Формирование нравственно-волевых качеств личности, становления будущего специалиста
ГБПОУ «ИСЛ»
«Формирование
нравственно-волевых качеств
личности методами практического
обучения как условие
профессионального становления
будущего специалиста»
Шмыга Сергей Михайлович – педагог ОДО
ГБПОУ «ИСЛ»
Санкт-Петербург
2016 г.
Методы практического обучения в системе дополнительного образования Санкт - Пететербурга.
Основная задача нашего ПУ, и моя - как мастера п/о, педагога дополнительного образования – подготовка учащихся к будущей профессиональной деятельности. Подготовка эта должна включать в себя основы знаний, необходимых в выбранной специальности, и формирование профессиональных умений и навыков. Умения заключаются в способности использовать полученные знания в практической деятельности в изменяющихся условиях. Специалист должен уметь планировать работу, производить расчёты, оперативно решать проблемы, анализировать сложившуюся ситуацию, контролировать ход и результаты своего труда
и т. п. Каждая специальность требует специфических умений и навыков.
Умения и навыки формируются в процессе трудовой деятельности. Для выработки того или иного навыка требуются многократные повторения действий. Формирование умений происходит в процессе неоднократного выполнения различных задач, расчётов и в процессе анализа разнообразных ситуаций.
Для формирования умений и навыков недостаточно только процесса производственной практики. Да, действительно, умения и навыки по рабочей профессии (например, сварщик) в основном успешно вырабатываются при прохождении практики на производстве, в реальных заводских условиях. Но если мы хотим подготовить действительно высококвалифицированных специалистов, необходимо комплексное обучение.
Я щи таю будущих специалистов необходимо учить не только физической работе, но и умственной, развивать интеллект, чтобы на производство приходил действительно специалист высокого уровня, конкурентоспособная единица, а не придаток к конвейеру. Мы должны заранее подумать о социальной защите своих выпускников, т. е. подготовить их в такой степени, чтобы они могли зарабатывать достойно и конкурировать со «старыми» специалистами.
Необходимо развивать экономическое, техническое мышление, организаторские умения. Для этого нужно ставить обучающихся в такие условия, которые позволяют им упражняться в разных видах производственной деятельности. Эти упражнения должны быть систематическими и использовать межпредметные связи и знания.
В своей педагогической практике я использую различные формы, методы и технологии обучения: анализ производственных ситуаций, решение ситуационных профессиональных задач, имитация производственной деятельности на тренажёрах (сварочная мастерская), выполнение производственных заданий в реальных условиях (завод), деловая игра, личностно-ориентированное обучение.
Эти методы делают обучение активным и контекстным, т.е. включённым в профессиональную деятельность.
Перед применением какой-либо технологии я провожу тщательный анализ содержания учебного материала и профессиональной деятельности своей и учащихся. В противном случае применение метода активного обучения становится самоцелью, а практические задания и работы – надуманными.
Чтобы сделать возможным решение производственных задач, я решаю как частные проблемы, так и комплексные.
Необходимые знания, умения и навыки перечислены в учебных программах. Для выработки я использую практические задания, в том числе и задания на проверку усвоения на уроках спецтехнологии (практические работы от 5 до 30 минут).
В своей педагогической практике я использую:
Анализ производственных ситуаций.
Этот метод занимает большое место в моей работе, т. к. развивает аналитические способности. Умение анализировать ситуацию и на основе анализа принимать правильное решение – важное умение не только для руководителя, но и для квалифицированного рабочего.
Суть метода: предлагается конкретная производственная ситуация, в которой охарактеризованы условия и действия участников. Необходимо оценить правильность действий участников, проанализировать и дать аргументированное заключение.
Например:
После проведения зачётов, контрольных, конкурсов выбирается детали №1 первое – место, № 2 последнее – место. Вспоминаем пройденные темы.
Задача учащихся:
сопоставить две детали и определить точность и правильность выполнения производственного задания на примере детали №1;
определить ошибки и дефекты, разобрать причины их возникновения, допущенные при выполнении работы детали №2.
Одним из разнообразных методов является:
Решение ситуационных профессиональных задач.
Использую для формирования профессиональных умений. Основной материал – ситуативная задача, включающая в себя описание ситуации, исходные данные и вопрос. Задача должна содержать все данные для её решения или условия, из которых эти данные можно извлечь. Задачи должны точно соответствовать получаемой специальности и квалификации учащихся или быть незначительно сложнее. В основе подобных задач должны лежать те, которые характерны для отрасли, где предстоит работать специалисту, и соответствуют его трудовым функциям.
Задачи могут быть сквозными (через весь учебный курс – 1-3 года), комплексными (с охватом нескольких учебных дисциплин, выполняются одновременно в процессе производственной практики), целевыми комплексными (включают несколько предметов и направленные на достижение конкретной цели).
Выполнение комплексных заданий имеет важное значение, т. к.:
обеспечивает последовательный переход от знаний к
самостоятельному выполнению профессиональных функций;
осуществляет связь знаний и умений;
даёт учащимся понимание важности межпредметных связей.
