Методическая разработка по финансовой грамотности
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
с. Иргаклы
Степновского района
Ставропольского края
Краевой конкурс «Лучшая методическая разработка по финансовой грамотности»
Обобщающий урок - квест для учащихся 11 классов
«Юный бизнесмен»
Автор: Рудоманова Евгения Алексеевна-
учитель экономики и обществознания
высшей категории
Адрес: Ставропольский край, Степновский район, село Иргаклы,
улица Колхозная 3
2015/2016 уч.год.
Тема: "Юный бизнесмен"
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний
Вид урока: урок-квест.
Цели урока:
Образовательные – закрепление и осмысление изучаемого материала, формирование современного взгляда на проблемы создания фирмы, приобретение умений и навыков;
Развивающие - развитие познавательной активности и интереса к экономике, экономического мышления, способности критически осмысливать статистическую информацию; развитие умения вырабатывать собственное аргументированное мнение и применять полученные знания для определения рационального поведения в конкретных ситуациях;
Воспитательные – создание условий для формирования социально-ориентированной и значимой для общества личности; воспитание культуры общения, ответственности за принимаемые экономические решения и уважения к труду.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация Power Point, карточки с заданиями, таблицы.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Станция «Будем знакомы». (Задания для директора предприятия)
3. Станция «Получение лицензии». (Задания для юриста).
4. Станция «3аключение договора». (Задания для экономиста).
5. Станция «Эффективность производства». ( Задания для бухгалтера).
6. Станция «Реклама товара». ( Задания для рекламного агента).
7. Подведение итогов игры. Рефлексия.
8. Домашнее задание.
Ход урока:
Слайд 1 «Бизнес это игра,
величайшая игра в мире если вы знаете, как в нее играть».
Михаил Булгаков, русский писатель.
1. Организационный момент.
Удачный бизнес - предприятие мечты, предприятие экономической свободы, где работают трудолюбивые люди и умные руководители.
Предлагаю сегодня создать 3 предприятия из экономически одаренных личностей, хорошо усвоивших понятие «Бизнес».
Слайд 2
(15 учеников – участников игры разбирают карточки для деления на команды: «Индивидуальный предприниматель» - 5 штук, «Товарищество» - 5 штук, «Общество» - 5 штук. Создаются три равноценных «предприятия» из активных учащихся, все остальные – группа поддержки, жюри – 3-5 человек. Каждой команде предоставляется 1ряд (5 парт), каждая парта - станция для выполнения задания для определенной должности. Парты пронумерованы (номер конкурса), название конкурса и задание отображено на слайдах. Все задания выполняются группой, но ученик, занимающий данную должность, должен представить результат для зрителей и жюри.)
В экономике есть такое выражение “Голосовать рублем”. Но наше жюри будет сегодня голосовать не рублем, а «Эками». Они помогут вам с начальным капиталом.
Тот, кто справился с заданием первым, получает 100 Эков, второй получает 90 Эков, третий – 80. Но быстро не значит правильно. За каждую ошибку снимается 5 Эков. Жюри может поощрить хорошие и правильные ответы от 5 до 10 Эков.(Жюри после каждого конкурса оценивает команды )
Слайд 3
Вы заняли свои места и уже сформировали Фирму. Поэтому вам осталось только создать Обзорный раздел своего Бизнес-плана и раздать «портфели» сотрудникам фирмы.
Прежде чем перейти к встрече президентов фирм, я объявляю, что все его сотрудники должны уже включиться в работу.
Слайд 4
2. Станция «Будем знакомы». (Задания для директора предприятия)
(Первое задание выполняют всей командой)
«Умение обращаться с людьми - это товар, и я готов заплатить за него больше,
чем за что-либо другое на свете».
Рокфеллер Джон Девисон,
американский предприниматель, филантроп,
первый долларовый миллиардер в истории человечества.
Задание 1 Бизнес – план. Обзорный раздел.
- Наименование
- организационно-правовая форма ведения деятельности
- вид деятельности
- форма собственности
-распределение обязанностей:
Фамилия, имя
Директор
Бухгалтер
Экономист
Юрист
Рекламный агент
(Оценивается вид деятельности (степень необходимости в данной местности) + оригинальность названия).
- Какова цель создания вашей фирмы?
Слайд 5
- Какими ресурсами обладает ваша фирма?
Задание 2. Дополните схему
1.
2.
3.
4.
5.
Слайд 6
3. Станция «Получение лицензии». (Задания для юриста).
« Культура производства порождает
и культуру отношений между людьми».
И.А. Лихачев, директор автомобильного завода ЗИС
(ныне завод имени И. А. Лихачева)
Чтобы фирма начала свое существование, ей необходимо получить лицензию на осуществление своей деятельности.
Лицензия - это разрешение, выдаваемое государством на право той или иной хозяйственной деятельности.
Чтобы получить ее, необходимо ответить на вопросы комиссии по лицензированию.
Слайд 7
Задание 1. Найдите соответствующие определения к понятиям.
