КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА ТЕМУ ТРУД — ОСНОВА ЖИЗНИ
Конспект урока по обществознанию
5 класс ФГОС
Тема урока: « Труд – основа жизни».
Учитель: Антонова Екатерина Владимировна
Дата урока
18 января 2017 г.
Цели урока:
Создать условия для раскрытия роли и значения труда в жизни человека, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему.
Тип урока
Урок открытия нового знания.
План урока
1. Что такое труд? Каким он бывает?
2. Что создаётся в результате труда?
3. Как труд оценивается?
Образовательные ресурсы
Презентация «Труд основа жизни» [собственно-разработанный электронный ресурс].
Личностно значимая проблема
«Будешь упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться».
Опорные понятия, термины
Труд, товар, услуга.
Формы контроля
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Предметные
Поиск информации в источнике, понимание ключевых понятий, систематизация информации и умение предоставлять её в виде текста, схем способность применять понятийный аппарат для раскрытия сущности и значения событий; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), знать основные виды деятельности человека, значение данных видов деятельности для человека.
Метапредметные УУД
Регулятивные: Оценивание различных видов работ по критериям, умение соотносить свои действия с планируемым результатом, умение корректировать свою деятельность в рамках предложенных условий. Умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию.
Познавательные: Работа с текстом: умение анализировать, делать выводы, составление плана, установление логических связей. Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, перерабатывать информацию.
Личностные УУД
Умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.
Домашнее задание
1. Составить правила хорошего, результативного труда.
2. Читать стр.74 -77.
3. Ст. 80 упр. 3 письменно.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I.
Мотивация к учебной деятельности
1.Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
2.Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.
Здравствуйте, ребята.
Садитесь. С каким настроением вы сегодня пришли на урок.
Сегодня у нас урок открытия нового знания.
Вы, наверное, знаете множество профессий, я предлагаю вам отгадать загадки?
Если отгадаете, то найдёте ключик к нашему уроку.
Трубы чистит день он каждый,
Потому не очень чист.
Руки, нос и щёки в саже -
Замарался (трубочист).
Поймал я рыбу на крючок
И вытащить едва ли смог.
Улов богатый! Я мастак!
Моя профессия(Рыбак)
В школе учит он детей.
Строг, но все прощает.
Помогает стать умней,
Все он объясняет. (учитель)
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит;
Кто болен - он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, - разрешит погулять.(доктор)( слайд 1)
Что объединяет этих людей? (Слайд 2) Какое ключевое слово у нас получилось. ( труд)
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.
II. Актуализация знаний
1.Организует беседу по вопросам:
Кто сможет предположить, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Какое определение будет ключевым в нашей теме? Ответы учащихся. (Слайд 3)
Перед вами рабочие листы. Запишите число, фамилию, имя и ключевое слово темы нашего урока «Труд ». Ваша задача внимательно меня слушать и выполнять задания в рабочем листе. Как вы заметили, за выполнение каждого задания вам будут даваться баллы, которые в конце урока вы должны будете сложить и определить оценку за урок. Давайте наметим план и подумаем, что нам нужно узнать о труде? (Например, каким бывает труд, подходящий вопрос для нашего урока? Нужно ли нам знать, что создаётся трудом и как этот труд оценивается?) ( слайд 4, 5). Вот на эти вопросы мы должны сегодня ответить.
Аргументировано отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение, формулируют цели и план урока.
III.
Изучение нового материала
1.Обратите внимание на ключевые понятия урока: труд, товар, услуга. Наша задача выяснить, что они обозначают.( 6 слайд)
А начнём мы с определения труд.
Как вы думаете, что мы называем трудом? Предположения учащихся.
- Какие существуют способы получения информации? Где взять точное определение труда? (спросить у взрослого, прочитать в словаре, найти в интернете)
Поработаем с различными источниками, определим какой для нас предпочтительней. (три ученика постараются найти нужную нам информацию)
Остальным ребятам я предлагаю поработать с 1 заданием рабочего листа. Перед вами перепутанное определение, дайте объяснение понятию «труд», используя слова: материальных, деятельность, и духовных, человека, ценностей, по созданию.
(Труд- деятельность человека, по созданию материальных и духовных ценностей.)
Проверка: Что выписали ребята. Какие определения получили три ученика.
