Доклад на тему Методика развития выносливости у юных футболистов
МБОУ «СОШ№1 cт. Архонская»
Пригородный район РСО - Алания
Доклад
на тему: «Методика развития выносливости у юных футболистов»
Учитель физической культуры:
Чернуцкий Владислав Николаевич
Методика развития выносливости у юных футболистов,
на основе переменного метода тренировки
Футбол – самая популярная игра во всем мире. Футбол не стоит на месте, он непрерывно развивается. Лучшие отечественные и зарубежные футбольные теоретики и практики продолжают поиск все новых и новых вариантов игр, систем тренировочных процессов. Лучшие из основных тактических тренировочных процессов сразу же берутся на вооружение ведущими командами мира. Необходимо постоянно усовершенствовать тренировочный процесс, а главное – правильно его планировать.
В процессе подготовки футболистов часто наступает такой момент, когда функциональные возможности их организма не соответствуют должному уровню физической работоспособности, вследствие этого значительно снижается эффективность соревновательной деятельности. В нашей стране накоплен большой положительный опыт в подготовке квалифицированных спортсменов. Однако подготовка резерва в футбольные клубы требует поиска ещё более эффективных путей повышения уровня специальной физической подготовки и в том числе развития выносливости у юных футболистов.
Высокий уровень развития выносливости в подростковом возрасте является необходимым условием для разностороннего физического развития и подготовки на этой основе квалифицированных футболистов.
Таким образом, существующие методы развития выносливости наиболее приемлемым для юных футболистов является переменный метод. Исходя из этого, перед работой были сформированы следующие задачи.
Повышение функциональных возможностей организма возможно только за счет правильного чередования нагрузки и отдыха.
Обычно под выносливостью, понимают способность выполнять любую двигательную деятельность не утомляясь и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы. Выносливость проявляется в двух основных формах:
1. В продолжительности работы на заданном уровне мощности до появления первых признаков выраженного утомления.
2. В скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
Являясь многофункциональным свойством человеческого организма, выносливость интегрирует в себе большое число разнообразных процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного и до целого организма. Однако, как показывают результаты современных научных исследований, в преобладающем большинстве случаев ведущая роль в проявлениях выносливости принадлежит факторам энергетического обмена. Ни одно движение не может быть выполнено без затрат энергии.
Усиление интенсивности физической нагрузки требует более быстрого поступления кислорода и глюкозы в мышцы. Поэтому скорость кровотока может увеличиться в 20 раз по сравнению с уровнем покоя за счет местного расширения кровеносных сосудов, а минутный объем дыхания и частота сердечных сокращений - в 2-3 раза.
Существует два основных вида выносливости, различных в своей основе: мышечная и сердечно-сосудистая. Мышечная выносливость—это способность вовлекать в работу большое количество своих мышечных волокон при выполнении физического упражнения, благодаря чему вы можете делать много повторений. Например, во время приседаний с грузом мышечные волокна ног устают так быстро, если вы хотите выполнить весь комплекс до конца необходимо обладать способность включать в работу множество дополнительных волокон. Сердечно-сосудистая выносливость—это способность сердца, лёгких и кровеносной системы доставлять кислород в мышцы, чтобы обеспечить их работу.
Напряжённая тренировка приводит к накоплению молочной кислоты в работающих мускулах. Молочная кислота—это побочный продукт, который образуется в процесс выработки энергии для сокращения мышц. Если сердце, лёгкие и кровеносная система оказались способны доставить достаточно кислорода в данный участок, то молочная кислота будет перерабатываться организмом в новый источник энергии; если нет, то её накопление, в конечном счёте, не позволит совершать дальнейшие сокращения и приводит к полному отказу мышц. Усталость приходит потому, что система кислородного обмена не может доставить достаточное количество кислорода, чтобы очистить мышцы от накопившейся
молочной кислоты.
Эффективность развития выносливости зависит от тренировочных программ, от того насколько они способны задействовать функциональные возможности организма конкретного спортсмена. Бесконечное варьирование методическими принципами тренировок, средствами восстановления, фармацевтическими препаратами и т.п.— всё это может быть эффективным лишь в той мере, насколько обеспечивается выполнение максимального количества работы за время тренировки. Очевидно, что одной из основных задач любой тренировочной программы является создание базы для развития конкретных физических качеств (силы, выносливости, увеличения мышечной массы и др.), т.е. повышение работоспособности спортсмена.
