Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику И. Семакина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8-9 классов разработана на основе, примерной программы МОРФ по информатике, с учетом авторской программы Семакина И. Г. к учебникам «Информатика и ИКТ 8, 9» 2010-2011г г. При составлении программы учитывались требования федерального компонента государственного стандарта образования 2004г.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
1. Стандарта основного общего образования по информатике ИКТ (2004 г);
2. Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом МОРФ от 09.03.04. № 1312);
3. Учебного плана МБОУ Новоивановской основной общеобразовательной школы на 2013-2014 учебный год, составленный на основании: Федерального Базисного учебного плана (Приказ МОРФ №1312 от 09.03.2004г); внесенных изменений в ФБУП (Приказ МОРФ 03.06.2011г); регионального учебного плана на 2012-2013 учебный год (Приказ МО Забайкальского края №461 от 19.03.2012г; изменений РУП (Приложение № 1 к письму от 17.07.2013 № 356).
4. Федерального перечня учебников, рекомендованных МОРФ в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год (Приказ МОРФ от 19.12.2012г № 1067).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.
Рабочая программа по информатике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно Федеральному базисному учебному плану данная рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения:
– в 8 классе – базовый уровень – предполагается обучение в объеме 34 часа, в неделю 1 час.
– в 9 классе – базовый уровень – предполагается обучение в объеме 68 часов, в неделю 2 часа.
Рассчитан на 34 учебные недели (приказ №101-Д от 22.08.2013г «Об организованном начале нового 2013-2014 учебного года в общеобразовательных учреждениях муниципального района «Приаргунский район»»).
Изменения, внесённые в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса:
№
Тема
Изменения
Обоснование
8 класс
1
Модуль 1. Введение в предмет. Человек и информация. Первое знакомство с компьютером. 12ч
В часы модуля добавлен тест за курс 7 класса
Входящий контроль
2
Модуль 2. Текстовая информация и компьютер. 9ч
Добавлена тема «Дополнительные возможности текстовых процессоров. Системы перевода и распознавания текста» -1ч
За счет резерва
3
Модуль 3. Графическая информация и компьютер. Технология мультимедиа. 10 ч
Тема «Компьютерная графика: области применения. Понятие растровой и векторной графики» разбита на 2 часа.
Тема «Понятие мультимедиа и области применения. Компьютерные презентации» разбита на 2 часа
За счет резерва
4
Резерв 3 ч
9 класс
За счет часов резерва добавлено 2 часа на повторение курса информатики 8 класса и тест
Входящий контроль
1
Модуль 1. Компьютерные сети. Информационное моделирование. 15ч
2
Модуль 2. Хранение и обработка информации в базах данных. 12ч
3
Модуль 3. Табличные вычисления на компьютере. 10ч
Добавлен 1 час из резерва на изучение темы «Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронных таблиц. Данные в электронных таблицах. Правила заполнения таблиц». Работа с готовой электронной таблицей».
4
Модуль 4. Управление и алгоритмы. 10ч
5
Модуль 5. Программное управление работой компьютера. 12ч
6
Модуль 6. Информационные технологии и общество. 4ч
Итоговое тестирование перешло в тему повторение
7
Резерв 5ч
Методическая тема школы: «Компетентностный подход как важнейшее условие обеспечения качества образования».
Тема самообразования: Реализация личностно-ориентированного обучения через использование ИКТ на уроках.
Формы организации деятельности обучающихся: групповая, парная, индивидуальная деятельность; самостоятельная деятельность. Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Формы контроля освоения обучающимися содержания:
*текущий контроль: самостоятельная работа, тест, устный/письменный опрос;
*промежуточный контроль: тест, самостоятельная работа;
*итоговый контроль: тест. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением тестирования.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА 8 класса
Введение в предмет 1ч
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.
Человек и информация 4ч (3+1п/р)
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования.
Учащиеся должны знать:
Связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
как определяется единица измерения информации бит(алфавитный подход);
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
Дополнительные знания и умения углубленного уровня.
