Программа внеурочной деятельности Литературная мастерская,или Проба пера (6 класс)


Программа внеурочной деятельности
«Литературная мастерская, или Проба пера»
Составила:
Ушакова Анна Геннадиевна,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Данная программа создана на основе программы внеурочной деятельности «Литературная мастерская, или Проба пера»
(автор - Безденежных М.А.). Содержание программы направлено на развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся средствами анализа и создания художественного текста.
В последнее время появился целый ряд отечественных и зарубежных исследований, посвященных одаренным детям. Разрабатываются различные тесты, реализуются программы (от президентских, региональных до программ частных, ориентированных на конкретное образовательное учреждение или даже группу учащихся). Но, к сожалению, говоря об одаренности, многие авторы (Д.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, B.C. Юркевич, Е. Гонг, Р. Милгрэм и др.) подразумевают, в первую очередь, высокий уровень интеллектуальных способностей (математических, лингвистических и т.п.), реже - художественных (речь идет, как правило, о музыке и живописи). Литературная же одаренность (в частности, способность к поэтическому творчеству) практически никем не предполагается, а значит, не диагностируется, не оценивается, системно не развивается.
Содержание и планируемые результаты реализации программы «Литературная мастерская, или Проба пера» объединяют общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное направления в воспитании и развитии детей с учетом социально-психологического статуса младшего подростка, на основе требований ФГОС.
Целью создания и работы школьной литературной мастерской (студии) является выявление литературно одаренных учащихся и дальнейшее развитие их творческих способностей.
Задачи:
-выявление детей, желающих заниматься в студии (в результате собеседования с учителями и / или родителями, анкетирования обучающихся и / или «живого» приглашения, например, после встречи учащихся всей параллели с известным поэтом);
-мотивация школьников к развитию аналитических и творческих способностей (через систему занимательных, творческих заданий, через осознание интересных перспектив — возможности участия в конкурсах, конференциях, фестивалях, реальности публикаций, общешкольной и даже мировой славы);
-развитие коммуникативных способностей школьников в результате вхождения в круг единомышленников, в процессе анализа и обсуждения результатов выполнения заданий, своих и чужих рукописей;
-развитие коммуникативных способностей и проективных умений школьников в процессе подготовки к выступлению на школьной (городской, региональной) научно-практической конференции по направлению «Литературное творчество», к участию в конкурсах, фестивалях, презентациях;
-развитие коммуникативных, проективных, редакторских умений школьников в процессе подготовки (редактирования) наиболее интересных произведений участников студии к публикации;
-формирование ценностного отношения к своему и чужому творчеству.
Количество часов: 34 занятия (1 час в неделю).
Категория участников: обучающиеся 5-6 классов, дети 11-12 лет.
Срок реализации: 1 год
Форма организации: литературная мастерская (студия)
Формы работы: лекции, практические занятия (собственно «мастерская»). индивидуальные литературные консультации, обсуждение, редактирование и рецензирование рукописей, экскурсии, творческие встречи, мастер-классы.
Итогом работы может быть выступление учащихся на школьной научно-практической конференции (направление «Литературное творчество»), участие студийцев в литературных конкурсах, фестивалях, презентациях, публикация произведений студийцев в школьной газете, оформление собственных поэтических или прозаических книжек (на правах рукописи).
Наиболее интересные рукописи (или отдельные произведения) могут быть рекомендованы к участию на городском и региональном этапах НПК в рамках НОУ «Поиск», к публикации в областных периодических изданиях и молодёжных коллективных сборниках.Планируемые результаты реализации программы
Личностные:
-понимание определяющей роли русского языка и литературы в развитии творческих и интеллектуальных способностей и моральных качеств личности;
-осознание эстетической ценности русского языка и литературы:
-осознание эстетической ценности лучших произведений омских авторов;
-пополнение словарного запаса, усвоение грамматических средств, позволяющих свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения (в том числе, в собственном творчестве);
-развитие способности к самооценке и оценке па основе наблюдения за собственной и «чужой» художественной речью.
Метапредметные:
-владение всеми видами речевой деятельности;
-способность использовать родной язык как средство получения знаний по поэтике, психологии творчества, литературе, краеведению. применять полученные знания, умения, навыки при анализе собственных и чужих произведений, создании собственного текста;
-коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе освоения теоретического материала, обсуждения результатов анализа собственных и чужих текстов, презентации собственных и чужих произведений, в том числе овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения.
