Тренинг Профилактика синдрома выгорания


Тренинг: «Профилактика эмоционального выгорания» 1)Обоснование выбора темы: Предупреждение профессионального “выгорания” требует психологической иммунизации, то есть актуализации личностных ресурсов, которые и являются тем самым иммунитетом против “выгорания” и других проблем личности взрослого человека. Глубокая психопрофилактическая работа позволяет обучить человека психогигиеническим навыкам поведения, умению самостоятельно выстраивать вектор собственной жизни.
2) Цель: предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния педагогов.
3)Задачи:
Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом практического выгорания”
Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости , дружелюбия и доверия друг к другу.
Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.
4) Литература:
Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ О.И Бабич – Волгоград: Учитель, 2009. – 116 с.
Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2005. – 184 с.
Митина Л.М. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция/ Л.М.Митина. – М.: 2003. – 312 с.
Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях/ Т.И.Рогинская. Психологический журнал – М.: 2002. – № 3 – с. 85–95.
Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога/ Е.М. Семенова – М.: Издательство института психотерапии, 2002. – 211 с.
Рычкова В.В. Формирование эмоциональной устойчивости педагога/ В.В. Рычкова – Чита: ЧИПКРО, 2005. – 75 с.
2. Форма организации семинара
1) Семинар проводился в виде тренинга так как это позволяло научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом эмоционального выгорания, создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости, а также формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.
3. План и конспект хода занятия
Правила, принятые группой педагогов, участвующих в тренинге.
Не опаздывать.
Заботиться о конфиденциальности жизни группы.
Стремиться быть активным участником того, что происходит.
Не отказываться от права сказать «нет», а так же от права самому решать, как себя вести. Как поступать в той или иной ситуации.
По возможности, быть искренним, сообщать достоверные сведения.
Иметь право получать поддержку, помощь со стороны группы.
Стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать.
Иметь право высказывать свое мнение по любому вопросу.
Высказываться только от своего имени и о том, что воспринято, прочувствовано, переживается, происходит здесь и сейчас.
Не говорить о присутствующих в третьем лице.
Занятие № 1
Задачи: создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу; формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.
“Испорченный телефон”
Цель:
сплочение коллектива, снятие напряжения участников, сократить дистанцию в общении;
способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.
Инструкция: участники встают в колонну по одному, ведущий встает в конце колонны. Все участники повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника. Затем он жестом показывает какой-либо предмет (надувной шар, часы, и пр.) первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передает третьему и так далее. Последний участник называет предмет.
Условия: все делается молча, только жестами, но можно попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу.
Рефлексия:
Как вы себя чувствуете? Что вы чувствовали во время выполнения упражнения? Что трудно было сделать для вас и как вы справились с этим? Что открыли для себя нового?
Характеристика человека по предъявляемой фотографии
Цель: развитие мыслительных процессов и выработка умения слушать и слышать свою интуицию.
Инструкция: выберите любую из предложенных фотографий, внимательно посмотрите на нее и составьте характеристику человека, которого вы видите на этой фотографии.
Рефлексия:
Впечатления от проделанной работы; возможные трудности, с которыми столкнулись во время выполнения задания; находки, которые сделали в ходе выполнения упражнения.
Письма-пожелания
Цель: развитие умения давать и принимать обратную связь.
Инструкция: ведущий раздает участникам группы по листу бумаги, который предлагает прикрепить на спины друг друга и просит написать пожелания тем, кому хочется.
Затем участники группы читают адресованные им письма – пожелания.
Рефлексия:
В обсуждении участники делятся впечатлениями о том, что они чувствуют сейчас, когда прочитали письмо – пожелание и тогда, когда писали пожелания другим участникам группы.
Овладение техникой интонирования и мимикой
Многократными исследованиями психологов подтвержден тот факт, что любая ин формация передается не только словом, но и через интонацию, жесты, позу, походку, мимику говорящего.
Цель: развитие простейших навыков общения, умение привлечь внимание окружающих средствами мимики, пантомимики, передача эмоциональных состояний.
Инструкция:
А) сказать с разными интонациями в голосе слова: “Здравствуй”, “До свидания” – громко, тихо; кратко, растянуто; заикаясь, убедительно, утвердительно; восторженно, задумчиво; вызывающе, скорбно; нежно, грубо; иронически, шутливо, злобно; тоном ответственного работника; разочарованно торжественно и т.д.Б) войти как глубокая старушка, артистка балета, солдат и т.д.В) улыбнуться как победитель; побежденный; подхалим, начальнику, начальник подчиненному, мать младенцу.
Рефлексия:
Что может выразить походка (тон и сила голоса) человека: Его профессию? Его эмоции? Его возраст? Как реагирует на разные стили походка?
“Земляничная поляна”
Ведущий рассказывает о том, что в случаях, когда испытываешь напряжение, “зажатость”, тревогу, можно помочь себе, расслабляясь с помощью простых приемов, которые помогают не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, которое не наносит ущерб интересам другого человека. Затем он проводит упражнения на релаксацию.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения участников.
Инструкция: сядьте удобно на стул, закройте глаза. Представьте, что вы мысленно перенеслись на земляничную поляну так, как если бы она была перед вами. Земляника созрела, она вокруг, она везде. Побудьте на этой поляне. Попробуйте земляники. Делайте на поляне то, что вы хотите делать. Или ничего не делайте, просто побудьте там”.