Знать:
связь между количеством информации в сообщении о некотором событии и вероятностью этого события (в приближении равной вероятности и в общем случае);
схему К.Шеннона процесса передачи информации по техническим каналам связи; смысл и назначение ее отдельных элементов;
Уметь:
вычислять количество информации в сообщении о событии с известной вероятностью (в приближении равной вероятности и в общем случае);
осуществлять перевод целых и дробных десятичных чисел в другие позиционные системы счисления и обратный перевод;
переходить от записи двоичной информации к восьмеричной и шестнадцатеричной форме и осуществлять обратный переход.
Первое знакомство с компьютером 7ч (4+3п/р)
Начальные сведения об архитектуре ЭВМ.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств ПК, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом ОС; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Учащиеся должны знать:
правила техники безопасности при работе на компьютере;
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
типы и назначение устройств ввода-вывода;
сущность программного управления работой компьютера.
принципы организации информации на дисках: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой;
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране директорию диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск.
Использовать антивирусные программы.
Дополнительные знания и умения углубленного уровня.
Знать:
принципы архитектуры ЭВМ Джона фон Неймана;
состав и функции операционной системы;
Уметь:
работать с сервисными программами: архиваторами, антивирусниками и др.;
с помощью системных средств управлять диалоговой средой операционной системы (оболочкой NC для MS DOS, “Рабочим столом” для Windows).
Текстовая информация и компьютер 10 ч (4+6п/р).
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
При наличии соответствующих программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Учащиеся должны знать:
способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
Учащиеся должны уметь:
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
Графическая информация и компьютер 7 ч (4+3п/р)
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Учащиеся должны знать:
способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
какие существуют области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение основных компонентов среды графического редактора: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр;
Учащиеся должны уметь:
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать;
Дополнительные знания и умения углубленного уровня.
Знать:
в чем различие между растровым и векторным способами представления изображения в компьютере;
что такое мультимедиа;
Уметь:
создавать на компьютере документы, совмещающие объекты разного типа: тексты, таблицы, рисунки и др. (на примерах школьного учебного материала);
работать с мультимедийными обучающими программами;
Технология мультимедиа 5 ч (3+2п/р)
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука.
Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.
При наличии технических и программных средств: демонстрация презентации с использованием мультимедийного проекта; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
Учащиеся должны знать:
Что такое мультимедиа;
Принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
Основные типы сценариев, используемых в компьтерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА 9 класса
Повторение и входящий контроль 2ч
Компьютерные сети. Компьютерное моделирование. 15ч (8+7п/р)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина WWW.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
работать с одной из программ-архиваторов.
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей
Учащиеся должны знать:
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Хранение и обработка информации в базах данных – 12 час (7+5п/р)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Учащиеся должны знать:
что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу;
добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Табличные вычисления на компьютере – 11 ч (7+4п/р)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Управление и алгоритмы – 10 ч (6+4п/р)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Учащиеся должны знать:
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Программное управление работой компьютера – 12 ч (6+6п/р)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Учащиеся должны знать:
основные виды и типы величин;
назначение языков программирования;
что такое трансляция;
назначение систем программирования;
правила оформления программы на Паскале;
правила представления данных и операторов на Паскале;
последовательность выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
Информационные технологии и общество 3 ч (3+0)
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Учащиеся должны знать:
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
историю способов записи чисел (систем счисления);
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Сроки
Тема
Количество
часов
Виды контроля
Корректировка часов
программы
по плану
по факту
С/р
Тест
П/р
зачет
8 класс
Модуль 1. Введение в предмет. Человек и информация. Первое знакомство с компьютером. 12ч
2
3
Модуль 2. Текстовая информация и компьютер. 9ч
1
6
Модуль 3. Графическая информация и компьютер. Технология мультимедиа. 10 ч
1
5
9 класс
Повторение
1
Модуль 1. Компьютерные сети. Информационное моделирование. 15ч
1
7
Модуль 2. Хранение и обработка информации в базах данных. 12ч
1
5
+1
Модуль 3. Табличные вычисления на компьютере. 10ч
1
4
Модуль 4. Управление и алгоритмы. 10ч
1
4
+1
Модуль 5. Программное управление работой компьютера. 12ч
1
6
Модуль 6. Информационные технологии и общество. 4ч
1
ГРАФИК ТЕСТОВ
№
Тема
Примерный срок проведения
8 класс
1
Тест № 1
2
Тест № 2
3
Тест № 3
4
Тест № 3 (итоговый)
9 класс
1
Тест № 1
2
Тест № 2
3
Тест № 3
4
Тест № 4
5
Тест № 5
6
Тест № 6
7
Тест № 7 (итоговый)
И8
№
ур
Изучаемый раздел,
тема урока
ч
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Используемый
материал
Домашнее
задание
Дата
план
/факт
знания
умения
ОУУН
и способы деятельности
Модуль1. Введение в предмет. Человек и информация. Первое знакомство с компьютером.(12ч)
1
Инструктаж по Т.Б.
