Техническая подготовка юных футболистов 8- 10 лет.
Техническая подготовка юных футболистов 8- 10 лет
При изучении техники в этой возрастной группе юных футболистов тренеру следует придерживаться такой последовательности:
1. Демонстрация (показ), рассказ.
В рассказе необходимо дать точное терминологическое наименование действия, сообщить сведения о его назначении и месте применения в игровых условиях. Рассказ должен быть четким, кратким и образным.
Показ должен быть образцовым по внешней форме, с необходимым воспроизведением временных, пространственных и силовых характеристик движения. Часто показ сопровождается пояснением, которое усиливает и углубляет его восприятие.
2. Разучивание в целом, разучивание по частям.
Разучивание следует начинать в целом, затем исправлять при необходимости отдельные детали. Нельзя оставлять ошибок без замечаний. При необходимости нужно давать подводящие упражнения, которые наиболее эффективны перед непосредственным разучиванием технического приема.
3. Повторение технического приема в различных упражнениях.
При повторении следует учитывать психологические особенности детского и юношеского возраста и разнообразит упражнения.
Определяя меру повторения, необходимо учитывать, что новые координационно-сложные упражнения быстро вызывают у юных футболистов утомление соответствующих нервных центров. Поэтому, на данном этапе наиболее эффективно серийное повторение упражнений (2-3 серии по 8-10 повторений в каждой). Интервалы между сериями должны быть достаточными для отдыха. Изучение нового материала продолжается в течение 3 – 5 последующих тренировок. Ни одно упражнение не должно выполняться небрежно. Небрежность на тренировках повлечет за собой небрежность и несобранность в игре.
4. Выполнение технического приема на оценку.
Выполнение технического приема на оценку может проводиться в процессе обучения, причем оценка должна быть объективной. Надо поощрять соревнования не только среди занимающихся всей группы, но и между двумя – тремя.
В дополнение к изложенному, работая над технической подготовкой в возрастной группе 10-летнего возраста, необходимо иметь ввиду еще ряд положений:
а) При обучении повторение изучаемых технических приемов должно происходить при малых и средних усилиях. Тренер должен решить самостоятельно, когда следует усложнить условия выполнения технического приема. К упражнениям, в которых технические приемы выполняются с предельными усилиями, следует переходить только тогда, когда прием или действие будут освоены в достаточной мере.
Особенно важно помнить, что количество повторений тех или физических упражнений, элементов техники должно быть таким, чтобы они выполнялись свободно, без лишнего напряжения.
б) Для закрепления технических приемов, необходимо использовать и саму футбольную игру. Игры рекомендуется проводить с заданием, которое должно предусматривать частое применение изучаемого технического элемента.
в) В конце занятия по изучению технических приемов, с целью поднятия эмоциональности проведения занятий, необходимо проводить игровые упражнения.
г) Эффект овладения техникой возрастает. Если после серии частых занятий по обучению, сделать перерыв на 2 – 4 занятия.
д) очень важно постоянно работать над ошибками учащихся. Для исправления ошибок, тренер, прежде всего, должен сам знать их причины.
1.6. Контроль технической подготовленности
Комплексный подход к контролю технического мастерства является наиболее объективным. Он позволяет:
оценить уровень технической подготовленности в условиях педагогического тестирования;
определить количество и качество выполнения технических приемов в условиях соревновательной деятельности;
охарактеризовать техническое мастерство с помощью экспертных оценок специалистов.
В практике подготовки резервов применяется группа специальных тестов , оценивающих в той или иной степени способность юных футболистов к освоению отдельных технических приемов и их сочетаний, а также уровень технического мастерства на данный период контроля . В таблице № 1 представлены контрольные нормативы для футболистов 8-10 лет в следующих тестах:
1. Удары по мячу на дальность. Удар на дальность выполняется правой и левой ногой по неподвижному мячу с разбега любым способом. Измерение дальности полета мяча производится от места удара до точки первого касания мяча о землю. Ширина коридора, в зоне которого засчитывается результат, 8 метров. Для удара каждой ногой предоставляется по три попытки. Конечный результат определяется по сумме ударов обеими ногами.
2. Ведение мяча, обвод стоек и удар по воротам. Ведение мяча на расстоянии 10 метров; обводка змейкой трех стоек, поставленных на 12-метровом отрезке; удар в цель (2,5х1,2 м) с расстояния 7 метров. Время фиксируется с момента старта до пересечения линии ворот мячом. Делаются три попытки. Учитывается лучший результат.
3. Бег 30 м с ведением мяча. Упражнение выполняется с высокого старта; мяч разрешается вести любым способом, делая на отрезке не менее трех касаний мяча.
4. Жонглирование мячом. Жонглирование выполняется попеременно ударами правой и левой ноги. Удары выполняются любым способом без повторения удара одной ногой более двух раз подряд. На выполнение даются три попытки.
\\
Таблица №1 - Упражнения и нормы по специальной физической
и технической подготовленности.
№ Контрольные упражнения возраст, лет
8 9 10
1 Удары по мячу на дальность (метры) 24 27 30
2 Комплексное упражнение: ведение 10м, обводка трех стоек, поставленных на 12-метровом отрезке, с последующим ударом в цель с расстояния 6 м. (сек.) 12 11 9,5
3 Бег 30 м с ведением мяча (сек.) 6,0 5,8 5,7
4 Жонглирование мяча двумя ногами (кол. ударов) 6 10-12 16
5 Бег 30 м (сек.) 5,8 5,6 5,4
6 Прыжок в длину с места (см.) 160 170 178
7 Прыжок в высоту с места (см.) - 36 40