«Сюжетно-ролевая игра как средство оптимизации взаимоотношений детей дошкольного возраста в коллективе»

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 г. Тары»
Тарского муниципального района Омской области

«Сюжетно-ролевая игра как средство оптимизации взаимоотношений детей дошкольного возраста в коллективе»
Автор: Ермолович Елена Григорьевна, воспитатель БДОУ «Детский сад №3».
Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. В результате освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования дети должны овладеть средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками.
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать со сверстниками, в целом, это необходимые составляющие полноценного развития и залог успешного в последующем обучения детей в школе.
В связи с этим разработка педагогических приемов обучения детей выстраиванию взаимоотношений, помогающих своевременно предупреждать возникновение трудностей во взаимоотношениях детей, а в случае обнаружения ослаблять и по возможности, устранять их, является актуальной задачей дошкольной педагогики.
В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, одной из основных форм работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
При правильной организации игра создает условия для успешной оптимизации взаимоотношения детей в коллективе сверстников. Оптимизация, в данном случае, понимается как процесс приведения системы взаимоотношений детей в наилучшее состояние. Следовательно, педагоги должны использовать игру как средство для решения возникших проблем при взаимодействии детей между собой. В этой связи возникает проблема определения и отбора средств, позволяющих оптимизировать взаимоотношения детей в коллективе.
Объект исследования - оптимизация взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – сюжетно-ролевая игра, как педагогическое средство, позволяющие оптимизировать взаимоотношения детей в коллективе сверстников.
Цель исследования: разработать комплексно-целевую программу организации и проведения сюжетно-ролевых игр, направленных на оптимизацию взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в коллективе сверстников.
Цель, объект, предмет исследования обусловили задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, определить особенности взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста и выявить причины их нарушения.
- определить и теоретически обосновать технологические приемы организации сюжетно-ролевой игры.
- исследовать возможности сюжетно-ролевой игры в решении проблемы оптимизации взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в коллективе.
- опытно-экспериментальным путём доказать эффективность разработанной программы.
Гипотеза исследования: комплексно-целевая программа будет способствовать оптимизации взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в коллективе, если в ходе организации игры будут применяться технологические приемы обучения ролевому поведению (наблюдение за трудовой деятельностью взрослых, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, тематические беседы и др.), обучения способам взаимодействия и сотрудничества (совместная продуктивная деятельность, изготовление атрибутов к игре, воспитатель в роли «диспетчера» и др.), обучения детей оцениванию себя и других детей.
Тема, цель, задачи исследования обусловили выбор системы методов:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ результатов диагностики исследования;
- эмпирические: наблюдение, социометрий опрос, анкетирование.
В дошкольном возрасте потребность во взаимоотношениях становится одной из главных и на первое место выступают взаимоотношения со сверстниками. Первоначально взаимоотношения со сверстниками в группе детского сада возникают на базе определенной совместной деятельности, что является примером деловых взаимоотношений. Эти взаимоотношения постепенно становятся более осознанными, устойчивыми и избирательными, выделяются дружеские взаимоотношения. В старшем дошкольном возрасте происходит разделение на реальные и ролевые взаимоотношения, связанные с развитием сюжетно-ролевой игры. Реальные взаимоотношения складываются при подготовке к игре, а ролевые взаимоотношения характеризуются принятой на себя ролью. В старшем дошкольном возрасте происходит дифференциация детей по их положению в группе: одни дети становятся более предпочитаемыми сверстниками, другие не пользуются популярностью – либо отвергаются, либо остаются незамеченными.
Раскрыв сущность понятия «игровые технологии», можно сделать вывод, что они в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения играют ведущую роль, положительно влияют на качество образовательного процесса, и позволяют организовать деятельность детей, соответствующую этому возрасту, решив поставленные задачи. Посредством сюжетно-ролевой игры педагоги могут воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей. Игра детей строится на предпочтениях, интересе к партнеру по игре, отражающих личные взаимоотношения. В процессе игры у детей возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. И если у какого-то ребенка возникают трудности в построении взаимоотношений в игре, он тут же выпадает из игры и попадает в группу отверженных детей.
Педагог, организуя сюжетно-ролевую игру, обучает ролевому поведению, взаимодействию и сотрудничеству, используя технологические приемы: наблюдение за трудовой деятельностью взрослых, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, тематические беседы, принятие педагогом на себя роли «диспетчера», изготовление атрибутов к игре, оценивание вклада каждого ребенка в игру и др.
Таким образом, ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит сюжетно-ролевой игре. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, улучшению его положения в группе сверстников.
Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3 г. Тары». В экспериментальную группу входило 20 детей от 5 до 6 лет.
Опытно - экспериментальная работа проходила в несколько этапов.
1 этап – констатирующий.
Цель констатирующего эксперимента:
1. Определить состояние взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в коллективе.
2. Выявить причины проблем во взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальная работа были использованы следующие методы: анкетирование, наблюдение, социометрический опрос.
Наблюдение за детьми, анкетирование родителей показали, что из 20 детей 4 ребенка без желания посещают детский сад, родители объясняют это тем, что у детей возникают проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
Диагностика взаимоотношений детей в коллективе методом социометрического опроса по методике Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой “Капитан корабля”, представленная в диаграмме (см. рис. 1), показала, что в группе есть дети, которых не принимают в коллектив сверстников.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рис. 1. Показатели социометрического опроса

