Введение в социологию (10 класс)
К А Л Е Н Д А Р Н О – Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н
Спецкурс «Введение в социологию» 10 класс (34 часа)
ЦЕЛЬ КУРСА: дать учащимся общее представление о социологии как науке, о её специфике по сравнению с другими науками о человеке и обществе, её задачах, целях, методах, значении для общества и для развития общественных наук (политологии, социальной психологии, философии, культурологии, этики и т.д.); познакомить их с важнейшими направлениями исследований в социологии на теоретическом и эмпирическом уровнях. Основное внимание в курсе уделяется человеку, его социальным связям и отношениям с учётом собственного опыта социализации учащихся, затем рассматривается общество как специфический продукт всестороннего социального взаимодействия людей.
Темы занятий
Цели и содержание занятий
Формы работы
Срок
Примечание
РАЗДЕЛ 1.Основные понятия социологии (12 ч).
1-3.
Социология как наука.
Цели и задачи спецкурса.
Объект, предмет и методы социологии. Задачи социологии: поиск закономерностей или «понимание»?
Социология – наука о различных общественных явлениях в их взаимосвязи и взаимодействии. Актуализация знаний в области социологии, уровня осведомлённости и интереса. Смена позиции обучаемого на позицию участника процесса познания.
Основные понятия и проблемы социологии. Социальное и общественное. Потребности и интересы людей, их многообразие. Общение, общность, общество. Понятия «деятельность», «жизнедеятельность», «социальное взаимодействие», «социальные отношения», «социальный субъект», «социальный институт». Социальный процесс.
Информационная беседа, дискуссия. Вопросы для самопроверки.
04.09-
09.09.
11.09-
16.09
18.09-
23.09
Конспект лекций.
Учебное пособие Г.О. Перов, С.И. Самыгин «Социология», стр.
Пособие для сдачи экзаменов, стр. 3.
Словарь школьника, стр. 151.
4.Предмет современной социологии. Социология и другие науки об обществе.
Место социологии в совокупности наук о человеке и обществе. Уровни социологического познания. Структура современного социологического знания. Функции социологии.
Формирование позиции взаимодействия на занятиях. Выбор модели работы группы в режиме постановки задач, исследования реального общения.
Лекция. Дискуссия «Заключение договора».
Вопросы для самопроверки.
25.09-
30.09
Методическое пособие, с. 66.
Хрестоматия, стр. !2-15, стр. 35.
5-8.
Из истории социальной мысли. Возникновение социологии.
Социальное знание в Античности и в эпоху средневековья.
Социальные учения Возрождения и Нового времени – теоретические предпосылки социологии.
Возникновение социологии в первой половине 19 века.
Классический этап в развитии социологии.
Лекция
02.10-
07.10
09.10-14.10
16.10-
21.10
23.10-
28.10
Пособие для сдачи экзаменов, стр. 8-16.
Уч.пособ., стр. 22, 39
9.Основные направления мировой социологии.
Развитие социологии в России. Первые эмпирические социологические исследования. Основные проблемы современной социологии.
Международные социологические организации, совместные исследования, тенденция к интеграции социологического знания.
Лекция
30.10-
02.11
Пособие для сдачи экзаменов, стр. 17-26.
Уч.пособ., стр. 58
10-11.Прикладная социология. Эмпирическое социологическое исследование.
Постановка проблемы и выдвижение гипотезы. Определение цели и задач исследования. Выбор объекта и предмета исследования. Составление плана проведения исследования. Определение выборки и методов сбора информации (социальный эксперимент, интервью, опрос, тестирование, наблюдение, анализ документов и т.д.).
Сбор социологической информации, её обработка. Описание результатов исследования, их первичный научный анализ, объяснение. Проверка гипотезы. Отчёт о результатах исследования. Практические рекомендации.
Лекция
Анкета
«Ваш научный и творческий потенциал»
13.11-
18.11
20.11-
25.11
Уч.пособ.,
стр. 298-317.
Пособие для сдачи экзаменов, стр. 64-73.