Предметные:
-представление об основных функциях языка (в том числе, эстетической), о связи языка и культуры народа (в том числе, на региональном уровне), о роли языка в жизни человека и общества;
-освоение базовых понятий лингвистики и литературоведения (язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; стили речи, жанры; текст, типы текста и т.д.);
-овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, изобразительно-выразительными средствами языка;
-способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе художественных текстов (в том числе собственных).
Очевидно, что успешная реализация данной программы позволяет обучающимся достичь результатов всех трёх традиционно выделяемых уровней, поскольку:
1)студийцы приобретают знания в области поэтики, учатся применять полученные знания па практике (при анализе и сопоставлении чужих и создании собственных произведений);
2)приобретают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям (русскому языку и литературе, процессу творчества, «малой» родине и др.) в процессе общения с мастерами слова и студийцами, в ходе подготовки и реализации совместных проектов;
3)школьники приобретают опыт самостоятельного общественного действия, участвуя в презентациях, конкурсах, конференциях, фестивалях и пр.
Тематическое планирование
№ Тема Ауд. Внеауд. Планируемые предметные результаты обучения Планируемые метапредметные результаты обучения Планируемые личностные результаты обучения
1-2 Вводное занятие (литературное творчество, роды и жанры литературы) 1 1 представление об основных
функциях языка (в том числе, эстетической),
о связи языка и
культуры народа
(в том числе, на региональном уровне), о роли языка в жизни человека и общества; способность использовать родной язык как средство получения знаний по поэтике, психологии творчества, литературе, краеведению. применять полученные знания, умения, навыки при анализе собственных и чужих произведений, создании собственного текста;
пополнение словарного запаса, усвоение грамматических средств, позволяющих свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения (в том числе, в собственном творчестве);
-развитие способности к самооценке и оценке па основе наблюдения за собственной и «чужой» художественной речью.
3 Основы стихосложения. По каким законам создаются поэтические произведения. Каковы основные темы стихотворений. 1 освоение базовых понятий лингвистики и литературоведения (язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; стили речи, жанры; текст, типы текста и т.д.); коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе освоения теоретического материала, обсуждения результатов анализа собственных и чужих текстов, презентации собственных и чужих произведений, в том числе овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения. пополнение словарного запаса, усвоение грамматических средств, позволяющих свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения (в том числе, в собственном творчестве);
-развитие способности к самооценке и оценке па основе наблюдения за собственной и «чужой» художественной речью.
4
5 Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, гекзаметре, амфибрахии, анапесте.
Практическая работа 2 освоение базовых понятий лингвистики и литературоведения (язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; стили речи, жанры; текст, типы текста и т.д.); владение всеми видами речевой деятельности;
-способность использовать родной язык как средство получения знаний по поэтике, психологии творчества, литературе, краеведению. применять полученные знания, умения, навыки при анализе собственных и чужих произведений, создании собственного текста; осознание эстетической ценности русского языка и литературы; понимание определяющей роли русского языка и литературы в развитии творческих и интеллектуальных способностей и моральных качеств личности;
6
7 Понятие о рифме. Рифма мужская и женская. Рифма парная, перекрестная, окольцовка.Практическая работа 2 представление об основных функциях языка (в том числе, эстетической), о связи языка и культуры народа (в том числе, на региональном уровне), о роли языка в жизни человека и общества; способность использовать родной язык как средство получения знаний по поэтике, психологии творчества, литературе, краеведению. применять полученные знания, умения, навыки при анализе собственных и чужих произведений, создании собственного текста;
пополнение словарного запаса, усвоение грамматических средств, позволяющих свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения (в том числе, в собственном творчестве);
-развитие способности к самооценке и оценке па основе наблюдения за собственной и «чужой» художественной речью.
8
9 Строфа. Разновидности строфы. Онегинская строфа. 2 овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, изобразительно-выразительными средствами языка; владение всеми видами речевой деятельности;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по поэтике, психологии творчества, литературе, краеведению. применять полученные знания, умения, навыки при анализе собственных и чужих произведений, создании собственного текста; осознание эстетической ценности русского языка и литературы:
понимание определяющей роли русского языка и литературы в развитии творческих и интеллектуальных способностей и моральных качеств личности;
10
11
12 Средства художественной выразительности. Тропы. Эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон. 3 овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, изобразительно-выразительными средствами языка; способность использовать родной язык как средство получения знаний по поэтике, психологии творчества, литературе, краеведению. применять полученные знания, умения, навыки при анализе собственных и чужих произведений, создании собственного текста;
пополнение словарного запаса, усвоение грамматических средств, позволяющих свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения (в том числе, в собственном творчестве);
-развитие способности к самооценке и оценке па основе наблюдения за собственной и «чужой» художественной речью.
