Кружковое занятие Час занимательной химии


Час занимательной химии «Чудеса своими руками»
Вступительное слово учителя: Дорогие ребята! Сегодня здесь собрались ученики 5-11классов. У каждого из вас своя задача. Пятиклассники подготовили интересные опыты, они с сентября занимаются в химическом кружке. 9-11 класс поможет раскрыть секрет каждого «чуда». Ваша роль, 6-7 класс, заключается в том, чтобы решить для себя один вопрос: «интересная ли наука химия, хочется ли вам её изучать? Конечно, в химии, как в любой науке, кроме занимательного будет встречаться и трудное. Но трудно да интересно -это то, что мыслящему человеку как раз и нужно, чтобы ум наш не находился в праздности и лености, а постоянно трудился. В самом конце нашей встречи я задам вам один – единственный вопрос, и вы на него ответите. А теперь приступаем к чудесам.
Выходят 4 ученика.
1уч. Жарко здесь. Хочу я пить. У кого б воды спросить?
2уч. Я бы выпил очень много газировки без сиропа.
3уч. Ой. А я люблю с сиропом, только чтоб чуть-чуть с сиропом.
4уч. Братцы, мне нужна корова, молочка хочу парного.
Выходит 5 уч., в руках колба с жидкостью.
5уч. Вы ребята ,пить хотите? В колбе сказочная жидкость, чудеса мне по плечу, я ведь химию учу. Подставляйте-ка стаканы! Опыт точно проведём ,всё у нас по плану. Вот вода, вот газировка, вот парное молоко, получилось очень ловко, а секрет узнать легко.
Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов.
5уч. Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды, вы, пожалуйста не пейте ни сиропа, ни воды. В этом строгом кабинете есть серьёзные запреты. Все запомните, друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.
1,2,3,4 уч. Мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами.
5уч. Чудо первое свершилось, что в стаканах находилось?
1уч. А ответ совсем простой – был у меня стакан пустой.
2уч. У меня в стакане сода.
3уч. В моём – бария хлорид.
5уч. О чём это говорит? Угадай ,девятый класс. Мы надеемся на вас! Не составит вам труда понять, что в колбе…..кислота. Знаете, наверное, вы её название? Серная.
6уч. В чудесах химических я уже остёр, без огня , без спичек разведу костёр. Наложу лучинок – дров и костёр уже готов. Возьму в руку ватку, спиртом намочу, на костёр я капну: гори, так я хочу. (проделывает опыт «костёр без спичек»)
Я открою вам секрет, никакой тут тайны нет. Под костром припрятал здесь зажигательную смесь. Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами.
7уч. У меня спокойный опыт без огня и пламени. Буду задавать вопросы. Ребята, все внимание. (проделывает опыт с ф-ф)
Не страшны кислоты мне, даже очень сильные. Но в растворах щелочей становлюсь малиновым. Ярче сока всех малин, кто я? … фенолфталеин.(проделывает опыт с м-о).
В щелочах я очень жёлтый, а в кислотах очень красный. И в среде нейтральной – оранжевый прекрасный. Индикатор очень важный, как зовусь я? …метилоранжевый.
8уч. Мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами. На деревянную дощечку наливается вода, и химический стаканчик тоже ставится туда. Насыпаю в него соль, а ты, дружок, мешать изволь. Я считаю до пяти, а ты всё палочкой крути.Примёрз стакан химический, процесс эндотермический
9уч. Всё вода, снег да раствор, надоевший разговор. У меня другие планы разожгу на сетке пламя (поджигает горку песка, пропитанного спиртом).Я ещё не то умею, из песка полезут змеи. Страшные, кусачие, от страха не заплачете? Не боитесь? Ну смотрите. Не все сразу. Подождите. Чтобы змеек посмотреть, надо хорошо прогреть, а пока я их бужу, про другое расскажу.
Как-то летом очень долго у меня болело горло. Прописали от ангины полоскать фурацилином. Всё-таки прошла ангина, хоть я долго с ней сражалась. А того фурацилина две бутылочки осталось. Нынче мы белили стены, от извёстки руки мыли. Я решила в эту воду старое лекарство вылить. Удивилась я ужасно, даже вздрогнула когда стала рыжевато- красной известковая вода. Принесла остаток в школу, и теперь фурацилин щёлочь нам определяет, как и фенолфталеин. Не меняет цвет в воде, не меняет в кислоте, в щелочах фурацилин- яркий, будто апельсин.
(переходит вновь к опыту с «чёрными змеями»)
Спирт горит и выделяет очень много теплоты. Соду жаром разлагает он до углекислоты. Он обугливает сахар- вот откуда чернота. Пузырьками раздувает сахар эта углекислота. Всё понятно , ясно тут, змеи отчего ползут. Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами
10уч. Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь вселее. Мы сегодня открываем наше фотоателье. Мы готовы приступить к непростой работе. Моментально получить можем ваше фото. Вот на этот чистый лист посмотри внимательно, веселее улыбнись- это обязательно. Этот снимок проявить мы сумеем запросто, фотографию чуть сбрызнем из пуливелизатора.
Снова чистый лист бумаги, способ есть у нас другой, фотографию прогладим мы горячим утюгом. Посмотрите, видно всем? А секрет простой совсем. Здесь в работе помогал нам знакомый индикатор (показывает первое фото). Рисовали кислотой (показывает второе фото), а первый – раствором аммиака. Мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами.
11уч. Вот ещё одно развлечение: кто даст руку на отсечение? Жалко руку на отсечение, тогда нужен больной для лечения. Оперируем без боли, правда будет много крови. При каждой операции нужна стерилизация. Помогите, ассистент, дайте йод.
12уч. Один момент.
11уч. йодом смочим мы обильно, чтобы было всё стерильно. Не вертитесь пациент. Нож подайте ассистент. Посмотрите, прямо струйкой кровь течёт, а не вода. Но сейчас я вытру руку- от разреза ни следа.
12уч. сказку вспомнили слегка , про конька про горбунка. Там жар- птицыно перо Ване счастье принесло. Пришло время подивиться, как горит перо жар-птицы.(зажигает спирт в фарфоровых чашечках, с растворенными солями натрия, калия, меди, стронция и т.д. потом закрывает чашки асбестовой сеткой).
Отвечайте мне сейчас, почему огонь погас? Пламя без чего умрёт? Ему нужен…..кислород.
13уч. а сейчас , друзья, для вас по истории рассказ. Ночью или утром рано спали горожане, вдруг из кратера вулкана показалось пламя. Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы. Так под лавою и пеплом погиб город славный. Покажу вам, как сумею гибель города Помпеи. ( опыт «вулкан»)
Вам запомнится, ребята это извержение. Тип реакции здесь какой? (разложение)
2уч-13уч. наше время истекло. Но мы показали вам не всё, что умеем. Мы ещё умеем изгибать стеклянные трубки и сверлить резиновые пробки, говорить на химическом языке, медные монеты превращать в серебряные, устраивать грозу в пробирке, получать водород и кислород, взрывать гремучий газ. Этому и вы научитесь если с увлечением будете изучать самую интересную науку- химию.
Учитель: интересные секреты скрыты в этом кабинете. Жду вас в будущем году. Что мне скажите?
Уч-ся:Приду.