Статья Психолого-педагогический механизм приобщения гимназистов к общечеловеческим ценностям посредством театра
Психолого-педагогический механизм приобщения гимназистов к общечеловеческим ценностям посредством театра
Все виды искусств служат величайшему из искусств –
искусству жить на земле.
Бертольт Брехт
Современный процесс воспитания в общеобразовательных учреждениях носит аксиологический характер, включающий в себя педагогические, психологические, социальные и духовные составляющие компоненты. Автор статьи представляет опыт работы по проблемам воспитания, направленным на формирование ценностей.
О гуманистически ориентированных ценностях в своих работах писали Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский и др. В широком смысле воспитание направлено на то, чтобы весь спектр гуманистически ориентированных ценностей сделать предметом осознания, освоения и реализации в виде ценностно-ориентационной и ценностно-направленной деятельности личности, т.е. аксиологический компонент в воспитании является основополагающим, а формирование у школьников гуманистически ориентированных ценностей можно рассматривать как стратегическую цель. Без ценностного наполнения содержания воспитания невозможно эффективно формировать гуманистически ориентированные взгляды, мировоззрение, общую культуру [1, с.4].
Не углубляясь в смысловые категории, связанные с театральной жизнью, отвечая на вопрос «Для чего вы ходите в театр?», большинство ответят, что для того, чтобы немного развеяться, посмотреть новый спектакль и т.д. Не многие смогут отметить «национальную идею» в произведениях А.Н. Островского или укажут на «подводное течение» чеховских ремарок. Однако, по нашему глубокому убеждению, именно в театре - колоссальное поле для взращивания духовно-нравственных ростков в детях и подростках.
С интересной инициативы артиста Леонида Ярмольника к школьникам ответить на вопрос: «Можно ли жить без искусства?» начался 2012-2013 учебный год в российских школах. Организаторов проекта (представителей Государственного центрального музея театрального искусства им. А.А. Бахрушина) интересовало, что думают учащиеся о культурной среде, в которой живут, что они ценят и к чему стремятся. Ответы присылали школы Алтая, Хакасии, Москвы, Ульяновска… В работах старшеклассников сквозной мыслью стало рассуждение о том, что, несмотря на то, что искусство вечно, к сожалению, оно не может влиять на людей без их воли, определенной работы мысли [2, с.13]. Сами же авторы сочинений отмечали господствующие тенденции современного мира: виртуальность и захламленность образа жизни подростка, отсутствие интереса к литературе, музеям и театрам [2, с.15]. Для развития темы проекта в российских городах были созданы Бахрушинские кружки (детско-взрослые объединения ценителей театрального искусства), а в Ульяновске был открыт филиал московского музея театрального искусства в бывшем доме актера, в мастерской архитектора Ф.О. Ливчака. На базе гимназии №24 города Ульяновска был создан проект «Театр как образ жизни», объединивший параллели 4-10 классов. Проект позволяет формировать в учащихся общечеловеческие ценности через приобщение к театральному искусству. Проект имеет свою программу и сайт.
Взяв в качестве эпиграфа выражение Б.Брехта о том, что все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на земле, автор статьи поставил перед собой цель – выяснить, какие ценности приобретает ребенок, вставший на путь приобщения к театральному искусству, и как приобретенные ценности помогают ему быть социально мобильным и социально адаптированным к пагубному влиянию антикультуры? Логично возникает вопрос: как построить воспитательный процесс, чтобы выбранные детьми или обозначенные педагогом ценности не остались на уровне декларированных ценностей [3, с. 44]? В сборнике «Воспитательные инновации» в статье «А как же ценности?» А.Г.Аверьянова выделены условия передачи ценностей:
Актуальная целенаправленная совместная деятельность, имеющая результат. Приобщая участников воспитательного процесса к театру и всему, что с ним связано, важно превратить все походы в театр не просто в некий обязывающий ритуал (например, 4 раза за учебный год), а преобразовать все походы на спектакли в образовательно-воспитательный маршрут по обретению ценностей. Предположим, для пятиклассников школ города Ульяновска с целью приобретения такой ценности, как «дружба», которая так важна в жизни любого человека, а также для успешного протекания периода адаптации в средней школе, уместной станет следующая подборка спектаклей в Nebolshom театре: «Жил-был Геракл», «Неделя полная суббот)ок», «День рождения кота Леопольда», «Сто фантазий». Главным для педагога должен стать обсуждаемый с ребятами вопрос о том, чему учат спектакли, поиск точек общности главных тем, выделение общих микротем и вывод о приобретенной ценности – «дружбе» как одном из главных чувств в жизни человека. Для старшеклассников с целью «проживания» таких ценностей, как «любовь», «верность», «преданность» в течение учебного года можно выбрать цепочку таких спектаклей театра драмы им. И.Гончарова, как «Ромео и Джульетта», «Бедная Лиза», «Коварство и любовь», спектакль Nebolshogo театра «С любимыми не расставайтесь». Тему войны и людских потерь, а вместе с ними ценности человеческой жизни, жертвенности и героизма для учащихся среднего и старшего звена можно показать на примере таких спектаклей, как «Вот живу. Хорошо» (по повестям В.Шукшина), «Не покидай меня» (по рассказу В.Быкова «А зори здесь тихие»). Таким образом, первое условие приобщения к ценностям можно считать выполненным: совместная деятельность – есть часто повторяющиеся походы в театр на спектакли, объединенные единой темой – темой дружбы, любви, патриотизма - и получение результата - присвоение этих ценностей на всю жизнь.
Второе условие присвоения ценностей - демонстрация и искренняя заинтересованность той ценностью, которую мы объявили приоритетной в воспитательной работе в определенном классе. На втором этапе важно показывать детям собственную заинтересованность в теме, объединяющей все походы в театр в течение учебного года, поскольку авторитет классного руководителя или педагога, осуществляющего воспитательную работу в целом в классе или по отдельному направлению (например, куратор тематического проекта), это тот канал, по которому его собственные ценности передаются и становятся возможными, приемлемыми для школьников [3, с.46]. Благодаря проекту, в содержании которого не только посещение и обсуждение спектаклей, но и встречи с режиссерами театров города Ульяновска, собственные постановки школьных спектаклей, посещение музея театрального искусства, чтение драматических произведений, приоритетными ценностями становятся те личностно значимые категории и понятия, по отношению к которым субъект определился позитивно, ибо «ценностям нельзя научить, их нужно проживать» [4].Соблюдая оба условия приобретения ценностей, мы добиваемся результата – деятельностно-ценностной концепции воспитания, которая позволит оказать содействие ребенку в формировании его ценностной сферы. Итак, через совместную культурную деятельность мы решаем актуальные проблемы воспитания. Важно учить детей интегрировать ценности, приобретенные через участие в театральной жизни города, в собственную жизнь, в реальные взаимоотношения со сверстниками и одноклассниками, имеем в виду, что просмотренный спектакль не должен остаться просто выездом за пределы школы.
Литература:
1. Клепиков, В.Н. Ценностные приоритеты развития социального института воспитания: теоретический и научно-методический журнал //Воспитание школьников. – М., 8/2012
2. Можно ли жить без искусства?: сборник школьных сочинений. - М.: ГЦТМ им.А.А. Бахрушина, 2013 – 183с.
3. Аверьянов, П.Г. А как же ценности?: сборник научных и методических работ «Воспитательные инновации»/ научный редактор С.Д. Поляков. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – 100с. ISBN 978-5-7432-0642-1
4. Франкл, В. Человек в поисках смысла.-М.: Правда, 1990.