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
1
назначение информатики; понятие информации и информационного процесса; основные свойства информации; основные виды информационной деятельности человека; основные составляющие схемы передачи информации; основные единицы измерения объема информации;
приводить примеры информационной деятельности человека;
приводить примеры использования технических устройств, при работе с информацией;
определять информационный объем текстового сообщения;
организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда;
владение устной речью; работа с учебником; умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи;
умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;
МП Стр. 270
Введение
Д/з№1(2б)
2
Информация и знания.
Восприятие и измерение информации. Тестирование №1 за курс 7 класса
1
МП Стр. 271
§1-2
Д/з№2(2б)
3-4
Анализ тестирования. Информационные процессы.
2
МП Стр. 272
Работа с тренажером клавиатуры.
§3
Д/з№3(3б)
5
Измерение информации.
1
МП Стр. 273
§4+дм
Д/з№4(4б)
6
Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память.
1
базовая структурная схема ПК; принцип открытой архитектуры компьютера;
назначение и основные характеристики основных устройств компьютера; классификация видов
объяснять отличие одного вида памяти от другого;
ориентироваться в характеристиках устройств ввода-вывода;
соблюдать правила ТБ при работе с компьютером;
умение готовить доклады, рефераты;
владение устной речью;
работа с учебником;
создание теоретической и психологической баз для освоения новой техники в условиях непрерывной модернизации ПК;
МП Стр. 274
§5-6
Д/з№5(3б)
7
Устройство и основные характеристики персонального компьютера.
Практическая работа №1 «Комплектация и подключение внешних устройств»
1
МП Стр. 275, 281
п/з №2(1б)
§7-8
Д/з №8(4б)
8
Программное обеспечение компьютера. О системном ПО и системах программирования.
1
памяти компьютера; понятие носителя, устройств внешней памяти; назначение системного, прикладного ПО и систем программирования; понятие файла и папки, основные действия с ними; назначение Рабочего стола, Панели задач;
свободно работать на клавиатуре компьютера; классифицировать программы; просматривать информацию о параметрах файла и папки; выполнять разными способами стандартные действия с окнами; изменять параметры Рабочего стола;
планирование собственного информационного пространства;
сохранять информацию на диске, загружать её с диска, выводить на печать;
анализ, обобщение и систематизация информации;
применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;
МП Стр. 275
§9-10
Д/з №6(1б)
9
Файлы и файловые структуры.
1
МП Стр. 276
§11
10
Практическая работа №2 «Работа с файловой структурой ОС»
1
п/з№3(6б)
§11
Д/з№9(4б)
11
Пользовательский интерфейс. Практическая работа №3 «Пользовательский интерфейс ОС»
1
МП Стр. 275, 281
п/з №1(3б)
§12
Д/з№7(2б)
12
Тестирование №2 «Введение в предмет. Человек и информация. Первое знакомство с компьютером»
1
Тема «Введение в предмет. Человек и информация. Первое знакомство с компьютером»
Уметь обобщать и систематизировать знания по теме
умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;
анализ, обобщение и систематизация информации;
Тест №1
МП Стр.298
(20б)
Модуль 2. Текстовая информация и компьютер. (10ч)
13
Анализ тестирования. Тексты в компьютерной памяти.