12.Обобщение материала.
Вопросы и тесты для самопроверки.
Контрольный тест.
27.11.-
01.12
РАЗДЕЛ 2. Социология общества (8 часов).
13-14.Общество как социальная система.
Теории происхождения общества. Понятие и содержание общества как целостной системы. Личные, групповые (коллективные), общественные интересы и потребности - побудительные стимулы к общению и совместной деятельности людей, их всесторонняя зависимость, социальные факторы их изменений. Виды потребностей и интересов.
Типы человеческих обществ. Этническая социология. Социология города и деревни. Социальные институты и социальные организации. Типы организаций.
Лекция
Соцопрос «Потребности и интересы»,
«Общественное мнение».
04.12-
09.12
11.12.-
16.12
Пособие для сдачи экзаменов, стр. 30, 35, 43, 53-57, 73-75.
Уч.пособ., стр.77,
81, 87.
Учебник Ж. Годфруа /Раздел «Человек и другие люди»/, стр. 71.
Учебник В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев «Психология человека» /раздел «Человек среди людей»/, стр. 154.
Лекции «Человек и производство», стр. 181.
15.Основные социоструктурные образования.
Социальная общность и социальная группа. Малые группы. Социальная мобильность и её каналы. Маргинальность. Понятие социальной структуры. Подходы к структурированию общества. Социальная эволюция, социальный конфликт, социальная революция. Социальные законы. Возможные сценарии развития России.
Лекция
Дискуссия
18.12-
23.12
Пособие для сдачи экзаменов, стр. 33.
Уч.пособ., стр. 92, 97, 121, 125.
16-17.Мир социальных конфликтов.
Природа социального конфликта. Теории конфликтов. Функции и последствия социальных конфликтов, их классификация. Механизмы социального конфликта и его стадии. Субъекты конфликтных отношений и управление социальным конфликтом.
Конфликты на производстве: их виды и типы. Разрешение конфликтов.
Лекция
Тест Томаса.
25.12-28.12
15.01-
20.01
Уч.пособ., стр. 216-235.
Пособие для сдачи экзаменов, стр. 60-64.
Учебн. «Психология», стр. 375.
18.Практикум по разрешению конфликтов.
22.01.-
27.01
19.Социальные изменения.
Причины социальных изменений. Социальные движения и их типология. Общая характеристика мирового сообщества и мировой рынок. Постиндустриальное общество. Современные тенденции международных экономических отношений. Место России в мировом сообществе.
Лекция
29.01-
02.02
Уч.пособ., стр. 240-259.
Учебник «Психология» /Раздел «Человек в политике»/, стр. 547.
20.Обобщение материала.
Вопросы и тесты для самопроверки.
Контрольный тест.
05.02-
10.02
РАЗДЕЛ 3. Социология политики (6 часа).
21- 22.
Социология политики и политология.
Политика как социальное явление и социальный институт. Потребности и интересы, лежащие в основе политического взаимодействия людей и политических отношений. Политическая власть. Политическое поведение в системе общественных отношений.
Политическое сознание: политическая идеология и политическая психология. Политические ценности, идеалы, обычаи и традиции.
Лекция.
Дискуссия.
12.02-
17.02
19.02-
24.02
Пособие для сдачи экзаменов, стр. 38-41.
Уч.пособ., стр.
Учебник «Психология» /Раздел «Человек в политике»/, стр. 528.
23-24. Личность в политике.
Политическая социализация личности: усвоение ею определённой политической роли, политического опыта других субъектов политики, политической культуры, формирование её политических качеств, выработка собственного отношения к политическим явлениям и процессам в обществе.
Общественно-политическая активность личности- показатель уровня её политической социализации. Российское гражданство.
Лекция.
Соцопрос
«Я и права других»
Вопросы для самопроверки.
26.02.-
03.03
05.03-
10.03
Уч.пособ., стр.
Пособие для сдачи экзаменов, стр. 57.
Учебник «Граждановедение», стр. 26, 66, 70. Учебник
26. Обобщение материала.
