Федеральные государственные образовательные стандарты и профессиональный стандарт педагога: единство задач одних результатов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 имени С.В. Добрина г.Липецка
Федеральные государственные образовательные стандарты и профессиональный стандарт педагога: единство задач одних результатов
Выступление Зыковой Г.В.,
заместителя директора МАОУ СОШ № 23 г.Липецка
на педагогическом совете 29.04.2015 г.
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги!
В целях актуализации темы нашего педагогического совета и мотивации вас к плодотворной деятельности мы предлагаем вашему вниманию видеофильм Кена Робинсона «Новый взгляд на систему образования».
Как вы смогли убедиться, сфера не только российского образования характеризуется значительными инновационными процессами. Наиболее важными для нас являются внедрение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО), подготовка к внедрению профессионального стандарта педагога.
Введение профессионального стандарта педагога отложено до первого января 2017 года, а ФГОС ООО вводится с 01.09.2015 года. Итак, планка поставлена, и сейчас главная задача школы - обеспечить качественную опору, изготовить «шест» для нас с вами и сделать так, чтобы соответствие федеральному государственному образовательному стандарту и профессиональному стандарту стало внутренней потребностью каждого.
ФГОС модернизирует все компоненты педагогической системы и, с этой точки зрения, является системной педагогической инновацией. В условиях глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира социальным заказом современного общества востребована личность, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.
Действительно, в соответствии со стандартом:
- изменяются цели образования – на первый план выдвигаются личностные и метапредметные результаты, в том числе универсальные учебные действия (УУД);
- иначе, с позиций системно-деятельностного подхода, определяются роли учителя и ученика как субъектов образовательной деятельности;
- модернизируется содержание образования - оно не регламентируется как совокупность учебных элементов, но уточняется в части его практической направленности, компетентностной составляющей, введения внеурочного компонента;
- приоритетными провозглашаются деятельностные формы и методы работы, обеспечивающие активность ученика, предполагающие его самообучение.
ФГОС по-новому трактует состав компонентов учебных программ, закрепляет требования к структуре основных образовательных программ, впервые нормирует условия их реализации. Более подробно этот вопрос рассмотрит в своем выступлении Грацианова Е.А.
С новым стандартом в образование реально приходит деятельностный подход: он становится не просто пожеланием, а обязательным требованием к методической системе каждого учителя. Перестройка педагогической практики, освоение современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных – одна из самых важных задач подготовки педагогических работников к работе в условиях стандартизации образования и профессиональной деятельности педагога.
Стандарт расширяет самостоятельность образовательного учреждения и предполагает активное участие педагогов, родителей и учащихся в жизни школы.
Суть стандарта как общественного договора заключается в том, что на его основе возможно и необходимо согласование взглядов и позиций всех участников образовательных отношений на такие важные вопросы, как качество образования и пути его достижения.
Таким образом, работа по введению стандарта в образовательном учреждении ведёт за собой все другие звенья управленческой и педагогической деятельности, становится стержнем, вокруг которого концентрируются развитие школы.
Нам предстоит, проанализировав опыт по реализации ФГОС НОО, выявить проблемы и затруднения, с которыми столкнулись педагоги начальной школы и поставить задачи, решение которых будет способствовать успешному освоению и введению ФГОС ООО, обеспечению преемственности содержания и форм организации учебной деятельности и переходу на новый профессиональный стандарт.
В нашей школе созданы необходимые условия для решения данных стратегических задач образовательной деятельности. При выстраивании собственной модели образовательной системы для нас актуальны реализация собственных инновационных проектов в системе сетевых сообществ, освоение актуальных педагогические практик липецких школ и всероссийских сообществ по принципу «обучаемся – создавая», «совершенствуемся – распространяя». Администрация школы в целях совершенствования условий для реализации ФГОС НОО и подготовки к введению ФГОС ООО определило приоритетным данное направление и обозначила ряд задач:
- обеспечение комплекса условий для реализации ООП ООО, соответствующей требованиям стандарта;
- разработка образовательной программы основного общего образования;
- согласование действий участников образовательных отношений при введении и реализации стандарта.