Исходя из вышесказанного, некоторые авторы напрямую связывают развитие выносливости с уровнем работоспособности спортсмена. В связи с этим возникает вопрос—от чего зависит работоспособность, и каким образом можно её повысить? В результате выполнения любой работы (физической или умственной) наступает утомление—обратимое снижение работоспособности. Это естественная защитная реакция организма при длительной или напряжённой работе. При этом, происходит обратимое нарушение некоторых физиологических и биохимических реакций организма, которые не выходят за границы естественных физиологических колебаний и исчезают сами собой, без вмешательства извне. Утомление проявляется в достаточно резком падении сердечной производительности, расстройстве регуляторных функций со стороны ЦНС и эндокринной системы, в увеличении потоотделения, нарушение водно-солевого баланса, изменение ряда биохимических показателей крови, мочи и др. Различают острое и хроническое, общее и локальное, скрытое (компенсируемое, например, волевыми усилиями) и явное (некомпенсируемое указанным способом) утомление. Почти всеми авторами, затрагивающими проблему борьбы с утомлением, подчёркивается, что процессы утомления бесспорно, должны рассматриваться как единое целое с такими процессами как восстановление. Рассмотренные виды выносливости в спортивной практике подразделяют на общую и специальную.
Это качество необходимо всем спортсменам. В одних видах спорта оно является решающим—в стайерском беге, лыжных соревнованиях, велошоссейных гонках, гребле, в других выносливость менее важна, например, в футболе, баскетболе, водном поло, в третьих—значение выносливости не так велико, например, в прыжках в воду и метаниях. Вместе с тем как тут не вспомнить соревнования, длящиеся 5-6 часов и более у шестовиков и 12 часов фехтование у современных пятиборцев. Надо признать, что выносливость нужна всем спортсменам, здесь не может быть исключения, к тому же выносливость необходима спортсменам не только в соревновании, но ещё для выполнения большого объёма тренировочной работы, для того чтобы не уставать от продолжительной разминки и длительных ожиданий между стартами, быстрее восстанавливаться. Известно также, что высокий уровень общей выносливости—одно из главных свидетельств отличного здоровья спортсмена.
В целом выносливость характеризуется как способность к длительному выполнению работы на требуемом уровне интенсивности, как способность бороться с утомлением и эффективно восстанавливаться во время работы и после нее. Различают выносливость общую и специальную. Первое является частью общей физической подготовленности спортсмена, об этом речь шла ранее, вторая – частью специальной подготовленности.
Общая выносливость—способность продолжительно выполнять любую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую достаточно высокие требования к сердечно-сосудистой ,дыхательной и центральной нервной системе. Общая выносливость позволяет каждому подготовленному спортсмену успешнее справляться с любой продолжительной работой большой или умеренной мощности. Однако у спортсменов различной специализации уровень общей выносливости неодинаков. Обычно он выше у лыжников-гонщиков, бегунов на длинные дистанции, велосипедистов-шоссейников, ниже у метателей, прыгунов в воду, тяжелоатлетов. Такое положение отражает, с одной стороны, очень близкую связь между общей и специальной выносливостью видах спорта требующих ее проявления в продолжительной работе, с другой стороны - недостаточность развития общей выносливости у специализирующихся видах спорта, требующих кратковременных напряжений.Общая выносливость спортсмена служит основой для развития специальной выносливости, что подтверждается в спортивной практике и в исследованиях.
Взаимообусловленность общей и специальной выносливости диктует необходимость развития этих качеств на протяжении всего процесса круглогодичной тренировки, непрерывно повышая, как одну, так и другую выносливость. Другое дело, что эти две задачи решаются на протяжении года в неравной мере. Обычно в начале приобретаются преимущественно общая выносливость, а затем, на этой основе, специальная выносливость. Это должно быть особенно выражено у новичков и меньше у давно тренирующихся.
