Семинар для педагогов «Как избежать синдрома профессионального выгорания?»

ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Семинар для педагогов
«Как избежать синдрома профессионального выгорания?»

Цель: мобилизация внутренних сил педагогического коллектива для плодотворной работы в школе.
Задачи:
Научить педагогов относиться к синдрому профессионального выгорания нормально (адекватно) и не бояться его.
Обучить простым стратегиям преодоления профессионального выгорания.
Формирование умений саморегуляции и саморазвития эмоциональной сферы личности.
Формирование позитивного отношения к себе.
Время проведения: 60 минут
Перед началом занятия, пока все усаживаются, по кругу пускается список. Каждый участник отмечает галочкой ту причину, которая больше всего его травмирует на работе.
Список причин, травмирующих учителей:
Взаимоотношения с руководством.
Сложный микроклимат в коллективе (конфликты).
«Трудные» ученики.
Взаимоотношения с родителями.
Постоянная нехватка времени.
Большое количество документации и ненужной бумажной
работы.
Социометрический статус в коллективе (отверженный и
непринятый).
Неумение сказать «нет», отказаться от дополнительной
«авральной» работы.
Особенности характера, которые вас самих не устраивают,
(застенчивость, агрессивность, медлительность и т. д.)
Низкая зарплата.
1. Упражнение «Разминка»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Время: 5 минут
Каждый из участников встаёт и говорит: «Здравствуйте, я рад (рада) вас видеть, потому что». Окончание фразы каждый придумывает своё.
2. Вступление.
Цель: краткое (тезисное) знакомство учителей с проблемой профессионального выгорания.
Время: 3-5 минут

Синдром выгорания (burnout) представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в ответ на хронические межличностные эмоциональные стрессоры на работе
Синдром профессионального или эмоционального выгорания возникает в результате постоянных стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности. Причины стрессов могут быть самые разные, начиная от рабочей нагрузки до сложных отношений с администрацией. По психологическим исследованиям 8 учителей из 10 имеют сформированный синдром эмоционального выгорания. Наиболее высокий уровень выгорания у руководителей учреждений образования и у педагогов, которые работают в интернатных учреждениях, социальных приютах и учреждениях для детей с особенностями развития.
Как известно педагогическая сфера деятельности – это постоянное напряжение в психоэмоциональном плане и повышенная ответственность.
Синдром эмоционального выгорания опасен как для человека, так и для окружающих. Если в коллективе появился человек, переживающий профессиональное выгорание, то возможна цепная реакция. Пессимизм начинает действовать как вирусное заболевание.
3. Тест «Насколько вы подвержены профессиональной деформации?»
(даётся в устной форме, выполняется анонимно)
цель: дать возможность педагогам определить у себя уровень профессионального выгорания.
Время: 5 минут
Постарайтесь сравнить себя сегодняшнего и себя «вчерашнего».
Подсчитайте, сколько симптомов характерно для вашего сегодняшнего состояния.
Я думаю, что меня недооценивают.
Я постоянно переживаю за качество своей работы.
Я часто ощущаю раздражение, завожусь с пол-оборота.
В последнее время я плохо сплю, меня мучают тревожные сны или, наоборот, я сплю вообще без сновидений.
У меня почти не хватает времени на отдых.
Мне трудно сохранять самообладание в ситуациях конфликта.
Мне не хватает возможностей для самореализации.
У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом.
Мне часто приходится идти на сделку со своими принципами (например, завышать оценки)
Время от времени я забываю обыденные вещи (выключен ли утюг , сделана ли запись в журнал)
В последнее время мне хочется видеть тех, с кем я общаюсь на работе (коллеги, учащиеся, родители)
Часто у меня возникает ощущение, что неделя длится нескончаемо долго.
К концу недели я чувствую, что у меня больше нет сил и энергии.
Меня беспокоит беспричинная тревога и чувство тяжести.
Ключ
До 4 баллов. У вас пока всё сравнительно благополучно. На всякий случай проверьте себя ещё через полгода.
5 – 9 баллов.
У вас имеются некоторые признаки профессиональной деформации. Если не обратите на это внимание теперь, в скором времени ваше здоровье окажется под угрозой.
10 – 14.