1
понятие кодировочной таблицы; виды кодировок русских букв;
основные объекты текстовых документов и их параметры;
технология создания, редактирования и форматирования текстового документа;
технология копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена; программы переводчики, электронные словари
нахождение информационного объема текста;
кодировать и декодировать текстовые сообщения;
создание и редактирование текстового документа;
владение операциями редактирования и форматирования текста;
сканировать и переводить текст, распознавать текст
использование справочной литературы;
создание текстов различных типов;
владение разными формами изложения текста;
выполнение основных операций над текстом в среде текстового редактора;
составление на основе текста таблицы, схемы, графика;
подготовка доклада, реферата с использованием средств ИКТ;
МП Стр. 278
§13
Д/з№10(4б)
14
Практическая работа №4 «Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста».
1
МП Стр. 283
п/з№4(4б)
§13
15
Текстовые редакторы.
Работа с текстовым редактором.
1
МП Стр. 278
§14-15
Д/з№11(2б)
16
Практическая работа №5 «Форматирование текста».
1
МП Стр. 285
п/з№5(6б)
§14-15
17
Практическая работа №6 «Работа с текстом. Режим поиска и замены».
1
МП Стр. 287
п/з№6(6б)
§14-15
18
Практическая работа №7 «Работа с таблицами. Вставка рисунков в текст».
1
МП Стр. 289
п/з№7(6б)
§14-15
19
Практическая работа №8 «Маркированные и нумерованные списки. Понятие шаблонов и стилей».
1
МП Стр. 289
п/з№8(6б)
§14-15
20
Дополнительные возможности текстовых процессоров. Системы перевода и распознавания текста
1
МП Стр. 278
§16-17
Д/з №11(2б)
21
Практическая работа №9 «Вставка формул. Сканирование и распознавание текста. Машинный перевод текста».
1
применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;
п/з№9(6б)
§16-17
22
Тестирование №3 «Текстовая информация и компьютер»
1
Тема «Текстовая информация и компьютер»
Уметь обобщать и систематизировать знания по теме
анализ, обобщение и систематизация информации
Тест №2
МП Стр.303
(10б)
Модуль 3. Графическая информация и компьютер. Технология мультимедиа. (12ч)
23
Анализ тестирования. Компьютерная графика.
1
возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;
особенности растровой графики;
технология создания и редактирования графических объектов;
создание и редактирование графических объектов;
осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом;
умение самостоятельно выполнять упражнения;
создание информационных объектов для оформления учебной работы;
действовать по инструкции, алгоритму;
МП Стр. 279
§18
Д/з№12(3б)
24
Технические средства компьютерной графики.
1
МП Стр. 280
§19
Д/з№14(2б)
25
Практическая работа №10 «Сканирование изображения компьютерной графики».
1
МП Стр. 294
П/з№12(4б)
§19
26
Кодирование изображения.
1
МП Стр. 280
§20
Д/з№13(4б)
27
Растровая и векторная графика. Работа с графическим редактором растрового типа
1
§21,22
28
Практическая работа №11 «Работа с растровым ГР».
1
П/з№10(5б)
§21,22
29
Практическая работа №12 «Работа с векторным ГР».
1
МП Стр. 294
п/з№11(5б)
§21,22
30
Понятие мультимедиа.
0,5
понятие мультимедиа; принципы представления звука в памяти компьютера;
режимы создания и просмотра слайдов:
использование спецэффектов;
способы перехода слайдов, установка времени перехода слайдов; основные моменты демонстрации слайдов;
настраивать режимы документа, выбирать разметку слайда; создавать новую презентацию без помощи мастера и применения шаблонов;
изменять порядок слайдов;
настраивать анимацию;
применять спецэффекты;
создание информационных объектов для оформления учебной работы;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого характера;
умение готовить доклад с использованием средств ИКТ;
владение культурой речи;
МП Стр. 280
§23
Д/з№15(1)
Аналоговый и цифровой звук. Технические средства мультимедиа.