Специальная выносливость обусловлена особенностями требований, предъявляемых к организму спортсмена при упражнении в избранном виде спорта, и определяется специфической подготовленностью всех органов и систем спортсмена, уровнем его психологических и физиологических возможностей применительно к виду работы. Особенное значение имеет способность спортсмена продолжать упражнения при усталости, благодаря проявлению волевых качеств. Специальная выносливость связана также с рациональностью, экономичностью техники и тактики. Естественно, она своеобразно в разных видах спорта. В практике его нередко называют выносливостью скоростной, игровой, плавательной, силовой, прыжковой и т.п. Термин « специальная выносливость» пригоден для всех видов спорта. Другое дело, что компоненты специальной выносливости в каждом виде спорта будут иметь свои отличия.
Футбол с его разнообразными движениями имеет свои собственные законы, связанные с организацией занятий, учетом физических особенностей, со знанием возрастных границ развития физических качеств, с учетом возрастных особенностей развития организма и характера юного футболиста. Последние исследования в области детского футбола, связанные с периодизацией развития физических качеств, свидетельствуют о некотором возрастном смещении в развитии. У юных футболистов в возрастном периоде 8-11 лет акцент следует делать на развитии быстроты, силы и координации движений.
Физическая подготовка юного футболиста определяется его всесторонним физическим развитием, наличием высокого уровня развития силы, быстроты, выносливости, ловкости и другими качествами, но главное состоит в том, как умело будут использованы эти качества в футбольной игре.
Возрастной период 8-10 лет, согласно научным исследованиям, в физиологическом отношении имеет ряд преимуществ перед другими возрастами. Большая подвижность и возбудимость нервно-мышечного аппарата, свойственная детям этого возраста, создает благоприятные предпосылки для развития быстроты, скоростно-силовых качеств и ловкости движении.
При воспитании быстроты у футболистов предпочтение отдается естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Злоупотребление специальными упражнениями приводит к потере легкости и свободы движений. При развитии быстроты движений целесообразно придерживаться комплексного подхода, суть которого заключается в использовании в рамках одного и того же занятия различных скоростных упражнений.
В группах начальной подготовки по футболу наиболее эффективными средствами развития быстроты являются подвижные игры, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам (баскетбол, ручной мяч, регби), упражнения рывкого-тормозного характера и другие.
Скоростно-силовые качества и сила нужна футболисту, как в спортивной деятельности, так и в повседневной жизни. Для их воспитания тренеру следует обеспечить гармоническое развитие всех групп мышц, совершенствовать способности игрока использовать силу в разных игровых ситуациях.
Среди различных физических упражнений, способствующих всестороннему физическому развитию, немаловажная роль принадлежит упражнениям скоростно-силового характера, большей частью связанных с легкой атлетикой: бег на короткие отрезки, прыжки и разнообразные прыжковые упражнения, метания облегченных снарядов и мячей.
Эти упражнения доступны и юным футболистам. Они равномерно развивают основные мышечные группы футболиста, способствуют формированию правильной осанки, позволяют регулировать вес, стимулируют увеличение длины костей, соответственно и рост. Регулярное применение доступных для этого возраста упражнений из легкой атлетики закаляют волю футболиста, воспитывают умение преодолевать трудности, вырабатывают целеустремленность. Различные прыжковые упражнения, метания снарядов, беговые, гимнастические упражнения, подвижные и спортивные игры, связанные с проявлением скоростно-силовых качеств, должны преобладать в учебно-тренировочных занятиях футболистов.
Мышечная сила играет важную роль, как в жизненной многообразной деятельности человека, так и в спорте. Показатели мышечной силы характеризуют уровень физического развития футболиста и являются определяющими признаками его физической подготовленности. В то же время недостаточное развитие мышечной силы не обеспечивает должной подготовки опорно-двигательного аппарата юного футболиста, мешает достижению высоких двигательных результатов, является серьезным препятствием в обучении технически сложным приемам на учебно-тренировочных занятиях и лишает учебный процесс необходимого функционального воздействия, способствующего гармоничному росту и развитию организма футболиста.
