Конспект урока по русскому языку на тему: Развитие речи. Описание помещения. Сочинение


Тема: Развитие речи. Описание помещения. Сочинение
Цели:
- классифицировать виды сочинений-описаний;
-научить писать сочинение-описание помещения;
- научить правильно выстраивать структуру сочинения, составлять план, наполненный необходимым содержанием;
- совершенствовать умение точно и последовательно выражать мысли;
- совершенствовать мыслительные навыки: активизацию мышления, сообразительности, наблюдательности, формулирование мысли;
- уточнять и обогащать словарный запас, активизировать речь;
- работать над развитием речи, над обогащением словарного запаса учащихся; развивать зрительное внимание и слуховую память, словесно-логическое мышление;
- воспитывать любовь к школе и языку.
Оборудование:  записи на доске, тетради по развитию речи, учебник, ручки.
Ход урока.
I.Организационный момент.  
Приветствие детей и проверка готовности к уроку.
II. Постановка целей и задач урока. Вступительное слово учителя.
        Сегодня мы с вами будем учиться описывать наш класс. Ранее вы описывали предмет, описывали животного. Это были сочинения-описания. Теперь мы будем писать сочинение-описание помещения.  
 ( Описание - это изображение какого-либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Описание предназначено для того, чтобы слушавший вас человек ярко представил описываемый предмет)Описание помещения – разновидность описания.
Описание помещения, как и другие типы речи, чаще всего используются в сочетании с повествованием, описанием предмета и т.д. Нужно уметь соединять описание помещения с повествованием.
Беседа:
- Что такое интерьер?
- Какие два типа интерьера различают?
- Что относится к общественному интерьеру?
- Чем создается интерьер?
Сделать краткую запись на доске и в тетрадях:
ИНТЕРЬЕР (франц.) – это внутренняя часть здания, помещения, архитектурно и художественно оформленная. Различают два типа интерьера:
общественный и жилой.
Открываем тетради, записываем число и тему.
III.  Работа по подготовке к описанию помещения.
На прошлом уроке мы с вами сделали несколько «заготовок» для сочинения на тему «Наш класс», выбрав для характеристики предметов глаголы из предложенного ряда.
Тянется, возвышается, приютился, прячется, чернеет, вытянулся, с интересом смотрят на нас, занимают всю стену зеленеют, толпятся.Прочитайте свои планы по описанию, материалы к сочинению, которые были дополнены вами дома.
IV. Знакомство с памяткой “Как работать над сочинением-описанием помещения”.
Памятка
Обычно описание интерьера начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль сочинения (что?).
Создавая собственное высказывание, избегайте неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит, и др.). Эти глаголы можно опустить и воспользоваться предложениями без глаголов или заменить словами темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет, нельзя не заметить, бросается в глаза, манит к себе и др.
Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами для передачи местоположения предмета:около, рядом с, за ним, напротив, посередине, в центре, справа от..., налево от..., у окна, над столом, в углу, слева от..., возле, где-то и др.
В художественном описании помещения пользуйтесь словосочетаниями, которые помогут вам изобразить предмет и передать свое отношение к нему.
Каждую часть сочинения нужно выделять с помощью красной строки. Если вы не знаете, как закончить сочинение, перечитайте его начало, вспомните, ради чего вы писали сочинение, что хотели в нем сказать. Это поможет вам найти нужную концовку.
V. Самостоятельная работа учащихся по развитию речи.
Дети пишут сочинение.
VI. Подведение итогов.
- Что нового мы изучили на этом уроке?
- В чем особенности написания сочинения-описания помещения?
Урок окончен.