У вас сильно выражен синдром профессионального выгорания. Окружающим, в том числе и близким людям, с вами тяжело, даже если они это скрывают. Ваше здоровье под угрозой. Астма, гипертония, диабет, язва желудка – вот некоторые из большого списка заболеваний, которые вас ждут, если вы не измените свою жизнь.
4. Задание «Фазы профессионального выгорания».
Цель: дать возможность участникам отрефлексировать своё состояние за определённый промежуток времени (время определяют сами)
Время: 8-10 минут
Теоретическая часть: три фазы записываются на доске.
Тревожное напряжение.
Вы недовольны собой и понимаете, что вам некомфортно в своей профессии. В связи с этим развивается тревожность, и как результат – тяжёлое психологическое состояние.
Противостояние.
В этой фазе вы реагируете на партнёров по принципу «хочу – не хочу». Можно сказать, что вы человек настроения.
3. «Опустошение».
Вас уже ничего не беспокоит, вы потеряли интерес к людям, с которыми работаете. Возможны проблемы со здоровьем, в том числе и психологическим.
Практическая часть:
Задание:
Вспомните случалось ли с вами нечто подобное?
В какой фазе вы находились?
Что вы чувствовали?
Как из этого состояния вышли?
Стратегии преодоления профессионального выгорания.
Цель: обучить педагогов элементарным способам преодоления профессионального выгорания.
Время: 20-25 минут
Оборудование: на доске записаны фундаментальные отрицательные эмоции (Страх (испуг, паника), Гнев (взбешённость, безумие), Горе (уныние, печаль, сломленность), Отвращение (неприязнь, омерзение), Презрение(пренебрежение, надменность), Стыд (застенчивость, робость).
Каждому раздаётся распечатанный список возможный стрессовых состояний.
Алгоритм детализации проблемы:
проводится для всего коллектива сразу
Выясните общую причину стресса (поможет список причин, травмирующих учителей, который давался перед началом занятия).
Определите, что вы чувствуете:
- Какая эмоция взяла верх над остальными? (список эмоций прилагается).
- Какое ваше состояние в данный момент? (список возможных состояний прилагается). Состояния, характерные для коллектива, записываются на доске.
III. Каким органом вы реагируете на стрессовую ситуацию? (голова, глаза, горло, сердце, желудок, руки, ноги и т. д.) Тоже записывается на доске.
IV. Смените стереотип поведения. (для этого выясняется, кто виноват: субъект или объект?)
Если в вашем стрессовом состоянии виноват какой-то человек, то
Постарайтесь увидеть позитивные намерения другого человека (определите причины, заставившие его так поступить с вами). Даже если вы уверены в своей правоте, это не значит, что у вашего обидчика нет своей правды.
Откажитесь от «зеркальной» реакции и дайте человеку договорить, не перебивая его. Не платите ему той же монетой, не обрушивайте на него те же нотации и критику, что и он на вас.
Проявите к нему понимание и эмпатию. Воспринимайте своего партнёра как человека, чьё поведение очень точно иллюстрирует фразу «благими намерениями вымощена дорога в ад». Именно от вас зависит, станет ли всё по-другому, если в ответ на колкости и раздражение вы ответите спокойствием, выдержкой и дружелюбием, а то и вовсе «погладите» его «по душе».
Если ваше стрессовое состояние вызвано какими-то другими причинами, то
Постарайтесь адекватно посмотреть на проблему (подойти к ней с разных сторон: критически, творчески, позитивно, философски).
Чтобы это сделать, надо владеть способами воздействия на внутренние состояния.
Способы воздействия на внутренние состояния:
I. Изменение физического состояния (дыхания, мимики, жестов)
1. Первым делом расслабьтесь. В этом вам поможет простое упражнение
«Дыхание» (делайте быстрый вдох и медленный выдох. Выдох в два раза длиннее вдоха)
2. Просто улыбнитесь, даже, если не хочется.
Тренировочное упражнение.
Изобразите улыбку грустную, злорадную, блаженную, восторженную.
Если хотите изменить своё внутреннее состояние в лучшую сторону, улыбайтесь восторженно или блаженно.
3. Старайтесь говорить медленно, движения делать плавные.