Школа приступила к решению поставленных задач, в частности, формируется пакет нормативных документов, обеспечивающий введение стандарта основного общего образования:
- приведена в соответствие с требованиями ФГОС нормативная база (Устав, локальные акты, документы, регламентирующие установление заработной платы работников, в том числе стимулирующие выплаты);
- в рамках реализации инновационного проекта разработана Программа развития учреждения;
- внесены изменения в должностные инструкции сотрудников, имеющих отношение к введению стандарта;
- обеспечено в большей степени наличие кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации ООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС;
- изданы приказы, определяющие направления работы «Об организации работы по введению ФГОС ООО» (утверждает состав рабочей группы по введению стандарта, «дорожную карту» по введению стандарта, которая на сегодняшний момент практически реализована; «Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения образовательной программы основного общего образования и порядке внесения изменений в нее», «О разработке ООП ООО», «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по ФГОС ООО;
- разрабатываются локальные акты школы: Положения о портфеле, внеурочной деятельности учащихся на уровне ООО; о формах, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации учащихся, осваивающих основные образовательные программы в соответствии с ФГОС ООО;
- будут изданы приказы «Об утверждении списка учебников и учебных пособий», «Об утверждении ООП ООО», «О проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС ООО»;
- разработана ООП ООО как комплексный проект, который содержит единичные проекты.
Однако, Федеральные нормативные документы претерпевают изменения. Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. уже внесены изменения в приказ №1897, касающиеся согласования его терминологии и содержания с Законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (например, замены «ступень образования» на «уровень образования», «образовательный процесс» на «образовательная деятельность», «участники образовательного процесса» на «участники образовательных отношений» и др. Метапредметные результаты освоения ООП ООО дополнены в части формирования и развития компетентности в области использования ИКТ - развитием мотивации к овладению культурой активного пользования словарем; в предметные результаты по физической культуре введена подготовка к выполнению нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» и иное). Поэтому рабочим группам необходимо также внести все изменения в ООП ООО.
Оформление пакета документов – немаловажное дело, но мне хотелось бы вернуться к образовательной программе и локальным актам, регламентирующим реализацию стандарта, систему оценки планируемых результатов, итоговое оценивание выпускника на примере начальной уровня образования и организацию перевода учащегося на следующий уровень образования.
По данному вопросу мне хотелось бы предоставить слово учителю 4В класса Воробьевой И.В.
Безусловно, ближайшая задача школы в этом направлении – организовать итоговое оценивание освоения учащимися ООП НОО, зафиксировать результаты, провести педагогический совет, который примет решение о достижении планируемых результатов ее освоения и утвердит характеристику выпускника уровня начального общего образования.
Уверены, что преемственность между уровнями общего образования в условиях стандартизации образования и профессиональной деятельности педагога может быть обеспечена выполнением требований ФГОС в части достижения новых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных), освоения педагогами методологии системно-деятельностного подхода, создание условий для реализации ООП НОО и ООО.В буклете, который вы получили, мы предлагаем вам ознакомиться с основными универсальными учебными действиями (общеучебными умениями), которые относятся к метапредметным и личностным результатам.
Мы распределили их по видам и содержанию действий, описали критерии сформированности компонентов действий и последствия их несформированности, сформулировали типовые задания и наметили инструменты психологической диагностики. В следующей таблице мы выбрали только те УУД, которые будут развиваться в 5-7 классах.
Рабочим группам, руководителям ШМО необходимо разработать систему оценки, критериев, контрольно-измерительных (контрольно-оценочных) материалов для определения степени сформированности метапредметных и личностных результатов освоения ООП ООО, для организации мониторинга и фиксации хода и результатов образовательной деятельности. Это, пожалуй, самый трудный для понимания вопрос, который волнует без исключения всех, потому что в стандартах отсутствует точный и четкий механизм оценивания.
Стандарт ставит перед каждым педагогом и коллективом школы классическую проектировочную задачу на оптимизацию образовательной деятельности. Выглядит она примерно так.
Дано: время обучения, возраст, учебный план, определенный набор предметных знаний и педагогических технологий.
Требуется: получить на каждом уровне образования фиксированные предметные, метапредметные и личностные результаты у каждого ученика от необходимого минимума (в формулировке стандарта «ученик научится») до оптимума («ученик получит возможность научиться»).
Отметим, что предметные результаты зависят в основном от ученика и его учителя, а метапредметные и личностные – уже от всей команды учителей, работающих в данном классе с конкретным учеником.
Фактически каждому учителю необходимо разложить финишные предметные, метапредметные и личностные результаты, указанные во ФГОС для каждого уровня обучения, на результаты по годам, по разделам и темам и, наконец, по урокам. Сделать это учителю придется, руководствуясь своими профессиональными знаниями и опытом, и вместе с тем в согласии с товарищами по команде.
В связи с этим важным направлением работы в условиях постепенного введения ФГОС ООО становится формирование, обучение и методическое сопровождение таких педагогических команд.
Но главенствующую позицию занимает работа по готовности педагогического коллектива к введению стандарта основного общего образования и управлению профессионально-личностным ростом учителя в условиях стандартизации образования и профессиональной деятельности педагога.