В игровой деятельности футболисту необходима и выносливость. Выносливость – это способность проявлять максимальную работоспособность и удерживать ее в определенных игровых режимах, сохраняя эффективность технико-тактических действий. В практике подготовки футболистов выделяют общую и специальную выносливость. Воспитание общей выносливости начинается на начальном этапе подготовки игроков. Юным футболистам следует развивать аэробные возможности, которые решают задачи укрепления здоровья и создания основ для развития специальной выносливости.
Главная задача при развитии выносливости в группах начальной подготовки состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных программой и учебными планами групп начальной подготовки ДЮСШ по футболу.
При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами:
- интенсивностью упражнения,
- продолжительностью упражнения,
- количеством повторений,
- продолжительностью интервалов отдыха,
- характером отдыха.
Продолжительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном – заполняет паузы дополнительной деятельностью. При планировании отдыха между повторениями упражнений в рамках одного занятия следует знать о трех типах интервалов: полные интервалы, неполные интервалы, минимаксимальный интервал.
Основными методами развития общей выносливости являются:
равномерный,
переменный,
повторный,
интервальный,
метод круговой тренировки,
игровой метод,
соревновательный метод.
1. Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп и амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой и максимальной интенсивностью. Используя метод равномерного упражнения, необходимо, прежде всего, определить интенсивность и продолжительность нагрузки. Работа осуществляется на пульсе 150-160 ударов в минуту. Для школьников в возрасте 8-9 лет продолжительность работы 10-15 мин, 10-12 лет – 15-25 мин, 14-15 лет – 25-35 мин.
2. Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.д.
3. Повторный метод характеризуется повторением одних и тех же упражнений с интервалами для отдыха, во время которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. Число повторений и длительность выполнения упражнений могут быть самыми разнообразными.
4. Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха между упражнениями 1-3 мин (иногда по 15-30 с). Таким образом, тренирующее воздействие происходит не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Основная сложность при применении данного метода заключается в правильном подборе наилучших сочетаний нагрузки и отдыха.
5. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6-10 упражнений («станции»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.
6. Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянно изменяющиеся ситуации и присутствует хороший эмоциональный фон.
7. Соревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в форме соревнований. Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки.
Выносливость детей младшего школьного возраста имеет свои особенности, которые проявляются в величине абсолютных показателей и в темпах роста выносливости. В возрасте 10-12 лет ежегодное увеличение выносливости составляет в среднем 16,1%. Специалисты выделяют два этапа, характеризующие интенсивный рост выносливости у мальчиков: первый этап в 10-13 лет он составляет 45,9%, а второй этап в 15-18 лет – 42,5%.
Таким образом, систематические занятия спортом и, в частности, футболом оказывают положительное влияние на развитие общей выносливости у детей и подростков. Многие авторы говорят о необходимости воспитания выносливости, начиная с детского возраста, чтобы сделать возможным более постепенное возрастание тренировочных нагрузок.
В группах начальной подготовки футболистов развитию координационных способностей должно отводится особое место. Координационные способности представляют собой свойства организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи. Это согласованность проявляется в хорошей обучаемости, плавности и точности движения, его своевременном исполнении. Координационные способности обусловливают скорость и эффективность освоения спортивной. Уровень координации у футболиста определяется следующими способностями:
- быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект,
- точно и быстро выполнять двигательные действия при лимите времени как с мячом, так и без мяча,
- дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения в различных игровых ситуациях,
- приспосабливаться к изменяющейся ситуации, к необычной постановке задачи,
- предвосхищать (предугадывать) положение движущегося объекта в нужный «момент времени» (экстраполяция),
- ориентироваться во времени и пространстве.
Основными средствами для совершенствования координационных способностей в футболе являются физические упражнения. При этом эффективное развитие координационных способностей облегчается в случае выполнения следующих методических действий:
- целенаправленного развития отдельных способностей (быстрота реагирования, приспособление к изменяющимся условиям и др.), обеспечивающего более высокий уровень координационной подготовленности;
- технически правильного изучения двигательных навыков, используемых в качестве тренирующихся средств, так как в противном случае они будут являться источником новых ошибок.