1
Физическое лицо
А
общественная добровольная организация граждан для общего ведения хозяйственной и другой деятельности, действует на основе самостоятельности, самоуправления и самофинансирования
2
Юридическое лицо
Б
учредительный документ, свод норм и правил, который включает общие положения, цели, предмет деятельности, характеризует материально-техническую базу и средства предприятия, органы управления и контроля, описывает производственную, финансово-хозяйственную деятельность, предусматривает условия реорганизации и прекращения деятельности
3
Индивидуальный предприниматель
В
организация, предприятие, которые отвечают определенным признакам, установленным законодательством какой-либо страны
4
Производственный кооператив
Г
самостоятельная инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли
5
Унитарное предприятие
Д
ф
·орма организации юридического лица: ООО, ОО
6
Учредительный договор
Е
коммерческая (государственная) организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ними
7
Устав
Ж
общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также связанные с ними некоммерческие отношения и отношения по государственному регулированию рыночной экономики
8
Предприниматель-ские правоотношения
З
соглашение сторон; закрепляет статус создаваемого предприятия, фиксирует уставный капитал и порядок его формирования, устанавливает порядок распределения доходов, обязанности сторон
9
Хозяйственное общество
И
форма организации юридического лица, капитал которого разделен на доли (вклады) учредителей
10
Хозяйственное товарищество
К
гражданин, человек, принимающий участие
в экономической деятельности и выступающий как полноправный субъект этой деятельности
11
Предприниматель-ство
Л
гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации (ИЧПБОЮЛ)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Задание 2. Назовите законы, регулирующие предпринимательскую деятельность
Слайд 8
4. Станция «3аключение договора». (Задания для экономиста).
«Секрет бизнеса знать то, чего не знает больше никто».
Аристотель Онассис,
греческий судовладелец, миллиардер
Некоторые зарубежные фирмы захотели с вами сотрудничать. Чтобы подписать с ними договор, необходимо определить денежные единицы этих стран. Если вы определяете правильно, значит, договор подписан. Если ошибетесь, вы можете подвести вашу фирму, так как курс каждой валюты разный по отношению к рублю.
Задание 1
№
Страна
Валюта
Ответ
Латвия
А
йена
-
Болгария
Б
рубль
-
Украина
В
крона
-
Франция
Г
песо
-
Китай
Д
динар
-
Польша
Е
песо
-
Индия
Ж
лев
-
США
З
злотый
-
Япония
И
лат
-
Великобритания
К
реал
-
Россия
Л
доллар
-
Чехия
М
юань
-
Ирак
Н
фунт стерлингов
-
Канада
О
евро
-
Аргентина
П
рупий
-
Бразилия
Р
гривна
-
Чили
С
канадский доллар
-
Слайд 9 Задание 2. Подсчитайте стоимость ваших сделок в долларах и в евро, если вы планировали потратить 1 млн. рублей на каждую.
Курс доллара - 62,83 ; курс евро -68,81.
Слайд 10
5. Станция «Эффективность производства». ( Задания для бухгалтеров).
«Если вы не получаете прибыли, значит, ваш труд никому не нужен».
Валерий Синельников,
писатель, гомеопат,
автор книг по улучшению качества жизни.
Слайд 11
Задание 1. Расшифровать и дать определение
О О Д Х Д
Т А Н Е Р
Г А Л О Н
Т Ы Т Р А З А
Б И Л Ь П Р Ы
Задание 2. Задача.
Доход предприятия за год составил 13 млн. рублей, а затраты производства – 8млн. 200 тыс. руб. Рассчитайте рентабельность его деятельности. Можно ли считать производство целесообразным с хозяйственной точки зрения?
Слайд 12
6. Станция «Реклама товара». ( Задания для рекламного агента).
«Чем бы ты ни владел, ты либо используешь это, либо теряешь!»
Генри Форд,
американский промышленник,
владелец заводов по производству автомобилей по всему миру,
изобретатель, автор 161 патента США.
Первоначальный капитал у вас уже есть, значит, можно запускать в продажу товар. Но вы знаете, что «не похвалишь - не продашь". То есть, двигатель торговли - это ... реклама. Без нее объем продаж будет незначительным. Поэтому вам необходимо прорекламировать свой товар так, чтобы всем захотелось его приобрести.
Задание .
1. На основе анализа условий своего региона (города, микрорайона) подготовить сегментацию предполагаемого рынка продукции:
А) географическую
Б) демографическую
В) психографическую
2. На основе результатов сегментации подготовить рекламную акцию своей продукции – уличная реклама, слоган, рекламный ролик и т.п.
Слайд 13
7. Подведение итогов игры. Рефлексия.
«Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу - разве это не прекрасно!»
Конфуций,
древний мыслитель и философ Китая.
Пока жюри подводит итоги мы пообщаемся с индивидуальным предпринимателем Крестьянско –фермерского хозяйства села Иргаклы Гиренко Владимиром Анатольевичем и узнаем с какими трудностями ему пришлось столкнуться при организации своего предприятия. Вы можете задать ему любые интересующие вас вопросы.
Слайд 14
(Подведение итогов. Награждение победителей)
Слайд 15
8. Домашнее задание. Для участников игры: составить логотип своего предприятия или торговую марку своему продукту.
Для болельщиков: написать эссе, темой которого будет понравившаяся цитата нашего урока.
Слайд 16
Спасибо за сотрудничество!
Литература:
1. Обществознание. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова. – М. : Просвещение, 2013.
2. Кайзер Ф.-Й. Методика преподавания экономических дисциплин: Основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения: Книга для учителя / Ф.-Й. Кайзер, Х. Камински. – Перев. с нем. – М.: Вита-Пресс, 2011. - 184 с.
3. Киреев А. Интерактивные уроки экономики: Пособие для учителя /Алексей Киреев. – М.: Вита – Пресс, 2009. – 144 с.
4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или Как открывать знания вместе с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002. – 168 с.
5. Экономика. Основы экономической теории : учеб. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений : профильный уровень образования : в 2 кн. Кн. 1 / под ред. С. И. Иванова. – М. : Вита-Пресс, 2007.
6. Экономика. 10–11 кл. : элективный курс «Организация и бизнес-планирование собственного дела» / авт.-сост. А. М. Каунов. – Волгоград : Учитель, 2007.
7. Обзор деловых игр // Креативная педагогика // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14- 2 -15
Рисунок 1
·