимоотношениях с ним, о социуме как специфической системе, философии и политике, праве и экономике. Это единственный учебный предмет, целостно рассматривающий духовную и материальную культуру, ее роль в развитии человека и общества. Изучение обществознания способствует формированию мышления и важнейших компетенций. Экзамен по обществознанию является вступительным и профилирующим на экономические, юридические специальности, факультеты психологии, социологии, философии.
Программа элективного курса «Обществознание. Подготовка к итоговой аттестации» предназначена для теоретической и практической подготовки учащихся 10-11 классов к ГИА.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к итоговой аттестации. В программе элективного курса большое внимание уделяется практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.
Программа элективного курса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию;
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по обществознанию;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию.
Необходимость разработки данной программы обусловлена запросами учеников в осмыслении стратегии действий при подготовке к единому государственному экзамену.
При разработке программы перед составителями возникла сложная проблема: с одной стороны, избежать дублирования базового курса, с другой - банального «натаскивания» учащихся на решение экзаменационных заданий. Анализ ответов учащихся на экзамене позволил выделить ключевые позиции, которые нашли отражение в данной программе.
Внутри каждого тематического раздела есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа учеников, игнорирование этого факта приводит к недочетам и ошибкам в ответах. Ряд содержательных элементов, вызывает трудности в силу различных причин: появление нового количества элементов содержания («Экономика», «Право»), недостаточное внимание к ряду вопросов в силу кажущейся очевидности в сложившейся традиционной практике преподавания («Человек и общество», «Познание»), различие в степени представленности отдельных содержательных единиц в действующих учебниках («Социальная сфера», «Политика»), слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени и др.
Типичные ошибки выпускников высвечивают не только уровень освоения знаний, но и степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями, мыслительными операциями, способами деятельности.
Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.
Задачи:
- повторение курса обществознания;
- формирование умений и навыков решения тестовых заданий;
- знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету;
- формирование позитивного отношения к процедуре сдачи итогового экзамена по обществознанию.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги.
Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал.
При проведении семинарских занятий следует уделить внимание сложным теоретическим вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.
Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.
Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.
Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.
Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.
Итоговая оценка (зачет) выставляется по результатам промежуточного контроля, творческой работы (эссе), а также итоговой письменной работы, ориентированной на проверку способности выполнять задания различных моделей.
Программа элективного курса «Обществознание. Подготовка к итоговой аттестации» ориентирована на использование учебно-справочного пособия:
Баранов П.А. Обществознание: Полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. Изд. перераб. и доп. – Москва: АСТ: Астрель, 2015. – 542 с.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать:
биосоциальную сущность человека;
основные этапы и факторы социализации личности;
место и роль человека в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
основные социальные институты и процессы;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения для:
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
Программа рассчитана на 69 часов (35 ч - в 10 классе, 34 ч – в 11 кл.) из расчета 1 час в неделю.
Распределение учебной нагрузки
№
п/п
Наименование раздела
Количество часов
теория
практика
10 класс
1
Раздел I. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы
1
1
2
Раздел II. Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ
6
3
3
Раздел III. Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы
6
5
4
Раздел IV. Содержательные линии «Экономика»:
ключевые понятия и трудные вопросы
6
5
Решение заданий части 1 и части 2 по пройденному материалу
2
11 класс
5
Раздел V. Содержательные линии «Социальные отношения»: ключевые понятия и трудные вопросы
4
3
6
Раздел VI. Содержательные линии «Политика»:
ключевые понятия и трудные вопросы
5
4
7
Раздел VII. Содержательные линии «Право»: ключевые понятия и трудные вопросы
8
4
8
Раздел VIII. Решение типовых вариантов КИМов
по обществознанию
6
Итого:
36 ч
33 ч
Содержание программы
10 класс – 35 часов
Раздел I. Введение. Единый государственный экзамен по
обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (2 ч)
Стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах. Заполнение бланков.
Раздел II. Элементы обществоведческой подготовки,
проверяемые в рамках ЕГЭ (9 ч)
Анализ заданий части 1: на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности; на завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного перечня, различение в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов, применение обществоведческих понятий в заданном контексте.
28-31 - составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.
32 – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте.
33 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений.
34 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества
35 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа. Памятка.
36 (эссе) - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.
Раздел III. Содержательные линии «Человек и общество»:
ключевые понятия и трудные вопросы (11 ч)
Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности.
Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль. Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.
Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.
Раздел IV. Содержательные линии «Экономика»:
ключевые понятия и трудные вопросы (11 ч)
Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.
Решение заданий части 1 и части 2 по пройденному материалу
11 класс – 34 часа
Раздел V. Содержательные линии «Социальные отношения»:
ключевые понятия и трудные вопросы (7 ч)
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.
Раздел VI. Содержательные линии «Политика»:
ключевые понятия и трудные вопросы (9 ч)
Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие.
Раздел VII. Содержательные линии «Право»:
ключевые понятия и трудные вопросы (12 ч)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура.
Раздел VIII. Решение типовых вариантов КИМов
по обществознанию (6 ч)
Календарно-тематическое планирование
№
ур.
