Методика развития двигательного творчества детей дошкольного возраста в подвижных играх
особая, суверенная сфера жизни ребенка, которая компенсирует ему все ограничения, становясь педагогическим полигоном к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное и физическое здоровье, разносторонность воспитания ребенка. Э Фром, известный немецкий психоаналитик писал: «Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете».
Подвижные игры - школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает интересными для детей хорошо знакомые игры. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование.
Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:
1. увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры);
2. усложнить двигательное содержание (воробушки из домика не выбегают, а выпрыгивают);
3. изменить размещение играющих на площадке (ловишка не сбоку, а в середине площадки);
4. сменить сигнал (вместо словесного, звуковой или зрительный);
5. провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);
6. усложнить правила (в старшей группе пойманных можно выручать; увеличить число ловишек и т.д.).
Появление способности абстрактно, критически мыслить, сознательно контролировать движения позволяет детям успешно усваивать усложненные правила игр, выполнять действия, объясняемые и показываемые руководителем.
Непосредственно на игровой площадке детей можно собрать при помощи зазывалочек (Раз, два, три! Играть скорей беги! Раз, два, три, четыре, пять! Всех зову играть! и др.). Можно в интересной форме поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок (пока вращается юла, звучит мелодия, размещаются атрибуты). Можно использовать нестандартные звуковые и зрительные сигналы (спортивный свисток, звонок-колокольчик, гроздь надувных шаров, фланелеграф и т. д. Эффективны и сюрпризные моменты: играть будут те, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой, кто сумеет проскользить по ледяной дорожке и др.
Организация малышей требует от воспитателя большой находчивости, потому что их нужно еще учить играть, формировать интерес к подвижным играм. Поэтому руководитель привлекая внимание малышей, демонстративно играет мячом, сопровождая движение стихами: «Мой веселый звонкий мяч...», или кружится, держась за руки с именинником или куклой и напевая песенку «Каравай»; или, подойдя к детям, таинственным голосом предлагает посмотреть, чьи ушки торчат за кустиком, а начерченный на площадке домик, куда приглашает воспитательница, похож на настоящий - с крышей и трубой
Правила игры руководитель должен излагать кратко, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести все изложенное в действиях. Неплохо, если руководитель расскажет об игре в форме сказки, что воспринимается детьми с большим интересом и способствует творческому исполнению в ней ролей. Этим способом можно пользоваться для лучшего усвоения игры, когда дети невнимательны или когда им нужен отдых после физической нагрузки. Для детей очень привлекательными могут быть игры с элементами таинственности, неожиданности.
Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Рекомендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли. Эффективным приемом является использование "двигательных перевертышей", когда в подвижной игре происходит резкая смена ролей. Водящим можно также назначить игрока, победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался не пойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу в игре и т.п.
Развитие творчества стимулирует и использование музыкального сопровождения.
Существенными факторами, стимулирующими творчество старших дошкольников в двигательной деятельности, являются:
регулярное планирование педагогом творческих заданий для детей (изменения, комбинирование, придумывание новых движений);
выделение в режиме дня времени для детского творчества (утренняя гимнастика, физкультурные паузы, досуги, праздники, прогулки, самостоятельная двигательная деятельность детей);
предоставление детям большей свободы в выборе двигательной деятельности, ее продолжительности;
развитие выразительности движений, расширение двигательного опыта за счет увеличения объема двигательных навыков, саморазвития в самостоятельной двигательной деятельности;
использование традиционного оборудования в необычных условиях и нетрадиционных пособий (например, "паутинки" из резинок, сделанный из картона "костер" для перепрыгивания, полосок из дерматина на "липучках" и т. п.) ;
создание атмосферы радости, воодушевления за счет изменения психоэмоционального состояния детей и педагога, совместных игр с детьми в качестве рядового участника, партнера;
использование музыкального сопровождения для обеспечения ритмичности, темпа движений, для создания ассоциативного фона, предоставление ребенку возможности самому решать двигательные проблемы;
создание проблемных игровых ситуаций, например, "Передвижение по залу в связке парами", "Построение дорожки из разных предметов", "Ералаш", "Ходьба по болоту, не замочив ног", "Преодоление пролезанием разных по величине препятствий", "Тень" (выполнение движений разной координационной сложности, "Поезд" (придумывание движений в соответствии с названием станции, "На что способны разные звери? " (в разном состоянии, настроении, самочувствии, выполнение движений (например, прыжков) одновременно в паре, тройке. Примером ситуации для проявления творчества могут быть игры - "ловишки" с меняющимися условиями: "Ловишки - приседалочки", "Ловишки с домиком", "Ловишки - расколдунчики" (пойманный освобождается другими игроками разными способами: касанием руки, "волшебным словом" и т. п., "Ловишки с ленточками", "Ловишки с мячом" (выбивала).
Показателем культуротворческого фактора в двигательной деятельности являются придумывание детьми выразительных статических и динамических движений (положение ног, рук, головы, мимика, точность передачи задуманного образа, выразительное речевое сопровождение.
Проявление детского творчества в двигательной деятельности может быть связано с возможностью элементарного экспериментирования в самостоятельной деятельности. Эффективными педагогическими приемами при этом могут быть следующие: придумывание вместе с детьми вариантов использования нестандартных физкультурных пособий, предоставление ребенку самому, не спешить с советом и объяснением.
Методика развития двигательного творчества детей дошкольного возраста в подвижных играх
VђЗаголовок 315