13
14
15 Поэтические фигуры. Инверсия, сравнительный оборот, риторический вопрос, восклицание. 3 освоение базовых понятий лингвистики и литературоведения (язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; стили речи, жанры; текст, типы текста и т.д.); владение всеми видами речевой деятельности;
-способность использовать родной язык как средство получения знаний по поэтике, психологии творчества, литературе, краеведению. применять полученные знания, умения, навыки при анализе собственных и чужих произведений, создании собственного текста; осознание эстетической ценности русского языка и литературы:
понимание определяющей роли русского языка и литературы в развитии творческих и интеллектуальных способностей и моральных качеств личности;
16
17 Практическая работа. Анализ стихотворения по определению средств художественной выразительности. 2 представление об основных функциях языка (в том числе, эстетической), о связи языка и культуры народа (в том числе, на региональном уровне), о роли языка в жизни человека и общества; способность использовать родной язык как средство получения знаний по поэтике, психологии творчества, литературе, краеведению. применять полученные знания, умения, навыки при анализе собственных и чужих произведений, создании собственного текста;
-коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе освоения теоретического материала, обсуждения результатов анализа собственных и чужих текстов, презентации собственных и чужих произведений, в том числе овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения. осознание эстетической ценности русского языка и литературы:
понимание определяющей роли русского языка и литературы в развитии творческих и интеллектуальных способностей и моральных качеств личности;
18
19 Жанры лирических произведений. Поэма, баллада, басня, элегия, ода, ноктюрн, стансы, песня, эпитафия, эпиграмма, рубаи, сонет.2 овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, изобразительно-выразительными средствами языка; способность использовать родной язык как средство получения знаний по поэтике, психологии творчества, литературе, краеведению. применять полученные знания, умения, навыки при анализе собственных и чужих произведений, создании собственного текста;
пополнение словарного запаса, усвоение грамматических средств, позволяющих свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения (в том числе, в собственном творчестве);
-развитие способности к самооценке и оценке па основе наблюдения за собственной и «чужой» художественной речью.
20
21 Практическая работа. Определение жанров лирических произведений разных авторов. 2 способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе художественных текстов (в том числе собственных).
способность использовать родной язык как средство получения знаний по поэтике, психологии творчества, литературе, краеведению. применять полученные знания, умения, навыки при анализе собственных и чужих произведений, создании собственного текста;
осознание эстетической ценности русского языка и литературы:
понимание определяющей роли русского языка и литературы в развитии творческих и интеллектуальных способностей и моральных качеств личности;
22-25 Музыка в поэзии. Поэтическое творчество.
Проба пера. Создание произведений различных жанров. 2 2 представление об основных функциях языка (в том числе, эстетической), о связи языка и культуры народа (в том числе, на региональном уровне), о роли языка в жизни человека и общества; способность использовать родной язык как средство получения знаний по поэтике, психологии творчества, литературе, краеведению. применять полученные знания, умения, навыки при анализе собственных и чужих произведений, создании собственного текста;
пополнение словарного запаса, усвоение грамматических средств, позволяющих свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения (в том числе, в собственном творчестве);
-развитие способности к самооценке и оценке па основе наблюдения за собственной и «чужой» художественной речью.
26 Обсуждение произведений студийцев («темная» — обсуждение сборной рукописи первых опытов студийцев, без указания авторства произведений) 1 овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, изобразительно-выразительными средствами языка; -коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе освоения теоретического материала, обсуждения результатов анализа собственных и чужих текстов, презентации собственных и чужих произведений, в том числе овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения. понимание определяющей роли русского языка и литературы в развитии творческих и интеллектуальных способностей и моральных качеств личности; осознание эстетической ценности русского языка и литературы:
27 Мини-конференция- открытое обсуждения индивидуальных или коллективных рукописей) 1 способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе художественных текстов (в том числе собственных).
способность использовать родной язык как средство получения знаний по поэтике, психологии творчества, литературе, краеведению. применять полученные знания, умения, навыки при анализе собственных и чужих произведений, создании собственного текста;
осознание эстетической ценности русского языка и литературы
28-29 Подготовка к изданию (на правах рукописи) коллективного сборника произведений студийцев (отбор материала, редактирование, оформление, набор, тиражирование) 1 1 овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, изобразительно-выразительными средствами языка; способность использовать родной язык как средство получения знаний по поэтике, психологии творчества, литературе, краеведению. применять полученные знания, умения, навыки при анализе собственных и чужих произведений, создании собственного текста;
-коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе освоения теоретического материала, обсуждения результатов анализа собственных и чужих текстов, презентации собственных и чужих произведений, в том числе овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения. пополнение словарного запаса, усвоение грамматических средств, позволяющих свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения (в том числе, в собственном творчестве);
-развитие способности к самооценке и оценке па основе наблюдения за собственной и «чужой» художественной речью.