Вопросы и тесты для самопроверки.
Контрольный тест.
12.03-
17.03
25.
Психология политической деятельности и массовидных явлений.
Психологические средства в политике. Определение психолого-политических массовидных явлений. Психология совокупности людей, повинующихся политике.
19.03-
23.03
«Психология» /Раздел «Человек в политике»/, стр.
528, 535.
РАЗДЕЛ 4. Социология культуры (4 часа).
27-28.
Понятие культуры. Основные элементы и формы культуры. Субкультура.
Культура как выражение духовной жизни человека и общества, как социальный институт, система духовных ценностей.
Культурная деятельность и отношения. Субъекты и институты культуры. Социокультурные суперсистемы.
Лекция
02.04-
07.04
09.04-
14.04
Пособие для сдачи экзаменов, стр. 41.
Уч.пособ., стр. 185, 195.
29-30.
Культура как фактор социализации.
Культурная социализация личности, её содержание, условия, показатели эффективности. Духовные нормы, ценности, идеалы в системе культуры. Современные тенденции развития культуры, их социальные последствия.
Культурный потенциал личности и общества. Место культуры в обществе.
Лекция
Дискуссия
Соцопрос «Культурный потенциал личности»
16.04-
21.04
23.04-
28.04
Уч.пособ., стр. 199.
Учебн-к. «Психология», стр. 21- 31, 241, 256, 274.
РАЗДЕЛ 5. Социология религии и науки (4 часа).
31-32.Социология религии. Религоведение.
Религия – форма сознания, деятельности и отношений в обществе, специфическое явление духовной жизни людей. Церковь как социальный институт. Функции религии в обществе. История религии, многообразие религий в современном мире, условия их сосуществования. Атеизм.
Уровни религиозного сознания: религиозная идеология и психология. Религиозные ценности. Религия как регулятор человеческого поведения (нормы религиозной морали, мнение религиозной общности). Религия в системе духовной жизни людей, общества.
Рефераты.
Дискуссия
Анкета
«Иерархия ценностей».
30.04-
05.05
07.05-
12.05
Учебник В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев «Психология человека» /раздел «Духовное бытие человека»/, стр. 332.
Учебн.пособие «Человек», стр. 225, 274.
Словарь школьника «Философия. Политология».
33-34.Социология науки. Науковедение.
Наука- форма сознания, деятельности и отношений в обществе. Функции науки в обществе. Социальная роль науки. История науки, специфика её формирования, связь с повседневной жизнью людей. Многообразие мира и дифференциация науки. Субъекты научной деятельности. Наука как социальная ценность. Научный потенциал общества. Нравственные аспекты научной деятельности. Новаторство в науке. Ответственность учёного.
Процессы глобализации. Информационное общество. Электронное правительство. Социальная общность киберпространства. Специфика социальных связей и отношений в сетевом обществе.
Рефераты.
Анкета
«Мой научный потенциал».
Соцопрос
«Верю ли я в прогресс общества?». Вопросы для самопроверки.
14.05-19.05
21.05-
26.05
Уч.пособ. «Социология», стр. 265-297.
Учебн.пособие «Человек», стр. 137-162.
К А Л Е Н Д А Р Н О – Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н
Спецкурс «Введение в социологию» 11 класс
(34 часа)
РАЗДЕЛ 6. Социология труда (10 часов).
1.Труд и общество.
Факторы развития труда в истории. Место и роль труда в системе других форм жизнедеятельности человека и общества, особенности их взаимодействия. Законы развития сферы труда и современные тенденции её изменений.
Лекция
04.09-
09.09
Пособие для сдачи экзаменов, стр. 45.
2-3.Трудовой коллектив и трудовые отношения.
Субъекты трудовых отношений. Многообразие отношений в трудовом коллективе. Социальные условия труда, их изменения в истории, современное состояние.
Особенности социального развития трудового коллектива. Человек в сфере труда.
Лекция
11.09.-
16.09
18.09-
23.09
Учебн. «Психология», стр. 463, 484.