II.Использование чувственных образов (зрительных, слуховых, тактильных)
Постарайтесь вспомнить что-то очень приятное для вас. Вспомните то состояние радости и удовлетворения, в котором вы находились. Соберите воедино эти минуты своей жизни, найдите время прожить их ещё раз хотя бы мысленно.
Если у вас есть любимый герой из кинофильма или книги, то представьте, как бы на вашем месте поступил он, или чтобы он вам посоветовал в данной ситуации.
Послушайте любимые мелодии и потанцуйте, можно в одиночестве. Рекомендуют слушать классическую музыку или народные мелодии. Из музыкальных инструментов лечебное воздействие оказывает орган.
Преобразуйте свою эмоцию. Для этого нужно представить, как она выглядит, что из себя представляет, и уничтожить её или договориться с ней жить мирно.
Сделайте какую-нибудь безделушку или слепите, или нарисуйте.
Воспринимайте мир, как мир добра и красоты. Это создаёт гармонию внутри себя.
Стихотворение Блока (зачитывается вслух).
Когда ты загнан и забит
Людьми, заботой иль тоскою;
Когда под гробовой доскою
Всё, что пленяло тебя, спит;
Когда по городской пустыне,
Отчаявшийся и больной,
Ты возвращаешься домой,
И тяжелит ресницы иней,
Тогда – остановись на миг
Послушать тишину ночную:
Постигнешь слухом жизнь иную,
Которой днём ты не постиг;
По-новому окинешь взглядом
Даль снежных улиц, дым костра,
Ночь, тихо ждущую утра
Над белым запушённым садом,
И небо – книгу между книг;
Найдёшь в душе опустошённой
Вновь образ матери склонённой,
И в этот несравненный миг –
Узоры на стекле фонарном,
Мороз, оледенивший кровь,
Твоя холодная любовь –
Всё вспыхнет в сердце благодарном,
Ты всё благословишь тогда,
Поняв, что жизнь – безмерна боле,
Чем quantum satis* Бранда воли,
А мир – прекрасен, как всегда.
(* «в полную меру» лат. – лозунг Бранда, героя драмы Ибсена.)
III. Проговаривание вслух.
Самовнушение. Фразы должны быть краткими, понятными, простыми. Чтобы это подействовало нужно выполнить одно важное условие – самовнушение должно идти без применения волевых усилий. Вы не должны заставлять себя что-то говорить или приказывать, вы должны искренне этого хотеть. Бессознательное самовнушение бывает очень успешным, т. к. осуществляется без усилий.
Тренировочное упражнение
Скажите фразу «я рад»
- гневно,
- безразлично,
- гордо,
- жалостно
- заманчиво
- ласково
- окрыляюще
Аутогенная тренировка. (требуется продолжительное время, чтобы научиться )
Профилактика эмоционального выгорания.
Цель: ознакомить участников группы с профилактическими мерами по предупреждению профессионального выгорания.
Время: 5 минут
Физкультура. Можно просто 2-3 раза в неделю по 20 минут делать пешие прогулки. Этим вы будете накапливать энергию для следующих стрессовых ситуаций.
Водные процедуры. Вода очень хорошо снимает усталость.
Правильное питание.
Сон.
30-минутное одиночество после тяжёлого рабочего дня.
Любимое занятие, хобби.
Встреча с друзьями.
Заключительная часть.
Упражнение «Эмоциональная почта»
Цель: создание положительного эмоционального настроения в группе, проявление эмпатии друг к другу.
Время: 5-10 минут
Все садятся в круг. Каждому участнику раздаётся листик и ручка. Он подписывает свой листик вверху и передаёт соседу. Сосед пишет какое-нибудь доброе пожелание этому человеку и передаёт дальше и так до тех пор, пока листик, исписанный пожеланиями, не вернётся к хозяину. В результате у каждого участника на руках будет целый список пожеланий.
Если остаётся мало времени, можно предложить упражнение «Шляпа пожеланий»
Каждый пишет на полоске бумаги приятное пожелание, складывает её и кладёт в шляпу. Затем каждый из участников достаёт из шляпы для себя пожелание.
В конце занятия каждому участнику раздаётся тест-памятка.











15