Футболисты значительно превосходят по показателям ловкости, в вероятностных, неожиданно меняющихся условиях деятельности, в заданиях, связанных с повышенными требованиями к быстроте двигательной реакции и ловкости при скоростно–силовой работе представителей других видов спорта. Одним из основных путей развития ловкости является овладение как можно большим запасом двигательных навыков, что полностью сказывается на развитии самого двигательного анализатора. Большой запас движений позволяет решить важную задачу вариативности техники движений у футболиста в неожиданно изменяющихся ситуациях игры.
Общими методическими приемами развития ловкости футболистов являются: использование необычных исходных положений; зеркальное выполнение упражнений; изменение скорости или темпа движений; изменение пространственных, временных или силовых границ выполнения упражнений; усложнение упражнений дополнительными движениями.
Упражнения на развитие ловкости относительно быстро ведут к утомлению. Развитие ловкости малоэффективно при наступлении утомления организма.Поэтому при развитии ловкости используют интервалы отдыха, достаточные для относительно полного восстановления.
В группах начальной подготовки по футболу создается база развития ловкости за счет многообразия освоенных движений. Чем большим количеством движений овладевает футболист, тем благоприятнее условия для совершенствования более сложных проявлений ловкости в невероятных и неожиданных игровых ситуациях. В подростковом и старшем школьном возрасте по мере приобретения двигательного опыта ведущая роль в развитии ловкости постепенно переходит к психическим качествам.
В группах начальной подготовки тренеры уделяют особое внимание и развитию гибкости. Гибкость футболиста – это его способность выполнять движения с максимальной амплитудой. При недостаточной подвижности в суставах у футболистов могут возникнуть следующие проблемы:
- замедляется темп приобретения двигательных навыков;
- чаще обычного возникают повреждения;
- не полностью используется уровень развития двигательных качеств;
- ограниченная амплитуда движений снижает быстроту действий и приводит к повышенному напряжению мышц.
Различают следующие виды гибкости: активную и пассивную. Активная гибкость – способность достигать больших амплитуд движения в каком-либо суставе за счет активности мышечных групп, проходящих через этот сустав (например, амплитуда подъема ноги в равновесии – ласточка). Пассивная гибкость – способность достигать больших амплитуд движения в каком-либо суставе за счет внешних сил (тяжести используемых предметов, усилии партнера и т.д.).
Проявление гибкости у футболиста зависит от эластичности (податливости) мышц и связок. Эластичные свойства мышц могут в значительной мере меняться под влиянием состоянии ЦНС, например, при эмоциональном подъеме во время соревнований гибкость может увеличиваться.
Развить гибкость в детском возрасте легче, чем в старшем возрасте. Максимальные показатели гибкости достигаются к 15-16 годам. Поскольку гибкость более эффективно развивается в детском и подростковом возрасте, основную работу по ее целенаправленному развитию следует проводить с 10-14 лет. В последующие годы при правильно организованном процессе физического воспитания надо будет поддерживать гибкость на достигнутом уровне.
Для развития гибкости используют упражнения с увеличенной амплитудой движения (упражнения на растягивание). Они подразделяются на две группы – активные и пассивные. В первую группу обычно входят наклоны, пружинистые движения, пружинистые наклоны, маховые движения. Во вторую группу обычно входят упражнения с самозахватами, упражнения с партнерами, упражнения с разными предметами, упражнения с использованием
Игра в футбол характеризуется высокой двигательной активностью, предъявляемую к футболисту, которая проявляется на протяжении основного времени игры и характеризуется различными формами перемещений: бег, ускорения, рывки с изменением направления, прыжки. Все эти действия требуют от футболиста длительной и разносторонней подготовки, которая закладывается в детском и подростковом возрасте.
Всесторонняя физическая подготовленность, заложенная в период естественного биологического роста и развития, имеет большое значение не только в спортивной деятельности, но и обеспечивает в дальнейшем высокий уровень работоспособности на многие годы.
Для достижения высоких спортивных показателей в футболе, предлагается, на основе общей физической подготовки, развитие двигательных качеств специфичных для игровой деятельности футболиста.
Следовательно, средства и методы специальной подготовки должны соответствовать деятельности футболиста, которая характеризуется применением действий, различных по своему характеру и структуре, сложностью движений, непрерывностью изменения игровых ситуаций и прилагаемых усилий, неравномерностью физических нагрузок.