4-5.Социальные конфликты в трудовом коллективе.
Социальные конфликты в трудовом коллективе, их причины. Дать рабочее определение конфликта; показать различие рабочего определения и бытового понимания конфликта; проанализировать конфликт с точки зрения положительного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе.
Способы предотвращения и ликвидации конфликтов.
Лекция
25.09-
30.09
02.10-
07.10
Методическое пособие, стр. 110.
Хрестоматия, стр. 87-88, 92-95.
Лекции «Человек-Труд-профессия», стр. 194-200.
6-7.Труд как способ социализации и самореализации личности.
Труд, профессия. Отношение к труду. Удовлетворённость трудом, условия и причины, влияющие на неё. Социальные аспекты производительности труда. Проблема перепрофилирования работников и трудовых коллективов как социальная проблема.
Условия личностной самореализации.
Социальная защита в сфере труда и трудовых отношений.
Лекция
Таблица «Формы разделения труда».
Соцопрос «Отношение к труду».
09.10-
14.10
16.10-21.10
Лекции «Человек-Труд-профессия», стр. 35, 41, 57-62, 87-90, 97-106.
Учебн. «Психология», стр. 283.
8-9.
Человек в экономике. Основы менеджмента.
Исторический аспект. Экономическое сознание и экономическое поведение. Психология денег. Психология предпринимательства.
Профессионально важные качества и подготовка менеджеров. Управление мотивацией. Обеспечение качества.
Информационная беседа. Сообщения учащихся. Дискуссия.
23.10-
28.10
30.10-
03.11
Учебн. «Психология», стр. 515-525, 547-560.
Словарь школьника «Философия. Политология. Экономика».
10. Обобщение материала.
Вопросы и тесты для самопроверки.
Контрольный тест.
13.11-
18.11
РАЗДЕЛ 7. Социология брака и семьи (9 часов).
11-12.
Изучение брака и семьи в социологии и других науках.
Брак – форма правового регулирования семейных отношений со стороны общества, установления супружеских и родительских прав и обязанностей. Типы семьи в истории.
Современные тенденции развития семьи в мире. Место семьи в системе других социальных общностей и институтов.
Информационное сообщение.
Рефераты.
Дискуссия.
20.11-
25.11
27.11-
01.12
Пособие для сдачи экзаменов, стр. 47.
13-14. Семья как важнейший институт социализации.
Социальные функции семьи. Субъекты семейных отношений, их роли и функции в семье.
Количественный и возрастной состав семьи, социальные факторы его изменения.
Лекция
04.12-
09.12
11.12-
16.12
Учебн. «Психология», стр. 252.
Пособие для сдачи экзаменов, стр. 47.
15-16.Семейные связи и отношения. Психологическая совместимость супругов.
Социально-психологический и нравственный климат в семье. Духовные ценности и ориентиры семейной жизни.
Внутрисемейные конфликты, способы их разрешения. Внутренние и внешние факторы, влияющие на состояние и развитие семейно-брачных отношений.
Дискуссия
Соцопрос
«Отношения в семье».
18.12-
23.12
25.12-
28.12
Пособие для сдачи экзаменов, стр. 48.
Хрестоматия «Основы конструктивного общения» /раздел «Общение в семье»/, стр. 53.
17-18.Психологический практикум.
Научить: анализировать своё поведение в общении с родителями; понимать типичные причины возникновения конфликтов; подбирать формы ответов, адекватные конкретной ситуации. Коррекция взаимоотношений в семье.
Психотехнические упражнения
15.01-
20.01
22.01-
27.01
Практикум«Основы конструктивного общения», стр. 54.
19. Обобщение материала.
Вопросы и тесты для самопроверки.
Контрольный тест.
29.01-
02.02
РАЗДЕЛ 8. Социология личности (15 часов).
20-21.Социология личности и науки, изучающие человека.
Теории личности. Понятия «человек», «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность», «универсум». Личность – продукт и субъект социальных отношений, результат самовоспитания, самосовершенствования.