0,5
МП Стр. 281
§24-25
Д/з№16(3б)
31
Компьютерные презентации.
1
§26
32
Практическая работа №13 «Создание презентации с использованием текста, графики и звука».
1
МП Стр. 295
п/з№13(6б)
§26
33
Практическая работа №14 «Создание презентации».
1
МП Стр. 296
п/з №14(7б)
§26
34
Итоговое тестирование №4 «Графическая информация и компьютер. Технология мультимедиа»
1
Курс информатики и ИКТ 8 класса
Уметь обобщать и систематизировать знания по основным темам
умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи;
умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;
анализ, обобщение и систематизация информации;
Тест №3
МП Стр.305
(30б)
И9
№
ур
Изучаемый раздел,
тема урока
ч
Планируемые результаты
Используемый материал
Домашнее
задание
Дата
план
/факт.
знания
умения
ОУУН
и способы деятельности
Повторение и входящий контроль.2 ч
1
Правила техники безопасности. Повторение курса 8 класса
1
назначение информатики; понятие информации и информационного процесса; измерение информации; структурная схема ПК; технология обработки текстов
выполнение требований ТБ, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при рабо-те со средствами ИКТ; определение информационного объема текса;
организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда; умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи; умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;
2
Тест № 1 за курс 8 класса
1
Тестирование
МП Стр.305
Тест №3
Модуль 1.Компьютерные сети. Информационное моделирование. 15 ч
3
Анализ тестирования. Компьютерные сети.
1
понятие компьютерной сети;
назначение и принципы функционирования локальных и глобальных компьютерных сетей;
назначение и принципы работы электронной почты;
работа в локальной сети кабинета информатики и ИКТ;
работа в браузере;
осуществлять поиск информации в сети Интернет; пользоваться электронной почтой и файловыми архивами;
поиск информации в литературе и Интернете;
самостоятельный отбор источников информации для решения учебных и жизненных задач;
МП Стр. 335
§1,3
4
Практическая работа №1 «Работа в локальной сети».
1
МП Стр.359
п/з №1 (5б)
Д/з№ 1(4б)
5
Электронная почта, телеконференции, обмен файлами.
1
МП Стр. 336
§1-2-3
6
Практическая работа №2 «Работа с электронной почтой».
1
МП Стр.360
п/з № 2 (5б)
Д/з№ 2 (3б)
7
Интернет. Поиск информации в Интернет.
1
основные протоколы передачи данных;
назначение программы-браузера и её управляющих элементов;
технология поиска информации в сети Интернет;
создание простейших Web-страниц;
сопоставление, отбор и проверка информации, полученной из различных источников, в том числе СМИ;
преобразование информации одного вида в другой;
представление информации в оптимальной форме в зависимости от адресата;
передача информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
МП Стр.379
§4,5
8
Практическая работа №3 «Работа с WWW».
1
МП Стр.360
п/з №3 (6б)
Д/з№ 3 (4б)
9
Практическая работа №4 «Поиск информации в Интернет».
1
МП Стр.361
п/з №4 (7б)
Повторить определения §1-5
10
Практическая работа №5 «Создание простейшей Web-страницы».
1
МП Стр.362
п/з № 5 (7б)
§1-5 вопросы
11
Передача информации по техническим каналам связи. Архивирование и разархивирование файлов.
1
Схема Шеннона, кодирование и декодирование информации, шум и защита от шума, проблема сжатия данных, алгоритмы сжатия, программы - архиваторы
Создание нового архива, просмотр содержимого архива, добавление файлов уже в существующий архив, извлечение файлов из архива, удаление отдельных файлов из архива, создание самораспаковывающего архива, определение степени сжатия файлов, создание многотомного архива
Стр.290-297, 337
П1.1, 1.2
12
Практическая работа №6 «Архивирование и разархивирование файлов с использованием программы-архиватора».
1
МП Стр.363
п/з № 6 (5б)
Д/з№ 4 (3б)
13
Моделирование. Графические информационные модели.