Рефлексия:
Как вы себя чувствуете? Какие эмоции вы испытывали во время выполнения упражнения? Что вы открыли для себя нового?
“Пожелание по кругу”
Цель: дать возможность проговорить то, что не успели сказать или обсудить в ходе работы группы.
Инструкция: ситуация стресса может мобилизовать к продуктивной активности, но может вызвать в нас и различные негативные чувства, такие как обида, злость, ощущение отчаяния и другие. Самое главное – выговориться. Если такой возможности нет, то можно изложить свои чувства и мысли на бумаге (написать или нарисовать что-то).
Рефлексия:
У вас есть возможность выразить, то, что вы не успели сказать раньше
Занятие № 3
“Нестандартное приветствие”
Цель:
продолжить работу на сплочение коллектива, снятие напряжения участников, сокращение дистанции в общении;
создание позитивного эмоционального единства группы.
Инструкция: группа сидит в кругу. Первый участник нежно, ласково прикасается к соседу и приветствует его. Второй передает приветствие третьему, и так всем участникам тренинга.
Рефлексия:
Что чувствовал участник, когда передавал или принимал приветствие соседа?
Золотой и черный стул
Цель: развитие умений открыто высказывать свое мнение и слушать мнение других участников группы о себе.
Инструкция: Ведущий предлагает участникам группы узнать мнение о них других участников. Высказываться друг о друге он рекомендует приблизительно в такой форме: “Мне не приятно, когда ты делаешь или говоришь то-то и то-то, у меня возникают такие чувства, и мне кажется, что это могло бы быть то-то и то-то. Следует избегать определений “хорошо”, “плохо”.
Один из участников по желанию выходит в центр круга и выбирает стул, на котором будет сидеть, если он садится на золотой стул, то все говорят ему комплименты, а если садится на черный стул, то остальные по очереди говорят на “Я высказывании” то, что не приятно им в этом человеке.
Рефлексия:
В обсуждении участники делятся впечатлениями, как изменились их чувства по отношению друг к другу после этого упражнения? Какие чувства испытывали, когда слушали или высказывали свое мнение?
Найди и промолчи
Цель: развивать интуицию, умение концентрировать зрительное внимание, сдерживать эмоции.
Инструкция: Участники группы отворачиваются, закрывают глаза или выходят из комнаты. Ведущий ставит игрушку так, чтобы она была в поле зрения участников. Группа молча ищет игрушку. Нашедший молча и никоим образом не показывая виду, что он нашел, садится на свое место. Чем меньше остается, ищущих, тем сложнее найти предмет.
Рефлексия:
В обсуждении участники делятся впечатлениями о том, что помогло найти предмет, о том, что чувствовали в тот момент, когда нашли предмет и как смогли скрыть это чувство? Что привлекло внимание в поведении остальных участников группы.
Кошка, которая гуляет сама по себе
Цель: отработка навыков выразительного использования мимики и жестов, необходимых педагогу в его повседневной жизни.
Ведущий говорит о том, что многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми, и спрашивает участников, кому знакомо это чувство. Следующая игра предлагается, как средство избавления от этого опасения.
Инструкция: Все встают в круг, оставляя побольше места в центре. Участникам предлагается поочередно пройти через круг, но не обычной походкой. Если человек затрудняется, предложите ему пройти, как шпион (крадучись, на цыпочках), как супермодель, как солдат, как воришка, как крутой, как и т.д.Рефлексия:
Что может выразить походка человека: его эмоции? Его профессию? Как реагирует на разные стили поведения походка, мимика, жесты?
Рекомендации профилактики стресса и выгорания
Проявляйте заботу о своем настроении и положительном жизненном настроении, овладевайте навыками самовнушения “радости дня”, радости выполняемой работы.
Радуйтесь любому своему достижению. “Ничто не обескураживает больше, чем неудача; ничто не одобряет сильнее, чем не успех”. Даже после сокрушительного поражения боритесь с угнетающей мыслью о неудаче лучше всего с помощью воспоминаний о бывалых успехах.
Не откладывайте надолго важные дела, ибо стресс «незавершенного действия» будет истощать ваши ресурсы.
Важно научиться говорить “нет” и только после этого браться за большие объемные работы.
Постоянно стремитесь завоевать любовь, но все же не заводите дружбы с бешеной собакой.
Признайте, что совершенство невозможно, но в каждом виде достижений есть своя вершина. Стремитесь к ней и довольствуйтесь этим.
 3.Резюме обсуждения темы на семинарском занятии: Участники занятия убедились, что не следует считать “выгорание” чем-то неизбежным. Нужно предпринимать определенные шаги по профилактике, которые могут предотвратить, ослабить и исключить его возникновение. Нужно пробуждать личностные ресурсы, помогающие преодолеть жизненные и рабочие стрессы. Если степень “выгорания” высока, наряду с приемами “самопомощи” целесообразно обратиться за поддержкой к специалистам-психологам. В заключительной части участники тренинга ответили на ряд вопросов: что каждый из участников получили от тренинга? Оправдались ли ожидания? Как участники будут применять эти приемы тренинга в обычной жизни. Все учителя принимали активное участие в обсуждении тренинга, что позволило членам группы сконцентрироваться на том, что они почувствовали и узнали во время занятия. Кроме того, участники отметили, что каждый из них приобрел новый опыт.