Для установления причин непринятия детей в коллектив, мы провели диагностику развития игровых умений у детей, применяя методику Н. Н. Серовой. Для выявления игровых умений детям предлагалась сюжетно-ролевая игра «День рождение белочки». Начать игру можно так: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в день рождения. Кто из вас скажет, что это за праздник и как он обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывает минимальную помощь в организации игрового процесса. По данной методике Н. Н. Серовой были выделены следующие компоненты игры: организация игры, содержание игры, роль, ролевые действия, речь, игровое общение. Каждый компонент оценивался в баллах.
Методика обследования сформированности уровня игровых умений показала, что у группы детей, непринятых в коллектив сверстников, низкий уровень игровых умений. Полученный результат в процентном соотношении представлен в диаграмме (см. рис. 2).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Рис.2. Уровни сформированности игровых умений у детей

Дети с низким уровнем игровых умений воспроизводят элементарные игровые сюжеты, затрудняются самостоятельно придумывать новый вариант сюжета. Роль ими называется и реализуется ограниченным количеством действий, связанных с ней. Игровые действия однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций, которые логически не перерастают в другие за ними следующие действия. В ролевой речи присутствуют отдельные реплики. Данные дети не умеют играть, не могут раскрыть ролевое содержание в игре.
Таким образом, из полученных результатов мы можем сделать вывод, что основной причиной непринятия детей в коллектив является несформированность их игровых умений, низкий уровень игровых умений.
Для того, чтобы сплотить эту группу и оптимизировать взаимоотношения, необходимо направить нашу деятельность и включить такие технологические приемы, которые позволят сформировать игровые умения у детей.
Исходя из результатов констатирующей части опытно-экспериментальной работы, когда были выделены и условно определены четыре социометрические статусные группы детей, основание для объединения в которые послужили уровень развития игровых умений, были обозначены и подобраны наиболее эффективные технологические приемы сопровождения игры, способствующие обогащению ролевого поведения, событийной стороны, налаживанию взаимодействий и взаимоотношений в игре.
2 этап – формирующий.
Цель формирующего этапа опытно-экспериментальной работы заключалась в разработке и внедрении комплексно-целевой программы сюжетно-ролевых игр.
Достичь поставленной цели мы смогли, решив ряд задач:
1. Обогатить ролевое поведение, событийные стороны, внося новое содержание и побуждать детей самим придумывать события для игры.
2. Помочь детям налаживать взаимодействие в игре, и использовать игру для улучшения положения ребенка в коллективе сверстников.
Для этого мы разработали комплексно-целевую программу игр, которая направлена на расширение ролевого поведения, репертуара детей, дает возможность обучить и включить всех детей в игру, позволяет развивать сюжет на основе полученных знаний об окружающей действительности.
За базовую игру была взята игра «Семья» знакомая детям, наиболее понятная, популярная среди детей, затем создавались ситуации, дающие возможность комбинировать тематические сюжеты в единый игровой сюжет (см. рис. 3).