1
основные виды классификации моделей;
основные типы информационных моделей;
основные этапы моделирования и последовательность их выполнения;
разработка схемы моделирования для любой задачи;
построение и исследование информационной модели, в том числе на компьютере;
выделение объекта управления и управляющего воздействия;
умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;
качественное и количественное описание изучаемого объекта;
проведение эксперимента; использование разных видов моделирования; выявление существенных признаков объекта;
МП Стр.338
§6, 7
Д/з№ 5 (3б)
14
Табличные модели.
1
МП Стр.339
§8
Д/з№ 6 (4б)
15
Информационное моделирование на компьютере.
1
МП Стр.340
§9
16
Практическая работа №7 «Проведение компьютерных экспериментов».
1
МП Стр.364
п/з № 7 (6б)
Д/з№ 7 (3б)
17
Тест № 2 по теме «Компьютерные сети. Компьютерное моделирование»
1
Тест1
МП Стр.379
(15б)
Модуль 2. Хранение и обработка информации в базах данных. 12 ч
18
Анализ тестирования. Базы данных и информационные системы.
1
понятие базы данных и ее основных элементов;
технология создание и редактирования баз данных;
технология поиска и замены данных, сортировки, группировки, фильтрации;
назначение и технология создания форм, отчетов, запросов;
создание и редактирование базы данных;
заполнение данными созданной структуры и проведение редактирования данных;
создание и редактирование формы;
осуществление выборки, сортировки и просмотра данных в режиме списка и формы;
реализация простых запросов на выборку данных в конструкторе запросов;
реализация запросов со сложными условиями выборки;
оперирование понятиями, суждениями;
установление причинно-следственных связей;
классификация информации;
умение составлять таблицы, схемы, графики;
умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;
качественное и количественное описание изучаемого объекта;
МП Стр.341
§10, 11
19
Практическая работа №8 «Работа с базой данных».
1
МП Стр.366
п/з № 8 (5б)
Д/з№ 8 (3б)
20
СУБД. Создание и заполнение баз данных.
1
МП Стр.342
§11(с.70-72), 12
21
Практическая работа №9 «Создание базы данных».
1
МП Стр.367
п/з № 9 (5б)
Д/з№ 9 (3б)
22
Условия выбора и простые логические выражения.
1
МП Стр.343
§13
23
Практическая работа №10«Формирование простых запросов к БД».
1
МП Стр.367
п/з № 10 (5б)
Д/з№ 10 (3б)
24
Условия выбора и сложные логические выражения.
1
МП Стр.344
§14
25
Практическая работа №11 «Формирование сложных запросов к БД».
1
МП Стр.368
п/з №11 (6б)
Д/з№ 11 (4б)
26
Сортировка записей, ключи сортировки.
1
МП Стр.345
§15
27
Практическая работа №12 «Создание запросов на удаление и изменение».
1
МП Стр.368
п/з № 12 (6б)
Д/з№ 12 (3б)
§10-15
28
Зачет по теме «База данных»
1
п/з
МП Стр.369
п/з № 13 (7б)
определения
29
Тест № 3 по теме «Хранение и обработка информации в базах данных»
1
Тест2
МП Стр.382
(20б)
Модуль3. Табличные вычисления на компьютере. 11 ч
30
Анализ тестирования. Двоичная система счисления.
1
типы систем счисления;
системы счисления, используемые в вычислительной технике; правила перевода чисел из десятичной системы счисления в системы счисления используемые в компьютере, и наоборот; назначение табличного процессора, его команд и режимов; объекты электронной таблицы и их характеристики, типы данных электронной таблицы; правила записи, использования и копирования формул и функций; технология создания, редактирования и форматирования табличного документа; понятия относительной и абсолютной ссылки; технология создания и редактирования диаграмм;
перевод десятичных чисел в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления;
перевод в двоичную систему счисления из десятичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления;
создание структуры ЭТ и заполнение её данными;
редактирование электронной таблицы;
использование шрифтового оформления и других операций форматирования;
запись формул и использование в них встроенных функций;
создание и редактирование диаграммы;
умение составлять таблицы, схемы, графики;
умение читать таблицу, диаграмму;
анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации;
составление на основе текста таблицы, графика;
определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;
МП Стр.345
§16
Д/з№ 13 (4б)
31
Представление чисел в памяти компьютера.