30-31 Подведение итогов работы студии. 1 1 способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе художественных текстов (в том числе собственных).
владение всеми видами речевой деятельности;
-способность использовать родной язык как средство получения знаний по поэтике, психологии творчества, литературе, краеведению. применять полученные знания, умения, навыки при анализе собственных и чужих произведений, создании собственного текста; осознание эстетической ценности русского языка и литературы
32-34 Подготовка к презентации коллективного сборника произведений студийцев (в классе, школе, Доме творчества) 2 1 способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе художественных текстов (в том числе собственных).
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе освоения теоретического материала, обсуждения результатов анализа собственных и чужих текстов, презентации собственных и чужих произведений, в том числе овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения. понимание определяющей роли русского языка и литературы в развитии творческих и интеллектуальных способностей и моральных качеств личности;
Итого: 34 часа 28 6 Содержание программы
1.Вводное занятие (2 часа)
Литературное творчество, роды и жанры литературы.
2. Теоретические и практические занятия.(19 часов).
Звукопись, рифма, ритм, образ, изобразительно-выразительные возможности разных уровней языка— на материале лучших произведений российской, в том числе омской литературы)
3. Музыка в поэзии. Поэтическое творчество.(4 часа)
Проба пера. Создание произведений различных жанров.
4.Анализ выполненных работ (2 часа).
Обсуждение произведений студийцев («темная» — обсуждение сборной рукописи первых опытов студийцев, без указания авторства произведений; «читательские конференции» — открытые обсуждения индивидуальных или коллективных рукописей).Мини-конференция.
5.Творческая работа (4 часа)
Подготовка к изданию (на правах рукописи) коллективного сборника произведений студийцев (отбор материала, редактирование, оформление, набор, тиражирование)
6. Итоговое мероприятие (3 часа) - презентация коллективного сборника произведений учащихся.Подготовка к презентации коллективного сборника произведений студийцев (в классе, школе, Доме творчестваа)
Список литературы
Основная литература (для учителя и ученика)
1.Альбеткова Р.И. Русская словесность. 5 (6, 7, 8,9) кл. — М.: Дрофа, 2000 (и др. изд.).
2.Булавина М.А., Безденежных М.А., Рудакова З.И., Мартынова О Ф. История края в словесности: Хрестоматия. 5-6 класс / Под ред. М.А. Булавиной. Ч. 1, 2. — Омск; ОО ИПКРО, 1999-2000 (и др. изд.).
3.Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Уч. пособие для учащихся 10-11 кл. гимназий и лицеев гуманитарной направленности. — М.: Просвещение, 1995 (или др. изд.). 
4.Горшков Л.И Русская словесность: От слова к словесности: Сб. задач и упражнений. Пособие для уч-ся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. — М.. Просвещение, 1997.
5.Культура Омского Прииртышья: Литература Омского Прииртышья: хрестоматия: к 2 ч. Ч. 1, 5-9 кл., ч. 2, 10-11 кл. / сост. Ю.П. Зародова и др. — Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2007.
6 Культура Омского Прииртышья: Язык и речь жителей Омского Прииртышья. История края в словесности: хрестоматия. 10-11 кл. / М.А. Булавина, З.И. Рудакова. — Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2007.
7.Культура Омского Прииртышья: Язык и речь жителей Омского Прииртышья. Слово. Живая хронология: хрестоматия. 5 кл. / М.А. Булавина, З.И. Рудакова. —Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2007.
8.Лозинская Т.П. Лингвистический анализ на уроках русского языка. 5-6 класс. — М.: Московский лицей, Брянск: Курсив, 1997.
9.Львова С И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя —М.: Дрофа, 1996 (или др. изд-я).
10.Омск поэтический: хрестоматия / Автор-составитель М.А. Безденежных. — Омск БОУДПО «ИРООО», 2009.
Дополнительная литература (для учителя)
1.Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учеб. для вузов. — М., Екатеринбург, 2004.
2.Бабенко Л.Г, Казарин Ю.В. Филологический анализ текста. Практикум /' Под ред. Л.Г. Бабенко. — М., Екатеринбург, 2003.