Дать представление о многомерности и многообразии личности.
Лекция.
05.02-
10.02
12.02-
17.02
Пособие для сдачи экзаменов, стр. 49-53.
Учебник «Социология», стр. 141.
Учебник В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев «Психология человека» /раздел «Духовное бытие человека»/, стр. 10.
22.Биологические и социальные факторы формирования личности.
Внутренняя структура личности (мотивы, установки, ориентации, идеалы, ценности). Потребности и интересы личности, их место среди потребностей и интересов других социальных субъектов.
Методы изучения личности.
Дискуссия.
Таблица «Древо» наук о человеке.
19.02-
24.02
Лекции «Человек-Труд-Профессия», стр. 12-14, 18-26.
23-24.
Сознание личности.
Категория сознания в философии и психологии. Психологическая структура сознания. Взаимодействие сознания и подсознания. Рефлексивное сознание в человеческой жизни.
Социально-ролевой конфликт и социальная адаптация. Состояния сознания. Раздвоение личности, его преодоление.
Лекция.
26.02-
03.03
05.03-
10.03
Учебник «Социология», стр. 153.
Учебник В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев «Психология человека» /раздел «Духовное бытие человека»/, стр. 177.
Учебник Л.Д. Столяренко «Основы психологии», стр. 57.
25.Социальное положение (статус) личности.
26-27.
Социализация личности.
Социальные роли, причины и условия их изменения, их единство и конфликтность. Возраст и социальная роль. Понятие «социальная роль» и ролевые концепции личности.
Механизмы и стадии социализации личности. Социальные институты и регуляторы процесса социализации.
Лекция.
12.03-
17.03
19.03-
23.03
02.04-
07.04
Пособие для сдачи экзаменов, стр. 50.
Учебник «Социология», стр. 150, 161-173.
Учеб-к Ж.Годфруа, стр. 29-45.
Учебн. «Психология», стр. 256, 301.
28-29.
Личность в группе.
Референтные группы и личность. Виды групп и их функции. Психологическая совместимость в группе.
Социально-психологический климат группы. Групповой подход к принятию решений.
Лекция.
Социометрия.
09.04-
14.04
16.04-
21.04
Учебник «Психология», стр. 301.
30.Социальное поведение личности.
Свобода и личность. Социальная ответственность личности, социальный контроль и самоконтроль личности. Личность и творчество. Социальные факторы, разрушающие личность. Психическое здоровье личности. Психологические факторы долголетия.
23.04-
28.04
Учебник «Социология», стр. 166-177.
Учеб-к Ж.Годфруа, стр. 71-88.
Учебник «Психология», стр.372, 454-462.
31-32.Обобщение материала курса.
Вопросы и тесты для самопроверки.
Контрольный тест.
30.04-
05.05
07.05-
12.05
33-34.Психологический практикум.
Приобретение опыта эффективного взаимодействия при решении групповых задач.
Психотехни-ческие упражнения
14.05-
19.05
21.05-
26.05
Психтренинг «Ступени личностного роста».
Учебник Л.Д. Столяренко «Основы психологии» /Практикум/, стр. 433.
13PAGE 14115
·
·
·
·
·
·
·HЗаголовок 1BЗаголовок 215BОсновной текстFОсновной текст 2FОсновной текст 3DВерхний колонтитул,Номер страницыКатяNC:\WINDOWS\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Введение в социологию.asdКатя1C:\WINDOWS\Рабочий стол\Введение в социологию.docКатя1C:\WINDOWS\Рабочий стол\Введение в социологию.docКатя1C:\WINDOWS\Рабочий стол\Введение в социологию.docКатя1C:\WINDOWS\Рабочий стол\Введение в социологию.docКатя-C:\WINDOWS\Рабочий стол\КТП по социологии.docКатяJC:\WINDOWS\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия КТП по социологии.asdКатя-C:\WINDOWS\Рабочий стол\КТП по социологии.docКатя-C:\WINDOWS\Рабочий стол\КТП по социологии.doc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·