Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству Матрешка (папье-маше)



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества Автозаводского района»
Методическая разработка занятия
по декоративно прикладному творчеству
«Матрешка» (папье-маше)


Составитель:
Костина Татьяна Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования структурного подразделения «Луч»
г. Нижний Новгород
2016 г.
Пояснительная записка
Методическая разработка представляет собой 2 занятия по папье-маше для учащихся семи-восьми лет. Она может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями ИЗО и технологии.
На занятии «Матрешка» объединились такие направления работы, как познавательная деятельность, обучение декоративно-прикладному творчеству и декоративной росписи поделки.
Цель занятий
Формирование умений и навыков в конструировании изделий в технике папье-маше.
Задачи:
Развивать скульптурные навыки детей, вызвать интерес к данному виду декоративно-прикладного творчества.
Развивать творческую фантазию.
Освоить декоративную роспись, использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков.
Воспитывать аккуратность во время творческой работы.
Форма занятия: групповая.
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:
словесный метод (рассказ).
наглядный метод (иллюстрации, наглядное пособие «Матрешка»).
наглядно-практический метод (творческая работа).
игровой прием (физкультминутка).
Материалы и оборудование:
Для педагога:
План-конспект занятия,
Иллюстрации,
Наглядное пособие «Матрешка».
Для учащихся:
Туалетная бумага
Одноразовый стаканчик (любой формы)
Клей ПВА
Щетинистая кисть
Ножницы
Краски (гуашь)
Кисти для росписи
Тряпочки
Условия проведения Занятия
устранение умственной перегрузки учащихся, постоянная смена методов и приемов работы с детьми, смена умственной и физической нагрузки
создание психологически комфортной обстановки на занятии

Занятие составляет два урока: 45 минут лепка, 45 минут- роспись.
Ход 1 занятия
1.Организационный этап.
-Здравствуйте, ребята, занимайте свои места.
-Давайте с вами поприветствуем друг друга.
(Учащиеся заходят, приветствуют друг друга и педагога, садятся).
2.Изложение нового материала. Практическое задание.
-Сегодня мы познакомимся с новой техникой лепки, искусства
папье-маше. На нашем занятии мы будем создавать фигуру «Матрешку».
Наши матрешки очень знамениты. Про матрешек написаны рассказы, песни, поговорки.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг с дружкой
Ах, забавные игрушки.
И зовут их очень просто:
Люба, Надя, Груша,
Марина, Вера, Ксюша,
Дуняша, Катя, Зина,
Наташа, Таня, Нина…
Впереди стоят большие, потом крошечки-Русские матрешечки!
-Ребята, у кого дома есть матрешки? (Ответы детей)
-Давайте рассмотрим настоящую матрешку и сделанную в технике папье-
маше. Настоящая сделана из дерева, а другая из простой бумаги.
-Я расскажу вам немного истории.
-Папье-маше (французское слово), в переводе жеваная, рваная бумага. Она легко поддается любой форме, при помощи обычного клея.
-Папье-маше очень кропотливый, трудоемкий процесс, и выполнить все за одно занятие невозможно.