Что общего между данными определениями? Какое определение вам более понятно. Объясните почему? (7 слайд) (понятие в рабочем листе более простое, содержит ёмкую информацию и понятно по содержанию)
2.Организует беседу по новому материалу.
А сейчас подумайте над вопросами: «Зачем человеку трудиться? Что даёт человеку труд?» А ответить на эти вопросы я вам предлагаю при помощи составления кластера. (раздать картинки) Выполняем задание 2 в рабочем листе, используйте предложенные картинки при заполнении схемы. (слайд 8)
Конечно же, ребята, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище. (слайд 9) давайте проверим как вы справились с заданием. Кто вписал данное слово в кластер, тот хлопнет в ладоши, у кого нет данного слова в рабочем листе, тот поднимает руки вверх и разводит в стороны.
Так что же для человека ТРУД? (основа жизни) заполняем вторую часть темы урока
3. Труд различается по содержанию и сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным.
4.Давайте проанализируем некоторые профессии, приведем примеры разного рода труда. поработаем в паре, обратимся к таблице в рабочем листе:
В первой колонке запишите профессии, а во второй – цифрами отметьте характеристики, подходящие для каждой предложенной профессии.
Затем проверим таблицу. Начните характеризовать следующим образом:
«Я считаю, что для профессии подходят характеристики..»
Выполните задание. Проверка. ( проверим у всех ли так получилось?) ( слайд 11)
Народная мудрость гласит, «Золото познается в огне, человек - в труде.»
- Ребята, а почему говорят, что труд является источником всякого богатства? Как вы думаете?
(Трудом создаются различные продукты. Среди них - вещи, разные изделия, а также услуги. Например, книги, которые лежат у вас в портфелях, - это изделие. А вот когда вы идете в парикмахерскую или к врачу, вы пользуетесь услугой. Так как происходит действие, приносящее пользу другому. (слайд 12)
Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведенный на продажу, называется товаром. В товарах, которые вы приобретаете для своих нужд, заключен многообразный человеческий труд.
1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.
2. Знакомятся с новым материалом, отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения.
3. Работают самостоятельно, самопроверка.
4. Работают в тетради, со словарем.
IV.
Первичное осмысление и закрепление изученного
Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль. Рассмотрите рисунки на стр. 76 из учебника, скажите, что является товаром, а что - услугой (слайд 13). Заполните таблицу товары и услуги в рабочих листах.
Выполняют задания на рабочих листах, устно с обсуждением.
V.
Итоги урока. Рефлексия
1.Проводит беседу по вопросам.
– Важно ли человеку знать, что его труд приносит пользу?
– А всякий ли труд приносит удовлетворение?
– Обучение в школе – это труд ученика, какую пользу приносит такой труд?
Прочитайте текст на с. 77. Заполните схему в рабочем листе.
Проверим: в оценке труда огромную роль играет количество и качество продукта.
Формой поощрения является: премия, благодарность, карьерный рост.
Формой наказания служит штраф или даже увольнение.
2.Наш урок подходит к концу.
Вспомним основные понятия урока:
Труд - деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей.
Товар - это продукт, произведённый на продажу.
Услуга – это действие, приносящее пользу другому.
3. Молодцы. В рабочем листе лесенка из трех ступенек, нарисуйте смайлик на той ступеньке, где вы находитесь по степени пониманий пройденной темы: если поняли все - то на самой высокой ступеньке, если остались вопросы - на средней ступеньке, если ничего не поняли - на последней ступеньке.
Поднимите руку, кто отметил себя на средней ступеньке? На высокой? На низкой?
4.Ребята, заполните лист самооценки, и положите на край стола.
Ребята, успех любого дела во многом зависит от правильного поведения его участников. Чтобы труд помогал удовлетворить разнообразные потребности человека, был приятным занятием, а не обузой радовал вас и окружающих результатами, нужно следовать правилам.
Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке и степень понимания пройденного материала.
Самоанализ и самооценивание.
VI.
Домашнее задание
Конкретизирует домашнее задание.
Ребята, успех любого дела во многом зависит от правильного поведения его участников. Чтобы труд помогал удовлетворить разнообразные потребности человека, был приятным занятием, а не обузой радовал вас и окружающих результатами, нужно следовать правилам.
Домашнее задание
1. Составить правила хорошего, результативного труда.
2. Читать стр.74-77,
3. Стр. 80 упр. 3 письменно.
Спасибо за урок. Желаю всем успехов.
Записывают домашнее задание.
15