1
МП Стр.346
§17
Д/з№ 14 (4б)
32
Электронные таблицы.правила заполнения таблицы.
1
МП Стр.347
§18, 19
33
Практическая работа №13 «Работа с готовой ЭТ».
1
МП Стр.371
п/з № 14 (3б)
Д/з№ 15 (4б)
34
Работа с диапазонами. Относительная адресация.
1
МП Стр.347
§20
35
Практическая работа №14 «Использование функций. Сортировка таблиц».
1
МП Стр.372
п/з № 15 (6б)
Д/з№ 16 (4б)
36
Деловая графика. Условная функция. Логичекие функции и абсолютные адреса.
1
МП Стр.348
§21, 22
37
Практическая работа №15 «Построение диаграмм».
1
МП Стр.373
п/з № 16 (7б)
Д/з№ 17 (4б)
38
Математическое моделирование с использованием ЭТ.
1
МП Стр.349
§23, 24
39
Практическая работа №16 «Модель среде электронной таблицы».
1
МП Стр.374
п/з № 17 (7б)
Д/з№ 18 (2б)
§16-24
40
Тест №4 по теме «Табличные вычисления на компьютере»
1
Тест3
МП Стр.388
(20б)
Модуль 4. Управление и алгоритмы. 10 ч
41
Анализ тестирования. Управление и кибернетика. Определение и свойства алгоритма. Графический учебный исполнитель.
1
понятия объекта управления, управляющего воздействия, обратной связи;
структура замкнутой и разомкнутой систем управления;
назначение алгоритма и его определение;
структура основных алгоритмических конструкций;
представление алгоритма в виде блок-схемы;
основные стадии разработки алгоритма;
использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритмов;
работа в среде учебного исполнителя;
действовать по инструкции, алгоритму;
составлять алгоритмы;
анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации;
использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации;
логичность мышления;
умение работать в коллективе;
сравнение полученных результатов с учебной задачей;
владение компонентами доказательства;
формулирование проблемы и определение способов ее решения;
определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;
МП Стр.350
§25, 27, 28
42
Практическая работа №17 «Построение линейных алгоритмов».
1
МП Стр.374
п/з № 18 (5б)
Д/з№ 19 (4б)
43
Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.
1
МП Стр.351
§29
44
Практическая работа №18 «Работа с учебным исполнителем: использование вспомогательных алгоритмов».
1
МП Стр.375
п/з № 19 (5б)
Д/з№ 20 (6б)
45
Управление с обратной связью. Циклические алгоритмы.
1
МП Стр.352
§26, 30
46
Практическая работа №19 «Работа с циклами».
1
МП Стр.375
п/з № 20 (7б)
Д/з№ 21 (4б)
47
Ветвление и последовательная детализация алгоритма.
1
МП Стр.353
§31
48
Практическая работа №20 «Работа с ветвлением».
1
МП Стр.375
п/з № 21 (5б)
Д/з№ 22 (6б)
§25-31
49
Зачет по теме «Алгоритмизация»
1
п/з
МП Стр.375
п/ з №22 (8б)
50
Тест № 5 по теме «Управление и алгоритмы»
1
Тест 4
МП Стр.393
(20б)
Модуль 5. Программное управление работой компьютера. 12 ч
51
Анализ тестирования. Программирование. Алгоритмы работы с величинами.
1
назначение языков программирования;
алфавит языка программирования Pascal;
разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов;
выполнение действий по инструкции, алгоритму;
составление алгоритмов;
анализ и синтез, обобщение и классификация,
сравнение информации;
МП Стр.353
§32, 33
Д/з№ 23 (3б)
52
Линейные вычислительные алгоритмы. Знакомство с языком Паскаль.