Например:
В детали (планке) при сварочных работах допущен брак.
Разбор метода работы при сварке и способы его устранения.
Одним из «активных» методов обучения являются деловые (производс-твенные) игры. Я считаю, что они обеспечивают эффективную организацию взаимодействия мастера п/о и учащихся, реальную практическую значимость полученных знаний и умений, их перенос в новые нетипичные (производственные) условия.
Деловые игры.
При анализе производственных ситуаций не создаётся высокий уровень ситуационной напряжённости, т. к. отсутствует конфликтная ситуация и необходимость компромисса. Это позволяет оценить только сами решения, принятые обучающимися, но не их поведение, моральные и деловые качества. Нет распределения по ролям, нет учёта разных интересов, не моделируется конфликтная ситуация, каких много на производстве.
Преимущество деловой игры – в том, что участники берут на себя ту или иную роль, вступают во взаимоотношения, и интересы их не всегда совпадают. Возникает конфликтная ситуация, эмоциональное напряжение – отсюда и интерес. Участники могут показать не только уровень профессионализма, но и эрудицию, решительность, коммуникативность, инициативность, активность. В ходе игры развивается творческое мышление, необходимое не только на производстве, но и в жизни вообще.
При деловой игре формируется чувство коллективизма, развиваются положительные качества характера, оптимизируется процесс обучения, вырабатывается доверие к преподавателю и товарищам по обучению.
Для успешной деловой игры необходимы:учебная задача;
учебно-производственная игровая задача, связанная с ролью,
которую выполняет учащийся;
наличие ролей;
различие ролевых целей и обязанностей;
конфликтная ситуация, выраженная в условиях и сценарии игры;
правила игры;
коллективный характер игры;
состязательность, которая достигается системой оценок.
Деловая игра межпредметна, поэтому при разработке игры необходимо участие нескольких педагогов разных учебных направлений. Преимущество деловой игры состоит в том, что в короткий отрезок времени можно уместить несколько призводственных ситуаций, требующих решения.
Я проводил отработку метода при проведении игры по теме:
«Работа производственного цеха».
Цель игры: Узнать, как работает производственный цех и каждый его участок в отдельности.
Группа делится на 2 команды ( в каждой команде выбираются по 4 бригадира и делят команду на 4 бригады):
Бригада сборщиков металлоконструкций.
Бригада сварщиков.
Бригада достройщиков металлоконструкций.
Бригада контролёров сварочного производства.
Ставится задача: Изготовить несложный узел, по чертежу и ГОСТу, затратив при этом минимальное количество времени.
Расписываются роли:
Начальник цеха (мастер п/о).
Бригадиры.
Рабочие.
Исполнителю каждой роли предлагается инструкция, содержащая его обязанности и вид работы. Бригада контролёров проверяет работу команды соперника.
Начальник цеха должен собрать бригадиров, поставить задачу, раздать техническую документацию и осуществлять контроль (соблюдение БУТ и ПБ, организации рабочего места, последовательности выполнения технического задания и т. п.)
Бригадиры проводят инструктаж, расставляют рабочих по рабочим местам и определяют каждому члену бригады производственную задачу.
По окончании работы бригады достройщиков сдают готовое изделие на проверку бригаде контролёров, которая составляет акт приёмки.
Акт приёмки оценивает:
правильность выполнения технического задания;
выполнение ГОСТа;
качество выполненной работы.
Прилагается оценочная ведомость, в которой оговаривается система оценок и штрафных баллов.
Для более эффективного проведения игры предварительно на уроке спец- технологии разбирается тема «Организация производства».
Всегда, при работе мастера п/о, необходимо применять метод:
Имитирование производственной деятельности с помощью тренажёров.
Составная часть профессиональных умений – навыки, т. е. действия, которые становятся автоматическими в результате неоднократных повторений. Перед выходом на производство учащимся необходимо ознакомиться с аппаратами и приспособлениями, которые используются в их профессии. Для этого существуют тренажёры (в нашем случае – сварочные стенды в мастерской ПУ). В работе с данной аппаратурой используются различные варианты производственных ситуаций.
Я использую для этого следующую производственную ситуацию:
Выполняю различные движения электрода на стенде, а так же на планке.
Задача для учащихся: повторить движения и запомнить последовательность их выполнения.
Даны: металлические детали различной толщины, длины и формы.
Задача для учащихся: произвести сборку узла и прихватку деталей по чертежу.
Систематически в своей работе при прохождении производственной
практики в цехах ФГУП «Адмиралтейские верфи» я применяю метод.
Выполнение индивидуальных заданий в процессе производственной практики . Практика организуется таким образом, чтобы происходило последовательное усложнение технологического процесса. Расширение навыков работы по специальности и доведения их до уровня выпускного квалификационного разряда.
В результате использования этих методов учащиеся накапливают первоначальный опыт профессиональной деятельности.
Например:
Составление комплексного технического задания на изделие, в соответствии с выпускным разрядом, выполнение его с последующим объяснением.