Методика обучения юных футболистов навыкам комбинационной игры

ГБОУ ДОД СДЮСШОР КУРОРТНОГО РАЙОНА ИМ. В. КОРЕНЬКОВА
Отделение футбола












Борисов Александр Геннадьевич
(тренер-преподаватель по футболу)



Методика обучения юных футболистов навыкам комбинационной игры











Санкт-Петербург
2014
СОДЕРЖАНИЕ

Стр.
ВВЕДЕНИЕ..... 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.. 4
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ВЫВОДЫ. 6
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 7



































ВВЕДЕНИЕ

Футбольная игра складывается из множества самых разнообразных тактических комбинаций, разыгрываемых, как правило, двумя или тремя партнерами. Поэтому все коллективные действия, воплощающие в конкретной игровой обстановке определенный тактический замысел, основаны, по существу, на комбинациях в парах и тройках. Вся же игра состоит из цепи таких комбинаций и противодействий им. Комбинации можно наиграть (специально разработать и отрепетировать на тренировках заранее) или создавать в ходе матча. Для футбольной игры характерна неопределенность предстоящих маневров каждой из противоборствующих сторон. Все диктует конкретная ситуация. Причем она не только определяет выбор действий из репертуара разученных. Конечно, случайно возникшая ситуация остается фактом, который невозможно предусмотреть, но который нельзя и исключить. В футболе немало примеров, когда случайность становилась решающим фактором всего 90-минутного (а в кубковых турнирах и того более длительного) противостояния. А коли так, то от отдельных игроков и от команд в целом следует требовать неустанного повышения эффективности действий, все более тонкого умения сводить элементы случайности к минимуму. Да, сама игра как бы творит движение (в первую голову движение мысли). Однако это не исключает, а, наоборот, предполагает внесение в игру осмысленного управленческого начала. Другими словами: футболисты должны быть более искусными настолько, чтобы уметь быстро технически, тактически и физически адаптироваться в любой обстановке. Футбол, в сущности, игра решений, в которой в равной степени важны и умение быстро (на деле в доли секунды) оценивать складывающуюся обстановку и способность столь же мгновенно выбирать наиболее правильные решения.
Умение взаимодействовать с партнерами, или, как говорят, играть комбинационно, вот главное в современном футболе. Теперь, как только футболист получает возможность сделать пас, он незамедлительно ее использует (если это, конечно, целесообразно), ибо мяч движется куда быстрее самого стремительного игрока. Но любой даже самый простой розыгрыш немыслим без футболистов, активно играющих в индивидуальном плане. Именно высокая тактическая подготовленность каждого игрока позволяет создавать в командах ансамбли исполнителей. Тактические взаимодействия партнеров в таких ансамблях должны вытекать одно из другого, а индивидуальные действия направлены на то, чтобы стремительным продвижением в сторону ворот соперника, правильным и своевременным выбором выгодных позиций, быстрыми и точными передачами мяча друг другу сломить сопротивление обороняющихся и в конечном счете нанести прицельный завершающий удар по атакуемым воротам. Значение индивидуального мастерства в таких ситуациях возрастает в зависимости от того, насколько ведущим игрокам удается согласовать высокое индивидуальное мастерство с действиями коллектива. Футбол игра творческая, а потому требует творческого подхода и к замыслам тренера, и к мастерству исполнителей. Именно поэтому шаблон в применении комбинаций обрекает их на неудачу. Любой вариант розыгрыша, изображенный на учебной доске, может остаться только... вариантом. И не без оснований: в футболе учесть все матчи практически невозможно. Вот почему игроки должны уметь не только быстро находить, но и грамотно применять тактические решения, каждое из которых будет неожиданным для соперников в конкретном эпизоде состязания, а в сумме все они будут способствовать более успешному осуществлению общих задач команды. Конечно, далеко не все розыгрыши, моделируемые на тренировках, оказываются эффективными в матчах и тем более заканчиваются взятием ворот. Однако команды, регулярно и серьезно занимающиеся разработкой и совершенствованием тактики игры вообще и разучиванием комбинаций в парах и тройках в частности, имеют гораздо больше предпосылок к достижению успеха.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Тренеры готовят детей к футболу, в который они будут играть в профессиональных командах через 10 - 15 лет. Поэтому необходимо предвидеть, каким будет этот вид спорта в будущем, и готовить детей в соответствии с требованиями «футбола будущего». Элементам такой «игры будущего» нужно начинать учить с детства. Основываясь на динамике развития игры в последние десятилетия, можно полагать, что футбол станет более скоростно-силовым. В нем увеличится число игровых эпизодов, в которых футболисты будут принимать мяч в условиях жесткого сопротивления соперника. Уменьшится время на принятие решений. Возрастет эффективность групповых действий в каждом игровом эпизоде, и одновременно – эффективность индивидуальной игры в штрафных площадках соперников. Станут намного более трудными действия игроков в начальной фазе атаки, так как повысится число попыток отобрать мяч именно в этой фазе. Скоростная техника будет основным фактором решения игровых задач, и особенно задач завершения атаки ударом по воротам. Все это приведет к тому, что повысится значение скоростной техники и физической подготовленности игроков, особенно таких специальных качеств, как быстрота реагирования и принятия решений в условиях дефицита времени, скорость передвижения по полю, взрывная сила, координация движений. Развивать эти качества и способности нужно с детского и юношеского возраста
Анализируя данные специальной литературы, обобщая опыт своей работы, а также изучая опыт работы других тренеров, в том числе и зарубежных, я сформировал собственное видение подготовки юных футболистов. Оно заключается в том, что я стараюсь прививать своим воспитанникам навыки игры современного футбола. Среди таких навыков я хотел бы выделить комбинационную игру. Для ведения игры в комбинационном стиле необходимо обладать на хорошем уровне базовыми навыками игры в футбол, такими как передача, прием и ведение мяча. Мне самому очень нравится такой стиль игры, и я очень долго подбирал подходящие упражения из различных источников. В итоге, со временем сформировалась база упражнений, в которых можно обучать и совершенствовать технику комбинационной игры.
Представленные в программе упражнения очень просты, не требуют наличия большого количества интвентаря и подходят для всех возрастов и уровней занимающихся. Данные упражнения позволяют развивать «двуногость» футболистов, скорость обращения с мячом.