3.Безденежных М.А. Вкус слова: Методические рекомендации к курсу «Лингвистический анализ поэтического текста». В 2 ч. Ч. 1. — Омск: ОО ИПКРО, 2003.
4.Бонди С. М. Черновики Пушкина. Статьи 1930-1970 гг. — М.: Просвещение, 1971.
5.Брюсов В.Я. Ремесло поэта: Статьи о русской поэзии. — М.: Современник, 1981.
6.Виноградов В В. Проблемы русской стилистики. — М.: Высшая школа, 1981
7.Вкус слова — 2: Хрестоматия (тексты для чтения и анализа). —Омск: ОО ИПКРО, 2003.
8.Вкус слова — 3: Методическое пособие для учителей / Под ред. М.А. Безденежных. — Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2006.
9.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М. Наука, 1981.
10.Гаспаров M.J1. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. — М.: Наука, 1984.
11.Григорьев В.II. Поэтика слова. На материале русской советской поэзии. — М.: Наука, 1985.
12.Поббенет И.В. Основы филологической интерпретации литературно-художественного текста — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
13.Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. — 4-е изд., исп. — М.: Флинта, Наука, 2002.
14Жижина А.Д. Русская лирика: Восприятие — интерпретация — отклик: 10-11 кл. — М.. Вентана-Граф, 2008. (Элективные курсы).
15Журавлев А.П. Звук и смысл: Книга для внеклассного чтения (8-10 кл.). — М.: Просвещение, 1991 (1981).
16Земская Е.А., Китайгородская M B., Розанова П.Н. Особенности мужской и женской речи // Русский язык и его функционирование / Под ред. Е.А. Земской, Д.Н. Шмелева — М., 1993. С. 90-136.
17. Зимина Е.А. Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста. 10-11 кл.: учеб. пособие / Е.А. Зинина. — М.: Дрофа, 2007. (Элективные курсы).
18 Квятковский А.П. Поэтический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1966.
19.Кирилина Л.В Тендер: лингвистические аспекты. — N4.: Институт социологии РАН, 1999.
20.Колшанский Г.В. Контекстная семантика. — М., 1980.
21.Купина 11. А. Лингвистический анализ художественного текста. — М.: Просвещение, 1980.
22.Купина Н.А., Николина Н А. Филологический анализ художественного текста. Практикум. —М. 2003.
23.Кучина Т.Г. Современный отечественный литературный процесс. 11 кл.: учеб. пособие / Т.Г. Кучина. — М.: Дрофа, 2006. (Элективные курсы).
24.Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. — СПб.: Искусство, 1996.
25.Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий: Пособие для учителя. — Л.: Просвещение, 1983.
26.Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа: Учеб. для филол. спец. вузов — М.: Издательство «Ось — 89», i 999.
27.Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие. — М., 2003.
28.Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. — М.: Русский язык, 1988.
29.Одинцов В.В. Стилистика текста. — М„ 1980.
30.Поповская (Лисоченко) Л.В. Лингвистический анализ художественного текста в вузе: Учеб. пособие дня студ филол. фак-тов. 2-е изд., доп. и перераб. — Ростов-на- Дону: Феникс, 2006.
31.Русова Н.Ю., Шевцов В.А. Читаем русскую лирику: Хрестоматия с пояснениями. Пособие для учащихся 8-11 кл., учителей и абитуриентов. — Нижний Новгород: Деком, 1996.
32.Русская литература XX века в зеркале пародии: Антология. — М.: Высшая школа, 1993.
33 Современная русская литература: Элективный курс: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. Б.А. Лапина. — М.: Вентана-Граф, 2005.
34. Солганик Г.Я. От слова к тексту. — М.: Просвещение, 1993.
35Слово — образ — смысл: филологический анализ литературного произведения. 10- 11 кл.: учеб. пособие / В.Ф. Чертов, Е.М. Виноградова, F..A. Яблоков, A.M. Антипо ва; под ред В.Ф. Чертова. — М.: Дрофа, 2006. (Элективные курсы).
36Топоров В Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтиче- ского: Избранное. — М.. 1995.
37.Функционирование языковых единиц в контексте. —Воронеж: Изд-во ВГУ, 1978.
38.Шанский П.М. Лингвистический анализ художественного текста. — Л.: Просвещение, 1990.
39.Шмелев Д.И. Слово и образ. — М.: Паука, 1964.
40.Язык как творчество. Сборник статей к 70-летию В. П. Григорьева. — М.: ИРЯ РАН, 1996.
41 Языковые процессы современной русской художественной литературы. Поэзия. — М.: Наука, 1977.