Для выявления педагогического потенциала учителей, формирования компетентностной педагогической среды в рамках предметных недель администрацией школы и учителями посещаются уроки, внеклассные мероприятия. С целью обеспечения преемственности уровней общего образования необходимо проводить открытые сквозные Дни предметных объединений (под понятием «сквозное» понимается смотр одного и того же учебного предмета на разных уровнях обучения).
При подготовке к введению ФГОС ООО для педагогов важно научиться (или усовершенствовать умения):
- планировать 3-х компонентные результаты освоения образовательной программы;
- разрабатывать рабочую программу учебного предмета, программу внеурочной деятельности и междисциплинарных курсов;
- проектировать и анализировать урок в соответствии с требованиями ФГОС;
- подбирать (разрабатывать) задания, упражнения для формирования универсальных учебных действий;
- составлять контрольно-измерительные материалы для диагностики предметных и метапредметных результатов;
- отслеживать личностные достижения учащихся;
- использовать в работе цифровые образовательные ресурсы;
- применять методы обучения, обеспечивающие достижение результата через деятельность учащихся.
Вокруг этих вопросов и была сконцентрирована методическая работа и помощь педагогам при переходе на новый ФГОС:
- учителя школы приняли участие в общественных консультациях по проекту примерной ООП ООО, обобщили свой опыт по вопросам практической реализации ФГОС в профессиональных изданиях и в сети Интернет;
- участие в вебинарах и семинарах по вопросам реализации современного образования (в т.ч. проводимых Центром психологического сопровождения образования «Точка ПСИ» под руководством Марины Ростиславовны Битяновой по теме «Реализация развивающего потенциала современного образования в урочной и внеурочной деятельности: требования и возможности ФГОС ООО»).
Руководители МО и администрация школы приняли участие во встрече с действительным членом Российской академии образования, доктором педагогических наук, профессором Марком Максимовичем Поташником. После чего каждому педагогу было предложено изучить его пособие «Как помочь учителю в освоении ФГОС».
Организовано систематическое посещение педагогическими работниками заседаний городских педагогических объединений, практических семинаров и сетевых сообществ инновационных школ города.
Методическим советом школы подготовлены и проведены обучающие семинары, на которых проанализированы требования к условиям реализации ФГОС ООО, документы, определяющие профессиональные требования к педагогу, в том числе проблемы мотивации учителей; педагогический совет на тему «Воспитательная система школы, её компоненты на этапе функционирования. Лучшие воспитательные практики», посвященный вопросам организации воспитательного пространства школы в современных условиях.
В образовательной деятельности отрабатываются практики, отражающие методологию стандарта.
Приглашаем вас к просмотру видеофрагмента самоанализа урока русского языка в 3В классе учителя начальных классов первой квалификационной категории Попадьиной Ю.В.
В продолжение – видеофрагмент самоанализа урока русского языка в 4Б классе, проводимого учителем начальных классов высшей квалификационной категории Болдыревой Н.Н.
С целью развития ИКТ-компетенций учителя в рамках предметной недели начальной школы педагоги познакомились с опытом работы учителей начальных классов по использованию в образовательной деятельности интерактивных комплексов.
Для обеспечения требований к кадровым условиям реализации ФГОС ООО на контроле администрации школы находятся:
- курсовая подготовка педагогов, определенных для работы в 5 классах в следующем учебном году;
- осуществление непрерывности профессионального развития педагогических работников через систему самообразования;
- аттестация педагогических работников.
Надеемся, в условиях стандартизации образования и профессиональной деятельности педагога и педагогические вузы скорректируют программы подготовки будущих учителей. Школа со своей стороны сделает все, чтобы создать для учителя условия для труда, высокопрофессионального, творческого и любимого, для успешной реализации ФГОС общего образования.
Выступление Грациановой Е.А.
Закончить наш сегодняшний педагогический совет хотелось бы, перефразировав рекомендации авторов книги Марка Максимовича Поташника и Михаила Владимировича Левита «Как помочь учителю в освоении ФГОС»: «с одной стороны – не надо пугаться стандартов, а последовательно постигать их суть и созидать опыт их освоения; с другой стороны – не надо обольщаться, будто нам уже все во ФГОС понятно, и мы уже умеем ими пользоваться в работе; а потому начать (или продолжить) работу с собой по повышению уровня знаний не по предмету, а по педагогике, психологии, философии, культурологии, и обращать самое пристальное внимание на суть своей профессии – на педагогику».Подводя итог нашей деятельности на этапе рефлексии для оценки вашей деятельности на нашем педагогическом совете хотелось бы предложить вам посмотреть на следующую картинку и ответить, что вы на ней видите?