В помощь тренеру. Методика отбора одаренных детей в Дзюдо


Методика отбора одаренных детей в Дзюдо
Вопрос отбора спортивно - одаренных детей с позиции теоретических и практических особенностей учебно-тренировочного процесса изучения дзюдо очень важный, так как обуславливает будущие успехи ребенка в данном виде спорта. В этой статье представлена информация об наиболее эффективных методах выбора спортивных талантов. Определение спортивной одаренности ребенка это довольно длительный процесс, в котором помимо тренера участвуют психолог и врач. Они при помощи специальных тестов постепенно оценивают функциональное, физическое, физиологическое и психологическое состояние спортсмена на определенных этапах подготовки. Анализируя все полученные данные, дается комплексная оценка влияния занятий дзюдо на здоровье юных спортсменов. Сведенья о состоянии здоровья являются основными при определении спортивной одаренности.
Опытные тренеры постоянно следят за здоровьем своих учеников и оценивают их развитие с точки зрения физиологии и результативности. Необходимо научить спортсменов, самостоятельно следить за пульсом, регулярно отмечая его показатели в графике. Графики изменения пульса служат ценными данными для врачей. Состояние сердечнососудистой системы дзюдоиста может контролировать и сам тренер при помощи Степ-тестов, или теста Руффиерова, на который требуется не так много времени.
Так же надежным критерием эффективности тренировок, и затраченных на них усилий спортсмена, является изменение жировой прослойки (тест Паржизковой). При селекции детей в секцию дзюдо стоит обращать внимание и на их телосложение, для занятий этим видом единоборств оптимально подходят дети со средним типом телосложения. На эту особенность необходимо обращать особое внимание, так как физическое развитие может влиять на динамику роста подготовленности дзюдоиста до определенного этапа. Для того, что бы достичь более высоких, спортивных результатов требуются оптимальные предпосылки. Очень часто тренеры в своей работе забывают о психологических качествах спортсмена, допуская тем самым большую ошибку. Без наличия у дзюдоиста необходимых психических качеств не получится добиться ожидаемых результатов. Из специфики дзюдо следует, что для успешных занятий требуется наличие у ребенка таких хорошо развитых качеств как: смелость, сила воли, решительность. Дзюдоисты, имеющие эти качества способны легко предугадывать планы противника и быстро принимать правильные решения.
Большую роль на подготовку высококвалифицированного спортсмена оказывают такие сенсомоторные способности как: точность, наблюдательность и правильность движения. Психологические особенности дзюдоистов вместе с психологом определяет и личный тренер, наблюдая за поведением воспитанника в повседневной жизни, тренировках и на соревнованиях (в стрессовых ситуациях). Поведение ребенка перед соревнованием, во время соревнований, его реакция на результат, травмы и боль могут сказать о много. Поведение спортсмена в экстремальных условиях может показать тренеру иногда больше, чем тренировки в течение года в обычных условиях. Одаренность дзюдоиста оценивается педагогом двумя способами. Анализируется происходящие изменения его морально-волевых качеств, определяющих уровень воспитательного процесса, и непосредственно результативность, свидетельствующая о качестве учебного процесса. Конечно, основными критериями являются регулярность посещения тренировок, своевременное ведения личной спортивной документации, инициативность, успехи в учебном заведении. При оценке эффективности учебно-тренировочного и воспитательного процесса надо учитывать и этапы подготовки, и возраст учащихся. На начальном этапе, при отборе спортивно талантливых детей не надо брать во внимание их результаты. Прежде всего, необходимо отслеживать динамику роста результативности, которая у талантливых детей обязательно будет высокой.