Игра
«Пароход»


Игра
«Поездка на поезде»


Игра «Поликлиника»


Игра
«Семья»



Игра
«Салон красоты»


Игра
«Магазин»


Игра «Поездка на автобусе»


Игра
«Детский сад»




Рис.3. Примерная схема комплекса сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие игровых умений

Игры этого комплекса проводились в соответствии с комплексно-целевой программой по обучению детей, где осуществили взаимосвязь каждой игры с технологическими приемами, обеспечивающими оптимизацию взаимоотношений детей. При разработке программы нами были использованы рекомендации, предложенные Т. Н. Дороновой, В. В. Гербовой.
Суть данных рекомендаций заключается в том, что педагог осуществляет скрытое управление игрой, принимая роль диспетчера (волшебницы в играх семейно-романтического плана), которая не принимается самими детьми и потому отсутствует в наборах ролей, которые разыгрываются детьми. Данная роль позволяет педагогу не участвовать непосредственно в процессе игры, но в любой момент включится в нее на некоторое время. Оказав игре помощь, снова выходить из нее, пока вновь не потребуется его помощь. Принимая на себя данные роли, педагог ничем не сковывает инициативу детей, а предоставляет полную свободу действий, помогая раскрыть игровые возможности.
Для формирования игровых умений у непринятых детей в коллектив сверстников, в игру привлекались дети, имеющие сформированные игровые умения. Более подробно рассмотрим игру «Пароход», где использовались данные приемы. Вначале игры воспитатель побуждает исполнителя главной роли - капитана, познакомить детей с набором ролей, которые присутствуют в данной игре. Воспитатель в роли диспетчера спрашивает капитана: «Капитан, ваша команда готова к отплытию? Назовите, кто еще кроме капитана, входит в вашу команду». Ребенок называет роли (радист, боцман, кок, штурман). Дети получали представления о принятых ролях. Затем воспитатель выясняет, правильно ли дети понимают взаимосвязь выбранных ролей. «Капитан, кто вам уже доложил о готовности к отплытию? (радист, боцман, штурман). Дайте боцману команду проверить готовность матросов. Кок приготовил обед для команды? Боцман, матросы проверили исправность мотора? Капитан, уточните у радиста, налажена ли связь с землей». В данную игру не включаются яркие события, чтобы не отвлекать детей от усвоения системы ролевых взаимоотношений. Воспитатель помогает детям отразить в игре ролевые связи и отношения. Это позволяет выяснить, могут ли дети отражать в игре ролевые взаимоотношения, и строить на полученных данных свое воздействие. Если дети слабо ориентируются в ролевых взаимоотношениях, то воспитатель помогает отразить в игре простые ролевые связи и отношения, и разыгрывать их на фоне разворачиваемые события. Данная игра повторялась несколько раз с изменениями.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы, проводилась большая работа по подготовке к игре, включающая: экскурсии, наблюдения, беседы, организацию непосредственной образовательной деятельности, связанную с тематикой игр, чтение художественной литературы, рассказы воспитателя о том, как он играл в детстве и др.
При обучении игровым умениям непринятых детей, данные дети первоначально выполняли второстепенные роли, затем создавалась проблемная ситуация, разворачивалась система ролевых взаимоотношений, которая ставила их в центр игрового события. Более подробно рассмотрим пример, ребенок много знает, всегда сидит с книгой. Придумали значимое для него и его сверстников включение в игру: создали ситуация появления за бортом корабля раненого дельфина. Диспетчер переправляет вертолетом лучшего ветеринарного врача, которым стал данный ребенок, а быстрым вертолетом управлял второй непринятый ребенок.
В конце игр, подводились итоги, где подчеркивался вклад детей в развитие игры, значение выполненных ролей. Таким образом, обеспечивалось детям постоянное место в последующих играх с данным сюжетом.
Дети, непринятые сверстниками в процессе игр удовлетворяли свою потребность в игре. Выполняя роли второстепенные, а затем значимые, они почувствовали себя успешными.
Работа по оптимизации взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования сюжетно-ролевых игр, включала обучение ролевому поведению, обучение способам взаимодействия и сотрудничества, обучение детей оцениванию себя и других детей.
3 этап – контрольный.
Для проверки эффективности опытно-экспериментальной работы, было проведено контрольное обследование детей.
Цель контрольного этапа: подтвердить эффективность сюжетно-ролевой игры по оптимизации взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Определить уровень сформированности игровых умений у детей.
2. Выявить реальные взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста после реализации сюжетно-ролевой игры как средства оптимизации взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
На контрольном этапе мы провели повторную диагностику развития игровых умений у детей и диагностику социометрического опроса. Диагностика развития игровых умений показала повышение уровня игровых умений у непринятых детей в коллектив сверстников. Дети выполняют разнообразные игровые действия, определяемые ролью. Роли ими выделяются и направляют поведение детей. Ролевая речь обращена к товарищам по ирге, становится более выраженной, яркой. Данные дети могут раскрыть ролевое содержание в игре. Далее сравнили результаты диагностик контрольного и констатирующего этапов опытно-экспериментальной работы. Результаты сравнительного анализа представлены в диаграммах (см. рис. 4, 5).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Рис. 4. Сравнение уровней сформированности игровых умений
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис. 5. Сравнение результатов социометрического опроса на констатирующем и контрольном этапах