Средства, используемые для развития навыков комбинационной игры


Упражнение №1
Игрок с мячом выполняет передачу на игрока, находящегося в центре, который выполнив беговой финт, принимает мяч в дальнюю ногу, тем самым разворачиваясь в дргую сторону, ведет на конус, выполняет перед ним финт и завершает упражнение ударом.
Игрок, выполнявший передачу, занимает место у центрального конуса в ожидании передачи.



Упражнение №2
То же, что и в упражнении №1, только выполняется игра в «стенку».


Упражнение №3
То же, что и в упражнении №1, только игрок должен отыграться с партнером обратно перед конусом, а затем резко отскочить за конус и принять мяч дальней ногой.


Упражнение №4
Игрок выполняет передачу в центр, партнер принимает мяч дальней ногой и пасует на третьего, который так же дальней ногой подрабатывает мяч и наносит завершающий удар.


Упражнение №5
То же, что и в упражнении №4, только выполняется передачи в недодадчу с последующим отскоком.


Упражнение №6
То же, что и в упражнении №4, только выполняется передачи в «стенку».


Упражнение №7
Игрок выполняет передачу в центр, партнер отыгрывает мяч обратно и затем передается третьему партнеру, который играет в «стенку» со вторым и наносит завершающий удар.




ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Обратите внимание на прием мяча: он осуществляется внутренней стороной стопы дальней ноги с последющим развротом.
На первых порах добиться правильности выполения всех элементов, а затем по мере осваивания увеличивать скорость выполнения.
Перед приемом мяча игрок, принимающий мяч, должен выполнить «отскок» (открывание в сторону от фишки).
Упражнения выполняются с двух сторон, для развития обеих ног.
Для увеличения плотности занятия можно разделить группу пополам и использовать двое ворот.
При игре в «стенку» обязателен быстрый рывок на свободное место.

ВЫВОДЫ
Данным блоком упражений мы занимались в течение года. За это время удалось улучшить качество выполнения технических приемов, движения без мяча, сократилось время на принятие решений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Поурочная программа подготовки юных футболистов 6-9 лет. /Годик М.А., Мосягин С.М., Швыков И.А. – Н.Новгрод: РА «Квартал», 2012-256 стр.
2. Футбол: простые комбинации. /Симаков В.И. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 144 с., ил.

esercizio_12462 (1)esercizio_12462 (7)15