1
МП Стр.354
§34, 35
53
Практическая работа №21 «Работа с готовыми программами на языке Паскаль».
1
объекты, с которыми работает программа (константы, переменные, функции, выражения, операторы и т.д.);
основные типы данных и операторы языка Паскаль;
определение массива, правила описания массивов, способы хранения и доступа к отдельным элементам массива;
владение основными приемами работы с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде;
использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации;
логичность мышления;
умение работать в коллективе;
сравнение полученных результатов с учебной задачей;
владение компонентами доказательства;
формулирование проблемы и определение способов ее решения;
определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;
МП Стр.376
п/з № 23 (4б)
Д/з№ 24 (6б)
54
Оператор ветвления.
1
МП Стр.355
§36, 37 (214-216), 38
55
Практическая работа №22 «Разработка программ с использованием операторов».
1
МП Стр.377
п/з № 24 (3б)
Д/з№ 25 (5б)
56
Практическая работа №23 «Программирование ветвлений на Паскале».
1
МП Стр.357, 377
п/з № 25 (3б)
§37 (216-217)
Д/з№ 26 (3б)
57
Программирование циклов. Агоритм Евклида.
1
МП Стр.357
§39, 40
58
Практическая работа №24 «Циклы в Паскале».
1
МП Стр.377
п/з № 26 (5б)
Д/з№ 27 (4б)
59
Таблицы и массивы. Массивы в Паскале.
1
МП Стр.357
§41, 42
Д/з№ 28 (4б)
60
Практическая работа №25 «Обработка одномерных массивов».
1
МП Стр.378
п/з № 27 (5б)
§43
61
Практическая работа №26 «Случайные числа»
1
МП Стр.378
п/з № 28 (5б)
§32-43
62
Тест № 6 по теме «Программное управление и работа компьютера»
1
Тест 5
МП Стр.402
Модуль 6. Информационные технологии и общество. 3 ч
62
Анализ тестирования. Предыстория информатики. История чисел и систем счисления.
1
характерные черты информационного общества и информационной культуры человека;
умение различать лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы;
умение применять коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности;
МП Стр.358
§44, 45
Д/з№ 29 (3б)
63
История ЭВМ и ИКТ.
1
МП Стр.358
§46, 47
Д/з№ 30 (2б)
64
Основы социальной информатики.
1
проблемы информационной безопасности;
правовые аспекты охраны программ и данных;
умение определять основные компоненты информационной культуры человека;
МП Стр.
§48, 49
Повторение. Итоговое тестирование.4 ч
65
Повторение темы «Компьютерные сети» и «Базы данных».
1
определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;
66
Решение задач по теме «Алгоритмизация и программирование».
1
67
Итоговое тестирование № 7 за курс 9 класса
1
Курс информатики и ИКТ 9 класса
Уметь обобщать и систематизировать знания по основным темам
умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи;
умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;
анализ, обобщение и систематизация информации;
Тест 6
МП Стр.407
(30б)
68
Анализ тестирования.
1
Анализировать ошибки
анализ, обобщение и систематизация информации
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
знать/понимать
сущность понятия «информация», ее основные виды;
вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
единицы измерения количества и скорости передачи информации:
программный принцип работы компьютера;
основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
- создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать презентации на основе шаблонов;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
Отметка
95% и более
отлично
80-94%%
хорошо
66-79%%
удовлетворительно
менее 66%
неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
- «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
I. Учебно-методический комплект
1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010. – 165 с: ил.
2. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011. – 341 с: ил.
3. Задачник-практикум по информатике в двух частях. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2012.
4. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
II. Литература для учителя.
1. Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2007.
2. Структурированный конспект базового курса. / Семакин И. Г.. Вараксин Г. С. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
3. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
III. Технические средства обучения.
1. Компьютер
2. Проектор
3. Принтер
4. Модем
5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
6. Сканер.
7. Web-камера.
8. Локальная вычислительная сеть.
VI. Программные средства.
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения
Простой редактор Web-страниц
Заголовок 115