Сравнительный анализ результатов диагностик показал, что у детей с низким уровнем развития игровых умений в ходе опытно-экспериментальной работы уровень игровых умений повысился и в результате этого дети из групп «отвергаемые», «игнорируемые» в ходе социометрического опроса попали в группу «предпочитаемых» детей, получив хотя бы один выбор.
Таким образом, можем сделать вывод, что сформированность игровых умений детей позволяет нам оптимизировать взаимоотношения детей в данной группе.
Мы считаем, что добиться положительного результата нам помогли следующие технологические приемы сопровождения сюжетно-ролевой игры: наблюдение за трудовой деятельностью взрослых, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, тематические беседы, принятие педагогом на себя роли «диспетчера», оценивание вклада каждого ребенка в игру.
Экспериментальным путем мы установили, что в экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста существуют проблемы во взаимоотношениях, так как наблюдение выявило, что 20% детей не желают ходить в детский сад. Социометрический опрос показала, что данные дети находятся в статусе «игнорируемые» - 15%, «отвергаемые» - 5%, по причине их неумения отражать в игре ролевое взаимодействие, строить ролевые взаимоотношения.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы комплексно-целевая программа сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста включала комплекс игр, связанных между собой сюжетом. Комплексно-целевая программа способствовала обучению детей ролевому поведению, способам взаимодействия и сотрудничества, обучению детей оценивать себя и других детей, используя технологические приемы: наблюдение за трудовой деятельностью взрослых, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, тематические беседы, принятие педагогом на себя роли «диспетчера», изготовление атрибутов к игре, оценивание вклада каждого ребенка в игру и др. Результатом реализации данной программы стало улучшение взаимоотношений детей в группе, дети из групп «отвергаемые», «игнорируемые» попали в группу «предпочитаемых» детей.
Контрольный этап позволил прийти к выводу о том, что сюжетно-ролевые игры необходимо включать в игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста. Данный вид деятельности благополучно сказывается на взаимоотношениях детей в коллективе. При использовании технологических приемов сопровождения сюжетно-ролевых игр, возможно улучшить положение детей в коллективе сверстников, наладить взаимодействие в совместной игре.
В данной опытно-экспериментальной работе сюжетно-ролевая игра послужила средством оптимизации взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, что подтвердил сравнительный анализ результатов диагностики на контрольном и констатирующем этапах работы.
Цели и задачи нашего исследования достигнуты в полном объеме, гипотеза подтвердилась.
Список используемой литературы
10. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст] / Н. Ф. Губанова: программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 128 с.
11. Доронова, Т. Н., Гербова, В. В., Гризик, Т. И. Воспитание, образование и развитие детей 5–6 лет в детском саду: метод. руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» [Текст] / Т. Н. Доронова, В. В, Гербова, Т. И, Гризик; состт. Т. Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2006. – 191 с.
24. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст]: учеб. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М. : Сфера : Юрайт, 2003. – 464 с.
28. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет [Электронный ресурс] / Под ред. Е. О. Смирновой. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2001. 240 с. - Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/mor/MOR-001-.HTM
29. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» [Текст] / Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: «Мозаика-Синтез», 2005. – 344 с.
30. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 96 с.
Фотоотчет


























13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT141515







20%

60%

15%

5%

Популярные (звезды)

Предпочитаемые

Игнорируемые

Отвергаемые



20%

60 %

20 %

0

10

20

30

40

50

60

70





Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень





0%

20%

40%

60%

80%

100%

Низкий

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

констатирующий
этап

контрольный
этап