Сегодня у нас первое занятие.
1 шаг: Лепка головы матрешки.
Мы берем туалетную бумагу, делаем небольшой круглый ком и кладем
его на ленту, слегка смазанную клеем. Клей не наносим на всю ленту, лишь
В ленту заворачиваем ком, крутя то вправо, то влево. Когда лента
израсходована, примеряем к дну стаканчика. Размер головы должен быть чуть больше дна стаканчика. Для головы матрешки потребуется три ленты туалетной бумаги.
Щетинистой кистью хорошо обмазываем головку. Во время работы руки часто пачкаются клеем, поэтому их нужно протирать сухой тряпочкой.
2 шаг: Присоединение головы к туловищу.
Намазываем перевернутый стаканчик клеем и кладем головку наверх перевернутого стаканчика. Рваную бумагу кладем на головку и стакан и кистью примазываем – часть к голове, часть к туловищу (стаканчику). Во время работы не следует поднимать или наклонять поделку.
3 шаг: Укрепление туловища.
Сочетая мятую тетрадную и рваную салфеточную бумагу, ребята
наносят ее на стаканчик, каждый раз обмазывая клеем. Наносим около пяти слоев.
- Вы, наверное, устали. Ребята, давайте проведем физкульт-минутку:
Мы активно отдыхаем –
То встаем, то приседаем –
Раз – два – три – четыре – пять,
Вот как надо отдыхать.
(Приседания)
Головой теперь покрутим –
Лучше мозг работать будет.
(Вращения головой)
Вертим туловищем бодро –
Это тоже славный отдых
(Вращение туловищем)
Отдохнули - и за дело!
-Ну, молодцы! Отдохнули! Продолжаем работу.
4 шаг: Платок.
Показывая ученикам, на своем примере, берем половинку салфетки и, складывая, примеряем, кончики должны сойтись. Полученный размер склеиваем в треугольник (платок). Также смазать низ клеем и приклеить.
Работа лепки матрешки закончена.
3. Подведение итогов 1 занятия.
- Посмотрите, какие красивые заготовки матрешек у вас получились.
- Какую оценку вы поставите себе за выполнение своей работы?
- Что больше всего вам понравилось на нашем занятии?
4. Уборка рабочих мест и прощание.
- Все сегодня молодцы! Ваши матрешки остаются сохнуть.
А нам пора прощаться, и навести порядок на своих местах.
(Уборка рабочих мест.)
- Всем, всем до свидания! До новых встреч! Спасибо за работу!
Ход 2 занятия
1.Организационный этап.
-Здравствуйте, ребята, занимайте свои места.
-Давайте с вами поприветствуем друг друга.
(Учащиеся заходят, приветствуют друг друга и педагога, садятся).
-Сегодня мы продолжим изготовления поделки из папье-маше.
-Вспомним шаги изготовления нашей Матрешки. (Ответы учащихся).
-Продолжаем работу.
5 шаг: Роспись.
К этому уроку поделка хорошо высохла, нам её будет легко расписать.
Учитель показывает разных по цвету и узору матрешек.
Сарафаны расписные,
Щечки яркие горят,
Матрешки, как живые
Шлют улыбки всем подряд.
Предлагает, на выбор цвет платочка и сарафана. Дети выбирают цвета.
В процессе работы учащиеся прерываются на физкультминутку.
Физкультминутка:
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Покрасив поделку, учащимся дается творческая свобода, оказывая индивидуальную помощь.
3. Подведение итогов 2 занятия.
- Посмотрите, какие красивые и разные матрешки у вас получились.
- Какую оценку вы поставите себе за выполнение своей работы?
-Чьи матрешки вам нравятся? (Дети обмениваются впечатления и ставят оценки друг другу).
- Что больше всего вам понравилось на нашем занятии? (Ответы детей).
- Выставка работ.
4.Закрепление пройденного материала.
-С какой техникой мы работали? (Ответы детей).
-Какие изделия можно сделать еще? (Предложения учащихся).
4. Уборка рабочих мест и прощание.
-Молодцы! Все хорошо поработали!
-Наступила пора прощаться и навести порядок на своих местах.
(Уборка рабочих мест.)
- Всем, всем до свидания! До новых встреч! Спасибо за работу!

Литература:
Бельтюкова Н. Б. –Самоделки из папье-маше/-М.:АСТ;СПб:Сова,2006
Бельтюкова Н. Энциклопедия рукоделия «Папье-маше»
Гибсон Р.,1997 «Папье-маше»
Журнал «Педсовет»
Родионова С. Папье-маше. Самая полная энциклопедия. Издательство АСТ- Пресс. 2009г.
Чаянова Г.Н. Папье-маше. Издательство Дрофа-Плюс 2007г.