Статья по физической культуре на темуСпортивные игры как средство физического воспитания школьников
Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обуславливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что 82-85 % дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя).
Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Мало подвижное положение отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга, снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающего у школьников при продолжительном и напряженном умственном труде,- это активный отдых от школы и организованная физическая деятельность. В учебном процессе, в школе, такой деятельностью является урок физического воспитания.
В современном мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физического воспитания. Она проявляется в следующих задачах:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся;
- воспитание подрастающего поколения, способного противостоять негативным явлениям таким, как пьянство, табакокурение, асоциальное поведение и т.д.;
- укрепление единства и сплочённости коллектива;
- подготовка к производственной деятельности и воинской службе;
- формирование у детей способности адаптироваться к сложным ситуациям и противостоять повышенным стрессовым нагрузкам;
- проведение досуговой деятельности в многообразных формах, способных удовлетворить интересы и потребности любого ребёнка.
Одним из средств физического воспитания, через которое можно решить перечисленные задачи и являются спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол и т.д.).
Мировой опыт показывает, что спортивные игры обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья и формирования здорового морально-психологического климата в коллективах и в обществе в целом.
Спортивные игры – универсальный механизм для саморегуляции обучающихся, для их самовыражения и развития.
Они оказывают разностороннее влияние на организм занимающихся. Включая разнообразные формы двигательной деятельности (бег, ходьбу, прыжки, метание, удары, ловлю и броски, различные силовые элементы). Спортивные игры развивают глазомер, точность и быстроту движений, мышечную силу, способствуют развитию сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной систем, улучшению обмена веществ, укреплению опорно-двигательного аппарата.
Спортивные игры развивают умение ученика концентрироваться на одном предмете, что очень важно для обучения в ученом заведении. Т.к. большинство игр связаны с перемещением каких-либо предметов в пространстве, на которых следует концентрировать своё внимание.
Спортивные игры, характеризуются непрерывной сменой игровой обстановки и способствуют выработке у детей быстрой ориентировки, находчивости и решительности.
Необходимость соблюдения определённых правил в спортивных играх и играх в команде, помогают воспитывать у ребят дисциплинированность, умение действовать в коллективе.
Чем разнообразнее и сложнее приёмы той или иной игры, чем больше в ней движений, связанных с интенсивной мышечной работой, тем сильнее она воздействует на организм и ценнее, как средство активного отдыха.
Более эффективным отдыхом, являются спортивные игры на свежем воздухе. Во время занятий на свежем воздухе изменяется обстановка проведения учебного занятия (выполняются вне школьного, вне классного помещения) меняется настроение и поведение детей. Они становятся более раскрепощёнными в поведении, в общении. Настроение повышается. А также происходит не произвольное закаливание организма, воздушными и солнечными ваннами.
Следует учитывать и эмоциональный фактор. Оптимально подобранная и дозированная игра повышает общий эмоциональный тонус, создавая устойчивое бодрое настроение, которое служит наиболее благоприятным фоном для умственной деятельности и важным профилактическим средством против утомления.
Социальное значение спортивных игр.
Физическое воспитание тесно взаимосвязано с другими сторонами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и, следовательно, имеет большое влияние на развитие в обществе.
В спортивных играх представлены практически все виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная и т. д. поэтому через спортивные игры можно активно формировать сознание и поведение учащихся в нужном направлении.
В процессе занятий спортивными играми осуществляется умственное воспитание учеников. Здесь имеют быть место две связи: непосредственная и опосредованная.
Непосредственная связь заключается в том, что в ходе занятия спортивными играми осуществляется прямое воздействие на развитие интеллектуальных качеств занимающихся. В процессе занятия играми непрерывно возникают двигательные познавательные ситуации, решение которых требует значительного умственного напряжения. Уже простое решение двигательных задач: как сделать движения быстрее, точнее, что надо предпринять, чтобы исправить допущенную ошибку и т.д.- представляет собой цепь мыслительных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие решения. Специфичность умственной деятельности в процессе занятия спортивными играми заключается в тесном взаимодействии между движениями тела и умственными операциями: занимающиеся непрерывно сверяют программу движений с её фактическим выполнением. В результате закрепляются осознанные связи между мышечными ощущениями, двигательной задачей и способом её решения. Движения становятся способом познания и освоения окружающего мира.
Опосредованная связь спортивных игр с умственным развитием личности состоит в том, что занятия играми создают необходимый фундамент в виде крепкого здоровья, которое позволяет ученику полноценно выполнять умственную деятельность. Занятия спортиграми зачастую используются как средство снятия умственного напряжения и стимуляции интеллектуальной деятельности.
В процессе занятия играми также происходит нравственное развитие учащихся. Оно направлено на формирование у занимающихся социально ценных качеств, которое определяет его отношение к другим людям, к обществу, к самому себе и в совокупности представляют то, что принято называть нравственной воспитанностью.
Занятия спортиграми развёртываются на фоне общения, в коллективе, под руководством учителя. Именно общение является самым могучим фактором формирования нравственных качеств учеников. С самого начала занятий играми дети начинают сознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями, учатся управлять своими действиями, соотносить их к действиям других. Так укрепляются воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведения.
В играх заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, воспитуемые учатся не только организовывать своё поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизировать деятельность других в интересах команды. Под руководством учителя укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды, школы и т.д.
Заключение.
Спортивные игры, вне всякого сомнения – одно из главных средств физического воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных качеств. Но не только.
В процессе занятий играми закаляется его воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решение, разумно рисковать или воздержаться от риска. Учащийся занимается рядом с товарищами, соревнуются с соперниками и обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других. Благодаря чему приходит к ребёнку смелость, умение не сдаваться и радоваться победе других – все те лучшие волевые и физические качества, к которым приобщается ученик.
Через спортигры приходит воспитание «нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство».
Аргументируясь такими положительными результатами органы
Здравоохранения и Министерство образования России приняло решение включить в образовательную программу базовыми разделами, такие виды спортивных игр, как баскетбол, волейбол.
Нелишне привести высказывания тех, кто целиком посвятил себя этой деятельности и добился известных результатов, личных и общественных.
« Для меня спортивные игры – это радость, игра силы, совершенство человеческих достоинств, быстрая реакция, смекалка, фантазия, неожиданности и открытия».
Л. Яшин
«Пора, наконец, признать, что нельзя говорить о полном воспитании там, где отсутствует воспитание движений. Ловкость, выносливость и настойчивость, в известном смысле, могут быть названы мускульными добродетелями, а утомляемость, апатия, капризное настроение, скука, беспокойство, рассеянность и неуравновешенность – мускульными пороками».
А.П. Нечаев ( профессор психологии физической культуры)