Наименование раздела
Количество часов
теория
практика
10 класс
Раздел I. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы
1 ч
1 ч
1
Особенности государственной аттестации по обществознанию
1
2
Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений
1
Раздел II. Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ
6 ч
3 ч
3
Основные модели заданий части 1 и проверяемые умения
1
4
Общая характеристика заданий части 2
1
5
Особенности заданий 28-31
1
6
Специфика задания 32
1
7
Специфика задания 33
1
8
Специфика заданий 34
1
9
Специфика задания 35
1
10-11
Эссе как творческая работа выпускника
1
1
Раздел III. Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы
6 ч
5 ч
12
Общество
1
13
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции
1
14
Многообразие видов деятельности человека
1
15
Духовная сфера общества
1
16
Познание мира
1
17
Многообразие форм человеческого знания
1
18-19
Решение заданий части 1 по теме «Человек и общество»
2
20-21
Решение заданий 28-35 по теме «Человек и общество»
2
22
Написание эссе по теме «Человек и общество»
1
Раздел IV. Содержательные линии «Экономика»:
ключевые понятия и трудные вопросы
6 ч
5 ч
23
Экономика: наука и хозяйство
1
24
Экономические системы
1
25
Экономика производителя
1
26
Многообразие рынков
1
27
Рыночные отношения
1
28
Финансовые институты и банковская система
1
29-30
Решение заданий части 1 по теме «Экономика»
2
31-32
Решение заданий 28-35 по теме «Экономика»
2
33
Написание эссе по теме «Экономика»
1
Решение заданий части 1 и части 2 по пройденному материалу
2 ч
34
Решение заданий части 1
1
35
Решение заданий части 2
1
11 класс
Раздел V. Содержательные линии «Социальные отношения»: ключевые понятия и трудные вопросы
4 ч
3 ч
1
Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль
1
2
Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность
1
3
Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль
1
4
Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения.
1
5
Решение заданий части 1 по теме «Социальные отношения»
1
6
Решение заданий 28-35 по теме «Социальные отношения»
1
7
Написание эссе по теме «Социальные отношения»
1
Раздел VI. Содержательные линии «Политика»:
ключевые понятия и трудные вопросы
5 ч
4 ч
8
Политическая система. Признаки, функции, формы государства.
1
9
Избирательные системы. Политические партии и движения.
1
10
Политическая идеология. Политический режим
1
11
Гражданское общество. Правовое государство
1
12
Человек в политической жизни
1
13
Решение заданий части 1 по теме «Политика»
1
14-15
Решение заданий 28-35 по теме «Политика»
2
16
Написание эссе по теме «Политика»
1
Раздел VII. Содержательные линии «Право»: ключевые понятия и трудные вопросы
8 ч
4 ч
17
Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права
1
18
Юридическая ответственность и ее виды
1
19
Основные понятия и нормы государственного и административного права в Российской Федерации
1
20
Основные понятия и нормы гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации
1
21
Правовые основы брака и семьи
1
22
Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства
1
23
Правоохранительные органы
1
24
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура
1
25
Решение заданий части 1 по теме «Право»
1
26-27
Решение заданий 28-35 по теме «Право»
2
28
Написание эссе по теме «Право»
1
29-34
Раздел VIII. Решение типовых вариантов КИМов
по обществознанию
6 ч
Итого:
36 ч
33 ч
Список литературы
Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – Москва: АСТ: Астрель, 2009. – 478 с.
Баранов П.А. Обществознание полный экспресс-репетитор / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – Москва: Астрель, 2013. – 734 с.
Королькова Е.С. ЕГЭ. Практикум по обществознанию: Политика. Право: подготовка к выполнению заданий А, В, С / Е.С. Королькова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 158 с.
Королькова Е.С. ЕГЭ. Практикум по обществознанию: Экономика. Социология: подготовка к выполнению заданий А, В, С / Е.С. Королькова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 142 с.
Лазебникова А.Ю. ЕГЭ. Обществознание. Тематические тестовые задания ФИПИ / А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова, Е.Л. Рутковская. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 190 с.
Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 255 с.
Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2015. Обществознание. 25 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2 / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 383 с.
Маркин С.А. ЕГЭ. Обществознание. Выполнение заданий части С / С.А. Маркин. – М.: Айрис-пресс, 2011. - 160 с.
Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. 8-11 классы: учебно-методическое пособие / В.Г. Зарубин и др.; под ред. В.Г. Зарубина. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 464 с.
Обществознание 2015: демо-версия, кодификатор, спецификатор
Обществознание в схемах и таблицах / авт.-сост. Северинов К.М. – СПб. Тригон, 2010. – 96 с.
Обществознание. 10-11 классы. Формирование умения написания эссе. Задания повышенной сложности / авт.-сост. С.А. Фомина. – Волгоград: Учитель, 2014. – 207 с.
Рутковская Е.Л. Обществознание. Решение заданий повышенного и высокого уровня сложности. Как получить максимальный балл на ЕГЭ. Учебное пособие. / Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова. – Москва: Интеллект-Центр, 2015. 168 с.
Рутковская Е.Л. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Единый государственный экзамен 2015. Обществознание. Учебное пособие. / Е.Л. Рутковская, Т.В. Коваль. – Москва: Интеллект-Центр, 2015. – 136 с.
Чернышова О.А. Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Эссе, сложный план развернутого ответа. 10-11 классы: учебно-методическое пособие / О.А. Чернышева. – Изд. 2- е, дополн. – Ростов н/Д: Легион, 2012. – 77 с.
Открытый банк заданий по обществознанию (ФИПИ).
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – портал федерального института педагогических измерений
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – российский общеобразовательный портал
13PAGE 15
15